Влияние театрализованной игры на развитие ребенка

Влияние театрализованной игры на развитие ребенка thumbnail

Влияние театрализованной игры на формирование личности ребенка

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи; интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.

В условиях современного мира многие утверждают, что сейчас в детском саду дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психологическом и личностном развитии детей. Для избегания этого необходимо влияние взрослых на развитие театрализованных игр, но для этого надо адекватно, педагогически грамотно воздействовать, понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении.

Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию условий для проведения действия и комфортность. Педагогическое сопровождение направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагоги должны пробудить у детей способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Почвой для развития театрализованной игры является сюжетно-ролевая. Особенность сюжетно-ролевой игры в том, что дети со временем не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

В современном мире дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, незрелость эмоционально-волевой сферы. Поэтому особую роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Театрализованная деятельность выполняет познавательную, развивающую и воспитательную функцию. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни героев, животных, растений. Тематика игр должна быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии общительности и дружелюбия. Также развивается творческая активность, так как в играх не только говорят, но и действуют сказочные герои.

В театрализованной игре имитируются движения персонажей, совершенствуется координация детей, вырабатывается чувство ритма, повышается активность рече-двигательного анализатора. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Расширяются и углубляются знания об окружающем мире, развиваются память, мышление, восприятие и воображение; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи и выразительность. Также совершенствуется моторика, координация, развиваются поведенческие навыки, стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. А самое главное – игры доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Они радуют, смешат, пользуются любовью. Дети видят окружающий мир через образы, звуки, краски, радуются и огорчаются вместе с персонажами, плачут над бедой любимых героев, готовы помочь им в преодолении трудностей.

Тематика и содержание игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это развивает чувство дружбы, отзывчивости, доброты, честности, смелости. Непроизвольно дети подражают, отождествляют себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы оказывать влияние на формирование личности ребенка. Самостоятельно разыгрывая какие-либо роли дети приобретают опыт нравственного поведения.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи – от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных представлений до физического совершенствования. Умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Эстетическое влияние игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному, что создает в свою очередь настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус детей.

Игра в жизни детей – наиболее доступный и интересный способ переработки и выражение впечатлений, знаний и эмоций. Это импровизация, оживление героев, предметов и звуков. Дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, создают атмосферу творчества, развиваются музыкальные способности.

Театрализованные игры как нельзя лучше влияют на формирование личности ребенка: углубляется интерес к окружающему миру, образам, приобретается опыт самовыражения.

Источник

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удоволетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей.

Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.

Оба вида игры развиваются параллельно, но ср игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованнаяу детей 6-7 лет.

Исследователи отмечают близость ср и театрализованной игры. В ср игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игреиз готового источника (литературно-художественного). В ср игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованнойна выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в ср игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.

Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Дети, склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания, сосредоточенности.

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

* приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых.

Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.

* Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

* Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации.

При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним? Почему он плачет?» и т. д. )

При организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах). Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

* Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).

* Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

Рекомендуемые формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающюю потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д.

В группе для детей 2-4 лет должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации сказок. В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвуюя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.

Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д. ) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече-двигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения.

От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Итак, театрализованная игра – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

Происходит развитие различных анализаторов;

Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается эмоционально-волевая сфера;

Происходит коррекция поведения;

Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Источник

Влияние театрализованных игр на всестороннее развитии ребёнка.

Большое значение в развитии ребенка имеют театрализованные игры. Они помогают развивать в ребенке: творческие способности, развивает художественный вкус, речь, память. Так же театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, побуждает к созданию новых образов. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах деятельности. Чем раньше начать приобщать ребенка к театру, живописи, литературе тем больших результатов можно достигнуть в развитии ребенка. Л.С.Выготский писал: “Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности”.

Знакомство с театральной деятельностью начинается уже с 1-й младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старших дошкольники. Занимаясь с детьми, мы стремимся вызвать у них положительные эмоции, не препятствуем стремлению поиграть с “актерами” участвующими в спектакле. Так малыши включаются в театрализованные игры.

Начиная со 2-й младшей группы и до выпуска детей в школу, мы последовательно знакомим детей с различными видами театров. Воспитатель учит детей разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потеши, используя игрушки, пальчиковый театр, настольный театр.

В средней группе отбираем небольшие произведения: потешки, стихи, сказки. Сюжет их должен быть динамичным, обязательно содержащие диалог. Малыши сами выбираю себе вид деятельности (кукольный театр или инсценировку) в соответствии со своим психологическим состоянием.

Требуется предварительная работа: чтение произведений, просмотр слайдов, рассматривание иллюстраций, прослушивание грамзаписей. Большие произведения следует готовить по частям. Работа происходит индивидуально или небольшими подгруппами. Занимаясь театрализованными играми учим детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, работаем над дикцией. После разучивания текста начинаем работать с детьми над движениями. Подбираем необходимые атрибуты.

