Влияние сенсорики на развитие речи ребенка

Взаимосвязь сенсорного развития и речи детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя: тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
В каждом периоде сенсорное развитие имеет свои особенности. В младенчестве и раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Ребенок знакомится со всеми разновидностями свойств – цветами спектра, с геометрическими формами; у детей развиваются познавательные умения, то есть умения определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; развиваются речевые умения, то есть ребенок учится понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
В раннем детстве и среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов дети учатся способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух – точнее различение речевых звуков – различение восприятия начертания букв.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В дошкольном возрасте (и далее) происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Информация, которую мы получаем при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т. п. , неисчерпаема. Ученые (С. М. Вайнерман, Л. В. Филиппова и др.) констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» – чувства, «моторика» – движение) развития.
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической(познавательско-исследовательской) деятельности. В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, – сенсорными эталонами – для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка и др. – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т. д.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции. Восприятие и речь взаимно обусловленны в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С. Выготский.
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно для возникновения у ребенка речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими. В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность ребенка.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики; изменяет слова: ковер – ковров, окно – окон, лампа – ламп, шел – пошел, играл-играли – играла (правда, вначале ограничивается лишь одной формой, например, использует во множественном числе существительные в родительном падеже с окончанием -ов, -ев: ковров, окнов, карандашов) строит различные по конструкции предложения, связывая слова соответственно правилам грамматики.
Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.
Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человечества.
Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и восприятия. Язык есть непосредственная действительность мысли.
Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.
Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира.
Всякое знание, олицетворяющееся в слове, вытекает из опыта, т. е. восприятий, получаемых субъектом из внешнего мира, мира конкретных явлений и вещей.
В раннюю пору детства язык – нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром. Ребенок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него с обозначаемым им предметом.
Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первое место – вещь как предмет познания и речи.
Вне конкретного мира язык развиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно на общем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка.
Для того чтобы развивался язык ребенка, понимаемый как отражение ясных и отчетливых представлений, а не пустая, вредная болтовня, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в слове.
В раннем детстве надо как можно больше расширять круг наблюдений ребенка, прочно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении, давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения. Слово закрепляет представления и делает их более прочными.
Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь. Организованная обстановка – тот фундамент, на котором должно строиться все дело воспитания и который обусловливает развитие языка.
Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении.
Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами, при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение.
Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова. От пустых слов мы должны оберегать детей всеми мерами.
Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для того чтобы слово сохранилось в памяти, ребенок должен воспроизводить его слухом и сознанием много раз, а чтобы овладеть правильным произношением слова, он должен часто его повторять.
Каждое слово именует определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. В первые годы жизни ребенка это строгое соответствие между словом и его содержанием не нарушается, но это только в первые годы. К сожалению, уже очень рано дети приобретают слова, которым суждено остаться пустыми звуками без реального содержания. Со злом этим надо бороться, и наилучшим средством для этой борьбы являются те уроки наблюдения, о которых была речь выше. Наблюдения и изучение живой действительности способствуют созданию образов и представлений, долженствующих при правильном руководстве непременно сплестись с соответствующим словом.
При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона нет другого пути, кроме опыта и наблюдения. Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове.
Внешние восприятия, опыт, личные переживания ребенка играют в развитии его первенствующую роль, значение же слова — второстепенное и вспомогательное. Важнейшим и совершеннейшим методом преподавания в первую пору детства является культура наблюдательности.
Но по мере развития ребенка роль языка расширяется, значение его как средства развития увеличивается. Мысль, вырываясь из сферы чувственных восприятий, нуждается в более широком поле для своего развития, в большем просторе для суждения. Путь опыта становится слишком длинным и неудобным для переработки многочисленных, все осложняющихся восприятий. Многие достояния культурной жизни людей не могут быть изучены путем опыта и личного наблюдения. Тогда слово перестает быть лишь средством к осмыслению материала, приобретаемого наглядностью. Оно служит возникновению новых представлений, чувств человека. Жизнь, захватывая все новые русла, расширяясь, отражаясь на развитии мысли ребенка, выдвигает и новые, более разнообразные пути для развития его речи.
