Влияние шума на развитие ребенка
Материалы к педсовету 13.12.16 по теме здоровьесберегающии технологии в ДОУ
«здоровьесберегающая технология» | – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. |
Влияние шума на развитие детей.
Человеческое ухо — это тончайший инструмент, который настроен, в первую очередь, на тихие звуки.
Рецепторы, передающие звуковые сигналы в мозг, из-за постоянных громких звуков перестают работать правильно. Человек начинает слышать хуже, а то и вовсе утрачивает слух.
Есть классификация шумов.
Интенсивный анормативный шум (65—75 дб) — это шум, неприемлемый для умственного труда. К такому шуму относится повышенный голос воспитателя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Интенсивный анормативный шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, нормы допустимых уровней речевого шума, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.
Для детей шум имеет даже более тяжелые последствия, чем для взрослых.
- У детей, которые постоянно подвергаются шумовому воздействию мощностью более 68 дБ (это средний уровень шума, который характерен, например, для конторских помещений), проявляются типичные признаки нарушений в вегетативной нервной системе: сужение поверхностных кровеносных сосудов, ухудшение кровоснабжения кожи, усиление напряжения мышц, ускорение реакций обмена веществ.
- Дети еще не могут сознательно «отключаться». При длительном воздействии шума они быстрее устают, становятся рассеянными, с трудом сосредоточиваются. Шум мешает творческим играм. Шумовая нагрузка отрицательно влияет также на успешность обучения чтению. Причина, видимо, в том, что шум перекрывает «внутреннюю» речь.
- При выполнении заданий на развитие мышления (мыслительных задач) дети, подвергающиеся шумовому воздействию, «сдаются» быстрее.
- Национальная Ассоциация Сохранения Слуха измерила уровень громкости обычного дня ребенка от 6 до 14 лет — он равняется 90 дБ, что практически сродни шуму дорожного движения. На детской площадке этот уровень еще выше — около 115 дБ, что равно громкости метро или рок-концерта. И это при том, что допустимый уровень шума для человека 55 децибел днем и 40 — ночью. Громкая городская жизнь не только вредит детскому слуху, но и заметно влияет на поведение ребенка. Дети, ежедневно подвергающиеся воздействию различных шумов, страдают от повышенного артериального давления, рассеянности внимания, теряют силу воли, мотивацию к обучению, затормаживается развитие речи «дети изучают язык, слушая его», «Дети испытывают большую потребность в понимании речи вокруг, но в то же время они меньше подготовлены к тому, чтобы разобраться в ней. Это никак не связано с их способностью слышать. У здоровых детей слуховая система хорошо развита уже к 2-3 месяцам.
Дети самого младшего возраста могут распознавать голос одного человека в общем гомоне, но только на относительно мягких уровнях шума. Ребенку достаточно даже повседневного шума, чтобы отвлечься и прослушать сказанное. Это проблема не только малышей и дошкольников. «Способность понимать и обрабатывать речь на фоне непрекращающегося шума не развивается до подросткового возраста
Не развивается у детей и способность «отключаться» от шума вокруг. Короткие внезапные звуки — чей-то кашель, гудок автомобиля — могут заглушить часть слова или предложения. Взрослый мозг, наполненный жизненным опытом, автоматически подставляет логичный вариант настолько быстро, что человек этого даже не замечает. «Дети этого не делают. Их мозг не в состоянии заполнить пробелы» (ситуация с опозданиями)
Но любое обучение начинается дома.
Игры детей на фоне работающего телевизора ведут к заторможенности развития речи.
- Несколько советов от ученых, которые облегчат обучение ребенка:
- 1.Не оставляйте телевизор, радио и другую электронику работающими в то время, как ребенок учится. Любой выбивающийся из общей картины шум захватывает внимание ребенка, и оно мгновенно рассеивается.
- 2.Говорите понятно и устанавливайте зрительный контакт. Убедитесь, что ребенок видит ваше лицо, особенно в шумном месте. Он может уловить движения рта, и это поможет ему восстановить упущенные фрагменты речи.
- 3.Уделяйте больше времени разговорам, чтению вслух. Только живая речь может помочь ребенку в развитии.
Вывод: повышенный шум влияет на слух, внимание и развитие речи.
Шум также влияет на пищеварение.
