Влияние типа семьи на развитие ребенка подростка

Влияние типа семьи на развитие ребенка подростка thumbnail

Влияние семейного воспитания на ребенка

Определение 1

Семейное воспитание – это совокупность процессов воздействия на ребенка со стороны родителей и других членов семьи с целью его социализации.

Семья, с точки зрения психологии, обуславливает первичную социализацию ребенка, а вторичной социализацией занимаются детский сад, школа, высшее учебное заведение. Безусловно, что первичная социализация будет важнее.

Первичная социализация предполагает освоение языка и эмоционального строя, освоение ценностных норм и содержательных представлений общества. Первичная социализация формирует у ребенка социальную ответственность и умение подчинять свое индивидуальное общему.

В формировании личности ребенка семья играет определяющую роль, причем на каждом возрастном этапе эта роль меняется и имеет специфические особенности.

Характер общения ребенок усваивает в семье, поэтому ответственность за воспитание способности к человеческому общению лежит на родителях. Заботу друг о друге, навык решения семейного конфликта, нравственное воспитание, ребенок может приобрести только в здоровой семье. Успешность воспитания подростка в семье во многом зависит и от включение подростка в хозяйственную деятельность.

Когда родители со своими правами и обязанностями не справляются, в семье возникает дисгармония, приводящая к дисфункциональности. В результате возникает дезадаптация ребенка, следствием которой является десоциализация, что характерно для современного общества. Родители, понимающие, что от них зависит формирование личности ребенка, что их поступки и поведение способствуют этому формированию, будут вести себя соответственно.

Структура личности формируется в процессе взаимоотношений с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни ребенка, входя в мир своих родных, он перенимает их нормы поведения. Родители закладывают фундамент первых контактов, на который надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие подростка.

Замечание 1

Таким образом, можно сказать, что главнейшая функция семьи состоит в создании условий для развития личностей ее членов.

Семья для ребенка – это первая педагогическая система, в которую он попадает и находится в ней постоянно, а это значит, что любое действие родителей имеет воспитательное значение. Семейное воспитание по своей сути уникально, что проявляется в его непрерывности, продолжительности, эмоциональном характере и устойчивом влиянии. Однако сегодня в мире воспитательный потенциал семьи снижается, что можно объяснить целым рядом причин:

  • трудовая занятость родителей и, как следствие, нехватка времени на воспитание;
  • отсутствие времени на общение и совместное времяпрепровождение;
  • отчуждение между поколениями, что является следствием ценностных различий;
  • растущее влияние внешних факторов на микроклимат семьи.

Значительное влияние имеют и личностные особенности родителей, такие как противоречивость личности, неадекватная самооценка, неуверенность, эгоцентризм, негибкость мышления и др.

Замечание 2

От того, как родители относятся к ребенку, будет зависеть отношение ребенка к самому себе в будущем.

Родительские установки и типы семейных отношений

Под стилем воспитания понимается отношение к детям и к воспитанию как таковому. Родительская установка или позиция относится к конкретному ребенку.

Специалисты выделяют 4 типа родительских установок:

  1. Принятие и любовь, когда ребенок становится центром интересов, и родители много времени посвящают ребенку, проявляя к нему большую нежность и занимаясь совместными делами. При такой установке ребенок ощущает чувство близости и развивается нормально;

  2. Установка явного отвержения, при которой родители говорят о своей ненависти к ребенку, проявляют невнимательность и жестокость, избегая контактов. Установка явного отвержения формирует эмоционально неразвитую агрессивную личность, с преступными наклонностями;

  3. Излишняя требовательность проявляется в девизе – не хочу ребенка таким, какой он есть. Исходя из этого, родители критикуют и придираются к ребенку по всякому поводу, похвалы не бывает, а это в будущем ведет к фрустрации и неуверенности в себе;

  4. Позиция чрезмерной опеки и её девиз – для своего ребенка сделаю абсолютно всё и вою жизнь посвящу только ему. Воспитание ребенка при данной позиции отличается большими поблажками или ограничением свободы. Данная установка приводит к тому, что ребенок вырастает инфантильным, несамостоятельным.

Что касается типа семейных отношений, то это чисто педагогическое поведение родителей – это приемы, способы, методы воспитания.

