Влияние средств массовой информации на развитие современного ребенка
От автора: Статья Лауреат международной конференции: Россия, г. Новосибирск 6 февраля 2014 г. см.: — URL: (17).pdf
Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
В. П. Труфанова, О. А. Плотникова
В нашей реальной действительности много времени люди уделяют своей карьере, улучшению своего материального достатка, а семья и воспитание детей перестают занимать важное место в жизни человека. Сегодня родители мало уделяют времени своему ребенку. Поэтому на воспитание детей начинает влиять не его мать и отец, а телевизор, который по большому счету хорошему научить их не может, как и заменить родителей. И ученые в области психологии обеспокоены, что мы можем в скором будущем получить поколение неуправляемых, агрессивных и жестоких людей с деформированной психикой [8]. Большую роль в этой деформации сознания ребенка играют и средства массовой информации. Неокрепшая или еще несформированная психика ребенка часто не готова выдержать информационную атаку. Понимание бережного отношения к становлению личности приходит в процессе изучения психологии человека.
В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному пониманию личности. Одна из таких самых распространенных концепций в психологической науке принадлежит американскому психологу, представителю эго-психологии Э. Эриксону. Он связывал личностное становление с эпигенетическим принципом генетической предопределенности стадий развития, формирующих целостность личности. Э. Эриксон выделил восемь кризисов формирования человека. По данным его исследований, самые важные качества в индивиде образуются в период детства, когда закладывается фундамент его будущей личности. Первые стадии обусловлены исключительно общением взрослых людей с ребенком, в первую очередь матери. После чего, главными становятся отношения в семье и позиция отца и матери по отношению к ребенку. Затем возрастает роль учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка [16].
В возрасте от 3 до 11 лет у детей развиваются представления об окружающем мире, складываются познавательные и коммуникативные умения и навыки [10]. И в этот период, когда ребенок только начинает формироваться как личность, на него влияют не только его родители, что должно быть как само собой разумеющееся, а телевидение создает образ окружающего мира. Излишний просмотр телевизионных программ, создает у детей тревогу и волнение. В последствии такая ситуация вызывает замену индивидуального мышления на групповое, формируется зависимость. В результате этого просмотр телевизора тормозит личностное развитие ребенка, его способности мыслить самостоятельно.
Дети как самые восприимчивые и некомпетентные зрители переживают наибольшее воздействие со стороны визуальных средств массовой информации. Так 20% детей в возрасте от 9 месяцев замедляются в развитии, если их родители замещают живое общение телевизором. Если дети продолжают смотреть телевизор, то к 3 годам они отстают от сверстников уже на год. По данным статистики, мальчики и девочки в возрасте от 4 до 10 лет смотрят телевизор около 2,5 часов в день; от 11 до 14 лет – 3 часа в день. Старше 15 лет – 4 часа в день. С этого возраста девочки тратят на просмотр телевизора на полчаса больше мальчиков. Американские психологи вычислили: подростки к двенадцати годам становятся свидетелями 100 тысяч сцен насилия и убийств по телевидению [12].
Исследования психологов доказали, что в наше время 25% детей в возрасте четырех лет переживают нарушения речевого развития. Для сравнения, в середине 70-х годов XX века дефицит речи рассматривался только у 4% детей того же возраста [11].
Средства массовой информации, в частности телевидение, являются одним из влиятельнейших институтов социализации личности человека. По результатам проведенного анализа в России и за рубежом можно говорить о наличии координации между стремлением к просмотру сцен насилия и порождающимся агрессивным поведением среди молодежи [7].
Известный канадский психолог А.Бандура вместе со своими коллегами провел первые опыты, связанные с влиянием средств массовой информации на поведение человека. В исследованиях участвовали дети от 3 до 7 лет. Им показывались короткометражные мультфильмы, в которых взрослый человек негативно обращался с куклой Бобо. После просмотра этих сцен детям давалось время на игру в пределах 10–20 минут, а исследователь в это время сосредоточенно наблюдал за каждым ребенком, фиксируя их действия и поступки. По результатам этого опыта было выявлено, что часть детей повторяли поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии [3].
Доктором психологических наук, профессором Л. Н. Матвеевой из МГУ было проведено исследование: подростки при просмотре разнообразных фильмов и программ фиксировали наиболее интересные для них моменты с помощью датчиков. В результате опыта, высокий интерес у испытуемых вызывали как сцены с насилием, так и сцены, содержавшие эстетичный характер. При просмотре телевизора человек воспринимает в большинстве случаев жестокость и ненависть, лишается способности отличить их от более тонких чувств [9].