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука.
Следует помнить, что развитие восприятия начинается с первых лет жизни ребенка. Это непрерывный процесс, в котором первые три года играют стратегически важную роль как стартовый период, период интенсивного развития мозга ребенка.
Ощущения и восприятие – первая ступень в познании мира, речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/408597-vzaimosvjaz-sensornogo-razvitija-i-rechi-u-de
Источник
Развитие речи является одной из основных задач в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности общей моторики и тонких движений пальцев рук. Развитие сенсорного воспитания является чувственной основой для всех способностей ребенка: познавательных, эстетических, творческих, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности, для развития внимания, памяти, мышления и речи. Кроме того, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д.)
Чем больше развиты движения ребенка, тем интенсивнее развивается у него речь. В настоящее время возникает проблема дополнительного развития двигательной функции ребенка, особенно движений пальцев рук, так как именно моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение и, собственно, речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
К шести годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно богатый словарный запас, уметь четко выражать свои мысли, но и читать, писать печатными буквами. Поэтому, чем раньше начать занятия с ребенком, тем больших успехов можно добиться при подготовке его к школе. (1-й слайд)
Поэтому целью моей работы стало: развитие всех компонентов устной речи у детей младшего дошкольного возраста. (2-й слайд)
Задачи. (3-й слайд)
- Развивать речевые навыки через совершенствование мелкой моторики рук в разных видах деятельности.
- Развивать речевые навыки через сенсорное развитие в разных видах деятельности.
- Способствовать развитию речевой и двигательной активности у детей.
- Установить эмоционально – положительное взаимодействие воспитателя с детьми и детей между собой.
- (4-й слайд)
Анализ литературы.
Для более углубленной работы по данному разделу я изучила дополнительные методические пособия:(5-й слайд).
– Крупенчук О.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь»,
– Комратова И.В. «Звуковая культура речи»,
– Картушина М.Ю. «Забавы для малышей»
– Смирнова Е.О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»
Создание условий
Для достижения положительных результатов в работе по своей теме, мною были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду:
- Были приобретены: бизиборды, различные пособия на шнуровку, развивающее игровое пособие «Одень куклу».
2.Оформлен уголок «волшебная сенсорика», в котором размещены приобретенные пособия и дидактические игры по сенсорному развитию, сделанные своими руками. (6 – 11 слайд).
- Организация образовательной деятельности. (12 слайд)
- Самостоятельная деятельность детей;
- Совместная деятельность педагога с детьми:
- Непосредственно – организованная образовательная деятельность;
- Образовательная деятельность в ходе режимных моментов:
- Совместная деятельность с родителями.
Образовательный процесс с детьми проходит через такие формы работы, как: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная.
В своей работе с детьми я использую следующие методы и приёмы: (15 слайд)
– словесный (указания, объяснения, просьбы);
– наглядный (образец, показ предметов, действий);
– игровой (игры: дидактические, настольно-печатные, пальчиковые, подвижные упражнения).
Образовательная область «Коммуникация» интегрирует со всеми образовательными областями: (16 слайд)
- Здоровье
Развитие речевых навыков в процессе воспитания культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
В процессе общения воспитателя с детьми во время режимных моментов у детей формируется ручная умелость (моют руки с мылом, снимают – вешают полотенце, держат правильно ложку, расстегивают и застёгивают сандалии, большие пуговки и кнопки) и создаётся благоприятная основа для формирования словаря, грамматически правильной речи, диалога, освоения детьми вежливых форм общения.
- Познание
Развитие речевых навыков в процессе формирования у детей раннего возраста познавательных интересов непосредственно через взаимодействие с предметами.
В сенсорном развитии и при формировании элементарных математических представлений действия с предметами объёмными и плоскостными, разной фактуры и формы, разного размера и цвета, развивают мелкую моторику, которая способствует обогащению непосредственного чувственного опыта, формированию умения называть свойства предметов, развитию мышления, внимания.
В познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности (с водой, песком, снегом, разными видами конструктора) у детей развиваются моторные навыки, в результате чего обогащается словарь, развивается монологическая речь, воображение.
- Музыка
Развитие речевых навыков в музыкально-художественной деятельности.
Песни, игры с музыкальными игрушками, музыкально – ритмические движения, имитационные движения в сочетании со словом развивают общую и мелкую моторику, чувство ритма, музыкальный слух, а сюжеты и музыкальные образы способствуют развитию речевой активности, словаря, звукоподражанию.
- Художественное творчество.
Развитие речевых навыков в процессе развития продуктивной деятельности и детского творчества.
Действия с разнообразными изобразительными материалами (карандаши, фломастеры, кисти, мелки, пластилин) развивают мелкую моторику, обогащают словарь, развивают диалогическую речь, формируют культуру общения детей.
- Физическая культура
Развитие речевых навыков в процессе накопления и обогащения двигательного опыта детей.
Непосредственно организованная двигательная деятельность, утренняя гимнастика, физкультминутки и пальчиковыми играми, подвижные игры способствуют развитию общей и мелкой моторики, а речевое сопровождение во время их проведения развивает все компоненты устной речи, способствует развитию эмоциональности и навыков общения.
- Социализация
Развитие речевых навыков в процессе развития общей и мелкой моторики в разных видах игровой деятельности.
В разных видах игр (сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных) у детей при взаимодействии с игрушками развиваются моторные навыки, все компоненты устной речи, коммуникативная активность, обогащается чувственный опыт, создаётся эмоциональное благополучие.
- Труд
Развитие речевых навыков в процессе развития трудовой деятельности.
В процессе самообслуживания и выполнения элементарных трудовых поручений у детей развивается общая и мелкая моторика, которая способствует активизации словаря и закреплению форм вежливого обращения.
- Чтение художественной литературы
Развитие речевых навыков при формировании интереса и потребности в чтении.
Использование пальчиковых игр, имитационных движений и звукоподражаний животных и птиц при ознакомлении детей с художественной литературой развивает у детей все компоненты устной речи, образность, красочность, желание знакомиться с новыми художественными произведениями.
- Безопасность
Развитие речевых навыков в процессе формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и при взаимодействии с объектами природы.
В процессе ознакомления детей с правилами дорожного движения, правилами безопасного поведения в детском саду, на участке, развивается общая и мелкая моторика, которая способствует развитию двигательно – речевой активности.
6.Работа с родителями. (18 слайд).
Тесное сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому я использую разнообразные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу, которые способствуют эффективному решению поставленных задач:
- семинар – практикум «Развивающие игры с использованием подручных средств», «Игры с песком и водой»:
- индивидуальные беседы по развитию и закреплению речевых навыков дома;
- круглый стол «Ребенок должен играть»;
- коллективные консультации «Влияние общей и мелкой моторики на речь детей», «Пальчиковые игры для развития речи малышей», «Роль логоритмических упражнений и подвижных игр для речи детей»; 6.сообщения на родительских собраниях «Подвижные игры с речевым сопровождением», «Роль родителей в развитии речи детей»;
- 7. Выводы. (19 слайд)
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
– Целенаправленное и систематическое использование в разных видах деятельности игр и упражнений на формирование моторных навыков способствовало обогащению речи детей.
– Интеграция области «Коммуникация» в ходе реализации других областей способствовало успешному освоению детьми данного возраста основной общеобразовательной программы.
– Тесное взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе над речью детей
– Создание предметно – развивающей среды способствовало развитию общей и мелкой моторики, что активизировало речевые навыки детей.
– Анализ уровня освоения программы в области «Коммуникация», проведённый на конец года показал положительную динамику по развитию всех компонентов устной речи.
В своей дальнейшей работе я планирую проводить работу по развитию всех компонентов устной речи, уделяя развитию общей и мелкой моторики большое внимание.
Презентация “Влияние сенсорного развития на речь детей младшего дошкольного возраста”
Источник