Влияние семьи на развитие ребенка литература

- 1. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История зарубежной психологии.30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – М., 1986. – с.131 – 140.
- 2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов – Ростов-на-Дону, 1998 – 448 с.
- 3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. // Вестник Московского Университета. Психология. Сер.14. – 1987. – № 2. – с.60 – 72.
- 4. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории.: Дис. Ј канд. псих. наук., – М., 2000. – 143 с.
- 5. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. – М., 1996. – 304 с.
- 6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. Ј канд. псих. наук – М., 1990. – 169 с.
- 7. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М., 1990. – 367 с.
- 8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок – какой он есть. – М., 1999. – 429 с.
- 9. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения (Методика “включенного конфликта”).: Автореферат канд. дис. – М., 1987. – 24 с.
- 10. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук. – Ставрополь, 2000. – 152 с.
- 11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1992. – 400 с.
- 12. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1976. – № 6. – с.45 -53.
- 13. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. – Минск., 1974. – 144 с.
- 14. Брагина Т.В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. Ј канд. псих. наук. – Новосибирск, 2000. – 159 с.
- 15. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб., 2001. – 352 с.
- 16. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис… канд. псих. наук. – Пенза, 2000. – 237 с.
- 17. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис… канд. псих. наук. – М., 1986. – 206 с.
- 18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 134 с.
- 19. Выготский Л.С. История развитие высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т.3. – М., 1983. – 265 с.
- 20. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений в 6 т. Т.2. – М., 1982. – 280 с.
- 21. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М., 1998.
- 22. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. – Л., 1990. – 176 с.
- 23. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240 с.
- 24. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 1992. – № 1 – 2. – с.22 – 33.
- 25. Дугарова Э.Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника.: Дис. Ј канд. псих. наук. – Иркутск, 1995. – 176 с.
- 26. Елизаров А.Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов. // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – с.24 – 31.
- 27. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации семьи как фактор родительско-юношеского конфликта.: Дис… канд. псих. наук. – М., 1995. – 222 с.
- 28. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998. – 336 с.
- 29. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 2000. – 224 с.
- 30. Земска М. Семья и личность. – М., 1986. – 224 с.
- 31. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей.: Дис. канд. псих. наук. – М., 1999. – 188 с.
- 32. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. – 255 с.
- 33. Конончук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания. // Психологический журнал. – 1985. – № 5. – с.32 – 39.
- 34. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации.: Дис… канд. псих. наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.
- 35. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. – Магнитогорск, 1999. – 88 с.
- 36. Крэйг Г. Психология развтия. – СПб., 2000. – 992 с.
- 37. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. – М., 1990. – 189 с.
- 38. Курганская Л.О. Влияние семьи на взаимодействие дошкольника со сверстниками.: Дис… канд. псих. наук. – Киев, 1989. – 151 с.
- 39. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. – М., 1990. – 272 с.
- 40. Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети. – СПб., 2000. – 375 с.
- 41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977. – 304 с.
- 42. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. / А.Г. Рузская. – М., 1997. – 234 с.
- 43. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. – Л., 1983. – 256 с.
- 44. Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка.: Автореферат дис. Ј канд. псих. наук. – Л., 1987. – 21 с.
- 45. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998. – 456 с.
- 46. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не) счастья. – М., 1998. – 171 с.
- 47. Наранхо К. Характер и невроз. – СПб., 1998. – 336 с.
- 48. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. Учебное пособие. – М., 1999. – 166 с.
- 49. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981. – 76 с.
- 50. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов-на-Дону, 1996. – 512 с.
- 51. Петровский В.А. Трехфакторная модель значимого другого. // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – с.7 – 18.
- 52. Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности. – Самара, 1997. – 258 с.
- 53. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – с.28 – 36.
- 54. Полевая М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений.: Дис. канд. псих. наук. – М., 1998. – 187 с.