По мнению ученых, огромное количество детей под влиянием западной кинопродукции, становятся жестокими, дерзкими и грубыми людьми, не способными к восприятию нормальных человеческих чувств [2]. Враждебность на экране телевизора делает детей более агрессивными по отношению к другим людям и к неодушевленным предметам. Дети начинают воспринимать насилие как приемлемый способ разрешения конфликтов.
Многие телевизионные передачи формируют у детей равнодушие к злу и отсутствие сострадания к другим людям или неодушевленным предметам. В мультфильмах, телепередачах все проблемы и конфликты в большинстве решаются силовыми методами, и дети беспечно их копируют.
Ученые из Американской медицинской ассоциации провели исследования в области влияния средств массовой информации на развитие ребенка. За годы обучения в школах, дети видят по телевидению 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Исследователи сделали заключение, что некоторые телевизионные программы распространяют непристойности и разврат: в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь, партнеры не состоят в браке [1].
После просмотра подобных передач и фильмов ребенок не может разделить виртуальную реальность от действительности, и воспринимает такое поведение как план для подражания, результатом чего станет формирование жестокого стиля мышления и отрицание семейных ценностей. Исследования социологов свидетельствуют, что 58% молодых людей стремятся подражать поведению актеров, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% подростков готовы совершить противоправные действия, основываясь на их действия и поступки [6].
В каждом ребенке формируются определенные стереотипы. Рекламные ролики отображают непристойные образцы поведения – ее герои, неприличны, двусмысленны, агрессивны. Телевидение ограничивает свободу и работу мышления ребенка и отрицательно сказывается на его интеллекте. Стремление равняться на общепринятые образцы делает детей марионетками в руках рекламы. Телевизионная информация имеет большую силу внушения. Если взрослые люди в состоянии провести границу между реальным и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам спокойно и выдержанно его воспроизводить.
Помимо психического влияния средств массовой информации на ребенка существует еще и угроза его физическому здоровью. На неокрепший организм действуют излучения, исходящие от экрана, мелькание ярких пятен, частая смена изображений. Излучение имеет аккумуляционный характер, что оказывает подавляющее воздействие на иммунную систему[5].
Часто меняющиеся изображения негативно влияют на зрительный аппарат ребенка, на работу сердца и мозга, ослабляют внимание. Реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров или продукции сомнительного качества.
Офтальмологи утверждают, что к восьми годам происходит полное формирование хрусталика глаза, и до этого возраста ребенку противопоказано смотреть на экран телевизора. При просмотре телевизионных программ, глаза человека совершают неощутимые скачки, так называемые саккады. Нормой принято считать — от 2 до 5 в секунду. Число саккад при воздействии на глаза человека телевизора резко снижается [13].
Ученые Университета Монреаля, исследовательского центра университета Сент-Жюстин и Университета Мичигана провели изучение среди 1314 детей. Оно осуществлялось в рамках долгосрочного анализа развития детей в канадской провинции Квебек. Исследователями проводился опрос родителей на предмет того, сколько времени их дети проводили за просмотром телевидения в возрасте 28 месяцев и 53 месяцев, оценивались успехи в учебе, психологическое состояние, физическое здоровье и индекс массы тела. По результатам исследования, просмотр большого количества телевизионных передач в детском возрасте, позднее в жизни приводил к таким итогам [15]:
– снижение на 7% интереса к школе;
– снижение на 6% успеваемости по математике;
– снижение на 10% надругательств и оскорблений со стороны других учащихся;
– снижение на 13% физической активности в выходные дни;
– повышение на 10% перекусов между приемами пищи;
– повышение на 5% массы тела;
Очевидно, необходимо ограничивать время детей у телевизора, чтобы избежать развития интеллектуальной и физической пассивности в более позднем возрасте. Просмотр телевизора забирает время, снижает развивающую деятельность, которая стимулирует когнитивное, поведенческое и двигательное развитие.
Средства массовой информации оказывают в большой степени болезнетворное влияние не только на психику детей, но и на их физическое здоровье. Просмотр телевизора ухудшает поведение детей из-за нарушенного режима их дня и недостатка сна. Ребенку необходим крепкий и достаточный по продолжительности сон. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга. Если ребенок отдохнул, у него хорошее настроение, он активен и деятелен, в противном случае, он будет капризен, вял или, напротив, перевозбужден.
