Влияние типа семьи на развитие ребенка
Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
Педагог – психолог: Тищенко Т. Д.
Авторитарный тип
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- Ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинить родительской воле;
- У родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка;
- Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь;
Скачать конспект
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
- При достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей;
- Вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он также будет послушен и управляем;
- Став взрослым, либо сам приобретает весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным;
Гиперопекающий тип
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов семьи.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- У родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу;
- Они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям;
- До начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным;
В дальнейшем это может привести к тому, что:
- Ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающей от той, что была в его семье;
- Он станет инфантильно – потребительски относиться к миру;
- Будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет;
- Ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые в последствии все же настигнут его в реальной жизни.
Гипоопекающий тип
Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки» потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- Родители по началу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка;
- Ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
- Отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других;
- Отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Педагог – психолог: Тищенко Т. Д.
Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг к другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско – родительских отношений:
- Жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной заботы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком;
- Отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, не родительского авторитета априори;
- Родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.
Однако в дальнейшем ребенок:
- Вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям;
- Осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения;
- Приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
Источник
«Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско-родительских отношений
Цель: Способствовать гармонизации стиля воспитания и развитию эффективности взаимодействия детско-родительских отношений.
Ведущий: Здравствуйте, рада встрече с Вами! Давайте познакомимся.
Знакомство.
Упражнение: «Полина-пицца-Прага».
Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.
Каждый участник по очереди называет свое имя, и на первую букву своего имени называет блюдо (любимое, или любое другое) и город. Следующий участник называет все три слова всех предыдущих участников, а потом свои.
Ведущий: Сегодня мы с вами обсудим влияние семьи на развитие ребенка, оценим свою собственную стратегию семейного воспитания, узнаем много нового и полезного. И каждому из нас есть чем поделиться с другими семьями, своими знаниями, умениями, своим опытом успешного воспитания детей.
Группа сидит в кругу. Ведущий (он единственный стоит, для него нет стула) обращается к участникам: – Я хочу предложить вам начать встречу с игры, которая покажет нам, насколько при всех различиях и непохожести, мы, родители, сталкиваемся с подобными проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания…
Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: Вовлечь участников в активное партнерское взаимодействие, неформальный процесс знакомства. Способствовать сплочению группы на базе обнаружения сходных свойств, качеств, признаков.
Лучше узнать друг друга нам поможет игра «Поменяйтесь местами те, кто…». Играют в нее так: я начну с какого-то заявления, которое касается моего родительского опыта. Скажем, начну примерно так: – Поменяйтесь местами те, кто… имеет сыновей! Все, кто является родителем сыновей, должны встать и очень быстро поменяться местами (пересесть на другое место).
Ключ: поменяйтесь местами те,: …кто читает детям перед сном, …кто любит путешествовать вместе с детьми, …кто имеет трех детей, …кому сложно развлекать детей и придумывать им игры, …кто знает имена хотя бы троих друзей своего ребенка, …кто считает, что дети должны участвовать в планировании семейного бюджета, …кто любит стряпать для своих близких, …кто считает, что домашние животные – надежные помощники в воспитании детей, …кто считает себя хорошим родителем и др.).
Лекция
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.
Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.
Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Влияние семьи:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий развития ребенка. Она дает ребенку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессовых ситуациях. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Родители влияют на поведение ребенка, поощряли осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребенка.
Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…
Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка.
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как ребенок овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделенную со взрослым.
Таким образом, организуя деятельность ребенка, родителям целесообразно учитывать, каким образом создать для него ситуацию успеха, благодаря которой происходит субъективное переживание приобретенных достижений, сколь бы малы они ни были. Эффективным окажется положительное подкрепление намерений ребенка, авансирование успеха, акцентирование внимания на положительных чертах ребенка, усиление мотива деятельности. Ощущение успеха создает у ребенка атмосферу эмоционального подъема, а это, в свою очередь, инициирует активность, стимулирует желание трудиться (учиться, играть).
Тест «Стратегии семейного воспитания» (методика С. Степанов)
Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.
Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?
А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
Б. Преимущественно воспитанием.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
В. Абсолютно с этим согласен (дети воспитывают своих родителей).
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)
Б. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
В. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
В. Если попросит, можно и дать.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
Б. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
Б. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
В. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Дочь(сын)-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее (его)?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
В. Расстроюсь
Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.
Обработка и интерпретация результатов
Посчитайте выбранные Вами варианты ответов. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Если больше ответов А, то у Вас преобладает авторитарный стиль родительского поведения (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный); если Б – авторитетный (принимающий, демократический); В – либеральный стиль (бесконтрольный, попустительский); Г – индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).
Авторитарный стиль воспитания (А): дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия.
