Влияние сказок на нравственное развитие ребенка дошкольного возраста
Влияние сказки на духовно-нравственное развитие дошкольника.
«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия- это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…»
Сухомлинский В.А.
Книга на протяжении всей жизни будет сопутствовать человеку. Любовь к чтению должны прививать родители. Главной задачей родителей является дать возможность своему ребенку стать добрым и справедливым. Отличать добро от зла, анализировать ситуацию и находить множество вариантов решения проблем.
Самым эффективным средством в нравственном воспитании ребенка является сказка.
До какого – то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества.
Сказка несет в себе скрытый смысл и мудрость. Изучить ее можно на примере героев. Она способна дать малышу знания, воспитать и пробудить самые невероятные чувства. Детям, которым читают с раннего детства, наделены хорошей фантазией. Во время чтения, ребенок словно переносится в мир приключений и переживает все невзгоды вместе с героями книги.
Сказка, как неотъемлемый элемент духовно-нравственного развития и воспитания, учит проявлять эмоции и влияет на чувства малыша. Нравственность выступает как система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопросы: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка» способны развить в ребенке ответственность; «Царевна-лягушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Крошечка – Хаврошечка» – гуманизм; «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Никита Кожемяка» – патриотизм; «Гуси-лебеди», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Заяц Хваста», «Лиса и Журавль», «Волк и семеро козлят» – дисциплинированность и культура поведения; «Три поросенка», «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье верей», «Война грибов с ягодами» – чувство коллективизма.
Сказка помогает улучшить внимание, память и научиться рассуждать. В детском саду после каждого изученного произведения воспитатель задает вопросы группе. Ребенок при ответе начинает вспоминать и высказывать свое мнение. Это учит чистой, связной и диалогической речи.
Не менее важна при изучении персонажей передача информации. В этом ребенку, начиная с двух-трех летнего возраста, поможет интонация голоса, жесты и определенные позы. Дети, которым читают, способны более красочно описывать предметы и свои эмоции.
С какого возраста можно читать сказки? С младенчества общение мамы и ребенка производится через голос и прикосновения. Малыша успокаивает, когда мать начинает спокойно и размеренно говорить. Поэтому уже с 3 месяцев можно пробовать читать своему чаду. Однако понимать смысл естественно он не будет. Для первого общения нужны простые сказки с яркими иллюстрациями. На этом этапе важна связь мамы и малыша. Он учится слушать интонацию голоса и понимать, какие эмоции хотела передать мама.
С 6 месяцев чтение становится проблематичным, так как у малыша активно режутся зубки. Ведь ребенок захочет покусать или облизать книгу. В этом возрасте существует связь между изображением и голосом. Он сможет осмыслить, где находится предмет. На одной странице уместной будет две, а лучше одна картинка. Так малыш будет меньше распыляться, а получит больше информации. В раннем возрасте лучше читать простые книги, так малыш будет лучше усваивать информацию. С 8 месяцев ребенку необходимо проговаривать действия персонажей. Рассказывать, как они говорят и что делают. Это поможет быстрее овладеть речью. С 10 месяцев ребенок может сам показывать на знакомые предметы и различать их между собой. Ребенка можно приучить засыпать после ночной сказки. Она поможет расслабиться после тяжелого дня и настроиться на сон.
Чтение на ночь имеет свои положительные результаты, а именно:
- Ребенок эмоционально настроен воспринимать услышанное. Это самое оптимальное время для чтения. Лежа под одеялом обстановка расслабляет и располагает.
- Сказка подготовит малыша ко сну. Для хороших снов нужно выбирать произведения, где «все жили долго и счастливо». Другой сюжет можно немного подкорректировать. Крохе не нужны лишние переживания.
- Чтение в течение 20 минут за сутки способствует послушанию и более правильно поставленной речи.
- Начиная рассуждать после прочтения книги, кроха развивает свое мышление.
- Книга помогает делать новые открытия.
- Вовремя чтения ребенок и родитель уединяются и сближаются. Это помогает не потерять через годы ту ниточку, связывающую обоих.
Когда ребенку понравится, это станет своеобразной традицией для засыпания.
Первые книги необходимо выбирать очень тщательно. В них не должно быть лишней информации и картинок. Малыш должен понимать, о чем идет речь.
С раннего возраста следует приучать ребенка к любви к сказкам.
В каждом возрасте должны быть свои сказки, которые подходят по психологическому и эмоциональному состоянию ребенка. Какие же сказки необходимо читать малышам? С рождения до двух лет, для правильного развития речи необходимо больше читать и разговаривать с ребенком. Чтение должно сопровождаться жестикуляцией и эмоциональным сопровождением. Перед чтением необходимо убрать все, что может отвлечь ребенка. Во время чтения необходимо показывать действия героев. Заставлять слушать сказку в этом возрасте нельзя, лучше отложить это дело до момента, когда малыш отвлечется от своего занятия. Детские книги с яркой иллюстрацией – это находка для ребенка. Детям можно читать книги А.Барто, С.Маршака, К. Чуковского, русские народные сказки, песенки и потешки.