Ученые из Японии провели исследование, в результате которого выяснили, что дети, которые ложатся спать после полуночи, как правило, плохо себя ведут. Самое спокойное поведение и отсутствие излишней импульсивности показали дети, чей сон составляет не менее 8-ми часов в день[14]. Строгое и четкое регламентирование времени, отведенного на просмотр телепередач, в значительной мере принесет пользу ребенку, избавит его от пагубных последствий излучения от телеэкрана.
По данным ВОЗ требования к организации кинопросмотра для детей таковы [4]:
- Младенцы и ранний возраст (0-3 года) – полный запрет просмотра телевизора;
- Дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день;
- Младший школьный возраст (7-10 лет) – 30 – 50 минут в день;
- Старшие школьные возраста (11 – 18 лет) – 1-3 часа в день.
Телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети преобладающее количество времени просиживают у телевизора, ограничивая процесс развития, что дается человеку только в детстве.
Таким образом, средства массовой информации оказывают пагубное влияние, как на психику детей, так и на их физическое здоровье, являются средством манипуляции, а так же способом для развития агрессивности. Поэтому для того, чтобы избежать деформирования психики у детей, необходимо соблюдать установленные нормы и правила, ограничивающие просмотр телевизионных передач.
Список литературы: Американская медицинская ассоциация. /Официальная статистика: губительное влияние на психику СМИ. 2001 г. – [электронный ресурс] Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М.: Издательство МНЭПУ, 1995. – 111 с.Бандура, Альберт. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер.с англ. Серия: Психология, XX век Издательство: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000 г. 510 с. – Данные ВОЗ по требованию к организации телепросмотра для детей. – [Электронный ресурс]Виленчик М.М. Отдаленные последствия воздействия излучений. М.: Энергоатомиздат, 1987 г. Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского университета. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена. // СоцИс. – №8/2001. – 62-68 с.Матвеева Н.А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat, 2010 г. –254 с.Матвеева Л. Опыт: влияние телевизионных фильмов на психику детей. МГУ. Москва. 2006 г.; Матвеева Л. В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации.Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. Москва, 2003. – 688 с. //Библиотека Гумер – [электронный ресурс] Официальная статистика./ Телевизор в жизни ребенка, 2010 – [электронный ресурс] Пархомчук Г. Дети и телевизор: пути решения проблемы. Москва, 2009 г. – 63 с. – Портал о здоровье и личностном росте. Влияние компьютера на ребенка. – ила телевидения (обзор семинара). // ПОЛИС.- № 6/1994 – с. 20-26.Телевидение противопоказано детям. /ООО «КМ онлайн»
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска
МО «Холмский городской округ»
психология
ТЕМА ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:
«Влияние СМИ на современного подростка»
Составитель:
Буркина Вероника Павловна,
9А класс
Руководитель:
Петрова Ольга Геннадьевна,
учитель географии, МАОУ СОШ № 9
Холмск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Введение стр.3
2. I этап. Анализ теоретических основ поведения молодежи в сфере средств массовой информации стр.4
3. II Этап. Исследование влияния уровня средств массовой информации на подростков стр.8
4 Заключение стр.9
5 Литература стр.10
6 Приложение стр.11
ВВЕДЕНИЕ
Пресса — руководительница общественного мнения.
Ги де Мопассан
Сегодня на дворе XXI век – век технологий, век информации. В своей жизни каждый из нас сталкивается со средствами массовой информации (СМИ), они позволяют современному человеку в короткие сроки получить доступ к любой информации. О влиянии средств информации на человеческую жизнь начали говорить еще в конце XIX века. В XX веке СМИ стали более разнообразными: помимо книг, газет и журналов появились радиовещание, телевидение и ИНТЕРНЕТ. Эта тема является актуальной и в современности. Ученые до сих пор спорят о природе воздействия СМИ на жизнь подростков. По моему мнению, проблема влияния средств массовой информации на подростка, достаточно актуальна на сегодняшний день, так как подростки, желающие быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире – является самой активной частью общества, в плане использования средств массовой информации. «Среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии социальных СМИ». Согласно статистике в свободное время подростки: смотрят телевизор (46%), общаются с друзьями (38%), гуляют (35%), играют в компьютерные игры (57%), слушают музыку (27%), занимаются в кружке или секции (18%), а также читают книги и периодику (17%). И каждый десятый подросток посещает Интернет.[ 3] Таким образом, молодежь лучше адаптирована к современным условиям, стремится самостоятельно конструировать реальность и выстраивать жизненные стратегии, полагаясь на свободу выбора, сознательно отстраняясь от ценностей и моделей поведения старшего поколения, навязываемых СМИ.
