Влияние сми на развитие современного ребенка

Влияние сми на развитие современного ребенка thumbnail

Малика Мамадалиева
Консультация «Влияние СМИ на развитие ребенка»

Информационный мир пропагандирует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ влияют на жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео давно стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их существования. Практически во всех семьях, когда ребёнок научился сидеть, его тут же сажают перед экраном телевизора, который заменяет живое общение с близкими. Сидение перед экраном полностью всех устраивает,особенно родителей: малыш не капризничает, не хулиганит, находится в безопасности и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое. Безусловно, родители заботятся о развитии ребенка и пытаются занять его интересным делом, когда покупают малышу видеокассеты, диски, компьютерные игры. Но если взрослые не будут активно участвовать в совместном просмотре телепередач и компьютерных играх, это может привести к печальным последствиям, как для психического развития ребёнка, так и для здоровья (нарушение зрения, осанки, дефицит движений, .

Врачи-гигиенисты свидетельствуют, что большинство дошкольников смотрят телевизор без правильного выбора, от 40 мин до 2 часов в день, то есть до 14 часов в неделю. Таким образом, просмотр телепередач ежедневно формирует у детей привычку проводить каждый вечер у экрана, какой бы не была передача.

Один из самых негативных последствий такого «телевизионной и компьютерной» жизни есть отставание в развитии ребенка. В последние годы родители,педагоги все чаще вспоминают об этой проблеме: дети начинают говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас бедный и примитивный.

Кажется, что ребенок сидит у экрана, постоянно слышит разговоры и занят достаточно интересным делом. Но речь – это не повторение чужих слов и их запоминание. Формирование речи в раннем возрасте происходит исключительно в живом общении, тогда, когда малыш учится общаться, при этом участвуя в разговоре своими движениями, мыслями и чувствами. Следовательно, происходит пассивное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие.

Информация уже подается в готовом виде, и она не требует включения воображения и анализа. В большинстве случаев дети не хотят, чтобы им родители читали книги, они проявляют желание просматривать сказки на видео. В результате не происходит обсуждение сказки, у ребенка не развивается желание самостоятельно научиться читать. Впоследствии это очень негативно скажется при поступлении ребенка в школу.

Нельзя не забывать об особой чувственности детей и способности детской психики к внушению. Чувство страха, опасности возникают у ребенка после просмотра кадров с насилием, войны, убийством. Взрослый может не заметить изменений в поведении ребенка, но страшные образы и звуки могут волновать его в виде снов, повышении тревожности или невротических симптомов.

Нужно также обратить внимание на эффект привычки агрессивного поведения. Регулярный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства, у детей развивается жестокость. Если регулярно через определённое время на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как должное. Некоторые психологи считают, что на этом этапе начинает формироваться сценарий агрессивного поведения. Попадая в социум, ребенок вспоминает тот способ агрессии, которую он наблюдал на экране, и начинает подражать увиденному. Наблюдения X. Хекхаузена доказали, что дети, в семье часто подвергаются насилию, любимыми передачами выбирают те, в которых присутствует насилие, а любимыми героями считают агрессивных.

В конце остановимся на влиянии рекламы на психику ребенка. У ребенка дошкольного возраста психика особенно уязвима к образам, их быстрой смене, мерцанию. Постоянный просмотр рекламы стимулирует и возбуждает нервную систему ребёнка, что приводит к формированию психологической зависимости. Эффект мерцания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбоя.

Упомянутое выше не означает потребность исключить из жизни детей СМИ. Это невозможно и несущественно. Ведь существует много телепередач и компьютерных игр, являющиеся энциклопедией нравственности и знаний об окружающем мире. Но подключать детей к такой информационной технике можно в том случае, когда они действительно готовы использовать ее по назначению, когда она станет для них средством получения необходимой и полезной информации, а не полновластным хозяином их душ.

Источник

В настоящее время средства массовой информации играют огромную роль в жизни людей – это и источник информации, и средство общения. Телевизор, компьютер, видео давно стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их жизни и продолжается всю жизнь. По сути в современном мире СМИ взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Естественно в этом есть свои минусы и плюсы. Этой проблемой занимаются много разных авторов.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в первоуральске

Когда человек, сам лично не сталкивавшийся с определенной проблемой, благодаря возможностям СМИ и рекламы, может  познакомиться с самыми разнообразными путями решения и проявлять к ним определённое отношение.

Особо сильное воздействие СМИ и рекламы способны оказать на формирование личности современных детей. СМИ традиционно влияет на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению определенных целей.

Современные дети – это такая социальная группа, которая очень много использует СМИ и получает информацию разного содержания. Потому что дети очень любознательны. Несмотря на быстрое развитие средств коммуникации в начале века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.

В последние годы родители и педагоги все чаще сталкиваются с главной проблемой от использования коммуникаций: дети начинают говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас очень бедный и примитивный.

Кажется, что ребенок сидит у экрана, постоянно слышит разговоры и занят интересным делом. Но речь – это не повторение чужих слов и их запоминание. Формирование речи в раннем возрасте происходит исключительно в живом общении, тогда, когда малыш учится общаться, при этом участвуя в разговоре своими движениями, мыслями и чувствами. Следовательно, происходит пассивное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие.