- Окружающие ребенка звуки влияют на то, как усваивается в его организме пища. Часто случается, что дети, которые пребывают под воздействием сильного шума, отказываются от пищи, имеют плохой аппетит, становятся вялыми. Шум нарушает процессы слюновыделения и образования желудочного сока. Например, у ребенка, пообедавшего в общественном заведении, может начаться диарея. И дело не всегда в качестве пищи, которую он съел, а в обстановке, в которой ему пришлось принимать пищу. Детская психика очень восприимчива к звукам, поэтому есть ребенку также нужно в тихом помещении и в спокойном состоянии.
В нашей группе на мы используем молчанки как один из способов снижения уровня шума. Некоторые молчанки особенно любимы детьми. Например, это стишок про дедушку Молчка.
Дети сами с удовольствием начинают рассказывать молчанку. Дедушка Молчок приносит нам новые книги или отдает книгу в другую группу, если дети шумели. Приходит на занятия.
Так же наши ребята любят молчанки про льва и журавлей. Сейчас они с удовольствием рассказываю молчанку зимнюю про мишку, мы придумали к ней окончание. Часто мы берем простой стишок или загадку и превращаем в молчанку.
С родителями «громких детей» (как правило сами родители очень громко разговаривают) беседуем, объясняя ,что надо научить ребёнка регулировать силу голоса, говорить, а не кричать.
Тексты молчанок
Прилетели журавли, и сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет — тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!
Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим,
Помолчим…
Слышишь, добрый старичок?
Ти-ши-на… пришел Молчок!
Не спугни его, смотри,
Ни-че-го
Не говори, тсс…
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И. Токмакова
(мы придумали продолжение.
Спи ,Мишутка до весны
Пусть тебе приснятся сны
Про малину и детсад
И про маленьких ребят)
Игры.
Разбегайтесь все скорей!
Ходит, бродит царь зверей.
Рычащий, жёлтый сыщик,
С хвостом и гривой хищник.
Замерли все, присмирев,
Потому что идёт…
(Лев)
Источник
Фото: Pixabay.com.
Мы живем в мире, полном звуков. Шумовое загрязнение в последние десятилетия значительно увеличилось и превратилось, по мнению ВОЗ, в «чуму современного мира». Особенно опасен возросший уровень шума для детей, слух которых только формируется. Давайте посмотрим, что может угрожать вашему ребенку и как его защитить.
Нормы шума
Санитарные нормы строго указывают нормы шума для дома: 55 дБ днем и 45 дБ. К сожалению, в реальности указанный уровень шума соблюдается редко. Громкость разговора может достигать 65 дБ, звук пылесоса – 75 дБ, а стиральная машинка работает на громкости 68 дБ.
Любители послушать музыку через наушники находятся в особой опасности: здесь громкость достигает 90-110 дБ. Примерно на этом же уровне находится болевой порог человеческого уха. Поэтому если ваш ребенок не расстается с наушниками, необходимо позаботиться о его слухе прямо сейчас. Громкость 100 дБ может привести к тугоухости, вылечить которую сложно или невозможно.
Влияние шума на здоровье ребенка
Мы уже сказали о главной опасности шумового загрязнения – негативное влияние на слух. Слух снижается при длительном воздействии громких звуков.
Но реальная угроза для здоровья выше. Исследования показали, что жизнь при перманентном шуме негативно влияет на нервную систему, вызывает чувство утомления и бессонницу. 38% школьников жалуются, что страдают от негативных последствий из-за шума на уроках и переменах.
Он негативно сказывается не только на самочувствии ребенка, но и на качестве учебы. Из-за проблем со сном и усталости, вызванных шумом, школьнику труднее сосредоточиться на занятиях, страдают память и концентрация внимания. Неслучайно учителя требуют соблюдать на уроках полную тишину.
Среди негативных последствий шума также отмечаются:
- повышенное давление;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- расстройства ЖКТ;
- ухудшение кровоснабжения;
- сужение поверхностных сосудов.
Некоторые люди думают, что дети в силу возраста не подвержены подобным заболеваниям. Однако высокий уровень шума одинаково опасен и для взрослых, и для детей любого возраста.
Считается также, что к шуму можно привыкнуть, но это тоже неправда. Даже если человек перестает замечать внешние звуки, организм все равно продолжает на них реагировать. И реакция будет строго негативной.
Нужна ли ребенку полная тишина?
Конечно, нет. Когда говорят о вредности шума, имеют в виду звуки свыше 50-55 дБ. Полная тишина может быть так же вредна, как громкий шум. Звуки нужны человеку, чтобы ориентироваться в пространстве, без них возникает полная дезориентация. Это доказывают эксперименты в безэховых камерах.
