Влияние семьи на развитие ребенка курсовая
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………3
Глава
1. Формирование и развитие личности………………………………………5
1.1. Социальная
среда и формирование личность…………………………………5
1.2.Социализация
личности…………………………………………………………7
1.3. Периодизация
развития личности………………………………………………9
Глава 2. Влияние
семьи на формировании личности ребенка…………………..14
2.1.Сущность, структура
и функции семьи……………………………………….14
2.2. Семейное воспитание
ребенка………………………………………………..22
2.3. Стиль семейного
воспитания и его влияние на развитие
ребенка………….31
Заключение………………………………………………………………………….36
Список
литературы………………………………………………………………….38
Введение
На
развитие человека оказывает влияние
множество различных факторов, как биологических,
так и социальных. Главным социальным
фактором, влияющим на становление личности,
является семья.
Актуальность
темы исследования обусловлена значимостью
семьи для человека как первой воспитательной
системы. Именно семья – основа всего
позитивного и негативного в судьбе каждого
человека, в формировании его личности.
Проведённые к настоящему времени исследования
показали, что формирование у детей высоких
нравственных качеств происходит успешно
лишь на основе имеющегося у ребёнка некоего
фундамента: наличия более или менее устойчивых
положительных форм общения, нравственных
привычек индивидуального поведения и
более простых нравственных качеств, имеющих
гуманную основу. В семье этот фундамент
можно начинать создавать очень рано.
Ребёнку трудно будет менять характер
своих взаимоотношений, когда он достигнет
старшего дошкольного возраста. Изменение
положения в семье ребёнка, привыкшего
быть объектом любви, внимания взрослых,
потребует перестройки характера семейного
воспитания, а это нелёгкая задача.
Семья
для ребёнка – первая и часто
почти единственная общественная среда,
первый и наиболее долго действующий фактор,
формирующий личность, а влияние на ребёнка
младшего школьного возраста всех остальных
общностей лишь корректирует семейное
воспитание. В семье ребёнок впервые познаёт
самого себя и окружающий мир, здесь формируется
его отношение к окружающему. Всё это создаёт
своеобразные возможности для организации
воспитательного процесса и выполнения
семьёй своей главной функции – воспитание
детей. Задачи семьи по воспитанию, формированию
личности ребёнка – разносторонни и ответственны.
Формирование
правильных взаимоотношений родителей
с ребёнком должно начинаться тогда,
когда ребёнок в силу своих
возрастных возможностей ещё объективно
требует постоянного ухода и внимания
взрослых. Если воспитанием детей в семье
не занимаются, то дети растут педагогически
запущенными, их социальный опыт характеризуется
конфликтными взаимоотношениями с родителями
и другими взрослыми, со сверстниками;
у ребят формируются отрицательные привычки,
стремление добиваться своего, ни с кем
не считаясь.
Объектом
исследования курсовой работы является
личность ребенка и его поведения
в межличностных отношениях с
родителями.
Предмет
исследования работы заключается в
стиле родительских отношений, вызывающих
ответную реакцию у ребенка и проявляющуюся
в поведении.
Цель
данной курсовой работы является определить
влияние семьи на формирование личности
ребенка.
Задачи
курсовой работы:
- Изучить психолого-педагогическую
и методическую литературу по исследуемой
теме; - определить
принципы и содержание семейного воспитания; - рассмотреть
влияние семьи на формирование личности
и характера ребенка; - исследовать
какие ошибки могут совершать родители
в воспитании своего ребенка;
Гипотеза:
Можно предположить, что стили
родительских отношений неадекватные
ситуации формируют не только негативные
поведенческие реакции, но и способствуют
дисгармоничному развитию личности в
целом.
Структура:
работа состоит из введения, 2-х глав, заключения
и списка литературы.
Глава
1. Формирование и
развитие личности.
1.1.
Социальная среда и
формирование личность.
