Влияние телевизора на ребенка 1 год

Влияние телевизора на ребенка 1 год thumbnail

Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция – подвижные игры, игры для развития все органов чувств – именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.

Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция – она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.

Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).

В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.

Кто-то может возразить – уже несколько поколений выросло с телевизором – и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.

Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь – больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит – все вокруг такие.

Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации – слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.

Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.

Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз – это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.

Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.

Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.

Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.

В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.

Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.

Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.

Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.

Конечно, телевизор удобен родителям – именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.

Источник

Многие родители считают телевизор непременным атрибутом современной жизни и приобщают к его просмотру детей с раннего возраста. Нередко телевизор заменяет им няню на время, пока нужно заняться делами по дому, в то время как дети заняты просмотром мультфильмов или передач. Не многие из родителей реально оценивают негативное влияние телевизора на психику малышей, они считают, что современные устройства не могут вызвать болезни глаз или иные патологии, но так ли это на самом деле?

Читайте также:  Сердечная недостаточность у ребенка 1 года

Дети и телевизор

Этот предмет бытовой техники рассматривается как практически обязательный элемент интерьера, ну у кого из нас дома нет телевизора, а то и двух-трех сразу? Детей этот чудо-ящичек завораживает – ведь картинки, особенно рекламные, там яркие, динамично меняются и насаждают малышам и взрослым особое мнение. Ребенку нравятся яркие мультики, смена звука и цвета, это привлекает внимание крошки, хотя событий на экране он может не понимать совсем. Для детей до трех лет этот коробочек представляет собой просто объект интереса, так как в нем происходит нечто особенное, чего не встретишь в окружающей жизни. В нем можно посмотреть мультик, увидеть животных и многое другое, но не вредно ли это для психики и здоровья? Как смотреть телевизор так, чтобы не навредить здоровью детей? Врачи утверждают, что чем позже дети начнут смотреть телевизор, и чем меньше времени они проведут перед экраном, тем здоровее и спокойнее они будут.

Болезни глаз: влияние телевизора

Глаза – это сложный механизм, особый орган чувств, который у детей только развивается и для его развития нужны тренировки. Но вот просмотр телевизора не очень подходящий тренинг для глаз. Скорее наоборот, это вредное для зрения изобретение, которое в раннем возрасте из-за частого использования способно провоцировать болезни глаз. Мышцы глаза отдыхают, а вот оптическая и воспринимающая система при этом перегружены. Поэтому детям для профилактики болезней глаз просмотр телевизора надо строго дозировать.

До полутора лет в принципе телевизор вообще не должен появляться в жизни ребенка – информацию, передаваемую с экрана, малыш не воспринимает, а яркие картинки перегрузят его мозг и нервную систему, будут провоцировать болезни глаз и нарушения зрения. Примерно с полутора до 2-3 лет необходимо дозировать телевизор по 15-20 минут дважды в день, после трех лет до 30 минут дважды в сутки, а с 6-7 лет можно посмотреть и полуторачасовой фильм.

При этом расстояние от самого даже супер-плоского экрана до глаз ребенка должно быть не менее 2 метров, а лучше выдерживать расстояние в 4-5 метров. Нельзя смотреть телевизор в лежачем положении и с выключенным светом. Проекция экрана должна быть расположена на уровне лица смотрящего, так нагрузка на мышцы будет ниже и вероятность формирования болезней глаз будет снижена.

Телевизор – не няня!

Еще одним неверным способом использования телевизора у родителей является применение его в качестве няни, то есть вместо себя – дабы дитятко было занято и освободилось время для домашних дел. Такая «няня» совершенно не пойдет на пользу детям, хотя и задержит их внимание надолго. Смотреть телевизор необходимо вместе с малышом, объясняя происходящие на экране действия и подбирая мультики или программы, чтоб малыш их понял. Если же необходимо время для того, чтобы заниматься делами, лучше, при наличии возможности, пусть у ребенка будет настоящая няня, которая будет с ним полноценно заниматься. Если же такой возможности нет, можно попросить посидеть с малышом родных (бабушку, сестру).

Влияние телевизора на психику ребенка

Психологи говорят о том, что телевизор сильно нагружает органы чувств и чрезмерно эмоционально возбуждает ребенка, от него страдает хрупкая детская психика. Он может играть как развивающую, так и тормозящую роль в развитии, все будет зависеть от объема просмотра и того, что смотрит ребенок. Сегодня по кабельному телевидению транслируют много детских каналов, но только качество их оставляет желать лучшего – не все передачи и мультфильмы можно показывать малышам.