Информация уже подается в готовом виде, и она не требует включения воображения и анализированию. В большинстве случаев дети не хотят, чтобы им взрослые читали книги, они проявляют желание просматривать сказки на видео. В результате не обсуждается сказка, и не развивается желание как можно быстрее  научиться читать. В последствие это очень негативно скажется в будущем.

В наше время распространена проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие, которое очень влияет на психику детей.

Нельзя не забывать об особой чувственности  и способности детской психики к внушению. Чувство страха, опасности возникают  после просмотра видеофрагментов с насилием, убийствами, драками, войнами. Взрослые могут не сразу заметить изменения в поведении ребенка, но страшные образы и звуки могут волновать его во сне, повышении тревожности или различных нервных симптомов.

Регулярный просмотр сцен с насилием  притупляет эмоции, и в следствии развивается жестокость. Если регулярно  на экране показывается насилие, то через какое-то время это начинает восприниматься это как должное. Некоторые психологи считают, что на этом этапе формируется  сценарий агрессивного поведения. Попадая в настоящий мир, ребенок вспоминает тот способ агрессии, которую он наблюдал на экране, и начинает этому подражать.

Конечно, в настоящее время очень трудно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить плохие последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно пользоваться им.

В настоящее время Интернет представляет собой “мир” параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного.

В наши дни СМИ становится всё более коммерческим. Это заставляет все больше  уделять огромное внимание  рекламе. Рекламу показывают достаточно часто, прерывая просмотр на наиболее интересном месте. Порой это вызывает настоящую агрессию, особенно у современных детей, так как им она не очень обходима.Но особенно неблагоприятное влияние реклама оказывает тогда, когда она “идет или прерывает” в ходе просмотра интересных мультфильмов и фильмов. В этом случае у них теряется внимание и осознание увиденного ранее.

Это приводит к испытыванию чувства досады и раздражения в связи с таким вмешательством, и у детей возникают отрицательные эмоции. Если это происходит многократно изо дня в день, то нервно-психическая сфера постепенно расшатывается, повышается возбудимость и раздражительность, утомляемость.

Очень много родителей, пытаються “завлечь” ребенка телефоном или просмотром мультфильмов, что бы заняться “более важными взрослыми” делами. Не задумываясь, что тем самым они подрывают психику ребенку.

А мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым детям в какой-то мере заменяют семью. Погружение в просмотр телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что очень плохо для межличностного общения и  усиливает “тягу” к одиночеству. Телевидение способно моделировать поведение “потребителей” информации. Это важно учитывать, так как количество сцен насилия в самых жестоких и извращенных формах превзошло границы восприятия его нормальным человеком.

Читайте также:  Детство как период развития ребенка

Наверное, не стоит и говорить о том, что в данное время  и телевизор, и интернет вызывают огромную  зависимость – каждый ребенок тратит много времени на видеоигры и  на общение с компьютером чуть более часа в день, а телевизор смотрит 2-3 часа в день, что превышает положенную норму на 1,5-2,5 часов.

Многие родители и педагоги задаются такими вопросами: “Но все ли так страшно? Что можно сделать для того, что бы уменьшить отрицательное влияние СМИ на детей?” Ответ на такие вопросы самый простой – взрослые должны уделять своим детям должное внимание. Во-первых, тщательно отбирать то, что смотрит ребенок (например, не допускать просмотр  современных мультфильмов, где герои не говорят почти), во-вторых следить, что бы не сидели за компьютером  больше двух часов в сутки. И, самое главное, чтобы родители прививали своему ребенку умение правильно выбирать ту информацию, которая формировала и развивала мотивацию на получение новых знаний, и хотя бы пытаться стать для детей моральным авторитетом. Ведь дети берут пример со взрослых, а значит, что и самим взрослым нужно стараться как можно меньше проводить времени за современными гаджетами и СМИ. Тогда детей и не будет тянуть к запретному.

Список используемой литературы

1. Статья «СМИ: пропаганда жестокости и вредных привычек» – И.Чичикова, 2002.

2. Статья «Дети делают то, что видят: воздействие современных СМИ на детей и подростков» – В.Косьяненков, 2009.

3. Статья «Негативное влияние СМИ на развитие детей» – О. Филлипова, 2008.

4. Статья «Влияние ТВ на детей», И.Медведева, Т.Шишова.

5. Статья «Отрицательное влияние на детей телевидения», Чуприй Леонид Васильевич, Кандидат философских наук, доцент.

Источник

Негативное влияние СМИ на развитие детей

В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой – сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.

Негативное влияние Современных СМИ на развитие детей очевидны для специалистов.

Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

В западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.

Дети повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя себя с существом, отклоняющиеся поведение, которого никак на экране не наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.

Убивая, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.

Читайте также:  Особенности развития в ребенка первая неделя

Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как в передаче «Улица Сезам»

Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

Поток зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Ребенок с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

                  Далее, хотим вам предложить для внимания рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей.

Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. А если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него черепно-мозговая травма, менингит, если у него повышенная возбудимость, плохой сон, ранний отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет.

Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.

До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.

Учитывайте факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при работе ребенка с компьютером:

повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы

расстройство сна, нарушение памяти и внимания

рост аллергических реакций организма

изменение в костно-мышечной системе

специфические боли в запястье и пальцах при работе с клавиатурой

развитие близорукости

На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир. Надеюсь, моя небольшая лепта, поможет вам в этом.

Источник