Новорожденным детям обходиться без звуков еще труднее. Во время маминой беременности они постоянно окружены звуками. Поэтому им бывает трудно заснуть в слишком тихом для них внешнем мире. Если у малыша трудности со сном: он часто просыпается, спит некрепко – врачи рекомендуют включать записи с белым шумом. Это может быть журчание воды, шелест листвы, морской прибой и даже гудение фена или вытяжки. Как использовать белый шум для сна ребенка, вы можете узнать на нашем канале.
Как защитить ребенка от шума?
Прежде всего нужно позаботиться о создании безопасной домашней среды, особенно в городе. Шумоизоляция многоквартирных домов часто оставляет желать лучшего, из-за чего уличный шум и звуки из соседних квартир составляют постоянный фон нашей жизни.
Специалисты рекомендуют позаботиться о дополнительной шумоизоляции квартиры: установить толстые стеклопакеты на окна, использовать специальные материалы для пола, стен и потолка, изолировать не только квартиру, но и каждую комнату. Ведь шум бытовой техники внутри квартиры может потревожить ребенка не меньше, чем соседская музыка.
Рекомендуется также установить виброизоляцию, отдельно или в комплексе с полной звукоизоляцией. В многоквартирном доме отлично передаются вибрации от упавших предметов, строительных работ и даже шагов. Такие ударные и структурные шумы человек не слышит, но ощущает всем телом. Отрешиться от вибраций невозможно, и они способны серьезно осложнить жизнь.
Шумоизоляция пола в детской также спасет вас от жалоб соседей снизу. Дети, даже самые спокойные, не могут усидеть на месте. Невинная и тихая игра может показаться соседям снизу оглушительной канонадой, если напольное покрытие уложено с нарушениями или прямо на стяжку. Хороший пол убережет вас от ненужных ссор. Да и в детской станет тише.
И конечно, чтобы уберечь слух и психику ребенка, необходимо объяснить ему вред громких звуков. Помните, что лучшее воспитание бывает на собственном примере. Не слушайте громко музыку в наушниках, берегите свой слух – так вы подадите хороший пример и спасете собственные уши.
Источник
Существуют две основные причины несерьезного отношения к проблеме.
Во-первых, шум часто производим мы сами, причем нередко ради ложно понимаемого удовольствия. Ребенок, нацепив наушники, «тащится» от любимой кассеты, доведя громкость до 110 дБ (бензопила вряд ли шумит громче), и испытывает восторг. Папа, придя с работы, на полную мощность включает телевизор. У автолюбителя сердце подпрыгивает от радостного возбуждения, когда он срывается с места под рев мотора и скрежет шин. Треск газонокосилки мешает только соседу, и ничуть не тревожит садовода-любителя. На дискотеки (уровень шума там 110—120 дБ) любители повеселиться ходят добровольно, а переносной плеер (110 дБ) ребенок часто выключает лишь после долгих уговоров.
Причина вторая: к шумам, музыке и даже грохоту можно «привыкнуть», перестать воспринимать их как помеху. От этого они не перестают быть вредными: организм не адаптируется к шуму! Он реагирует повышением давления, сердечно-сосудистыми нарушениями, расстройствами желудочно-кишечного тракта и проявлениями усталости.
Родители знают, что детям нравится обстановка шумного веселья, и сами любят пошуметь.
Широко распространено ошибочное убеждение, что шум детям не вредит.
Надо знать о негативных последствиях воздействия шума на органы слуха. Катастрофой стали столь любимые детьми и подростками мини-плееры. Как и дискотеки они являются важнейшей причиной ранней тугоухости. Нельзя просто отобрать у ребенка или подростка мини-плеер с наушниками. Но так же, как мы предостерегаем их от негативных последствий курения и алкоголя, надо рассказывать детям и об опасности слишком громкого звука. При выборе звуковоспроизводящего устройства надо знать, что особенно вредны маленькие наушники, которые вставляются в наружный слуховой проход. Немного безопаснее те, у которых между ухом и самим наушником располагается поролоновая прокладка.
Осмотритесь вокруг. Надо ли оставлять включенными радио, магнитофон, проигрыватель, когда их никто не слушает? Нужен ли шумовой фон телевизора, если нет интересных передач?
Хорошо изолируют от уличного шума стеклопакеты с тройным остеклением. Даже простые окна с двойными рамами могут защитить по крайне мере ночной сон от уличного шума, особенно в центральной части города.