Начало истории этого явления приходится на середину 15 века, когда Гуттенберг запустил первую печатную машинку. Хотя сам термин «Средства массовой информации» был введен во всеобщее употребление Отделом пропаганды ЦК КПСС в 1970-х годах и до сих пор сохраняемый в русском языке. А бурное развитие этого феномена в 50-х годах XX века привело нас к новой стадии развития общества – информационному обществу.
В своем исследовании, мне хотелось бы проанализировать влияние средств массовой информации на подростков и в частности на учащихся 9-х классов МАОУ СОШ № 9.
Гипотеза исследования – влияние средств массовой информации является неоднозначным, то есть оно может быть как позитивным, так и негативным.
Объект исследования – учащиеся 9-х классов в возрасте 15-16 лет.
Предмет исследования – СМИ как средство воздействия на учащихся 9-х класов
Цель исследования – выявить негативное и позитивное влияние СМИ на подростков и конкретно 9-х классов.
Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих исследовательских задач:
- раскрыть понятие «средства массовой информации»;
- определить виды и структуру средств массовой информации;
- определить уровень влияния средств массовой информации на подростков и конкретно на учащихся 9-х классов.
База исследования: МАОУ СОШ № 9 г. Холмска.
Методы исследования: анализ; анкетирование.
Практическая значимость исследования: результаты исследования можно использовать в учебной и внеурочной работе с учащимися, при подготовке и проведению родительских собраний.
Актуальность выбранной темы продиктована временем. Информационная система в целом и особенно новые источники приобретают огромное значение в двадцать первом веке. С одной стороны, процесс социализации становится более мобильным, повышается общий уровень информированности, а значит, появляются и новые возможности. С другой стороны, возникает удобная возможность манипулировать общественным мнением, использовать средства массовой информации в своих целях.
I этап. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Средства массовой информации (СМИ) — это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
К СМИ относятся: печатные издания (пресса)(газеты, журналы) и электронные СМИ (телевидение, радио, сетевые издания. Интернет).
К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:
- Периодическое печатное издание – издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год(газета, журнал, альманах, бюллетень).
- Радио – совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год.
- Телевидение – совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год.
- Видео- и кино – совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет не реже одного раза в год.
- Интернет является глобальной сетью, объединяющей множество компьютеров, соединенных для совместного использования ресурсов и обмена информацией. На сегодняшний момент практически каждый школьник имеет доступ к TV, видео, и Интернету, многие дети играют в компьютерные игры и работают с компьютером.
Информативный хаос, царящий сегодня, по своему воздействию не корректируется и не учитывается ни учителями, ни родителями. При этом многие СМИ берут на себя обучающие и просветительские функции. При этом школьники попадают в разряд постоянных зрителей телепрограмм TV. (Приложение1)
Отличительные черты СМИ – это публичность, т.е. ничем неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса общества к той или иной передаче, сообщению или статье или другому информационному источнику К основным подсистемам СМИ относятся: печатная продукция, телевидение, Интернет и радио.
Особое место в системе СМИ занимает печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги). На современном этапе развития общества огромным спросом пользуются различные газеты и журналы, заметно потеснившие книги. В свободной продаже имеются любые издания с интересующей вас информацией, оформленные ярко и красочно. Цены на них становятся все доступнее, так как деньги от рекламы, занимающей чуть ли не половину всего объема издания, позволяют снижать себестоимость материала. Содержание статей в них зачастую просто теряется и не воспринимается из-за помех. Реклама той или иной продукции нередко располагается на первых страницах, а по объему занимает целый лист и даже более.
Вторым по времени появления средством массовой информации является радиовещание. Наиболее характерной для него чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая рекламу, музыку и паузы). Радио очень популярно среди автомобилистов, поскольку во время управления автомобилем у них нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению. “Радио России” с точки зрения людей среднего и пожилого возраста дает наиболее точную и достоверную информацию, поскольку придерживается консервативных взглядов. “Маяк” также являет собой консервативное радио и дает только правдивую информацию. То же самое можно сказать и по поводу радио “Эхо Москвы”. Кроме того, эфир этой радиостанции состоит во многом из различных пресс-конференций с деятелями науки, политиками и просто известными личностями. Соответственно, программная политика “Русского радио”, “Европы плюс” и “Нашего радио” более ориентирована на молодежную составляющую нашего общества.