Социальная
среда – это все, что окружает
человека в его социальной жизни,
это конкретное проявление, своеобразие
общественных отношений на определенном
этапе их развития. Социальная среда
зависит от типа общественных экономических
формаций, от классовой и национальной
принадлежности, от внутриклассовых различий
определенных слоев, от бытовых и профессиональных
отличий.
Для
социально-психологического анализа
личности следует четко разграничить
понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»,
«человек».
Наиболее
общим является понятие «человек»
– биосоциальное существо, обладающее
членораздельной речью, сознанием, высшими
психическими функциями (абстрактно-логическое
мышление, логическая память и т.д.), способное
создавать орудия, пользоваться ими в
процессе общественного труда. Эти специфические
человеческие свойства (речь, сознание,
трудовая деятельность и пр.) не передаются
людям в порядке биологической наследственности,
а формируются у них прижизненно, в процессе
усвоения ими культуры, созданной предшествующими
поколениями.
Поскольку
сознание, речь не передаются людям
в порядке биологической наследственности,
а формируются у них прижизненно,
то используют понятие «индивид» как
биологический организм, носитель общих
генотипических наследственных свойств
биологического вида (индивидом мы рождаемся).
И понятие «личность» как социально-психологическая
сущность человека, формирующаяся в результате
усвоения человеком общественных форм
сознания и доведения, общественно-исторического
опыта человечества (личностью мы становимся
под влиянием жизни в обществе, воспитания,
обучения, общения, взаимодействия).
Психология
учитывает, что личность не только объект
общественных отношений, не только испытывает
социальные воздействия, но преломляет,
преобразует их, поскольку постепенно
личность начинает выступать как совокупность
внутренних условий, через которые преломляются
внешние воздействия общества. Таким образом,
личность не только объект и продукт общественных
отношений, но и активный субъект деятельности,
общения, сознания, самосознания.
Личность
есть понятие социальное, она выражает
все, что есть в человеке надприродного,
исторического. Личность не врожденна,
но возникает в результате культурного
и социального развития.
Особенная
и не похожая на других личность
в полноте ее духовных и физических
свойств характеризуется понятием «индивидуальность».
Индивидуальность выражается в наличии
разного опыта, знаний, мнений, убеждений,
в различиях характера и темперамента,
индивидуальность свою мы доказываем,
утверждаем.
Формирование
личности – очень сложный, длительный
и противоречивый процесс. Изменения
в нашем организме происходят на протяжении
всей жизни, но особенно интенсивно меняются
физические данные и духовный мир человека
в детском и юношеском возрасте. Формирование
не сводится к простому накоплению количественных
изменений и прямолинейному поступательному
движению от низшего к высшему. Характерная
особенность этого процесса – диалектический
переход количественных изменений в качественные
преобразования физических, психических
и духовных характеристик личности.
Основные
факторы, оказывающие влияние на
формирование личности, делятся на
следующие типы: биологическая наследственность;
физическое окружение; культура; групповой
опыт; уникальный индивидуальной опыт.
На
формирование личности определенное влияние
оказывают биологические факторы,
а также факторы физического
окружения и общие культурные
образцы поведения в отдельной
социальной группе. Однако главными факторами,
определяющими процесс формирования личности,
безусловно, являются групповой опыт и
субъективный, уникальный личностный
опыт. Эти факторы в полной мере проявляются
в процессе социализации личности.
1.2.
Социализация личности.
Социализация
личности представляет собой процесс
формирования личности в определенных
социальных условиях, процесс усвоения
человеком социального опыта, в ходе которого
человек преобразует социальный опыт
в собственные ценности и ориентации,
избирательно вводит в свою систему поведения
те нормы и шаблоны поведения, которые
приняты в обществе или группе. Нормы поведения,
нормы морали, убеждения человека определяются
теми нормами, которые приняты в данном
обществе.
Термин
«социализация» соответствует концепции,
согласно которой человек (ребенок) изначально
асоциален или его социальность сводится
к потребности в общении. В этом случае
социальность – процесс превращения изначально
асоциального субъекта в социальную личность,
владеющую принятыми в обществе моделями
поведения, воспринявшую социальные нормы
и роли. Считается, что такой взгляд на
развитие социальности характерен, прежде
всего, для психоанализа.