- 55. Попова Л.В. Методы изучения процессов идентификации. // Вопросы психологии. – 1988. – № 1. – с.163 -167.
- 56. Популярная психология для родителей. / А.С. Спиваковская. – СПб., 1997. – 304 с.
- 57. Попцова Е.В. Качества матери, необходимые для психического развития ребенка раннего возраста.: Дис. Ј канд. псих. наук. – Иваново, 1995. – 169 с.
- 58. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1998. – 672 с.
- 59. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности младших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии. – 1982. – № 2. – с.80 -86.
- 60. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. / Д.Я. Райгородский. – Самара, 1997. – 640 с.
- 61. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. – М., 1997., – 320 с.
- 62. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. – 480 с.
- 63. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла – 95. Руководство по использованию. – СПб., 1995. – 92 с.
- 64. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. – 192 с.
- 65. Семья и формирование личности. / А.А. Бодалев. – М., 1981. – 285 с.
- 66. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье. // Вопросы психологии. – 1985. – № 4. – С.83-92.
- 67. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии., – 1996. – № 6. – с.76 – 87
- 68. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности. / Семья и формирование личности. Ред.А. А. Бодалева. – М., 1981. – с.15 -21.
- 69. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989. – с. 192-201.
- 70. Соколова Е.Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. // Вопросы психологии. – 1986. – № 2. – с.31-42.
- 71. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватности родительских позиций. / Семья и формирование личности. – М., 1981. – с.38 – 48.
- 72. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., 1988. – 200 с.
- 73. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М., 2000. – 464 с.
- 74. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М., 1997. – 397 с.
- 75. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. // Вопросы психологии. – 1982. – № 4. – с.105 – 115.
- 76. Усова А.В. Влияние родителей на становление социальной активности ребенка 6-7 лет.: Дис… канд. псих. наук. – М., 1996. – 181 с.
- 77. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М., 1987. – 304 с.
- 78. Файн М. Дж. Помощь родителям в воспитании детей. / В.Я. Пилиповский. – М., 1992. – 268 с.
- 79. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М., 1999. – 203 с.
- 80. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб., 1997. – 240 с.
- 81. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т.1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени. – М., 1997. – 496 с.
- 82. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб., 1997. – 608 с.
- 83. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М., 1993. – 112 с.
- 84. Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка.: Автореферат канд. дис. – М., 1987. – 26 с.
- 85. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 656 с.
- 86. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. – 344 с.
Источник
Готовые аргументы для сочинения ЕГЭ, в которых подчеркивается:
Проблема роли семьи в формировании личности ребенка
Проблема вляиния родителей на развитие личности человека
Проблема преемственности поколений
Проблема воспитания
Возможные тезисы:
Чаще всего дети вырастают такими же, как и их родители
Именно в семье в личности ребенка закладываются нравственные ценности и жизненные принципы
Дети перенимают от родителей, которые служат для них примером, как положительные, так и отрицательные черты
Д. И. Фонвизин комедия «Недоросль»
Ярким примером влияния родителей на формирование личности ребенка является комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова вкладывала немалые суммы в образование единственного сына. Она любила Митрофанушку всем материнским сердцем и чрезмерно баловала его, жалела и лелеяла без повода, не замечая недостатков сына. Ребенок, понимая свою ценность в глазах матери, пользовался своим положением. Излишняя опека Простаковой привела к тому, что юноша вырос ленивым, эгоистичным и необразованным человеком, неспособным любить даже собственную мать.
(69 слов)
Доказательством того, что дети многое перенимают от родителей, может послужить комедия Фонвизина «Недоросль». Госпожа Простакова нанимала учителей для сына, хотя сама была неграмотной. На глазах Митрофанушки она колотила слуг, оскорбляла мужа, проявляла полное неуважение к окружающим и вела себя по-хамски, или же, наоборот, льстила богатым гостям. Неудивительно, что юноша вырос таким же и вел себя грубо даже по отношению к собственной матери. Увидев, как сын отталкивает самого родного человека, Стародум подвел итог: «Вот злонравия достойные плоды!»