Телевидение вошло в нашу жизнь в 30-х годах XX века. Такая же (как и у радио) “принудительность” телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок и структуру, требует особенно тщательного подхода к составлению программ.
Четвертый тип каналов информации – всемирная компьютерная сеть Интернет, в котором значительное место занимает массовая информация. На сегодня Интернет является универсальным источником информации, так как соединяет в себе возможности всех типов СМИ. Вы можете смотреть телевизор, слушать радио, читать газеты и журналы, не отходя от своего монитора, а при необходимости даже распечатать важную для вас информацию.
Подводя итоги изученному теоретическому материалу можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны влияния средств массовой информации.
Положительные стороны:
- информативность;
- доступность информации;
- несложная интерпретация информации; динамичность подачи информации;
- наглядность
Отрицательные стороны:
- огромное количество неправдоподобной информации
- проявление агрессии у молодежи ;
- нарушение сексуального поведения молодежи;
- распространение нравственной вседозволенности;пропаганда жестокости и насилия.
В заключении можно отметить, что современные СМИ обладают огромными источниками информации, которыми они охотно делятся с людьми, однако среди огромного потока информации, лишь незначительная часть является по-настоящему полезной и пригодной для использования.
II этап. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УРОВНЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОДРОСТКОВ
Анкетирование было проведено на базе МАОУ СОШ № 9 г. Холмска. Выборку составили учащиеся 9-х классов в количестве 40 человек, из которых 23парня и 17 девушек.
В исследовании я, прежде всего, попыталась выяснить, какие темы старшеклассники наиболее часто обсуждают со своими друзьями, знакомыми, родственниками. Чаще всего, как выяснилось при простом опросе, они обсуждают события в учебном заведении (54,1%), причём эту тему наиболее часто обсуждают представители женского пола. Вторая часто обсуждаемая тема – представители противоположного пола (50,3%). Также довольно часто обсуждают фильмы, музыку, компьютерные игры (39,8%), дружбу (36,0%), личную жизнь (24,3%), бытовые проблемы (23,1%), любовь (22,7%), новости чрезвычайных ситуаций (20,3%). Менее часто мои сверстники обсуждают со своими друзьями проблемы политики (9,0%), книги (11,2%), события в мире, за рубежом (12,7%), новости спорта (15,3%), секс (17,6%), криминальную хронику (17,9).
Анализ анкетирования учащихся показал, что все участники активно пользуются всеми каналами средств массовой информации. Что касается достоверности информации передаваемым каналами СМИ, то респонденты отдают предпочтение телевидению и печатным изданиям, так же можно сказать, что практически все опрошенные учащиеся активно пользуются всеми каналами средств массовой информации и считают, что использование этих самых каналов нейтрально сказывается на психоэмоциональном состоянии подростков. (Приложение 2)
Подводя итог результатам анкетирования можно выделить большинство опрошенных учащихся 9-х классов МАОУ СОШ № 9 г. Холмска, по их мнению, не испытывают серьезного влияния со стороны средств массовой информации, однако, являются очень сильно зависимыми от них. Так же большая часть респондентов негативно относятся к насилию и безнравственности льющейся в избытке из телевизора, всемирной сети и других СМИ.
Заключение
Я рассмотрела тему влияния СМИ на поведении подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Подростки – это такая социальная группа, которая очень сильно поддается воздействию СМИ. Также передо мной был выдвинут важный вопрос, а именно, вопрос о характере воздействия СМИ. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.
Это обильные источники – телевидение и Интернет. Они активно влились в жизнь людей. Именно они производят мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действия.
Необходимо, по-моему мнению, ужесточить цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.
Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.
Гипотеза подтверждена, а именно:
- выявлены СМИ, влияющие на воспитание подростков;
- определены положительные и отрицательное влияние на подростков;
- изучено влияние телевидения, прессы, Интернета на подростков;
- обобщено состояние данной проблемы с помощью анкетирования.
Цель: изучить воздействие средств массовой информации на подростков с помощью методов анкетирования – достигнута.
На основе проведенной работы были выделены позитивные и негативные стороны влияния средств массовой информации.