В старшем возрасте дети начинают освобождаться от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Самостоятельно подбирают необходимые атрибуты, элементы костюмов, декорации. Дети привлекаются к обсуждению и изготовлению несложных частей костюмов и декораций.

Занимаясь с детьми театрализованными играми, мы стараемся сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной. Мы стремимся чтобы полученные навыки дети могли использовать в повседневной жизни.

Виды театров:

Плоскостной театр

Настольный (театр игрушек)

Пальчиковый театр

Театр на фланелеграфе

Театр марионеток

Театр кукол с “живой рукой”

Теневой театр

Театр би-ба-бо.

Игровой материал для детей 1 младшей группы.

Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!»

Цель: учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие –

детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную

кашу (геркулес, гречку…), приводя различные доводы. А ребенок это блюдо

терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора.

В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом

случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему

уступают.

Эту же ситуацию можно разыграть с другими персонажами, например:

воробьиха и воробышек, но с условием, что общаться они должны только

чириканьем; кошка и котенок – мяуканьем; лягушка и лягушонок –

кваканьем.

Пантомима «Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель говорит, дети выполняют

– Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать,

потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но –

подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете

одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите

без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете

за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на

улицу!

Игры-стихи.

Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление

самостоятельно искать выразительные средства для создания образа,

используя движение, мимику, позу, жест.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска – та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Туча.

Туча по небу плывет,

И грозу с собой несет.

Ба-ба-бах! Гроза идет!

Ба-ба-бах! Слышны удары!

Ба-ба-бах! Грохочет гром!

Ба-ба-бах! Нам страшно стало!

Мы скорей все в дом идем

И грозу мы переждем.

Показался солнца лучик,

Солнце вышло из-за тучи.

Можно прыгать и смеяться

Тучи черной не бояться!

Мотылек.

Летел мотылек, порхал мотылек!

Присел отдохнуть на грустный цветок.

(Задумчивый, веселый, увядший, сердитый …)

Дружный круг.

Если вместе соберемся,

Если за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

Хлоп-хлоп!

Топ-топ!

Прыг-прыг!

Шлеп-шлеп!

Прогуляемся, пройдемся,

Как лисички…(мышки, солдаты, старушки)

Мое настроение.

Настроение мое каждый день меняется,

Потому что каждый день что-нибудь случается!

То я злюсь, то улыбаюсь,

То грущу, то удивляюсь,

То, бывает, испугаюсь!

То бывает посижу,

помечтаю, помолчу!

Умываемся

Кран откройся,

Нос умойся,

Воды не бойся!

Лобик помоем,

Щечки помоем,

Подбородочек,

Височки помоем,

Одно ухо, второе ухо –

Вытрем сухо!

Ой, какие мы чистенькие стали!

А теперь пора гулять,

В лес пойдем мы играть,

А на чем поедем- вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус,

велосипед.) (И едут.)

Стоп!

Дальше ехать нам нельзя,

Шины лопнули, друзья.

Будем мы насос качать,

Воздух в шины надувать.

Ух! Накачали.

Кошки-мышки

Эта ручка – Мышка,

Эта ручка – Кошка,

В кошки-мышки поиграть

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет.

Кошка это слышит

И крадется к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка все сидит и ждет:

«Что же Мышка не идет?»

Игра с воображаемым объектом

Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

воспитывать гуманное отношение к животным.

Дети в кругу. Воспитатель складывает ладони перед собой: Ребята,

посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и

беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте,

приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами

помогает детям найти нужные слова и движения.

Крылья самолета и мягкая подушка

Поднять руки в стороны, до предела выпрямив все суставы, напрячь все

мышцы от плеча до концов пальцев (изображая крылья самолета). Затем, не

опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам слегка опуститься, а локтям,

кистям и пальцам – пассивно согнуться. Руки как бы ложатся на мягкую

подушку.

Кошка выпускает когти

Постепенное выпрямление и сгибание пальцев и кистей рук. Руки согнуть в

локтях, ладони вниз, кисти сжать в кулачки и отогнуть вверх. Постепенно с

усилием выпрямлять все пальцы вверх и разводить их до предела в стороны

(«кошка выпускает когти»). Затем без остановки согнуть кисти вниз,

одновременно сжимая пальцы в кулачок («кошка спрятала когти»), и,

наконец, вернуться в исходное положение. Движение повторяется несколько

раз безостановочно и плавно, но с большим напряжением. Позднее в

упражнение следует включить движение всей руки – то сгибая ее в локтях и

приводя кисть к плечам, то выпрямляя всю руку («кошка загребает

лапками»).

Вкусные конфеты

У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по

очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом

разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Зверята

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать

стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка,

будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре,

принимать совместные решения; развивать творческое воображение;

побуждать детей к импровизации.

Ход игры:

С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Дети

договариваются, что и как будут изображать. Водящий возвращается и

спрашивает:

«Где вы были, мальчики и девочки?

Что вы делали?»

Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем,

а что делали – покажем».

Дети показывают действия, которые придумали.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить.

Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это

сделать, они решают сами.

Кругосветное путешествие

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и

фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны

придумать, где проляжет их путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту,

через лес, джунгли, через океан на корабле – и соответственно изменять

свое поведение.

Превращения предмета

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность,

воображение и фантазию.

Ход игры.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного

ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему,

оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть

превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка – ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник,

зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик – яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик,

колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка – зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка,

игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны

оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский

трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Бабушка Маланья

Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать

образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры.

Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого – водящий; дети

поют потешку и выполняют движения.

У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей! (Останавливаются и с по-

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-

Целый день сидели. ки и одной рукой подпирают

На него (нее) глядели, подбородок.)

Делали вот так… (Повторяют за ведущим лю-

бой жест.)

А. Барто «Игрушки»

Задачи:

Познакомить со стихотворениями.

Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия,

повторяя за педагогом строки текста

Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные

эмоции.

Поощрять готовность детей участвовать.

Используюся игрушки настольного театра

Сказка «Колобок»

Задачи:

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения

с персонажами.

Предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации,

Развивать внимание и наглядно – действенное мышление;

Учить называть персонажей и их действий. Закреплять в речи названия

животных и их признаков; расширять активный словарь: круглый, румяный,

рыжая и хитрая, косолапый и т. д.

Театрализованная игра по сказке (используется театр на ложках, Би-Ба-Бо;

Потешка «Огуречик, огуречик… »

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живёт

Тебе хвостик отгрызёт!

Задачи:

Учить детей проговаривать потешку. Освоение ласкового оращения

(огуречик, хвостик, мышка).

Развивать внимания, обогащение словарного запаса.

Воспитывать осторожного поведения.

Вариант 2. Использование в игре (там мышка живет – дети убегают

Театрализованная игра по потешке (используются маски наголовники)

«Возьмем Мишку на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать

сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для

медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Ход игры:

Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике,

лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает

мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.

Я надену Мишке теплые …штанишки.

Теплые… штанишки я надену Мишке.

Валенки-малышки я надену… Мишке.

Так, так и вот так -валенки-малышки.

Я надену… Мишке валенки-малышки,

Я надену… Мишке красное… пальтишко,

Красное … пальтишко я надену… Мишке.

А когда иду гулять, надо шапку надевать.

Мишку мы возьмем…гулять,

Будем в саночках … катать!

Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на

прогулку, они возьмут его с собой.

«Прятки»

Цель: развивать навык звукоподражания.

Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном,

медвежонок или другие сюжетные игрушки.

Ход игры:

Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна

которого выглядывает медвежонок.

Педагог. Ой, чья это мордочка показалась в окошке?

Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает

внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит

детей так же поурчать.

Вдруг мишка прячется за домик.

Педагог: Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Отзовись!

Мишка, Мишка-шалунишка!

Где ты? Где ты? Покажись!

В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети

подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут

разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей

подражать «голосам» этих персонажей.

«Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать

слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ход игры:

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель

берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик – дедка,

Этот пальчик – бабка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот – наш малыш,

Зовут его … (называет имя ребенка).

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами,

воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со

сверстниками.

Ход игры.

С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на

«день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые

подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети

должны показать, что именно они решили дарить.

«КОРОЛЬ (вариант народной игры)»

Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать

согласованно.

Ход игры.

Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети –

работники распределяются на несколько групп (3 – 4) и договариваются, что

они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят

к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют

различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают,

поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников.

Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый

пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно

усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и

т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король – жадный,

веселый, злой; королева – добрая, сварливая, легкомысленная).

«КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и

фантазию, расширять знания детей.

Ход игры.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны

придумать, где проляжет их путь – по пустыне, по горной тропе, по болоту,

через лес, джунгли, через океан на корабле – и соответственно изменять

свое поведение.

«Пришел Мишка с прогулки»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать

сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для

медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Ход игры:

Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят

санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:

Мишенька ходил гулять,

Он устал и хочет спать.

Дети с Мишенькой гуляли,

Мишку в саночках катали.

Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на

игрушечный стульчик.

Мишка наш ходил … гулять,

Шапку с Мишки надо … снять.

А теперь пальтишко

Я снимаю с … Мишки.

Так, так и вот так –

Я снимаю с … Мишки.

Мишка наш ходил … гулять,

Валеночки надо… снять.

Теплые … штанишки

Я снимаю с … Мишки.

Так, так и вот так –

я снимаю с … Мишки.

Мишка наш ходил … гулять,

Он устал и хочет … спать.

Вот его кроватка,

Будет спать он … сладко.

Баю-бай! Баю-бай!

Спи, Мишутка,… баю-бай!

Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом

с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с

мишкой, а слова подсказывает педагог.

«Зверята»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать

стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка,

будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Любопытные ребятки.

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Закричит: «Ку-ка-ре-ку!»

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Выпученные глаза,

Говорит она: «Ква-ква!»

Источник