(76 слов)
Б. Л. Васильев роман «Не стреляйте в белых лебедей»
Проблема влияния семьи на личность ребенка затрагивается и в романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин, главный герой, проявлял трепетное и бережное отношение ко всему живому. Его сын Колька перенял от отца любовь к природе. Когда мальчик узнал, что живодер Вовка собирается насмерть замучить щенка, он, не задумываясь, отдал свой спиннинг ради спасения животного, хоть и понимал, что больше ему такого никогда не подарят.
(66 слов)
В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показывается, как похожи дети на своих родителей. Бурьянов, будучи лесничим, злоупотреблял своим положением. Вырубал лес, обдирал липы, не следил за порядком на вверенной ему территории. Не далеко отца ушел и Вовка, который за деньги провожал туристов туда, где охота и рыбалка были запрещены.
(51 слово)
В романе Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» показано, что дети перенимают от родителей как положительные, так и отрицательные черты. Егор Полушкин любил все живое, и его сын был таким же: писал стихи про бережное отношение к природе, а ради спасения щенка отдал свой новенький спиннинг живодеру. Лесничий Бурьянов, пользовался своим положением, вырубал лес, обдирал липы, что служило не лучшим примером для его сына Вовки. Мальчик рос безжалостным и алчным шантажистом.
(71 слово)
А. С. Пушкин повесть «Капитанская дочка»
Проблема влияние семьи на личность человека затронута и в повести Пушкина «Капитанская дочка». Андрей Гринев уделял большое внимание воспитанию сына, желая, чтобы мальчик стал настоящим мужчиной. Провожая Петрушу на службу, отец дал ему наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду». Возможно именно благодаря этому юноша проявлял себя с лучших сторон во время мятежа, демонстрируя отвагу, честность и жажду справедливости.
(59 слов)
Л. Н. Толстой роман «Война и мир»
Ценности семьи передаются от родителей к детям и примером этому может послужить роман Толстого «Война и мир». В семье Ростовых, где нравственные ценности играли далеко не последнюю роль, дети: Николай, Петр и Наташа, – переняли от родителей такие качества, как открытость, честность и доброта. В семье Курагиных, где все решали деньги, Элен и Анатоль выросли такими же корыстными и эгоистичными, как их отец.
(63 слова)
Источник
Центральным институтом развития и воспитания ребенка является семья. Именно в ней ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, учится как себя вести в определенных ситуациях. Важность семьи заключается в том, что ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни и длительность воздействия ее на личность не может сравниться со всеми другими институтами воспитания.
Семья рассматривается как наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в передаче ценностей, норм и веры. В семье ребенок усваивает поведение, навыки, ценности, убеждения, свойственные ее культуре.
Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствует когнитивному, эмоциональному и социальному развитию. В младшем школьном возрасте ребенок осознает отношение между собой и окружающими, он начинает задумываться над своим «Я», вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка.
По результатам исследовательских работ было выяснено, что семья называется большинством младших школьников как особая ценность в их жизни.
Роль родителей в становлении личности ребенка очень велика. Ребенку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически комфортно, надежно, он хочет любви, понимания, уважения.
Семья в значительной степени влияет также и на уровень школьной успеваемости ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место в среде окружающих, в том числе и родителей, его взаимодействие с ними. Это новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности.
Именно семья является важной опорой в жизни младшего школьника при вступлении его в такой новый социальный институт как школа.
Таким образом, можно отметить, что роль семьи в жизни ребенка младшего школьного возраста очень велика потому, что главным источником поддержки и взаимопонимания является семья, родители.
1. Артемова Т.А. Индивидуальные различия в умственном развитии детей младшего школьного возраста /Т.А. Артемова // Психолог. Наука и образование. – 2003. – №2. – С. 101-111.
2. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис…канд.психол.наук. М., 1980, 196с.
