Влияние сказки на развитие ребенка старшего дошкольного возраста

Влияние сказки на развитие ребенка старшего дошкольного возраста thumbnail

Влияние сказок на нравственно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Занятие. “Необходимость работы со сказками для нравственно-речевого развития детей в детском саду”

Содержание

Задачи:

  • Познакомить с теоретическими обоснованиями влияния сказки на воспитание и развитие детей.
  • Раскрыть нравственно-речевое влияние некоторых сказок.
  • Показать необходимость тщательного отбора сказок для свободного чтения.

Материал: “Янтарная книга сказок” Издательский дом “Владис”, авторская сказка “Капелька и зайка”, кружки картона белого и чёрного цвета, поднос.

Проблему влияния художественной литературы на развитие и воспитание дошкольников рассматривали многие педагоги и психологи (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, Н.Саркисьян, Т.И. Алиева, Т.Г. Казакова и другие).

Т.И. Алиева считает, что на основании закономерностей существования естественной “детской поэтики”, формируется эстетическое мировидение детей.

Ребёнок-дошкольник постоянно находится в процессе познания через увиденное, услышанное. Мир души малыша глубок и многогранен, и очень важно, помня об этом, учитывать движение и развитие души ребёнка, которое нуждается в духовной пище и, прежде всего в доброте и справедливости.

Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ребёнку нужно научиться жить среди себе подобных и не толь физически жить, но и жить хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого очень важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают. И вот в процессе этого сложного познания, сам ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, со своим понимание добра и зла.

Мысль об ответственности перед людьми, понимание того, что ты не можешь быть счастлив, если несчастлив другой, что ты должен сделать всё, чтобы тем, кто с тобой рядом, было хорошо – все эти сложные “взрослые” понятия и чувства пронизывают детскую литературу и, в первую очередь, сказки.

Влияние сказки на нравственное развитие ребёнка очень важно, даже если мы его не видим в данный момент. Суть в том, что художественное произведение приводит не только к формированию отдельных психических процессов, но и к изменению общего отношения к действительности, оказывает влияние на возникновение новых, более высоких мотивов его деятельности.

Ещё К.Д. Ушинский говорил о том, что нравственность входит в жизнь человека через чувства. И, только то, что прочувствовано, пережито ребёнком становится достоянием его личности – ориентиром, нормой, убеждением.

Сказки являются универсальным развивающее-образовательным средством, выводя ребёнка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений и в своём влиянии на развитие дополняют возможности других видов совместной деятельности со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Особенно это важно для детей с нарушением речи. Ведь из-за дефектов речи их круг общения и деятельности ограничен.

Прежде всего, в сказках мы находим представления народа о добре и зле, правде и справедливости, красоте определённого героя, его характере. Иначе как маленький человек может постигнуть красоту и высоту благородного поступка, низость и предательство злобы и коварства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно же, из произведений и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей.

Учёные предполагают, что впечатления и опыт способны изменять саму структуру мозга. А значит, энергию агрессивного от природы ребёнка, можно направить в более конструктивное русло.

Особое внимание хочется обратить на подбор сказок. Программами предусмотрен данный подбор для занятий с детьми, но в свободном чтении, следует быть осторожными со сказками для чтения малышам.

Содержание сказок, правильно подобранных, со знанием основ детского воспитания, обладающим высоким художественным качеством, глубоко западает в души детей, оставляет в них яркий след, может оказаться толчком и основой характера детей. В то же время, по мнению Н. Коротковой, художественные тексты должны быть “подстроены” под наличный уровень восприятия и понимания, но должны создавать “напряжение души”, то есть продвигать детей на шаг вперёд в их умственной и эмоциональной работе.

Попробуем по-новому взглянуть на уже известные сказки. Возьмём сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”. Чему учит нас эта сказка?

– Слушать старших,

– Быть добрыми,

– Помогать тем, кто попал в беду.