Водителям стоит уменьшить шум от автомобиля. При скорости 30 км/час внутри микрорайона уровень шума понижается минимум на треть. Помогает также своевременное переключение передачи на более высокую скорость.
Помните: шум наносит ущерб здоровью и интеллектуальному развитию наших детей. Все мы обязаны содействовать тому, чтобы его было меньше!
Предложите лучше ребенку поиграть в подвижные игры, приобретите лазерный тир и пусть ребенок развивается и веселиться без шумовой нагрузки на организм.
Для детей шум имеет даже более тяжелые последствия, чем для взрослых.
- У детей, которые постоянно подвергаются шумовому воздействию мощностью более 68 дБ (это средний уровень шума, который характерен, например, для конторских помещений), проявляются типичные признаки нарушений в вегетативной нервной системе: сужение поверхностных кровеносных сосудов, ухудшение кровоснабжения кожи, усиление напряжения мышц, ускорение реакций обмена веществ.
- Дети еще не могут сознательно «отключаться». При длительном воздействии шума они быстрее устают, становятся рассеянными, с трудом сосредоточиваются. Шум мешает творческим играм. Шумовая нагрузка отрицательно влияет также на успешность обучения чтению. Причина, видимо, в том, что шум перекрывает «внутреннюю» речь.
- При выполнении заданий на развитие мышления (мыслительных задач) дети, подвергающиеся шумовому воздействию, «сдаются» быстрее.
Дорогие читатели нашего сайта! Просьба внимательно перепроверять указанные майлы, поскольку мы каждый майл проверяем и комментарии с несуществующими майлами игнорируются.
Источник
ШКОЛЬНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
СЕКЦИЯ
“Валеология ”
Влияние шума на здоровье школьников
Авторы: Маркелова Екатерина,
Кудрявцева Софья
учащиеся 4 в класса
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №1 п.г.т.Суходол
муниципального района Сергиевский Самарской области
Научный руководитель: Дювина Юлия Валентиновна,
учитель начальных классов высшей категории
Суходол, 2014 г
Оглавление
- Введение………………………………………………………………….2
- Основная часть
- Литературный обзор……………………………………………….6
- Экспериментальная работа по проблеме влияния
шума на здоровье человека…………………………………………7
- Заключение………………………………………………………………12
- Список использованных источников и литературы…………………14
- Введение.
Актуальность.
Шум довольно распространен в наши дни. Шум – звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас.
Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто – кричит, кто- то поет, разговаривает. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии человека. Шум не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушения сна, нарушения слуха, негативные стрессы, повышенное кровяное давление и т.д. Шум обостряет хронические заболевания.
Здоровье ребёнка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живёт. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Говоря о психо-гигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум.
Абсолютно бесшумная обстановка плохо влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Но вот сильный шум, как показывают специальные исследования и повседневные наблюдения, повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии – риск развития депрессии, хронической усталости. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Неприятное воздействие шума сильнее сказывается на умственной работоспособности, чем на физической. А шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели!
Наш интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое шум, как он влияет на учеников и учителей, и как сохранить хороший слух до преклонного возраста.
Цель работы: определить уровень шума в различных школьных помещениях и его влияние на организм человека.
Задачи:
1. По литературным источникам выяснить влияние шума на здоровье человека.
2. По анкетным данным выявить отношение учителей и учащихся к различным источникам шума.
3. Определить уровень шума в различных школьных помещениях.
4. Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.
Гипотеза: Исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:
- получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека;
- понизят «шумовое загрязнение» на переменах;
- внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.
Методика работы:
- Теоретический анализ научной литературы.
- Измерение шума с помощью «Модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий»
- Анкетирование (учителей, учащихся).
- Наблюдение.
- Анализ полученных результатов
- Основная часть.
2.1.Литературный обзор
Изучив ряд научных книг и статей по теме проекта, мы узнали, что такое звук, его свойства и характеристики. Звук – это то, что мы слышим: нежная мелодия скрипки, тревожный звон колокола, грохот водопада, слова, произносимые человеком, грозовые раскаты грома, землетрясения.
С точки зрения физики, звук как физическое явление представляет собой механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Герц (Гц).
