Влияние сенсорной депривации на развитие ребенка
От автора: Программа нашей жизни закладывается в детстве. Очень важно помнить о ранимости детской психики и о доле своей безграничной и всевластной ответственности за будущее не только вашего ребенка, но и других детей.
Камера сенсорной депривации
Слово «депривация» (от англ. deprivation) означает лишение, потерю. В основе его лежит латинский корень privare, что значит «отделять».
Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.
Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.
“Любое ограничение пространства, в т.ч. притока к органам чувств всего богатства естественных сенсорных стимулов, – это всегда угнетение активности не только самих чувств, но и их конечного звена – анализаторов мозга. Систематическое ограничение притока к органам чувств внешних сенсорных стимулов – это всегда депривация (депрессия) нейроэпителиальных структур мозга.”
В.Ф.Базарный “Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса”
Канадский физиолог и нейропсихолог Д.Хебб выдвинул и эмпирически доказал гипотезу о том, что если сильно ограниченная среда приводит к нарушениям развития и нормального функционирования организма, то среда, богатая сенсорными стимулами, напротив, стимулирует развитие. Следовательно, сложное сенсорное окружение – важное условие благоприятного развития маленького ребенка.
Случаи сенсорной депривации по отношению к животным известны еще с древности.
Законодатель Древней Спарты Ликург провел следующий эксперимент. Поместил двух щенков одного помета в яму, а двух других вырастил на воле в общении с другими собаками. Когда собаки подросли, он в присутствии большого количества народа выпустил нескольких зайцев. Щенок, воспитанный на воле, бросился за зайцем, поймал и задушил его. Щенок, воспитанный в полной изоляции, трусливо бросился бежать от зайцев.
Позднее проведенные учеными опыты с животными подтвердили влияние дефицита сенсорных стимулов на развитие.
Недостаточный сенсорный опыт в депривированной среде ограничивает количество нервных связей или вообще откладывает их формирование. Поэтому животные, выросшие в малостимулирующей среде, хуже справляются с решением поставленных перед ними задач.
Результаты подобных исследований позволяют сделать аналогичный вывод о человеке: богатый сенсорный опыт ребенка на ранних этапах развития повышает уровень организации нейронных связей и создает условия для эффективного взаимодействия с окружающей средой.
Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.
Те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Мозг постоянно нуждается в раздражителях, стимулирующих его деятельность и обеспечивающих развитие.
Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, наблюдаемой в яслях и домах ребенка (госпитазизм), то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
Скорее всего, именно потребность во впечатлениях играет ведущую роль в психическом развитии ребенка, возникая примерно на третьей-пятой неделе его жизни и являясь базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и в общении ребенка с матерью. Это представление противостоит представлениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.) либо потребность в общении. Еще В.М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок ищет новые впечатления.
В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа, как уже говорилось ранее. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.
Большой вклад в разработку этой проблемы внесли отечественные ученые. Было установлено, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.
Отечественный ученый М.Ю.Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаза и уши.
Опираясь на эти факты, а также на собственные наблюдения и эксперименты, известный детский психолог Л.И.Божович выдвинула гипотезу о том, что ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях.
Косвенно это положение подтверждается и опытом организации и функционирования детских больниц, детских домов и интернатов. Было показано, что в подобных учреждениях ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда.
Описывая условия содержания детей в одном из приютов, исследователи, занимающиеся этой проблемой, отмечают, что дети постоянно лежали в стеклянных боксах до тех пор, пока им не исполнялось 15—18 месяцев, они не видели ничего, кроме потолка, так как боксы были задрапированы занавесками. Движения детей были ограничены. Игрушек было крайне мало.
Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития ребенка, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б.Логенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Это проявляется в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.
Другая исследовательница, Т.Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха, обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.
Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, развитие ребенка в условиях детского учреждения — явление очень сложное; сенсорный голод здесь выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным. Вместе с тем, современные исследования показывают, что полноценная забота о ребенке может в значительной степени компенсировать последствия проживания в обедненной информационной среде.