Но всегда ли так всё на поверхности. На вопрос “кто спас Алёнушку” непременно слышим ответ – купец. Да, это так, но кто сказал ему о том, что Алёнушка в беде? Кто не побоялся ведьмы и позвал на помощь? Слуга! Именно он услышал слова Алёнушки, обращённые к брату и побежал за помощью. Нужно самим педагогам быть более внимательными к содержанию сказок и обращать внимание детей на малейшие детали. Именно так мы достигнем больших результатов в нравственном воспитании. Именно так, проговаривая все события и собственные переживания, речь детей будет развиваться, станет более эмоционально окрашенной и полной. Ничем не смог бы помочь всемогущий купец Алёнушке, если бы слуга оказался равнодушным и трусливым. Значит эта сказка, кроме всего прочего, учит детей быть более внимательными и чуткими к бедам других, не бояться позвать на помощь, не быть РАВНОДУШНЫМИ!

Вот так с любой, даже очень знакомой сказкой, можно “работать”, раскрывать всё большие её грани, воспитательные моменты. Для этого самому педагогу нужно быть более чутким и внимательным при прочтении сказки.

В свободное время, педагоги часто читают детям сказки. Читают всё, что попадается “под руки”. Я считаю, что это не правильно. Попробую доказать это. Вашему вниманию представляю “Янтарную книгу сказок”. На выбор прочту первую из них, называется “Владыка из владык”. (Читаю). О чём эта сказка? В ней мы видим простой набор слов. Так называемое “словотворчество”. Но, мы с вами говорили, что сказка чему-то должна научить. Возможно эта сказка учит меньше болтать попусту. И только? (Рассуждения коллег). Захотите ли вы прочесть данную сказку своим детям? Нужна ли она им? Навряд ли. Возьмём в пример другую сказку из этого сборника “Бурундук и гиена”. (Читаю). Что мы видим? Кроме явной жестокости и нетерпимости, эта сказка ничего не показывает. Так зачем повествовать детям о том, что они и так довольно часто видят с экранов телевизоров, да и , зачастую, в жизни. Может стоит более внимательно подбирать сказки для детей. Подвергать их более тщательному отбору. Ну и последняя сказка из данного сборника – “Почему белых людей называют вазунгу”. (Читаю). В этой сказке ничего, кроме неприязни к европейской нации и нет. Что это? Неприятие людей не таких, как мы? Зачем это ребёнку? Вы согласны? (Рассуждения коллег). Закончить своё чтение мне хотелось бы авторской сказкой “Капелька и зайка”. (Читаю). Как вам эта сказка? Простая по содержанию и , в то же время, с глубоким смыслом. Учит детей быть добрыми , думать о других больше, чем о себе.

У каждого из вас есть картонные кружки белого и чёрного цветов. Положите пожалуйста в поднос кружок по содержанию каждой сказки. Если вы считаете, что сказку нужно прочитать детям – кружок белого цвета, если не нужно – чёрного. Каждый кладёт четыре кружка (по количеству прочитанных сказок). После выполнения задания, на подносе лежат кружки чёрного цвета и совсем немного – белого. Вот так, наглядно, уважаемые коллеги, замечаем, что сказка –  это важный и значимый метод в воспитании детей, их нравственном и речевом развитии и к подбору сказок нужно относиться с большим вниманием.

Благодарю коллег за внимание, наша встреча закончена.

Капелька и зайка. Автор Тюсова И.С.

Жила-была Капелька-малютка. Жила она недавно, появилась на свет после дождичка и была совсем ещё глупенькой. Однажды утром лежала она на солнышке, грелась в его лучах и была очень довольна. Жизнь казалась ей прекрасной и удивительной.

Всё бы хорошо, да вдруг услышала Капелька всхлипывания под кустом. За ними кто-то тихонько плакал, да так горько, что Капельке день уже не казался таким чудесным и солнечным. Тучки словно надвинулись на солнышко и тоже загрустили вместе с Капелькой.

– Эй! Кто там плачет? – спросила Капелька.

– Это я, зайчик серенький. А плачу, потому что плохо мне, пить очень хочется. Мама в лес убежала, а я не знаю, что мне делать, где водички взять, хоть капельку…

– Капельку? – переспросила кроха, – как интересно, ведь я тоже капелька, но не знала, что кому-то так могу быть нужна. Возьми меня!

– Что ты! – ответил зайка, – ты же вон, какая красивая, светишься на солнышке. Тебя, наверное очень любят, ты приносишь пользу.