Если же говорить о «взрослых» передачах, они однозначно негативно влияют на психику ребенка, особенно, если это малыш раннего возраста. Сцены насилия и убийств, которыми пресыщены современные каналы, могут привести к агрессии, вспыльчивости или нервозности ребенка. Обилие ненужной и навязчивой информации нагружает нервную систему, страдает психика, замедляются реакции, может ухудшаться сон и общее состояние.

Если для родителей лежание перед телевизором с пультом в руках – это своеобразный отдых, то для детей поток информации, льющийся с экрана, сильный раздражитель, утомляющий и раздражающий нервную систему. Нередко яркие и «тяжелые» сцены из кино могут стать причиной ночных кошмаров и навязчивых страхов малыша.

Родители должны помнить!

Нередко родители тех малышей, что проводят много времени у экранов телевизора, жалуются на задержки речи и проблемы с произношением звуков, им зачастую нужна помощь логопеда и психолога. Важно, чтобы родители понимали, такое явление формируется по причине дефицита общения, персонажи многих мультфильмов разговаривают мало и детям просто недостаточно речевых элементов для запоминания и обучения речи. Просмотр телевизора вызывают перегрузку визуальной информацией, при дефиците устного восприятия, и тактильных, иных раздражителей.

Чтобы сохранить ребенку стабильную психику и здоровье, родители должны ограничивать просмотр телевизора, а лучше хотя бы на первые несколько лет жизни отказаться от его использования совсем. Детям важно общение со сверстниками и родителями, полноценное развитие всех органов чувств, движение. Статичное просиживание за экраном телевизора ведет к гиподинамии, снижению иммунитета и частым простудам, перевозбуждение нервной системы делает беспокойным сон, нарушает нормальное эмоциональное развитие. Поэтому для сохранения здоровья малышей стоит выбрать другие способы развлечения и развития, нежели просмотр телепрограмм и мультиков.

Источник

Телевизоры есть в каждой квартире, до появления доступного интернета эта техника была единственным средством для развлечения и получения информации. Они довольно прочно вошли в нашу динамичную жизнь, и мы ежедневно смотрим новостные выпуски, фильмы, сериалы и познавательные передачи. Часто телевизор мы включаем просто ради фона, чтобы в комнате не было непривычно тихо, и вроде бы совершенно не обращаем на работающую технику внимания.

Читайте также:  Не справляюсь с ребенком 1 год

Когда в семье появляется новорожденный, вопрос о телевизоре должен встать довольно остро. Все мы понимаем, что работа этой техники может навредить малышу. Но многие родители, не желая перестраивать свои привычки, включают телевизор при младенце. Они мотивируют такое поведение нежеланием приучать ребенка к тишине и считают, что шум работающей техники и мелькающий на экране видеоряд никак не оказывают на него влияние. Но психологи, педиатры и окулисты иного мнения на этот счет.

Излучение

Несмотря на то, что производители техники утверждают, что от их изделий не исходит никакого излучения, оно все же есть. Ученые выяснили, что в среднем современные телевизоры выделяют 0, 2 рентгена в месяц. Исследования показали, что даже такое небольшое излучение пагубно отражается на состоянии живых организмов. Влияет на нас также и ультразвук низких тонов, который не слышен взрослым, но к которому восприимчиво ухо новорожденных. Малыши улавливают свистящий высокий звук, исходящий от работающего телевизора. Он пагубно воздействует на становление детской нервной системы, а, следовательно, влияет на весь растущий организм ребенка.

Телевизионное излучение, даже в небольших «дозах», способно замедлить течение обменных процессов в организме. Ученые разных стран, параллельно друг другу проводившие независимые тесты, пришли к мнению, что работающая техника снижает защитные барьеры организма и угнетает работу иммунной системы.

Влияние на зрение

У грудничков органы зрения функционируют еще не достаточно стабильно. Новорожденные дети обладают выраженной физиологической дальнозоркостью и легким косоглазием. По мере роста ребенка его зрение стабилизируется, он учится фокусироваться на предметах, расположенных на дальних и близких расстояниях от его глаз, учится следить за передвигающимися объектами. Процесс стабилизации работы жизненно важных зрительных органов очень легко нарушить и привести к развитию патологии глаз.

Пагубное влияние этой техники органы зрения человека – давно доказанный факт, поэтому берегите глазки ребенка и избегайте смотреть при нем телевизор.

При телетрансляции световые картинки меняются с большой скоростью, и губительно воздействуют на глаза человека. Даже если грудничок просто находится с работающим телевизором в одной комнате, но не смотрит непосредственно на экран, его глаза будут улавливать сменяющиеся кадры. Мышцы глаз и зрительные центры в головном мозге будут испытывать колоссальную нагрузку, которая усилится, если малыш начнет фокусироваться на экране.

