Влияние труда на развитие ребенка
Влияние труда взрослых на развитие ребёнка
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.
В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда персонала, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать животворные примеры старших, возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей.
Первый путь широко практикуется в детском саду ― это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т.д. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек и т. п.
Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд.
В какой мере возможна организация труда взрослых при детях и даже совместно с ними, что это дает в воспитательном отношении и каковы принципы, конкретное содержание и формы подобной совместной деятельности взрослых и детей?
Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то мы имеем в виду такую работу, где для детей достаточно нагляден либо результат труда (сделанная вещь, порядок и чистота после уборки, стирки и т.д.), либо конкретные трудовые действия (вскапывание земли, кормление животных и т.п.).
Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель (и другие взрослые) выступает не только в качество лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.
Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т.п.), а также различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, и нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.
Источник
Виноградова Елена Александровна,
воспитатель МБДОУ №121 г.Оренбурга
Роль труда в формировании личности дошкольника
А. С. Макаренко писал: «Труд − всегда был основой для человеческой жизни и культуры».
Труд, в широком смысле, − это слияние порывов души и энергии, ума и рук, отношения человека к человеку и человека к коллективу. Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направлено на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.
Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.
Мысль «я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство удивления перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В напряжении физических сил воспитывается благородство души, честь, достоинство. Семья – первый родник, от которого рождаются чувства и убеждения. Ребенок, который вырос в атмосфере потребительского счастья, становится невосприимчивым к слову, призыву, внушению, поучению, напутствию. Человеческая жизнь начинается тогда, когда ребенок делает не то, что хочется, а то, что нужно семье, обществу.
Трудовое воспитание – это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка, именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности.
Понимая тему труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах затрагивали эту тему Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский.
«Радость труда − могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. В труде распространяется богатство человеческих отношений». (Я.А. Коменский)
К.Д. Ушинский отмечал: «Труд − важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения».
В своих работах Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, − это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: « Труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей».
В трудовой деятельности дошкольники овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладевать новыми умениями и навыками.
В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид.
Трудовая деятельность закаливает детей физически, так как многие ее виды дети выполняют на воздухе. Они становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.
Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей. Содержание хозяйственно-бытового труда детей 4-5 лет значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.
В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подбирать необходимый инвентарь, удобно его размещать, приводить всё в порядок после работы. Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. В огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
Для детей 6-7 лет в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности.
Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным, друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. В процессе работы дошкольники знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Педагог дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда.
Воспитатель рекомендует родителям, учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной ( общей, совместной) трудовой деятельности.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Совместная деятельность — еще один метод ознакомления детей с трудом взрослых. Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаемым детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Наиболее благоприятные условия складываются тогда, когда взрослый вовлекает детей в организуемый трудовой процесс, давая детям посильные поручения, налаживая сотрудничество. Дети выполняют отдельные трудовые поручения, для детей постепенно вводятся дежурства.
Работы, которые могут быть выполнены детьми совместно с воспитателями:
1. Уход за растениями.
2. Починка игрушек.
3. Подготовка к продуктивной деятельности.
Необходимо соблюдать требования к организации детского труда:
1. Систематичность детского труда. Каждый вид труда способствует развитию личности, но вместе с тем позволяет решать и свои специфические задачи. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы обеспечивалось равномерное распределение всех видов труда и систематическое участие в них каждого ребенка
2. Постепенность рабочей нагрузки. Величина нагрузки влияет на отношение ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком малая нагрузка не доставляет чувства «мышечной радости», что также затрудняет воспитание положительного отношения к труду. Очень важно учитывать нагрузку, которую может испытать ребенок, выполняя трудовые задания. Опасно перегружать детей. Недопустимо, чтобы ребенок поднимал слишком тяжелые для него ведра с водой, песком, долго и много копал, продолжительный отрезок времени находился в одной позе и т. п. Утомление не только снижает интерес к труду, но и вредит здоровью.
3. Подбор оборудования для труда. Оборудование для труда должно быть удобным, соответствовать возможностям детей. Хорошо подобранный инвентарь, имеющий привлекательный внешний вид, дающий возможность ребенку выполнить задание аккуратно, получить результат, располагает его к деятельности, вызывает желание трудиться. Размещается оборудование так, чтобы детям было удобно его взять, использовать, привести в порядок и положить на место. Существуют определенные требования к трудовому оборудованию – к их размеру, материалу, окраске – и к организации труда дошкольников. Это обстоятельство способствует более четкой организации труда, своевременному включению в труд.
4. Создание в группе трудовой атмосферы. Повседневная жизнь ребенка в детском саду наполнена трудовой деятельностью. Это требует от ребенка трудовых усилий, а от воспитателя – постоянного внимания к тому, насколько тщательно и своевременно выполняют трудовые поручения (обязанности) его воспитанники, какое отношение при этом проявляют к вещам, порядку, сверстникам. Принимаясь за любое дело, воспитатель организует и детей на его выполнение. Так он создает в группе атмосферу постоянной занятости, постоянного стремления к полезному делу.
Для того, чтобы дети трудились с удовольствием необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.
Список литературы.
- Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005.
- Макаренко А.С. лекции о воспитании детей. Педсочинения, т 4, т 8.
- Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
Источник
Влияние труда взрослых на развитие детей дошкольного возраста.
Обучение детей трудовым навыкам – это лишь одна из сторон деятельности педагога. Другой, наиболее важной стороной является формирование нравственных качеств у дошкольников. Ведь результат труда – чисто вымытые растения, новые поделки из природного материала, отремонтированные книги – завист не только от наличия тех или иных навыков, но и от умений детей прилагать усилия, старания, волю, от влияния тех мотивов, которые руководили ими в процессе деятельности. Если это забывается, труд остаётся, нейтральным процессом, не оказывающим влияния на нравственное воспитание.
Показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использование его возможности для нравственного воспитания дошкольников – одна из наиболее важных задач педагога детского сада.
Постоянным видом труда дошкольников является самообслуживание. Несмотря на будничность, отсутствие видимых результатов, он является важным средством воспитания трудолюбия. Дети одеваются и раздеваются, готовятся к обеду и самостоятельной деятельности сегодня так же как вчера. И именно в этом наложены большие возможности для воспитания. Потому что сегодня, как и вчера, надо одеваться аккуратно, не забыть за собой задвинуть стульчик самостоятельно, без напоминания убрать игрушку, книгу, а в случае нечаянной оплошности – приложить усилия и исправить, починить, т.е. проявить старательность, бережливость. Многократные упражнения создают достаточные условия для закрепления умений, влияют на развитие нравственных качеств.
Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность ребёнка в детском саду: и тогда, когда готовит удобное место для занятий, а в конце убирает всё за собой, и когда готовиться к игре или заканчивает её, и когда собирается на прогулку или помогает другу, взрослому. Любая деятельность сопряжена с трудовыми усилиями и заключает в себе большие воспитательные возможности.
Трудолюбие непременно сопряжено с воспитанием у ребёнка бережливости: беречь труд няни, игрушки, свой костюм, который стирал, гладила мама. Этому надо учить ребёнка с раннего возраста, иначе он никогда не оценит труд окружающих.
Воспитанию бережливости помогает представление о том, что любая вещь – результат труда. Если дети с детства узнают, что нелегко вырастить, например: сад, сшить, изготовить любую вещь, что в каждую из них вложен труд человека, они наиболее глубоко осознают их цену. А сочетание знаний и собственной практики формируют упражнение к труду.
Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиями и строителей, и работников транспорта. В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются возможности для воспитания у детей трудовых навыков и умений. К шести годам дети овладевают многими навыками, они самостоятельны в самообслуживании и выполнении элементарных обязанностей. Дети проявляют нарастающий интерес к трудовой деятельности, и она в их жизни занимает всё большее место. Благодаря этому существенно возрастает значение примера взрослых. На старших детей он может оказывать более сильное воздействие, чем на детей младшего и среднего дошкольного возраста. Старших дошкольников можно знакомить со многими видами труда и привлекать их к посильному участию в этом труде.
Старшие дошкольники деятельны, активны; наблюдая труд взрослых, они всегда стремятся принять в нём участие, пусть самое ограниченное. Поэтому, имея ввиду старшие группы, нужно говорить не о труде взрослых в присутствии детей, а скорее совместной деятельности с разной степенью участия в ней детей.
При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами:
– труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым;
– он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения;
– в нём должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с известным разделением функций каждого участника.
Естественность, жизненная целесообразность труда – это важнейшие условия успешной организации совместного труда взрослых и детей. Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе. Намечая дела совместного взрослого и детей, важно учитывать для совместного взрослого и детей, важно учитывать соответствие работы общепедагогическим принципам и требованиям гигиены. Дети не должны выполнять работы, требующие большой нагрузки, неудобных поз, напряжения зрения, а так же монотонных, однообразных действий. Последнее требование – это осуществление естественного разделения труда между взрослыми и детьми.
Очень важно учитывать, в какие взаимоотношения вступают между собой взрослые и дети, какие формы принимает это сотрудничество. Формы сотрудничества зависят от конкретного содержания работы и возраста детей, а так же от того, сколько взрослых и кто именно принимает участие в труде. В процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и такое сочетание уровней активности взрослых и детей, степени их участия в труде, которое способствовало бы заимствованию ребёнком опыта старших и в то же время побуждало его к самостоятельности в работе.
Какое воспитательное влияние оказывает совместный труд на развитие детей? Влияние совместной работы детей и взрослых отчетливо оказалось на приобретении детьми трудовых умений. Действия взрослых, производимые естественно и многократно на глазах детей, вызывают у них активное подражание. В такой ситуации детей легче понимают, что требуется делать, быстрее овладевают умением.
Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример взрослых. Жизненная наглядность обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний.
Наблюдения за трудом взрослых оказываются особо действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Наблюдения за трудом взрослых положительно влияют на поведение детей, на их отношение к людям, вещам. Дети осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; стараются не сорить; если кто-то насорит, без напоминания сами за собой убирает.
Дети которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут и больше ценить и труд взрослых. У них постепенно будет формироваться психологическая готовность к труду.
Источник