Влияние семьи на развитие и социализацию ребенка
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Влияние семьи на социализацию ребенка и становление его личности очень велико, ведь семья играет в этом процессе самую важную роль. Большое значение имеют не только методы воспитания и нравственный уровень развития “воспитателя” (родителя), но и генетически заложенные задатки.
Семья – это самый первый институт социализации человека, она задает направление развития. И именно в ней формируются те качества, которые кроме как в семье нигде не могут быть сформированы. Ребенок получает первый опыт общения у родителей и берет с них пример поведения в социуме, перенимает нормы принятые в семье. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Влияние семьи на социализацию ребенка осуществляется и проявляется следующим образом:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
Дети учатся у родителей определенному поведению, осваивая готовые модели поведения.
Родители для детей являются источником необходимого жизненного опыта.
Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
Общение в кругу семьи позволяет ребенку формировать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка в большей степени будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения в семье; также развитие зависит от четкости и ясности общения в семье [39].
Семья – это определенный морально- психологический климат, для ребенка это школа взаимодействия с людьми. Именно в семье складывается первоначальное представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к духовным и материальным ценностям. Ребенок в семье получает основы знаний об окружающем мире. От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком [17]. С близкими людьми в семье ребенок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости, семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Но и вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать неблагополучная семья. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывает и наоборот, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, буквально не спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему напрямую. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и самореализации ее членов.
Сегодня распространилось стремление отказываться о детей. В редких случаях – родственникам, чаще – на попечение государства (таким пример может послужить социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), порой воспитание детей просто пускают на самотек (знанимаясь своими делами: карьерой, а так же и пьянством и аморальным образом жизни), много случаев убийства нежелательного младенца. Все это проявления дезорганизации семьи, отражающей негативные процессы в обществе и государстве[32].
В зависимости от благополучия семьи, сложившейся воспитательной среды отражены следующие результаты в таблице “Воспитательная среда и поведение детей”
Таблица1
Воспитательная среда | Пол и возраст | Развитие и поведение ребенка |
Полная семья | Мальчик 1 год | Ребенок развивается без психических и физический отклонений. К концу 4 месяца начинает сидеть, когда по нормам развития дети садятся в 6-7 месяцев. В 8 месяцев он уже начинает делать первые шаги, и уже в 9 месяцев может самостоятельно сделать 15-20 шагов. Формирование самостоятельного стояния и походки у детей происходит в 11-12 месяцев. Ребенок не пугливый, не нервный |
Мальчик болен тяжелейшей формой детского церебрального паралича (ДЦП). Когда ему исполнилось 3 года, его перевели из дома малютки в дом интернат. После чего одна из сотрудниц детского дома приняла решение забрать мальчика в свою семью, где воспитывалось пятеро детей. | Мальчик 7 лет | Уже через пол года проживания в семье стали заметны улучшения в развитии ребенка. Мальчик все время улыбается, появились первичные навыки самообслуживания и он научился ползать. |
Детский дом N. В первые дни, после того как детей забрали из семьи, в которой родители имели привычку выпить. | Мальчик 5 лет и девочка 4 года | Все игры этих детей заключались в трех словах “Айда, нальем, выпьем”. |
Детский дом N. До прибытия в детский дом, мальчик проживал в семье, где поведение родителей было аморальным. | Мальчик, 4 года. | Когда мальчика вела медсестра в группу, он гладил ее руку при этом говорил “Ах, какие нежные руки, я бы ласкал и ласкал их..”. А после того как она его привела в группу он ей сказал: “Я бы тебя завалил и целовал всю жизнь. |
Таким образом можно сделать вывод, о том какую существенную роль играет семья и социализации ребенка. В детских домах дети не могут получить все то, что им может дать благополучная полноценная семья.
Литература:
1. Басова Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – 663 с.
2. Основные понятия социальной работы: Глоссарий. – СПб: Имена, 2007. – 100 с.
3. Пинегина, С.В. Дети – сироты, как объект социально – психологической работы / С.В. Пинегина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 18.12.2017).
4. Социальное сопровождение семей с детьми / Гордеева М.В., Холостова Е.И., Волжина О.И., Кононова Л.И. и др. / Информационно-методический сборник. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2015. – 242 с.
5. Холостова, Е.И.Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско – торговая корпорация Дашков и К, 2006. – 240 с..
6. Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних “Причал надежды” – центр по профилактике семейного неблагополучия [Электронный ресурс]. – URL: https://prichal.ulsim.ru/rehabilitation/ (дата обращения: 12.01.2018).
Источник
Влияние семьи на социализацию ребенка
Семья является одним из основных институтов социализации ребенка. В семье у ребенка формируются стиль поведения, основные реакции на окружающих, приобретается опыт взаимодействия с людьми, формируется самооценка и т.д. Большое значение для воспитательного потенциала семьи имеют такие ее составляющие, как образовательный уровень родителей, общая культура, педагогическая активность, умение устанавливать добрые отношения со всеми окружающими, структурный тип семьи, возраст отца и матери.
Различают три основных стиля воспитания: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляются силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонная внимательность.
Либерализм в семье характеризуется полным безразличием членов семьи друг к другу, полным попустительством. Каждый из членов семьи живет своими делами, заботами, мыслями.
Демократизм основывается на взаимной заинтересованности, поддержке и взаимопомощи. При авторитарном стиле потребности детей подавляются, а при либеральном – игнорируются, то в демократической семье наблюдается постоянный ненавязчивый контроль за развитием ребенка.
Наиболее приемлемым для воспитания является демократический стиль.
Адекватность родительской позиции представляется как понимание родителей индивидуальности своего ребенка, видение происходящих в его душевном мире изменения. Прогностичность родительской позиции заключается в том, что стиль общения должен опережать появление новых типических и личностных качеств детей. На основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность изменения воспитательных воздействий на ребенка по ходу условий жизни семьи.Не владея педагогическими знаниями, родители, добиваясь послушания, прибегают к мало эффективным мерам воздействия как нотации, угрозы, наказания. Для воспитания детей важное значение имеет личный пример родителей. Основной ошибкой, писал Л.Н. Толстой, является то, что они берутся за воспитание детей, не утруждая себя самовоспитанием. Особое значение внутрисемейных отношений, семейного микроклимата для воспитания детей отмечалось многими русскими исследователями. Семья помогает ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям народа, его языку, правам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании.
Так, например, потребность во внимании и сопереживании взрослого – отличительная особенность старших дошкольников. Если родители часто говорят дошкольнику, что он жадный, ленивый, трусливый и пр., то это может его сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Потому что в этом возрасте, опять же для поддержания стремления «быть хорошим», значительно более полезно поощрение правильных поступков и положительных качеств ребенка, чем осуждение его недостатков.
Многие родители, обеспечивая детям возможно лучшие бытовые условия, заботясь об их здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Их родительская любовь весьма односторонняя, она лишена эмоций. Каждый человек испытывает естественную потребность в эмоциях. Постоянное ограничение в проявлении эмоций может помешать общему развитию ребенка, вызвать осложнения и трудности в процессе воспитания. Однако еще встречаются родители, которым не хватает времени на ребенка по разным причинам. Они постоянно стремятся от него освободиться. В результате ребенок все реже обращается к ним со своими проблемами, а в скором будущем ему уже нечего будет им сказать, нечего доверить, нечем поделиться.
Чрезмерная требовательность без учета индивидуальных возможностей характерна для тех родителей, которые стараются воспитать своего ребенка в соответствии с созданной в своем воображении моделью человека. Поэтому чрезмерно требовательная родительская любовь чаще всего подавляет, ограничивает развитие ребенка. Если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, он почти всегда находится в нервном состоянии, которое может привести к неврозу.
Так же важно влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного мира, ценностных ориентаций, гармония или дисгармония отношений – вся эта подвижная и изменяющаяся атмосфера эмоций, чувств и страстей, наполняющая семейную жизнь двух людей, определяет и отношение к ребенку, и то место, которое он занимает в системе внутрисемейных отношений. Супружеская гармония – залог правильного воспитания ребенка. Путь к достижению гармонии труден. Супругам необходимо проникнуться глубоким сознанием как объективной сложности семейного взаимодействия, так и необходимости постоянной, ежедневной «работы» по налаживанию этого тонкого и уязвимого механизма.