Ребенок смотрит телевизор с игрушкой в обнимку

Влияние на психику

Развитие двигательных и сенсорных участков мозга на первом году жизни ребенка происходит довольно активными темпами. Для правильного формирования всех нейронных связей важно, чтобы младенец активно двигался и нарабатывал тактильный опыт. То есть, чтобы ваш малыш развивался, важно предоставлять ему возможность трогать и ощупывать различные предметы, тянуться, переворачиваться и ползать.

Детей, которые уже могут фокусироваться на видеоряде, могут увлечь сменяющиеся на экране яркие картинки. Ребенок перестанет стремиться двигаться, потому что телевизор покажется ему интересней, чем игрушки и неизведанный еще мир квартиры. Особенно сильно малышей увлекают рекламные ролики, грудничок словно замирает и подолгу смотрит на экран, не шелохнувшись. Таким образом, работающий телевизор снижает двигательную активность ребенка, что влечет за собой задержки в психофизическом развитии.

Уже давно доказано пагубное воздействие просмотра телевизора на психику. Малыш может даже не смотреть на экран, но звуковой ряд и видимые на периферии сменяющиеся световые картинки уже могут привести к проблемам со сном и эмоциями, а также вызвать головные боли.

Все происходящее на экране телевизора оседает в подсознании у ребенка. Дети, как губка, впитывают в себя ваше настроение, влияет на них также и домашняя атмосфера. Если у вас с мужем идеальные отношения вкупе с полным взаимопониманием, но при этом вы увлекаетесь просмотром реалити- или развлекательных шоу, герои которых часто ругаются и скандалят, – это может негативно отразиться на психике младенца. Малыш будет капризным, у него часто будут случаться истерические припадки по любому поводу.

Привычки

Дети во всем берут пример с нас, и если они видят, что мы все время проводим у телевизора, обязательно будут вести себя так же. Чтобы не сформировать у маленького ребенка неправильное представление о досуге, чаще играйте с ним, читайте книги, занимайтесь лепкой и рисованием.

Не включайте технику для фона, когда кушаете, поскольку доказано, что при одновременном принятии пищи и просмотре телепередач, процесс переваривания ухудшается. Многие родители пользуются увлеченностью ребенка телевизором, и пока малыш смотрит на экран, кормят его. Подобное поведение недопустимо, младенец должен осознанно пережевывать и глотать. Если ваш грудничок сильно капризничает за столом и отказывается кушать пюре или кашу, попробуйте поиграть с ним в «самолетики» или увлечь стихами, но не сдавайтесь и не включайте телевизор.

Итак, психологи и окулисты рекомендуют избегать использования телевизора при ребенке, пока ему не исполнится 2 года. Но и тогда время, проводимое малышом перед экраном, должно быть сведено к минимуму и продлеваться не более 10 минут.

Источник

Вредное влияние от систематического многочасового телепросмотра очевидно, и оно давно доказано специалистами.

Воскресное утро… Как хочется, наконец, выспаться. Но ненаглядное сокровище уже заглянуло в вашу спальню с такой знакомой вам ежедневной просьбой.

Делать нечего – вы опять даёте ребёнку «добро» на просмотр мультиков. Снова в течение целого дня телевизор (компьютер) будет включён.

Читайте также:  1 год ребенку сильная температура и кашель

Но ведь вредное влияние от систематического многочасового телепросмотра очевидно, и оно давно доказано специалистами.

Дети, с раннего возраста проводящие много часов за просмотром мультфильмов и кинофильмов, потом не успевают в школе, часто страдают диабетом, ожирением. Но несмотря ни на какие увещевания, их всё также манит сказочный и яркий мир мелькающих телекартинок.

Так сколько же времени можно смотреть телевизор? Для каждого возраста – по-разному.

2-3 годика

Мозг ребёнка к этому не готов. Лучше всего – совсем не смотреть!

Начнём с того, что мнение Всемирной Организации Здравоохранения на этот счёт однозначно: она ратует за введение повсеместного запрета на демонстрацию телепередач и видеопрогамм детям до 3-х лет для сохранения их здоровья – и физического, и психологического.

Причины такой категоричности кроются в чисто медицинских факторах.

Вред для центральной нервной системы

В первый период жизни (от рождения до 3-х лет) у детей формируются все основные психические функции: внимание, память, интеллект, речь.

Клетки головного мозга в эти годы работают в усиленном режиме. Говоря иначе – малыш и так испытывает невероятные психические перегрузки, а просмотр телевизора – это частая смена картинок, которую ему ещё нужно расшифровать.