Психологи выделяют следующие типы семейных отношений:

  • Диктат – подразумевает, что как надо жить, ребенку диктуют родители. Безусловно, данный тип семейного воспитания оказывает негативное влияние на развитие инициативы, чувства собственного достоинства, веры в себя. Развивается неадекватная самооценка, неудовлетворенность потребностей, включая саморазвитие, самоутверждение, самореализацию;

  • Опека говорит о чрезмерной заботе родителей, при которой, возможно, ребенок будет не готов к жизни, он не несет ответственности, объективно и субъективно неблагополучен, во-вторых, может иметь деспотическую направленность характера;

  • Невмешательство характеризуется тем, что родителям безразлична жизнь ребенка. В глазах ребенка они не имеют авторитета, а последствием является отчуждение ребенка;

  • Конфронтация предполагает противоборство родителей и ребенка, когда каждая сторона отстаивает свое мнение – результатом такого воспитания является неадекватная самооценка, негативные качества личности, такие как грубость, скандальность, цинизм и др.;

  • Сотрудничество – это оптимальный тип воспитания для успешной и благополучной социализации личности, это самоуважение, взаимодействие и сотрудничество семьи.

Стили семейного воспитания, влияющие на формирование личности подростка

Главная задача семейного воспитания состоит в создании благоприятных условий для духовного, физического, нравственного развития ребенка, а принципами являются гуманность, открытость и доверительность, разумная требовательность, помощь и поддержка.

Однако далеко не все родители следуют главной задаче и принципам воспитания.

Специалисты выделяют 3 основных педагогических стиля воспитания ребенка в семье:

  • авторитарный,
  • попустительский,
  • демократический.
Читайте также:  Оценка физического развития ребенка таблица

Рисунок 1. Стили семейного воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При авторитарном стиле родители используют свою власть и подавляют ребенка, а в итоге ребенок вырастает пассивный, мрачный, недоверчивый.

Попустительский стиль говорит сам за себя – ребенок предоставлен сам себе, потому что родители им занимаются мало. Ребенок, воспитанный в этом стиле, не отличается упорством, он не умеет строить планы и достигать цели.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют интересы ребенка, развивают его способности, поэтому ребенок растет любознательным во всех сферах и активным, отличается самостоятельностью.

Кроме основных стилей семейного воспитания, существует расширенная их классификация.

Стиль «Кумир семьи», когда ребенок находится в центре внимания и ему всё позволено. Такой стиль способствует воспитанию эгоиста с неадекватной самооценкой.

Стиль «Золушка» – ребенка постоянно наказывают и ругают, без эмоциональной поддержки. В будущем ребенок будет забитый и тихий с заниженной самооценкой и скрытой агрессией.

При гиперопеке право выбора у ребенка отсутствует, все вопросы за него решают родители, а ему остается расти пассивным и абсолютно не готовым к самостоятельной жизни. Гипоопека предполагает самотек в воспитании, его воспитывают все, кроме родителей и здесь множество вариантов развития, к сожалению, неблагополучных.

Попустительско-снисходительный стиль воспитания убеждает ребенка в том, что «ему ничего не будет», а при стиле круговой обороны родители не замечают неприемлемого поведения со стороны своего ребенка и считают, что он всегда прав.

Педантично-подозрительный стиль проявляется в тотальном контроле и недоверии, что делает ребенка нервным, агрессивным, тревожным.

Не лучше и жестко авторитарный стиль воспитания, когда у ребенка нет права голоса, нет выбора, и он растет стеснительным, замкнутым и, часто, агрессивным.

Что касается увещевательного стиля воспитания, то родительская позиция проявляется только на словах – ребенок сам себе хозяин. Такой стиль воспитания, как расширенная сфера родительских чувств нарушает личное пространство ребенка, не давая ему возможности иметь личные тайны, а это чревато внутренними конфликтами, агрессией, недоверием к людям.

Источник

Почти все исследования отмечают, что родители оказывают огромное влияние на поведение подростков. Практически все подростки считают себя частью своих семей.

Во многих современных исследованиях выявлены виды семейных отношений, которые оказывают различное влияние на развитие личности подростка. В. Сатир, обобщив опыт своей психотерапевтической работы, выделила два типа семей – «зрелые» и «проблемные». «Зрелые» семьи отличаются от «проблемных» тем, что «родители верят: изменения неизбежны – и в развитии детей, и в жизни взрослых. Они принимают изменения как неотъемлемую часть бытия». [14, стр. 52]

Подросток оценивает родительскую любовь и заботу, судя по количеству времени, которое они готовы тратить на него, судя по интересу, который они проявляют к его жизни, по их готовности и желанию быть рядом с ним. Родительская поддержка способствует высокой самооценки и успехам в учебе, благодаря поддержки родителей у подростка могут стать доверительные отношение с семьей. Однако если же семья не уделяет много времени и внимания своему ребенку, у него могут развиться комплексы неполноценности, ребенок станет плохо учиться, и станет совершать импульсивные поступки.