Мы выяснили, что источником звука всегда служит какое-либо колеблющееся тело. Это тело приводит в движение окружающий воздух, в котором начинают распространяться упругие продольные волны. Когда эти волны достигают уха, они заставляют колебаться барабанную перепонку, и мы ощущаем звук. Механические волны, действие которых на ухо вызывает ощущение звука, называются звуковыми. Если бы на Луне были живые существа, слух им не понадобился бы: на Луне нет атмосферы, и в безвоздушном пространстве нечему колебаться, там нет звука.
Первое различимое качество звука – это его громкость. Для разных людей один и тот же звук может казаться громким и тихим. Но одному и тому же человеку более громкими кажутся те звуки, у которых амплитуда колебаний звуковой волны больше. Любое изменение громкости звука вызывается изменением амплитуды колебаний.
Вторым качеством звука является высота его тона. Звук, соответствующий строго определенной частоте колебаний, называется тоном. Тон звука определяется частотой, с которой изменяется давление в звуковой волне. Чем больше частота звука, тем более высоким является тон.
Если бы вибрирующие тела создавали при звучании в каждый момент только один тон, мы не смогли бы отличать голос одного человека от голоса другого, а все музыкальные инструменты звучали бы для нас одинаково. Всякое вибрирующее тело создаёт одновременно звуки нескольких тонов и при этом различной силы.. Каждому музыкальному инструменту, каждому человеческому голосу присущ свой тембр, своя «окраска» звука.
Влияние «школьного шума» на работоспособность учащихся.
От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к пятому уроку, когда уменьшается поток учеников младших классов — основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не отдохнуть — устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все же надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках — явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики могут лучше сосредоточиться.
2.2.Экспериментальная работа по проблеме влияния шума на здоровье человека.
Определение уровня шума в разных школьных помещениях.
Мы с помощью прибора ««Модульной системы экспериментов на базе цифровых технологий» определили уровень шума в разных местах школы. Эти места выбирались в зависимости силы источника звука (в местах массового скопления детей, в местах, где находится звонок). Исследования проводились однократно.
Результат
Уровень шума в школьных помещениях
Помещение | Уровень шума, дБ | |
Результаты измерения | Допустимый уровень | |
Учебный кабинет во время урока | 60 | 40 |
Пустой учебный кабинет | 30 | 40 |
Кабинет музыки (во время урока) | 85 | 60 |
Спортзал во время урока | 90 | 60 |
Коридор на 3 этаже | 70 | 80 |
Коридор на 2 этаже (где находится звонок) | 75 | 80 |
Фойе на 1 этаже | 75 | 80 |
Лестница между 2 и 3 этажом | 75 | 80 |
Столовая | 89 | 60 |
По таблице видно, что превышен допустимый уровень шума в коридорах во время перемен. На уроках музыки, физкультуры также наблюдается превышение уровня шума. В большинстве кабинетов во время уроков уровень шума не превышает допустимый.
Анкетирование учащихся и учителей школы по вопросам:
- Мешает ли шум машин на учебный процесс?
- Испытываете дискомфорт от шума во время перемены?
- Какова на ваш взгляд оптимальная наполняемость класса ?
- Мешает ли вам работать шум на уроке?
- Верите ли, что шум может стать причиной болезни?
- Чувствуете себя усталым после уроков?
- Является ли шум причиной твоей усталости?
- Какой шум больше всего мешает? (назвать)
На вопросы анкеты отвечали ученики 4-х классов, учителя.
Результат анкетирования учащихся.
В анкетировании участвовали 100 человек.
да | нет | Не знаю (не замечаю) | Другой ответ | |
1 | 50 % | 41% | 9% | |
2 | 37% | 51% | 12% | |
3 | От 16 до 20 ответили 78% | |||
4 | 67% | 28% | 5% | |
5 | 31% | 53% | 16% | |
6 | 55% | 34% | 11% | |
7 | 27% | 58% | 11% | Не всегда 4 |
8 | Крик, бег- 90% |
Результат анкетирования учителей. В анкетировании участвовали 10 человек.
Да | Нет | Не знаю (не замечаю) | Другой ответ | |
1 | 50% | 40% | 10% | |
2 | 100% | |||
3 | 15 – 20 учащихся | |||
4 | 90% | 10% | ||
5 | 100% | |||
6 | 100% | |||
7 | 80% | Не всегда | ||
8 | Громкая музыка, крик, визг, громкий смех, топот. |
После анализа этой анкеты можно сделать выводы о том, что большинству детей и учителям мешает шум машин . Многих детей и учителей раздражают громкие разговоры, крики, громкий смех. Оптимальная наполняемость классов по мнению опрошенных это от 15 до 20 человек. Большинство анкетируемых осознают негативное влияние шума на состояние здоровья. Многие согласились с тем, что шум вызывает усталость и может стать причиной болезни.