Позитивные стороны:
- информационная и просветительская роль СМИ;
- утоление “информационного голода”;
- развитие коммуникативной функции, через социальные сети;
- функция самореализации личности.
Негативные стороны:
- перенасыщенность СМИ актами агрессии, насилия, жестокости;
- вседозволенность;
- развитие асоциальных форм поведения.
Список литературы
Законы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации».
Литература
- Аверин А.Н. Социальная информация. Учебное пособие. М., 2006.
- Алферов А.Д. Психология развития школьников.- Ростов н/Д, 2000.- 416с
- Барденштейн Л.М., Можгинский Ю.Б. Патологическое гетероагрессивное поведение у подростков. М., 2010, с.234
- Бредихин И.В. Социология молодежи, 2006, Москва. -.с.321
- Войскунский А.Е. Психологический журнал, 2009, с.90
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология, том 3. М., 2008. – с. 436
- Емчура Т. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. М., 2006. С. 135
- Кузина, С. В. (РАГС).Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. – 2007
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Academia, 2009
- Кузнецова Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка // Библиотечное дело.- 2008.- №5.- С. 13-16
- Кузнецова Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка // Библиотечное дело.- 2008.- №5.- С. 13-16
- Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. – СПб.: Речь, Санкт – Петербург, 2010.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 2009 г.
Интернет – источники
- Единый портал молодежного парламента России [электронный ресурс] – newparlament.ru
- Молодежный форум [электронный ресурс] – christsocio.info
- Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам [электронный ресурс] – https://ms-solutions.ru
- 19. Свободная энциклопедия [электронный ресурс] – ru.wikipedia.org/
Приложение 1
Приложение 2
- Какой источник СМИ, по вашему мнению, является наиболее достоверным?
20 из опрошенных респондентов сказали телевидение(50%), 10 человек ответили газеты, журналы (25%), 8 человека ответили Интернет(20%) и 2 человека радио(5%).
- Из какого источника СМИ вы предпочитаете черпать информацию?
18 человек ответили Интернет(45%), 10 человек назвали телевидение(25%), абсолютно такое же количество отдало свое предпочтение книгам, газетам и журналам(25%), и 2 респондента ответили радио(5%).
- Используете ли вы Интернет в качестве основного источника информации?
Абсолютное большинство опрашиваемых учащихся ответило “да”(36 человек, 90%) и лишь четверо сказали “нет”(10%).
- Сколько времени вы проводите в Интернете?
Отвечали не все отпрошенные, а только те которые дали положительный ответ на предыдущий вопрос, таким образом, 13 человек сказали менее 1 часа (37%), по 10 человек выбрали ответы 1-2 часа и 2-4 часа (27,5%) и трое сообщили, что проводят в Интернете более 4 часов(12%).
- Какие источники информации вы никогда не используете?
Абсолютное большинство респондентов ответили радио(36 человек, 90%), четверо сказали газеты и журналы(10%), вариантам “Интернет” и “телевидение” и один из учащихся предпочтения не отдал.
- Какая информация, передаваемая каналами СМИ, вам наиболее интересна?
основная масса опрошенных выбрала варианты отдых, досуг, развлечения, спорт и новости.
- Какая информация наиболее часто становится предметом обсуждения среди ваших сверстников?
Большинство анкетируемых ответили так же, как и на предыдущий вопрос.
- Как часто Вы анализируете информацию, полученную через СМИ?”
30 из 40 человек ответили “всегда”(75%), варианты “часто” и “очень часто” удостоились 8 голосов (по 20%), а вариант “никогда” лишь 2(5%).
- Привлекают ли Вас сцены насилия на экране?
34 опрошенных ответили “нет”(85%) и лишь 6 сказали “да”(15%).
- Какие чувства Вы испытываете после просмотра фильмов и телепередач со сценами насилия?
26 респондентов ответили что испытывают негативные чувства(65%), 10 сказали что нейтральные(25%) и 4 что позитивные(10%).
- Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать современные СМИ?
Большинство людей ответило достоверность, информативность, доступность, актуальность и оперативность.
- Как Вы можете в целом оценить влияние современных СМИ на молодежь?
Ровно половина из опрошенных придерживается нейтральной стороны 20 человек, (50%), 10 человек (25%) отмечают негативное влияние средств массовой информации на молодежь и 10 (25%) думают что они позитивно влияют на молодое поколение.
Источник