Пример:

«Я капитан команды, но ещё ни разу ни отец, ни мать не пришли посмотреть, как я играю. То они слишком заняты, то слишком устали, то некому посидеть с младшей сестрой. В школе мной все восхищаются, девчонки так и вертятся около раздевалки, малыши даже просят автографы…Но какое это имеет значение, если двум самым близким людям до этого нет дела!» [13, стр. 423]

Подростки ждут поддержки, дружеского отношения, внимания от родителей. Но в плане общения с подростками надо найти «золотую середину», так как, если постоянно навязывать свое общество, подростки наоборот начнут отдаляться. Они любят проводить время с друзьями, и не любят, когда родители пытаются взять эту роль на себя. Они нуждаются в опоре, поддержке и заинтересованности взрослых, а не в сверстниках в их лице.

Чем старше подростки, тем меньше проявляется любовь родителей по отношению к ним: они не уделяют внимание, почти не тратят свое время, в общем, не участвуют в жизни своих детей. Это часто связано с тем, что взрослые не считаются с мнением своих детей, считают себя более опытными в жизни, им кажется, что подросток ещё просто маленький ребенок, без своего мнения и т.п. Исследования показали, чем родители уважительнее относятся к своим детям, считаются с их мнением, тем в семье будет спокойнее атмосфера.

Очень важно уметь сопереживать, понимать и слушать детей в подростковом возрасте. Некоторые семьи показывают абсолютное равнодушие к переживаниям своих детей. Подросткам очень важно знать, что родители отнесутся к их переживаниям с пониманием и серьёзностью. Им необходимо сопереживание со стороны родителей, если у них «несчастная любовь», понимание, если те получили плохую оценку в школе, необходимо выслушать своего ребенка, если у того проблемы с друзьями, все это очень важно для подростка, ведь для него это существенные проблемы и к ним не стоит относиться со скепсисом. Важно, чтобы подросток чувствовал поддержку со стороны родителей и доверял им, как можно большее.

Читайте также:  Особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста познание

Пример:

«Мы хотим, чтобы к родителям можно было прийти со своими проблемами и быть уверенными, что нас поймут. Многие родители просто не слушают нас, даже не дают возможности что-либо объяснить. Им не мешает хотя бы иногда смотреть на вещи с нашей позиции» [13, стр. 424]

Исследования показали (Olsen, 2000), что подростки чаще всего обращаются к матерям за советом, нежели к отцам. Они больше сопереживают, с пониманием относятся к проблемам детей, с ними проще разговаривать, отцы чаще всего относятся с осуждением. В семье крайне важно общение. [13, стр. 445]

Недоверие является одним из раздражающих факторов для подростков. Им важно знать, что родители доверяют им свои какие-то секреты, свои проблемы, т.е. ничего не скрывают от них. Некоторые родители не доверяют своим детям, так как проецируют на них проблемы своего прошлого, тревоги, чувство вины, пишет Ф. Райс.

Например, матери, которые родили ребенка вне браке, очень недоверчивы в сексуальном плане. Вообще для подростков очень важно, чтобы родители им доверяли в интимных отношениях. Нужно разговаривать на тему взаимоотношений полов. В подростковом возрасте начинает формироваться отношение к противоположному полу и важно показать подростку, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя.

Но помимо абсолютного доверия к ребенку, крайне важно и проявлять заботу. Существует термин «стиль привязанности»подростка. Ф. Райс делит привязанность на три основных стиля: безопасный, небезопасный тревожный, небезопасный избегающий. [13, стр. 427]

Подростки с безопасной привязанностью открытые для общения, доверчивые, обычно воспитывались родителями, проявляющими заботу, любовь. Такие дети уверены в себе, социально адаптированы, хорошо успевают в школе. Подростки с небезопасной тревожной привязанностью, воспитаны родителями, которые постоянно были рядом с детьми. Эти дети, которые озлобленные, не уверенные во взаимоотношениях, которые боятся быть брошенными. Подростки с небезопасной избегающей привязанностью обычно отстранены от других людей, бояться разочарований. Родители таких детей были холодными и безразличными.

