Влияние сюжетно ролевой игры на развитие ребенка

Влияние сюжетно ролевой игры на развитие ребенка thumbnail

Слайд 1

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка

Слайд 2

“Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Что такое сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанное с ней действие.

Слайд 4

Структура сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину: Роль, которую берет на себя ребенок Игровые действия – те действия, в которых реализуется роль Игровое употребление предметов – замещение реального предмета игровым Сюжет – воображаемая ситуация Правила игры Реальные отношения между играющими детьми

Слайд 5

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в сюжетно-ролевой игре. Уровни игровой деятельности 1 ступень – 1,5-3 года – ПРЕДМЕТНАЯ «ИГРА». Содержание – действие детей с предметами. 2 ступень – 4-5 лет – СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. Содержание – отражение социальных отношений людей. 3 ступень – 6-7 лет – ИГРА С ПРАВИЛАМИ. Содержание – отражение отношений между людьми, подчиненных определенным правилам .

Слайд 6

Социальный мотив игр Игра это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, – это пойти в школу.

Слайд 7

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения, развиваются произвольность внимания и памяти. Сознательная цель -сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче выделяется ребенком в игре. Потребность в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию, способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Игра влияет на умственное развитие дошкольника Действуя с предметами- заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.

Слайд 8

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра оказывает огромное влияние на развитие общения. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Большое влияние игра оказывает на развитие речи и рефлексивное мышление . Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связанной речи , а рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей . Игра ведет к развитию рефлексии , поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то , как выполняется действие , входящее в процесс общения .

Слайд 9

Продуктивные виды деятельности – рисование , конструирование – тесно слиты с игрой . Рисуя , ребенок разыгрывает тот или иной сюжет . Интерес к рисованию , конструированию первоначально возникает именно как игровой , направленный на создание рисунка , конструкции в соответствии с игровым замыслом . Лишь в среднем и старшем возрасте интерес переносится на результат деятельности и освобождается от влияния игры . Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность . Выполняя правила , ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями , складывается желание и первоначальное умение учиться .

Слайд 10

Выводы В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и дольше запоминают. Игра делает поведение ребенка осмысленным и осознанным. В игре дети учатся контролировать и оценивать себя – играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Источник

Библиографическое описание:

Ильинова, К. В. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка / К. В. Ильинова, О. Ю. Логвинова, С. В. Мещерякова, И. Ю. Кулько. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – С. 487-489. – URL: https://moluch.ru//76/12941/ (дата обращения: 09.06.2021).

Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребёнка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Проявить личностные качества и свою активность ребёнку дошкольного возраста помогает игра.

Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, думает, говорит.

Стоит отметить, что игра выступает как важное средство воспитания. Малыш всегда играет, он есть существо играющее, но его игра имеет огромный смысл. Она точно соответствует возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.

Дошкольное детство – это короткий, но значимо важный период становления личности. В это время ребенок получает первоначальные знания об окружающем мире, у него происходит формирование определенного отношение к людям, к животным, к природе, к труду, вырабатываются навыки, привычки правильного поведения, складывается характер. Благодаря игре, дошкольник открывает себя миру и мир для себя. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребёнка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной чертой такой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Каждый сюжет игры – это ряд определённых событий, которые объединяются жизненно мотивированными связями. С помощью сюжета дети раскрывают главный смысл игры.

Именно в этом возрастном периоде у детей начинают закладываться такие качества, как: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.

Благодаря игре дошкольники объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, придумывают сюжеты и познают мир.

Ученые в области дошкольной педагогики считают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять общевоспитательные социальные функции: эмоциональность, активность, яркое проявление особенностей мышления и воображения, развитие потребностей в общении и формировании нравственных качеств личности ребенка, существенное изменение в его психике. Для детей раннего возраста ведущей является предметная деятельность, для детей младшего и старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью становится игра. Именно через игру ребёнок познает мир, готовится к взрослой жизни. В современном обществе она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. А. С. Макаренко в своих трудах характеризовал роль детских игр так; ” Игра имеет особое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность: работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре… “.