В исследовании английских психологов, проведенном в 1992 г. сравнивались две группы детей. В обеих группах дети росли в примерно одинаково бедной сенсорной и информационной среде. Но в одной из групп о младенцах полноценно заботились окружающие взрослые, а в другой нет. Исследователи показали, что по прошествии нескольких лет дети первой группы имели существенно более высокие показатели интеллектуального развития, чем дети второй группы (по Д.Майерс).
Так в каком же возрасте влияние сенсорной депривации на психическое развитие ребенка максимально?
Некоторые авторы считают, что критическими являются самые первые месяцы жизни. Они отмечают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.
По мнению известного итальянского психолога и педагога М.Монтессори, наиболее сензитивным, критическим для сенсорного развития ребенка является период от двух с половиной до шести лет.
Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований. Однако для практики следует признать справедливым, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды.
Необходимость создавать в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле нередко реализуется прямолинейно, примитивно, однобоко и неполно. Иногда из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, картинками, выкрасить стены в яркие цвета, создать звуковой фон, когда на всех переменах, в свободное время звучит громкая, бодрая музыка. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведет. Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответствующая зрительная стимуляция буквально будет «бить по голове». Созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длительном, однообразном влиянии интенсивных стимулов.
Таким образом, как видим, даже окраска стен и оформление интерьера оказываются чрезвычайно сложным и тонким делом, если рассматривать их в контексте проблемы сенсорной депривации. Хорошо, если этот момент осознается работниками соответствующих детских учреждений.
Депривация тем более патогенна, чем младше ребенок и чем больше потребностей она охватывает.
О механизмах сенсорной депривации
Единого объяснения механизмов сенсорной депривации в психологии нет. При их изучении обычно рассматриваются разные аспекты данного явления.
Хебб пишет о том, что, если события в жизни человека были зафиксированы на нейрофизиологическом уровне, они и в дальнейшем должны сопровождать жизнь человека. Если же обычные ранее сенсорные события больше не происходят, у человека возникает сильное и неприятное возбуждение, которое воспринимается как стресс, страх или дезориентация.
В контексте когнитивной теории предполагается, что ограниченное поступление стимулов затрудняет построение когнитивных моделей, посредством которых человек контактирует со средой. Если депривация возникает в детстве, то создание подобных моделей становится невозможным. В том случае, когда депривация происходит позднее, под угрозой находится их сохранение, регулирование, корректировка, что препятствует созданию адекватного образа среды.
В психоаналитически ориентированных исследованиях больше внимания уделяется эмоциональному аспекту сенсорной депривации. Ситуация изоляции обычно подразумевает темное помещение, закрытые глаза, забинтованные руки, удовлетворение потребностей только с помощью другого. Таким образом, человек как бы возвращается в ситуацию младенчества; подкрепляется его потребность в зависимости, провоцируется регрессивное поведение, в том числе регрессивные фантазии.
Общие последствия сенсорной депривации
В ряде исследований описаны особенности поведения и психических состояний людей, оказавшихся в ситуации сенсорной депривации. При этом последствия можно разделить на общие и специфические, связанные с индивидуальными особенностями субъекта.
Феноменология описываемых явлений достаточно обширна и не сводится к единой системе. При изучении эффектов сенсорной депривации можно обратиться к классификации М. Цукермана, которая включает:
1) нарушения направленности мышления и способности сосредоточения;
2) «захват» мышления фантазиями и мечтаниями;
3) расстройство ориентации во времени;
4) иллюзии и обманы восприятия;
5) беспокойство и потребность в активности;
6) неприятные соматические ощущения, головные боли, боли в спине, в затылке, в глазах;
7) бредовые идеи, подобные параноидным;
8) галлюцинации;
9) тревогу и страх;
10) целый ряд других реакций, включающих жалобы на клаустрофобию, скуку, особые физические потребности.
Расстройства произвольного внимания и целенаправленного мышления.
В условиях сенсорной депривации нередко нарушается организация познавательной деятельности. При этом страдают прежде всего высшие психические функции: словесно-логическое мышление, опосредованное запоминание, произвольное внимание, речь.