Авторитетный стиль (Б): дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Либеральный стиль воспитания (В): дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляется неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными и творческими людьми.
Индифферентный стиль воспитания (Г): ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его к себе любыми способами, в точности и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничего не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявлять склонность к девиантному поведению.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Спасибо за внимание!
(Более подробно вы можете прочитать в своих бланках-ответах)
Упражнение «У меня к тебе вопрос!»
Цель: Способствовать вниманию на партнере, расширению фокуса родительского восприятия, возникновению личных и групповых интеракций. Активизировать готовность открыто и непредвзято обсуждать родительские проблемы, подходы к воспитанию, воспринимать чужое мнение и выражать свое; Помочь родителям встретиться с их внутренней силой и слабостью, понять возможности и осознать «границы» этих возможностей.
Материалы и оборудование: доска, маркеры, бумага и ручки для участников.
Ход упражнения
Это упражнение нужно проводить после того, как в группе состоялось хотя бы начальное знакомство.
Ведущий предлагает участникам группы подумать и записать на листке три вопроса, связанные с родительством, семейным воспитанием. Это могут быть вопросы к конкретному человеку в группе или ко всем участникам либо вопросы «вообще», не обращенные ни к кому специально, но заботящие участника…
После того как вопросы записаны, ведущий предлагает каждому по очереди задать свой вопрос. Выслушивается ответ того, кому вопрос был задан, или же тех, кто готов на него ответить. По завершении первого круга вопросов приглашаем группу к обсуждению второго круга. Даже если упражнение затянулось и нет времени услышать и ответить на все три вопроса, задача уже достигнута: каждый сфокусирован на актуальных задачах своего родительства. Обдумывая свои вопросы-ответы, участники группы вовлечены в размышления о том, что происходит в их семьях!
Примеры вопросов:
Как бабушки-дедушки участвуют в вашей семье в воспитании детей?
Что делать, если младший брат постоянно колотит старшего?
В какие кружки вы посоветуете записать моего пятилетнего сына?
Дочка не отлипает от компьютера. Помогите! Не знаю, что делать!!!
Как быть интересной для своего ребенка?
Дочка не засыпает, если мы не укладываем ее в постель вместе с собой. Это, наверное, плохо?
Как вы решаете дома вопрос с карманными деньгами?
Мой – такой модник, что ползарплаты уходит на его шмотки. Что делать?
Сын спросил, люблю ли я по-прежнему его отца, моего мужа… А мы решили подавать на развод… как быть?
Нужно ли платить ребенку за выполнение домашних обязанностей: вынес мусор, помыл машину, убрал квартиру?..
Как видно из примеров, вопросы, задаваемые в группе, очень конкретны. Порой на их базе внимательный ведущий может выстроить разнообразную, а главное – актуальную для конкретных родителей программу встреч.
Стимулирование внутригруппового диалога и взаимообогащения, взаимовнимания, взаимоподдержки играют в родительской группе важнейшую функцию. С помощью такого упражнения ведущий сообщает группе, что он – не гуру, не «академик воспитания», что и он, как обычный человек и родитель, не застрахован от ошибок… Главный посыл, заключенный в этом упражнении, – будь открыт новому, учись у других без боязни, будь щедр в передаче своего успешного опыта!
Вопросы для обсуждения:
Что показалось вам наиболее интересным в этом упражнении?
Нашли ли вы ответы на свои вопросы?
Кажется ли вам прошедшее упражнение полезным, важным, актуальным? Что вы думаете по поводу своего участия в обсуждении?
Были ли заданы вопросы, услышаны ответы, с которыми вы солидарны? Были ли ответы, с которыми вы категорически не согласны, и почему? Как относиться к такой ситуации неприятия?
Было ли что-то, что вас удивило в ходе упражнения? Что обрадовало? Заставило задуматься?
Ведущий: В завершении нашей встречи хочу раздать вам листок с заповедями, которые составил для родителей великий педагог-гуманист Януш Корчак и провести еще одно упражнение
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
(Януш Корчак)
Упражнение «Я хороший родитель, потому что….»
Цель: Закончить семинар-практикум на позитивном восприятии родителями своих детей.
Участники, начиная с фразы: «Я хороший родитель, потому что….», говорят о себе, о своих успехах в воспитании (выделить положительное в процессе воспитания ребенка).
Обратная связь.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Колокольчик» г.Янаул
муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17, 5-43-08
E-mail: Det_sad_7@mail.ru
Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru
«Влияние семьи на развитие ребенка. Основные типы детско-родительских отношений»
(практическая деятельность детей и родителей)
Выполнила: педагог-психолог
МАДОУ ДС №7 «Колокольчик» г. Янаул
Валимухаметова Г. К.
Янаул, 2018
Источник