Понимание
процесса усвоения социальных норм, умений,
стереотипов, формирования социальных
установок и убеждений, обучения
принятым в обществе нормам поведения
и общения, вариантам жизненного стиля,
вхождения в группы и взаимодействия с
их членами как социализация имеет смысл,
если изначально индивид понимается как
несоциальное существо. И его несоциальность
должна в процессе воспитания в обществе
не без сопротивления преодолеваться.
В иных случаях термин «социализация»
применительно к социальному развитию
личности избыточен. Понятие «социальность»
не подменяет и не заменяет собой известных
в педагогике и в педагогической психологии
понятий обучения и воспитания.
Выделяют
следующие стадии социализации:
- Первичная
социализация, или стадия адаптации
(от рождения до подросткового периода
ребенок усваивает социальный опыт некритически,
адаптируется, приспосабливается, подражает). - Стадия
индивидуализации (появляется желание
выделить себя среди других, критическое
отношение к общественным нормам поведения).
В подростковом возрасте стадия индивидуализации,
самоопределения «мир и я» характеризуется
как промежуточная социализация, так как
все еще неустойчиво в мировоззрении и
характере подростка.
Юношеский
возраст (18-25 лет) характеризуется как
устойчиво концептуальная социализация,
когда вырабатываются устойчивые свойства
личности.
- Стадия
интеграции (появляется желание найти
свое место в обществе, «вписаться» в общество).
Интеграция проходит благополучно, если
свойства человека принимаются группой,
обществом. Если не принимаются, возможны
следующие исходы:
- сохранение
своей непохожести и появление агрессивных
взаимодействий (взаимоотношений) с людьми
и обществом;
- изменение
себя, «стать как все»; - конформизм,
внешнее соглашательство, адаптация.
- Трудовая
стадия социализации охватывает весь
период зрелости человека, весь период
его трудовой деятельности, когда человек
не только усваивает социальный опыт,
но и воспроизводит его за счет активного
воздействия человека на среду через свою
деятельность.
- Послетрудовая
стадия социализации рассматривает
пожилой возраст как возраст, вносящий
существенный вклад в воспроизводство
социального опыта, в процесс передачи
его новым поколениям.
Таким
образом, социализацию личности можно
рассматривать как совокупность
всех социальных и психологических
процессов, посредством которых
индивид усваивает систему значений,
норм и ценностей, позволяющих ему
функционировать в качестве полноправного
члена общества. Она включает в себя не
только осознанные, контролируемые, целенаправленные
воздействия, но и стихийные, спонтанные
процессы, так или иначе влияющие на формирование
личности.
1.3.
Периодизация развития
личности.
Периодизация
– разделение жизненного цикла на отдельные
периоды или возрастные этапы.
Разделение
жизненного пути на периоды позволяет
лучше понять закономерности развития,
специфику отдельных возрастных
этапов.
Рассмотрим
концепция полного жизненного цикла
Э. Эриксона. Развитие личности он представляет
как развитие «Я», в ходе которого индивид
устанавливает основные ориентиры по
отношению к себе и своей социальной среде.
Стержневым процессом развития личности
является динамика «эгоидентичность»
– чувства устойчивости и непрерывности
своего «Я», несмотря на происходящие
изменения.
Источник
Влияние семьи на развитие ребенка
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
Семья как основа чувства безопасности
Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоение новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
Модели родительского поведения
Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти, это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти, это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другими.
Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить , что дети учатся у родителей определенным способом поведения , не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила ( готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как родители.
Семья и приобретение жизненного опыта
Влияние родителей особенно велико потому, что являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того , с детьми важно много беседовать.
Дети , жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящее вокруг перемены.