Известный русский ученый и психолог К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов, к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для ребёнка они ни были.

Выдающий исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Особую роль в формировании нравственной личности ребенка играет сюжетно – ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация.

На втором году жизни у детей складываются элементы сюжетно-ролевой игры, однако ее можно назвать лишь отобразительной.

Различные действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

На третьем году жизни ребенка игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершенствуются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Постепенно появляются действия с предметами-заместителями, формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры, развивается умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

На шестом году жизни дети уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» – зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, фермерство, рождение ребенка, болезнь, приход гостей и т. д.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства воспитателя, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр.

Следует отметить, насколько важна игра для детей дошкольного возраста, так как развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно без игры. Именно в ней дети учатся сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться желаемого результата. Через игровую деятельность формируется личность дошкольника, так как ребёнок проявляет настойчивость в поиске решения, учится соблюдать правила, находить компромиссы, рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и действия. Учится пояснять и комментировать свои поступки в процессе игры, осваивает умение объяснять воспитателю и друзьям содержание и правила игры.

Таким образом, сюжетно – ролевая игра, как неотъемлемый вид деятельности дошкольника, имеет важнейшее значение в формировании нравственной личности ребёнка. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает огромное влияние на психологическое, физическое и умственное развитие ребенка дошкольника. Именно в ходе игровой деятельности закладывается фундамент базовых, положительных качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Следовательно, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Ведь игровая деятельность является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни. Не стоит забывать, что игра в своей развитой форме носит коллективный характер.

Подводя итог выше сказанного, хочется отметить, что игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения и зависит от приобретения знаний, умений и воспитания интереса. Именно в игровой деятельности проявляются индивидуальные особенности и формируется нравственные качества ребёнка.

Литература:

1. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др. – СП.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 528с.

2. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. А. Позднякова. – 3 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2011. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощёкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 251с. – (Школа развития).

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, игровое пространство, правило игры, роль, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство.

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП “РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА”

ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДС КВ №5 МО ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН ПЕЛИПЕНКО НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

Бесспорным является тот факт, что игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов.

В раннем возрасте игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит со способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.).

По мере взросления, в среднем и старшем дошкольном возрасте, усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект.

Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет какой-либо игры, воспроизводить взаимоотношения между людьми. Это и есть ролевая игра.

Рассмотрим вкратце структуру сюжетно-ролевой игры.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.).

Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.

Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами.

В процессе игры между детьми складывается два вида отношений:

– отношения, которые определяются содержанием и правилами игры (это те игры, которые дети разучивают под руководством взрослого и потом периодически в них играют, например, «У медведя во бору», «Воробышки и автомобиль» и др.);

– реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, установление правил, конфликты, возникшие между играющими, и выход из них).

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность – сама игра, то есть мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции же воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры – формирование речевых (и других) навыков и умений воспитанников.

Именно в процессе игры происходит формирование речевых навыков и умений ребенка? Что является неотъемлемой частью успешной социализации.

Как мы знаем, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Игровая комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т.п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников. А это требует построения диалогов, правильного и четкого выражения собственных мыслей.

Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Например, играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

Итак, ролевая игра способствует развитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.

Также сюжетно-ролевая игра имеет огромное воспитательное значение, оказывает всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. По мимо всего прочего ролевая игра учит детей находить компромиссные решения в любых проблемных ситуациях, учит договариваться.

Как показывает практика, детям нравятся положительные роли, через проигрывание которых у них и прививаются такие нравственные качества как доброта, сострадание, честность, справедливость, смелость, трудолюбие и др. Вместе с тем, дети с удовольствием играют и роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет огромную и незаменимую обучающую и воспитательную ценность в становлении личности ребенка. Она не только способствует полноценному речевому развитию детей, но также помогает накапливать знания, развивать детскую память, мышление и воображение, позволяет в полной мере реализовать творческие способности всех участников игры.

Источник