– Пользу? – задумалась Капелька, какой же ты молодец! Теперь я знаю, зачем упала с облачка. Милый зайка, я очень хочу помочь тебе, выпей меня, пожалуйста. Ты перестанешь плакать, а я вернусь ещё, я знаю! Ты и мне сделаешь добро, ведь когда помогаешь кому-то, это очень приятно!

Выпил зайка капельку, улыбнулся, посмотрел вверх и, показалось ему, что Капелька на небо улетела и тоже смотрит на него с улыбкой. И так хорошо стало зайке, что побежал он в лес весёлый и довольный.

Источник

От автора: Сказка – произведение искусства. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение жизненных проблем.

 (Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология)

О влиянии сказки на развитие ребенкаВсем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги.

Книга расширяет представление ребёнка о мире знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п. влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка развивает мышление — как логическое, так и образное расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия учит правильно составлять предложения. Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями стоит задача научить любить книгу. Любовь к книгам начинается с чтения детям сказок. Сказка наиболее любимый ребенком литературный жанр.

 Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

 Но в каком же смысле восприятие сказки может быть ведущей деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем, Д. М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет “живую душу художественного восприятия”. Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре Д. Б Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как например, в некоторых сказках Г X. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности” в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу “Польза и значение волшебной сказки”, где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Б Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений – потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не – сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе.

Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она?

Сказка – произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.
      С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б Бетельхейма, “трудятся” миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна: “В некотором царстве, в некотором государстве…” или “В те далекие времена, когда животные умели разговаривать…”, и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других – более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут еще более ярко видны ее несомненные преимущества. Так, например, сравнивая сказку с мифом, Б. Бетельхейм указывает, что миф, несмотря на то, что он также сгусток человеческого опыта и говорит с нами на языке образов – пессимистичен, не утешителен, не способствует восстановлению чувства справедливости. Так, миф об Эдипе завершается гибелью двух главных героев. А миф о Ниобее кончается смертью семерых ни в чем не повинных ее детей. Это также не способствует удовлетворению чувства справедливости так необходимого ребенку.
      Если сравнить сказку с басней, то последняя тоже менее подходит ребенку. Она несет мораль скорее для взрослого. Так, например, сравнивая басню. “Стрекоза и муравей” и сказку “Три поросенка”, Б. Бетельхейм подчеркивает несомненное преимущество сказки перед басней. В басне Стрекоза страдает потому, что она наслаждалась жизнью, когда можно было это делать. Отсюда следует, что ребенок должен усвоить, что этого делать нельзя, а почему, ему понять еще трудно. В сказке же ясна причина, по которой не следует руководствоваться принципом удовольствия, это – Волк. Кроме того. Муравей басни, с которым ребенок должен отождествлять себя,- существо недоброе, не умеющее сострадать. Неужели такая мораль должна усваиваться ребенком? – спрашивает Б. Бетельхейм.

Если сравнить сказку с фантазией, то в пользу сказки можно сказать, что она имеет последовательную структуру с определенным сюжетом, который развивается в направлении благополучного конца. По сравнению с фантазией сказка имеет еще одно преимущество – в ней все желания, даже самые неблаговидные (так называемые Эдиповы желания), могут быть выявлены, и о них можно говорить, обсуждать с родителями. Фантазии же ребенок открыто высказывать боится.

Б. Бетельхейм сравнивает сказку с рассказом из реальной жизни и приходит к парадоксальному выводу: реалистический рассказ, особенно если в нем есть причинно-следственные объяснения, психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он их не понимает. Б. Бетельхейм писал: “Рассказы, действия которых происходят в современном мире, дезориентируют ребенка относительно реальности и вымышленности. Эти рассказы не могут быть созвучны внутреннему миру ребенка, они углубляют пропасть между внутренним и внешним его опытом. Они также эмоционально отделяют ребенка от родителей”. По мнению Б. Бетельхейма, реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как это делают сказки.

Кроме того, внутренняя интеллектуальная жизнь возможна только тогда, когда ее содержание прошло через сопереживание другому лицу или персонажу. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Действительно, то, чем мы поглощены, мы не замечаем. Надо выйти из ситуации, чтобы посмотреть на нее со стороны.

Источник