Дисциплина и формирование поведения
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка . В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
5 Общение в семье
Общение в семье позволяет ребенку выработать собственные взгляды, нормы, установки, и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Проблемы детско – родительских отношений и благополучия ребенка в семье
Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, у каждого этапа свои специфические задачи, особенности и трудности. Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делает ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующее влияют на ребенка.
Два стиля родительского воспитания.
Демократический – характеризуется следующим: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включенность детей в обсуждение семейных проблем, успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.
Контролирующий – предполагает существенные ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но они предъявляются ребенку постоянно и последовательно и признаются ребенком как справедливые и обоснованные.
Типы воспитательной деятельности их родителей.
Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Родители любят и понимают своих детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам . Но такие родители часто проявляют твердость, жесткость.
Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать , а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишая права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением ребенка – основа их воспитания. Часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы.
Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля. Развивается чувство вины или страха перед наказанием и , как правило, слабый самоконтроль. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из – за своей постоянной настороженности. Они подозрительны, угрюмы, тревожны.
Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Родители не склонны контролировать своих детей. Разрешают детям делать все, что им захочется. Чаще нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. А родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка , в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.
Воспитание в семье через роли, которые выполняет ребенок.
« Козел отпущения» — Роль возникает в семье, когда супружеские проблемы переходят на ребенка. Он отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.
« Любимчик» —- Когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке.
« Беби» —– Ребенок отдален от родителей, он вытесняется из семейной общности, ему предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
« Примеритель» —–Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важное место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
Одна из важнейших функций семьи — благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности.
Влияние родительских установок на развитие детей.
Негативные установки Позитивные установки
Сказав так | Подумайте о последствиях | И вовремя исправьтесь |
Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить.. | Замкнутость, отчужденность, подчиняемость, угодливость | Будь собой, у каждого в жизни есть друзья |
Горе мое | Чувство вины, отчуждение, конфликты с родителями | Счастье мое, радость моя |
Плакса—вакса, нытик | Сдерживание эмоций, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, эмоцион. напряжение | Поплачь, будет легче |
Вот, дурашка, все готов раздать | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении, эгоизм | Молодец, что делишься с другими |
Не твоего ума дело | Отсутствие своего мнения, робость, задержки в психич. Развитии,отчужденность | А ты как думаешь? |
Одевайся теплее, заболеешь | Повышенное внимание к своему здоровью,тревожность,страхи | Будь здоров, закаляйся |
Ты совсем как твой папа…(мама) | Трудности в общении с родителями,упрямство,неадекватная самооценка,повторение поведения родителей | Папа у нас замечательный человек, мама у нас умница |
Ничего не умеешь делать неумейка | Неуверенность в себя,страхи,задержка психич.развит.,безынициативность,низкая мотивация к достижению | Попробуй еще раз,у тебя все получится |
Не кричи так, оглохнешь | Скрытая агрессия,повышенное психоэмоциональное напряжение,конфликтность,болезнь горла,ушей | Скажи мне на ушко, давай пошепчемся |
Уйди с глаз моих, встань в угол | Нарешение взаимоотношен. С родителями, скрытность, недоверие,озлобленность,агрессивность | Иди ко мне, давай разберемся во всем вместе |
Неряха, грязнуля | Чувства вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности,неразборчивость | Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен |
Шкала общения родителей с ребенком
Методы воспитания, вызывающие у ребенка | |
Положительные эмоции | Отрицательные эмоции |
Хвалите Поощряете Одобряете Целуете Обнимаете Ласкаете Симпатизируете Сопереживаете Улыбаетесь Восхищаетесь Делаете приятные Сюрпризы | Упрекаете Подавляете Унижаете Обвиняете Осуждаете Отвергаете Одергиваете Позорите Читаете нотации Лишаете чего-то необходимого Шлепаете Ставите в угол |
Важно помнить, что ребенок общается с Вами, и климат в семье — для него в основном зависит от Вас и от ВАШИХ эмоций. А климат семьи – индикатор того, как все – таки живется ребенку в доме, что чувствует он, находясь рядом с ВАМИ : унижен или парит в небесах, ему уютно!?
Источник