С двух до четырех лет, это возраст, когда малыш хочет все знать. В этот период нужно читать небольшие произведения. Теперь он отчетливо понимает о предназначении книги и может выразить свое желание послушать аудио или книгу, прочтенную мамой. Часто детям нравится одна и та же сказка или отрывок произведения. Нужно идти на уступки и повторять это место малышу. Он должен пробовать самостоятельно рассказывать сказку. Добавить в домашнюю библиотеку необходимо В. Сутеева, Л. Толстого, Б. Заходера, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, М.Яснов. Ребенку интересно будет послушать произведение И.Крылова «Стрекоза и муравей», «Старик-Годовик».
С четырех до шести лет прекрасное время для подготовки к школе. В это время идет активное изучение букв, звуков и слогов. Это время положит начало первым книгам. Самое время записаться в библиотеку. В ход идут различные энциклопедии, атласы, сказки с более длинным концом. Эти сказки способствуют новым знаниям и пониманию речи. (И.Крылов «Слон и моська», «Ворона и лисица», Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче», Остер Г.Б. «Котёнок по имени Гав и другие истории», Пришвин М. «Лесной хозяин», Пушкин «Сказки», Русские народные былины и другие).
В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что родитель в цепочке ребенок и книга должен стать связующим. Ему необходимо объяснять ребенку смысл прочитанного произведения, помочь сделать вывод, охарактеризовать вместе героев и узнать, почему именно так думает малыш. Пусть это будет не просто сухое чтение, а продолжительная дискуссия после прочтения того или иного произведения.
Все мы с вами знаем насколько ежедневное чтение может развить ребенка, воспитать его, научить, пробудить творческие начала, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Сказки веселые и грустные, но всегда жизнеутверждающие. Благодаря сказке дети начинают осознавать главные истины человеческой жизни. Сказки помогают формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
Источник
Влияние сказок, на нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла.
Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально.
Взрослым, например, знакомо состояние поиска выхода из затруднения, когда человек очень устает, но мучительно хочет решить проблему. Мысли напряжены, то прерываются, то вновь возникают, замкнутый круг не дает возможности найти выход. Снова и снова мы возвращаемся к проблеме, но решение не дается. Мысли врезаются в память, причиняют боль и вызывают негативные переживания, и перед человеком действительно возникает картина, подобная широкой непреодолимой реке. Советы друзей, основанные на собственных мыслях и доводах, еще больше «расширят» реку. А вот если совет будет совершенно нереальный, фантастичный, нелогичный, новый взгляд на проблему – возникнет воздушный мост, и река будет преодолена, проблема побеждена.
Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в Ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Всеобъемлющий гений Пушкина и тот нуждался в одухотворяющем влиянии сказки, и не одного Пушкина одухотворяли они, а каждого писателя, черпавшего содержание и силу из творческих недр народа.
Горький говорит, что сказки открывали перед ним просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила; что устная поэзия трудового народа той поры, когда поэт и рабочий соединились в одном лице, эта бессмертная поэзия, родоначальница книжной литературы, очень помогла ему ознакомиться с обаятельной красотой и богатством нашего языка .
Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать, рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя.
Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.
Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки. Современный итальянский писатель Альберто Моравиа был глубоко прав, когда сказал в одном из своих интервью: «Чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность – и в то же время она должна подчиняться законам логики».
В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры. К сожалению, в науке нет общепринятой классификации сказок, основанной на одних и тех же принципах. И объяснение этому не в том, что плохо исследовали сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые, или, как их еще называют, новеллистические, сказки.
В сказках о животных главным персонажем, естественно, являются животные (иногда им противостоит человек). В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа ( животные здесь, как правило, добрые помощники героя), в этих сказках идет речь о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально – бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости.
В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля…
В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах – землепашцах, охотниках и рыболовах – их подданных. В социально-бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа – древняя феодальная Русь. Унаследовав фантастику рассказов древнего человека, сказки, по существу, говорят не о природе, не о взаимоотношениях с ней, а о жизни человека в обществе, о нем самом.
Но сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость.
Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка.
Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, – говорится в словаре С.И. Ожегова.
Существуют различные гипотезы происхождения сказки.
Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества.
Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоаналитический подход,возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека. Возрастом сказок является дошкольный возраст.
Сказки – наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем. Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию.
Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.
Авторская сказка в большей степени отражает индивидуально-психологические черты и проекции того, кто ее писал.
По мнению Д.Соколова, народные сказки характерны тем, что:
– время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры – очень давно;
– сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;
– сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре, В отличие от мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее – смертью ни в чем неповинных ее детей);
– сказки могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;
– сказки влияют на человека преимущественно на бессознательном уровне.
Список литературы:
1. Психология развития и возрастная психология. Авторы составители О.В. Шапатина, Е.А, Павлова, Самара 2012.
2. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов.
3. Народная педагогика в воспитании дошкольников. Г.И.Батурина,
Т.Ф. Кузина, М.. 2012.
4. Народная сказка как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Лобанова И.В., Ганина Т.В , 2014.
Источник