Так же существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют и применяют рукоприкладство. У подростков в таких семьях устанавливается стойкая враждебность к родителям, трудности в общение со с окружающим миром, недоверие к взрослым.

Так же Ф. Райс говорит о том, что в семье очень важны эмоции, любовь и положительные аффекты (аффект – те эмоции, которые «бушуют» внутри семьи [13, стр. 425]).

Аффекты могут быть положительными и отрицательными. Положительный аффект связан с привязанностью, любовью, близостью в семье. Отрицательный аффект связан с враждебностью, холодностью. В семье, где отрицательные аффекты царит безразличие, родители мало проявляют свою любовь, по крайне мере внешне она никак не проявляется, они не обнимают детей, не целуют, не хвалят и т.д. Поэтому Ф. Райс считает, что подростки нуждаются и во внешней любви, т.е. во внешних проявлениях.

Одна девочка сказала: «Я даже не помню, чтобы родители когда-нибудь сказали, что любят меня. Наверное, они думают, что я и так это знаю; а мне так хочется, чтобы они хотя бы изредка говорили мне, что меня любят, или как-нибудь иначе давали мне это понять» [13, стр. 425].

Если не проявлять внешнюю любовь, дети могут закрыться, стать замкнутыми, либо же изголодаются и станут одержимыми мыслью о том, где достать любовь. Подростки пользуются разными методами, чтобы привлечь внимание родителей, методы, как положительные, так и отрицательные. Они могут специально пакостничать, делать то, что раздражает родителей, вести себя якобы, как плохие дети, но все это идет от того, что им чего-то не хватает, не хватает внимания. Либо же подростки, наоборот, получают хорошие оценки, из кожи вон лезут, делать все правильно, не ошибаться, только для того, чтобы родители их похвалили, заметили.

Для подростков важно признание и одобрение со стороны родителей. Родители часто критикуют своих детей, не показывая своего одобрения по отношению к их действиям. В особенности, подросткам хочется, чтобы их принимали такими как они есть, прощали им ошибки, не ругали за их недостатки. Необходимо относится к ребенку как к взрослому человеку.

Родителям лучше всего проявлять гибкость к своим детям, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей, так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье.

Конечно, влияние семьи на подростка очень велико. Родителям необходимо найти наиболее лучший вариант взаимодействия с их ребенком, учитывать его желания, прислушиваться к его мнению, а главное воспринимать таким, каким он есть. Необходимо понимать, что подростковый период закончится, и за это время нужно успеть дать ребенку все самое необходимое, в плане эмоций, ценностей, принципов. Ведь в подростковом возрасте закладываются основные ценности, которые в последующем будут сопровождать человека.

Источник

Известное выражение Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»,- убеждает, что семья – понятие многозначное. [5, с. 22]. И семьи бывают не только счастливыми или несчастливыми. Они могут быть разными по составу: полными и неполными, многодетными и с одним ребёнком; по характеру отношений и возможностям: благополучными и неблагополучными.

Читайте также:  Развитие ребенка с титрами

Существуют разные трактовки понятия «благополучная». Одни специалисты в области психологии и педагогики считают, что благополучная семья – это та, в которой отношения между членами семьи основываются на доверии, доброжелательности, уважении друг к другу; другие к этой проблеме подходят гораздо шире. Создание всех условий для нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения воспитательной и репродуктивной функций они считают основными характеристиками благополучной семьи.

Благополучные семьи подразделяются на: 1) педагогически грамотные и 2) позитивно ориентированные, неблагополучные на 1) конфликтные, 2) аморальные и 3) педагогически несостоятельные. Каждая из названных семей обладает своей спецификой, разным воспитательным потенциалом, что обуславливает особый характер взаимодействия педагогов с членами этих семей. [19,c.56]

Неблагополучная семья.

Неблагополучной семьёй называется такая, в которой нарушены отношения между родителями, родителями и детьми, которая обладает низким воспитательным потенциалом.

В неблагополучной семье можно выделить две противоположные тенденции, характерные для отношений между родителями и детьми (именно эти отношения представляют сферу интереса и влияния педагогов).

Первая тенденция связана с тем, что родители в неблагополучных семьях безразлично относятся к своим детям, крайне мало уделяют им внимания, не стремятся наладить взаимоотношения, основанные на доверии и понимании. Дети таких родителей представлены, как правило, сами себе.