Основная причина данного нарушения – отсутствие организованной и целенаправленной познавательной деятельности.
В таких ситуациях начинают доминировать архаические модусы мышления, связанные с ослаблением так называемой проверки реальности, нечеткостью различий между причиной и следствием, амбивалентностью мышления, снижением чувствительности к логическим противоречиям.
По словам Л. С. Выготского, генетически более ранние типы сознания сохраняются у человека в качестве подстройки и могут при определенных обстоятельствах выходить на первый план. Вероятно, данный феномен и наблюдается в условиях сенсорной депривации.
Изменения в перцептивных процессах.
В ряде экспериментов, а также по выходе из них были обнаружены явления искажения воспринимаемых объектов: нарушения константности формы, размера, цвета, появление спонтанного движения в видимом поле, отсутствие трехмерного восприятия. Испытуемым могло казаться, что стены комнаты расширяются или сдвигаются, волнообразно колеблются, искривляются.
Искажение восприятия является типичным для ситуаций депривации. Оно может привести к возникновению необычных образов и ощущений.
Активизация воображения в ситуации сенсорной депривации может иметь и «позитивные» последствия – в виде повышения креативности (компенсация).
В условиях ограничения сенсорных стимулов встречаются иногда и совсем необычные, «глобальные» нарушения – деперсонализационные расстройства.
Дефицит внешних стимулов нарушает самосознание, вызывает изменения «схемы тела». Человек может ощущать свое тело или его отдельные части как нарушенные, уменьшенные или увеличенные, странные и т. п.
Итак, можно с уверенностью утверждать, что сенсорная депривация оказывает серьезное влияние на функционирование психики человека, вызывая ряд ярко выраженных расстройств.
Достаточное общение со взрослыми, богатая стимулами среда, возможность осуществления двигательной активности, эмоциональное благополучие – вот главные факторы полноценного и здорового формирования личности ребёнка. Неудовлетворение потребностей, соответствующих этим факторам, ведёт к возникновению депривации, которая, в зависимости от своей интенсивности и продолжительности, оказывает зачастую необратимое негативное влияние на психическое развитие ребёнка, ведёт к задержке его умственного и психического развития, способствует усложнению установления контактов с социальным окружением в будущем.
Источник
По данным ВОЗ, с 2010 года наблюдается рост числа психических заболеваний и отклонений. Одной из причин такого положения стала сенсорная депривация. Она формируется в родительской семье. Но ее признаки и симптомы можно наблюдать в любом возрасте.
Что такое сенсорная депривация?
В официальной психологии такой термин означает полное или частичное, кратковременное или длительное ограничение (лишение) стимуляции органов чувств. Иногда ограничение может быть добровольным и осознанным. Духовные учения древности (Египет, Майя, Тибет) включали в себя обязательные практики уединения, длительные медитативные самоуглубления. Полученный опыт помогал познать себя, законы мироздания, наработать необходимые личностные качества.
Информационный голод
В современном мире, переполненном информационными потоками, все же существует такое понятие. Острое ощущение нехватки информации для принятия решений о дальнейших действиях возникает в условиях изобилия, но хаоса. Все факты имеют равные вес и значимость. А в итоге потребность в информационном насыщении остается неудовлетворенной.
Тактильная депривация
Кожа – самый большой орган нашего тела. Она насыщенна чувствительными рецепторами. Прикосновения, механическое раздражение рецепторов поверхностных слоев кожи (массаж, спа-процедуры) во многих случаях благотворно сказывается на общем состоянии организма, психики. Отсутствие телесного контакта приводит к нарушениям во многих сферах жизни.
Преимущества и недостатки
В современном обществе большое распространение получили ретриты – практики уединения, концентрации на своем внутреннем мире, молчания. Получение такого опыта помогает переоценить и заново расставить существующие приоритеты, структурировать и гармонизировать внутреннее пространство, принять правильное решение.
Вынужденное или принудительное лишение (ограничение) поступления сенсорных стимулов чревато развитием неадекватного поведения и задержкой психического развития. В тяжелых случаях диагностируются хронические и неизлечимые заболевания психосоматической природы. Появление зависимостей от алкоголя, азартных или компьютерных игр, наркотиков – попытка человека разнообразить свою жизнь, убежать от депривации.