Перегрузка центральной нервной системы в будущем может привести к синдрому гиперактивности и дефицита внимания, отставанию в речевом развитии, отсутствию интереса к обучению, творческой деятельности и множеству других серьёзных нарушений.

Вред для зрения

Вреден телевизор и для зрения. Зрительный анализатор у детей созревает только к 3-5 годам, а до этого времени зрительная система напрягается, чтобы чётко рассмотреть изображение, причём это происходит незаметно и неосознанно, независимо от воли ребёнка, освещённости помещения или расстояния до телеэкрана.

Если такие напряжение происходит постоянно, по многу часов в день, то компенсаторные возможности глаз снижаются и не могут сдержать нарушений, которые появятся в будущем. В итоге и зрительная система, и мозг испытывает перегрузки, устаёт; ребёнок перевозбуждается, плохо спит и становится капризным.

Рекомендации врачей

По рекомендациям врачей, в частности офтальмологов, длительность просмотра теле- или видеопрограмм для детей от 3-х до 7-ми лет не должна быть больше 30-ти минут в день. Больше – уже небезопасно.

В качестве исключения – 40-50 минут, но с обязательным перерывом. При этом расстояние от глаз малыша до телеэкрана должно составлять не менее 3-х метров, а размер экрана быть не меньше 21 дюйма. При этом не имеет значения, какой экран: обычный, плоский, жидкокристаллический или плазменный.

После 3-х лет: можно, но осторожно

Конечно, телепрограммы – это тоже один из способов постижения мира, поэтому исключить его совсем после 3-х лет было бы несправедливостью по отношению к ребёнку. Все дети смотрят «Человека-паука» и «Смешарики», обсуждают, обмениваются мнениями, и ваш малыш не может оставаться в стороне, дабы это не сказалось на отношении сверстников и его собственной самооценке.

Плохо, что телевизор очень легко вызывает зависимость, при этом предлагая готовый продукт, который не нужно переваривать и усваивать, в отличие от аудиозаписей или книг.

Будет полезно, если вы найдёте время смотреть детские передачи вместе – делиться переживаниями, обсуждать, объяснять ребёнку то, что ему не понятно.

Возраст от 5-ти-6-ти лет

Пройдёт совсем немного времени, и ваше чадо вступит в возраст неконтролируемого теле- и видеопросмотра, а значит, проблема усугубится. В это время ребёнок уже должен активно готовиться к школе, осваивать учебную деятельность, которая очень скоро должна стать для него ведущей на долгие последующие годы.

Если до этого он уже привык проводить часы, просматривая мультики, фильмы, передачи, играя в компьютерные игры, тогда не удивляйтесь, если у него появятся и проблемы с обучением, общением с детьми в детском саду, а в будущем – с одноклассниками. Считается, что у детей, проводящих много времени наедине с телевизором (компьютером), серьёзно нарушено социальное развитие.

Во многих случаях, это так и есть. Нельзя, чтобы единственными друзьями ребёнка были домашние гаджеты, а не живые люди.

Если вы замечаете, что кроха с каждым днём всё больше теряет интерес к живому общению и прогулкам, отдавая предпочтение телевизору – это повод насторожиться и всерьёз приступить к борьбе с «телевизорной болезнью».

Как отучить ребёнка от телевизора

  • для начала сократите время просмотра телепередач до 1,5-2-х часов в день;
  • составьте список тех передач или мультиков, которые можно смотреть ребёнку;
  • организуйте систему поощрений/наказаний. Вырежьте из картона плюсы и минусы. Если малыш уложился в разрешённое время, добавьте ему плюсик, если управился на пять минут раньше – ещё плюс, а не уложился – по одному минусу за каждые лишние пять минут просмотра;
  • заранее договаривайтесь, сколько плюсов будет стоить приз. К примеру, новая кукла или машинка – 6 плюсов, поход в парк – 9 плюсов, мороженое – 2 плюса.
  • попробуйте найти замену телевизору. Чаще отправляйтесь с ребёнком на прогулки, в гости и т. д.;
  • старайтесь в присутствии малыша сами не увлекаться телепрограммами. Иначе вам будет сложно объяснить, почему ему нельзя, а вам – можно. Да и вообще – личный пример – самый действенный.

Конечно, если у вашего малыша уже установилась стойкая телезависимость, вам придётся несладко.

Постарайтесь жить так, чтобы у него было много более важных занятий – запишитесь в классы раннего развития, посещайте бассейн, ходите в походы. Ребёнок должен жить полноценной реальной жизнью, а не виртуальной или телевизионной.

Источник