Польские психологи, исследуя зависимость развития личности от родителей, обнаружили, что выделенная тенденция проявляется через две позиции родителей: 1) отторжение ребёнка; 2) отстранение от отношений с ним. Они выявили, что данные позиции оказывают прямое влияние на формирование таких личностных качеств ребёнка, как страх, беспомощность, недоверие, хвастливость, склонность к асоциальному поведению и т.п. [20,c.176]

Вторая тенденция отношений между родителями и детьми в неблагополучной семье связана с гиперопекой со стороны родителей (одного родителя) или членов семьи и проявляется в следующем: чрезмерной требовательности по отношению к ребёнку и чрезмерном оберегании ребёнка. Воспитание детей с таких позиций формирует у них неуверенность, повышенную впечатлительность, покорность, инфантилизм, высокомерие, завышенную самооценку, с одной стороны, и трусливость, податливость чужому влиянию, внушаемость – с другой.

Неблагополучной с психологической точки зрения будет и такая семья, в которой главным методом воспитания является наказание. К сожалению, специалисты отмечают рост числа таких семей. Детский врач и психотерапевт С.Я. Долецкий ввёл понятие «синдром опасного обращения с детьми» (СООД), т.е. такое отношение к ребёнку, когда возникает угроза его развитию в целом, поскольку затрагивается интеллектуальная, психическая, физическая сферы.[ 4, с.123]

Дети из семей с жестоким обращением и насилием растут пугливыми, слезливыми, настороженными и недоверчивыми. Они не уверены в своих возможностях, лишены присущей их возрасту непосредственности и жизнерадостности. Зачастую педагоги принимают таких школьников за несообразительных и даже умственно отсталых. Но на самом деле они просто угнетены своей боязнью и несостоятельностью. Они могут быть жестокими, мстительными, агрессивными, избирать поведение с названными проявлениями как способ психологической самозащиты.

В неблагополучных семьях родители не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей. Они нуждаются в квалифицированной помощи, систематической и целенаправленной работе с ними. [5, с. 24].

Неполная семья.

Неполной семьёй называется та, которая состоит из отца или матери. Она имеет свои особенности, которые нужно принимать во внимание, чтобы не совершать ошибок в воспитании и обучении детей, находящихся в таких семьях. Специфика учебно-воспитательного процесса проявляется уже в характере причин, приведших к появлению неполных семей: смерть одного из супругов, внебрачная рождаемость, развод (распад брака).

Воспитательные возможности неполной семьи значительно ограничены. Это обусловлено многими причинами: низким материальным доходом, дефицитом близких отношений и общения, отсутствием контроля со стороны родителя (отца или матери), проявлением иногда чрезмерной любви или её недостатком, высокой конфликтностью (низкая успеваемость, нежелание заниматься домашними делами, грубость).

Специалистами выявлено, что дефицит мужского влияния в неполных семьях приводит к нарушению гармонического развития интеллектуальной сферы детей. В результате страдают их математические, аналитические способности; становится менее выразительным процесс половой идентификации мальчиков и девочек; может формироваться излишняя привязанность к матери.

Самая серьёзная проблема неполной семьи – не отсутствие мужчины, а отсутствие отношений между уважающими, любящими друг друга мужчиной и женщиной, свидетелями которых являются дети. Несмотря на причины, которые привели к распаду брака, важно сохранить ради ребёнка доброжелательные и уважительные отношения между отцом и матерью. Однако далеко не все родители понимают это. [17,c.45]

Следует понимать, что подрывая в глазах сына или дочери авторитет отца, мать тем самым способствует изменению отношения ребёнка к себе; тогда становится возможной драматическая ситуация – потеря авторитета обоих родителей как воспитателей.

Каждая неполная семья по-своему особенна, не смотря на то, что причины появления таких семей могут быть в основном общими. Особенности неполных семей выражаются в отношениях между родителями после развода, родителями и детьми, особенны в каждом отдельном случае материальные, педагогические и другие возможности семьи. [5, с. 31].

Таким образом, можно сделать вывод, что различные типы семей оказывают на развитие ребёнка и становление его личности определённое влияние. Для того, чтобы процесс воспитания в неполных и неблагополучных семьях протекал правильно, необходима систематическая и целенаправленная работа педагога с такими семьями.

Источник