Сильная перегрузка слухового аппарата приводит к перевозбуждению нервной системы, изменениям психического состояния, к снижению адаптационных ресурсов организма, а значит, к переутомлению. В связи с этим мы провели ещё одно исследование.
С помощью электронного тонометра измеряем давление и пульс.
Измерили уровень шума на уроке и на перемене и реакцию организма (давление, пульс) у учителей и учащихся, получили следующий результат:
Имя, отчество учителя | Уровень шума | Давление (SYS) | пульс |
Юлия Валентиновна | 46 дб ( на уроке) 68 дб (на перемене) | 117 130 | 86 96 |
Галина Анатольевна | 45 дб 68 дб | 114 130 | 52 63 |
Наталья Фёдоровна | 47 дб 68 дб | 120 125 | 61 70 |
Алла Валериевна | 44 дб 68 дб | 108 112 | 65 67 |
Лариса Васильевна | 49 дб 68 дб | 98 102 | 60 67 |
Ольга Борисовна | 46 дб 67 дб | 120 140 | 82 89 |
Результаты исследования реакции организма учащихся 4-х классов на шум на уроке и на перемене:
Имя ученика | Уровень шума | Давление (sys) | пульс |
Алия | 45 дб 68 дб | 90 94 | 87 90 |
Саша | 46 дб 68 дб | 98 100 | 67 68 |
Валерия | 46 дб 66 дб | 99 110 | 80 88 |
Дмитрий | 46 дб 67 дб | 89 106 | 86 100 |
Роман | 47 дб 66 дб | 99 112 | 88 90 |
Настя | 45 дб 69 дб | 100 105 | 76 89 |
Софья | 46 дб 67 дб | 109 112 | 87 100 |
Антон | 45 дб 69 дб | 95 110 | 77 90 |
Ирина | 46 дб 67 дб | 98 120 | 78 89 |
Никита | 45 дб 66дб | 98 109 | 88 90 |
Анализируя результаты можно прийти к выводу, что наше самочувствие напрямую зависят от уровня шума вокруг нас.
Шум, интенсивностью выше 55 дб, мешает умственному труду, ощущается при умственной работе неприятно, раздражающе. Шум, интенсивностью выше 58 дб, заглушает нормальную речь учителя, делает ее неразборчивой. Шум, превышающий 60 дб, снижает внимание. Шум, интенсивностью выше 65 дб, оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, снижает работоспособность, развивает утомление, может вызвать раздражение, подавленное настроение, тревогу.
- Заключение
В ходе работы над проектом нами были изучены свойства и характеристики шума.
Ухо – единственный орган, при помощи которого мы можем почувствовать шум. Но оказывается человеческое ухо, также как и другие органы, нуждается в защите, в данном случае – защите от шумового загрязнения. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е. мы не можем видеть воздействие шума на нас.
Экспериментальная проверка гипотезы исследования нашла своё подтверждение.
Нами сделаны следующие выводы:
- Чрезмерный шум – одна из важнейших проблем. Его вредное воздействие на организм совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен.
- С гигиенических позиций относительно комфортным считается уровень звука до 50 дб, для нервной системы вреден шум свыше 50— 60 дб, а при уровнях выше 80 дб начинается область максимального дискомфорта.
- Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.
- Самочувствие на уроках и на переменах напрямую зависят от уровня шума вокруг нас.
- На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму.
- Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.
В связи с этим нами разработаны здоровьесберегающие рекомендации для школьников.
- Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах.
- На уроках соблюдайте тишину, это важно для вашего здоровья.
- Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.
- Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.
- При выполнении шумной работы, через каждый час делайте 10 минутный перерыв или прослушивайте успокаивающую музыку.
- Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).
- Терпимо относитесь к людям с пониженным слухом.
- Регулярно проходите медицинское обследование.
В ходе проведения исследования проблемой влияния шума на организм человека заинтересовались наши одноклассники. Нами был проведен классный час на тему: «Как сохранить свой слух», и в следующих четвертях проведём классные часы на темы: «Шум и стресс», «Влияние музыки на организм человека». В результате наши одноклассники приняли решение следить за уровнем шума на уроках и ?