3. Божович Е.Д. сост. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка: Избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская. Моск. Психолого – социал. институт. Под ред. Е.Д Божович. – М.: Изд-во Моск. психилого-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004 – 512 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.труды / Акад.пед. и социал. наук. Моск.психол.-социал.ин-т; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж, 1997. – 352 с.
5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Акад.пед. и социал.наук., Моск.психолого-социал.ин-т Под ред. А.И. Липешиной, Т.Д. Марцинковский. – М.: Моск.психолого-социал.ин-т., Воронеж: МОДЭК, 1997. – 576 с.
6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис…канд.психол.наук. М., 1987. 206с.
7. Виноградова Н.Младший школьник. Как важно быть самостоятельным.//Семья и школа.- 2001.-№11.-С.22-25.
8. Винокурова Г.А. Когнетивные особенности младших школьников с разным уровнем психич. развития. :Автореф. дис…канд. психол. наук. -Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1999,22с.
9. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. спец. /Сост. – науч. ред.В. С. Мухина, А.А Хвостов.- М.:Академия, 2001.-624 с.
10. Гаврилычева Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? /Г. Ф. Гаврилычева //Нач. шк.- 2004.-№ 3. -С. 13-19.
11. Голованова Н. Социологизация младших школьников// Воспитание школьников.-2003.-№ 4. С.2-7.
12. Гусева Е.П. и др. Психологические и психофизические особенности младших школьников / Е.П.Гусева , И.А. Левочкина, И. В. Тихомирова. // Возрастная и пед. психология. -М. , 1998. – С.111-114.
13. Дружинин В. Н. Психология семьи. М.; КСП, 1996.160 с.
14. Дугарова Э. Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника : Дис. канд. наук. Иркутск,1995. 161 с.
15. Земска м. Семья и личность. М. , 1986. 135 с
16. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок / Педагогика и психология . М. ,1990. № 7. 790 с.
17. Кравцова Е. Е. Память как центральная психол.функция младшего школьного возраста: Лекция 5 / Е. Е. Кравцова //Нач. шк.: Прил. К. газ. «Первое сент.» – 2004.. -№42.- С. 41-45.
18. Крайг Г. Психология развития . – СПб. Питер , 2002 . 992 с. : ил. – (серия «Мастера психологии»).19.Логинова И. А. О специфике детско- родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия. М. , 1998.№ 4. 76 с.
20. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М. : Наука, 1989. – 116 с.
21. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер , 2002. 640 с.
22. Психическое развитие младших школьников: Эксперим. психол. исслед. /Под. ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика:1990.-160 с.
23. Психологический словарь – справочник /Сост. М.И. Дьяченко, Л. А. Колдыбович. -М. : Аст. , 2001. 640 с.
24. Психологическое изучение младших школьников : Метод. Рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т; Авт. – сост. Т. С. Конорева. – Екатеринбург , 1997. -28 с.
25. Психология личности : Хрестоматия / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ – М. Т. 2. Отечественная психология / Предисл. Г. В. Аколова. – 200.- 544 с.
26. Психология семьи :Хрестоматия : Учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики и журналистики / Ред. – сост. Д. Я. Райгородский.- Самара 6 БАХРАХ, М. , 2002.- 752 с.
27. Ребенок школьного возраста : Универс. Энцикл. Для родит. – Минск : БАДППР, 1994. -674 с.
28. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии , 2000 , № 3.
29. Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Личность младшего школьника // Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Младший школьник и его развитие и воспитание. – Казань, 1999.- Гл. 11. С.17-37.
30. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М. : Мысль, 1987., 312 с.
31. Федосеева О. И. Развитие гибкости мышления младших школьников : Программа «Сообщество» /О. И. Федосеева// Нач. шк. – 2004.- № 2. -С. 102-106.
32. Фридман Л. М. Школьник как личность // Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования.- М. 1997. С. 73 – 77.
Источник