Капсула сенсорной депривации
Изучение феномена депривации и ее влияние на физическое и психическое здоровье человека удобно проводить в специально оборудованном пространстве. Это полностью изолированная от любых внешних раздражителей емкость заполнена теплой соленой водой. В нее на несколько часов в день погружается испытуемый. С помощью датчиков нейрофизиологи получают доступ к процессам, происходящим в сознании человека, пребывающего в сенсорной изоляции.
Изобретатель камеры, врач Джон Лилли, считал, что в замкнутом пространстве лучше всего изучать все необходимые для работы мозга и развития психики стимулы. Полученные результаты позволили исследователям начать изучение мозга крупных млекопитающих и даже составить карту коммуникативных знаков для общения дельфинов и человека.
Продолжительное (в течение часа) нахождение в капсуле производит выраженный терапевтический эффект:
- переводит мозг в наиболее ресурсное состояние альфа- и тета волн;
- оказывает глубинный и ярко выраженный релакс-эффект на внутренние органы и ткани тела;
- вводит сознание человека в безоценочное состояние «потока», ослабляя «железную хватку» и уменьшая желание контролировать окружающий мир;
- гармонизирует и умиротворяет внутреннее пространство;
- повышает осознанность, усиливает интуицию, способствует появлению инсайтов и творческих идей.
Флоат-капсулу (камеру сенсорной депривации) создал в 1954 году американский психотерапевт и нейробиолог Джон Лилли. Теоретические основы для ее создания были заложены исследованиями, проведенными в годы Второй мировой войны. В послевоенные годы, когда Джон Лиллли работал в Университете штата Пенсильвания, он написал статью о работе мозговых структур и электрической активности мозга.
Виды депривации
В зависимости от направленности различают несколько видов депривации:
- Двигательная
Ее признаки (апатия, депрессия, лент, нежелание решать сложные задачи) появляются при ограничении активности (возможности двигаться) в течении 15 дней – 4 месяца. - Когнитивная
Ее причиной становится информационный голод, появляющийся на фоне разрозненных и противоречивых сведений о происходящих событиях. - Эмоциональная
Противоположность реакций (от замкнутости до аффектов) делает ее сложной для диагностики; страдает сфера общения. - Социальная
Изоляция от общества, причины которой могут быть различны. - Экзистенциальная
Она связана с вопросами поиска смысла, ориентиров; возникает при резких жизненных изменений (возрастные периоды, смена статуса, условий жизни). - Образовательная
Нежелание получать новую информацию, знания связано с утратой мотивации к процессу учебы. - Культурная
Отвращение к процессу обучения и использования знаний..
Собственно сенсорная депривация как ограничение или принудительная фильтрация внешних раздражителей различной модальности сочетается с другими видами деприваций. Она наблюдается психологами в любом возрасте или во время перехода из одного возрастного периода в другой. Особенности ее протекания и последствия зависят от общей устойчивости индивида, его направленности (экстраверт-интроверт), акцентуации характера.
Одиночество среди людей
Добровольная или вынужденная изоляция человека – всегда тревожный симптом. Если человек самоизолирется, дистанцируется от общества, то это может выявлять его неумение вступать в социальные контакты, создавать и длительное время поддерживать отношения с людьми. Причиной такой ситуации чаще всего является элементарная безграмотность в вопросах общения, слабое владение коммуникативными навыками. Иногда имеет место деструктивное поведение (бестактность, агрессивность, раздражительность, повышенная эмоциональность и возбудимость).
Отдельным видом социальной самоизоляции считают полное погружение в виртуальный мир. Увлечение компьютерными играми, многочасовое «зависание» в социальных сетях, постоянное просматривание электронных сообщений способствует отчуждению индивида, сокращению его контактов с близкими и значимыми людьми. Доля участия индивида в общественных делах, а следовательно, и его влияние на текущие обстоятельства, неуклонно уменьшается. Это формирует зависимость от виртуального мира, создает иллюзии и неадекватные представления.
Важно! Следует отличать формальное общение, не предполагающее большого количества социальных контактов, от социальной изоляции. Первое является нормой для большинства временных (функциональных, мобильных) коллективов (групп, бригад). Такие отношения возникают при попадании индивида в определенную среду (закрытое сообщество). Для них характерно добровольное принятие и подчинение существующим правилам, схемам общения, минимальное количество неформального (неуставного) общения.
Причины развития
Этиология этого нарушения различна. Но симптомы, а главное – последствия во многом схожи. Непростые душевные состояния, как правило, требуют вмешательства специалистов.
Внешние причины
Неуважение к личности становится причиной сенсорной депривации. Оно проявляется сразу на нескольких уровнях:
- со стороны государства, провластных и силовых структур:
- в профессиональном коллективе (группе), когда человек не имеет полного права высказывать свое мнение, участвовать в общественных делах или влиять на текущие проекты;
- в родительской семье, где к интересам человека остаются безучастны, отсутствует обратная связь между родителями и детьми.
Внутренние причины
Ощущение ненужности и реагирование с позиции жертвы человек проносит через всю жизнь. В большинстве случаев они формируются в детском возрасте. Дети с подобными патологиями воспитываются в неполных семьях, где мать физически не успевает уделять внимание ребенку. Как вариант, дети растут в яслях, находятся в круглосуточных группах дошкольных учреждений, в интернатах или детских домах.
Иногда сами родители имеют негативные воспоминания о собственном детстве. В таком случае они воспроизводят воспитательные схемы и традиции своих семей, передавая ребенку патологические паттерны реагирования на ситуацию.
Часто депривация наблюдается у высокочувствительных детей, требующих повышенного внимания со стороны взрослых. Недостаток или отсутствие новых впечатлений в самый сензитивный период (до 6 лет) приводит к неадекватному восприятию зрительных и слуховых раздражителей.
Сенсорная депривация в детском и подростком возрасте
Первым самым значимым человеком для ребенка становится мать. И наличие телесного контакта в раннем детском возрасте очень важно для его нормального психического и физического развития. Последствия тактильнаой депривации (отсутствие или недостаток ласк и поглаживаний) сродни недополучению организмом питательных веществ, голоду. Она приводит к истощению нервной системы и запаса жизненных сил.
В старшем детском и подростковом возрасте к патологическому недостатку тактильных контактов обычно добавляется эмоциональная депривация. Отсутствие поддержки, внимания и понимания со стороны близких людей приводит к эмоциональному голоданию, формированию невротического поведения. В худшем случае подросток уходит в себя, находит компанию, которая разделяет его незрелые интересы и запросы.
Важно! Появившиеся у детей признаки депривации приводят к тяжелым последствиям. На поведенческом уровне формируется стойкая позиция жертвы, ярко выраженные невротические реакции, агрессия по отношению к окружающим. Появляются трудно диагностируемые психосоматические заболевания, нарастает социальная дезадаптация, утрачиваются бытовые и профессиональные навыки. Подросшего ребенка преследуют депрессивные мысли, он становится замкнутым и разочарованным в жизни человеком.
Методы лечения
На начальных стадиях справиться с симптомами депрессии или угнетенно состояния помогают приемы аутотренинга, глубокой релаксации, саморегуляции. В остальных случаях корректирующие методы подбирает психолог, психотерапевт. Иногда требуется работа с окружением человека (терапия среды) или смена образа жизни пациента.
Нестабильность нынешнего мира – одна из основных причин сенсорной депривации. Риску оказаться в информационной и сенсорной изоляции подвержены люди всех возрастов, рас и национальностей. Мужчины и женщины вступают в брак поддерживают видимость крепкой семьи, оставаясь холодными и безучастными друг к другу, только ради детей.
При этом их собственные эмоциональные потребности остаются неудовлетворенными. Ради поддержания статуса или социального обеспечения люди ходят на скучную работу. Многих пугает бедность, эмоциональная нестабильность, страх безработицы.
Источник