Семей без конфликтов не бывает, в каждой хоть изредка, да возникает неудовлетворенность браком. Это естественно. Противоречия побуждают к изменению, к поиску более удовлетворяющих отношений. В общем – они двигатель прогресса семьи. Скрываемое трение в семейных отношениях со временем все больше их «изнашивает» и наносит вред и самим супругам, и их детям – проблемы требуют решения, а не хранения за раскрашенным в праздничные цвета фасадом семейного благополучия.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Таким образом, мы приходим к заключению, что на характер взаимоотношений детей и взрослых влияют следующие факторы:
– супружеские отношения;
– позиция родителей, выражающаяся в стиле воспитания;
– возраст самих детей;
– личностные качества детей;
Негативные отношения между детьми и родителями при отсутствии правильной позиции родителей и положительных личностных качеств самих детей, могут закрепиться и сопровождать их всю жизнь, вызывая различные внутренние конфликты личности и влияя на отношение с другими людьми.
Источник
Социализация – это процесс, посредством которого индивидуальные навыки, мотивы и поведение ребенка корректируются согласно правилам, которые существуют в обществе. “Социализация начинается с колыбели, когда нежная мать потакает во всем младенцу или напротив мать, боясь испортить ребенка, оставляет его прокричаться» (Hetherington & Morris, 1978, стр. 3).
Определенные группы и организации в обществе играют ключевую роль в социализации. Родители, братья и сестры, сверстники и учителя проводят много времени, разъясняя ценности детям, тем самым направляя и меняя их поведение. Некоторые организации, такие как церковь, школа и юридические институты, развивались с конкретной миссией – передача культуры, социальных и этических стандартов, а так же для поддержания культурно значимых форм поведения. Кроме того, средства массовой информации, особенно телевидение и интернет, представляют собой относительно новую и мощную силу в изменении взглядов, желаний и поведения развивающегося ребенка.
Дом, школа и сверстники так же создают условия, в которых у детей есть некие ориентиры. С помощью них они могут сравнить свои убеждения и поведение с убеждениями и поведением других людей, а также применить на практике и изменить свои социальные навыки. Каждая группа влияет на ребенка и пытается поддерживать стандарты поведения с помощью поощрений и наказаний.
Доказано влияние всех вышеперечисленных групп на развитие у детей морали и самоконтроля, на подавление агрессии и поощрение позитивного социального поведения, на достижения и на поведение, которое рассматривается как особенное.
Хотя на процесс социализации влияют многие социальные группы, семья рассматривается как наиболее влиятельный фактор в этом процессе. В этой статье будут рассмотрены процессы и проблемы социализации в семье. Социализация часто рассматривается как процесс, с помощью которого родители изменяют поведение детей. Однако правильнее было бы думать об этом как о процессе взаимного формирования. Семью лучше всего рассматривать как сложную систему, предполагающую взаимозависимое функционирование всех ее членов. При этом данная система не всегда является постоянной. Например, увеличение числа разводов, неполных семей и занятость матери, меняют функционирование семейной системы.
Изменения в супружеских отношениях, экономическая безопасность семьи по мере того, как родители приобретают больше опыта работы, продвигаются по службе или переезжают, а также изменения в отношениях родителей с друзьями и родственниками – все это влияет на семью. Хотя большинство людей признают, что изменение возраста и способностей ребенка влияет на функционирование семьи, немногие считают, что со временем меняется каждый член семьи и что эти изменения отразятся на семейных отношениях. Кроме того, на семьи влияют культурные, социальные, исторические условия и события. Степень поддержки или стресса в социуме так же влияет на семейные отношения.
СЕМЬЯ КАК АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Почему же среди множества социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка, семья явно занимает центральное место?
Семья – это самый ранний и постоянный источник социальных контактов для ребенка. Эмоциональные отношения и способы взаимодействия между младенцем и родителями будут влиять на ожидания и реакцию ребенка в последующих отношениях с другими людьми. Убеждения, ценности и культурные установки фильтруются через родителей и представляются ребенку в очень персонализированной и выборочной манере. Личность родителей, их социально-экономический класс, религиозная принадлежность, образование и пол будут влиять на представление ими культурных стандартов своим потомкам. Социальные стандарты, убеждения и ролевое поведение, которые демонстрирует сын авторитарного отца баптиста из низшего класса, будут сильно отличаться от тех, которые представляет ребенок образованной феминистки и атеистки из среднего класса.
Семейные отношения до сих пор являются наиболее прочными из всех других видов отношений. Основной причиной этому служит историческая непрерывность обмена опытом. Именно непрерывность качественно отличает семью от недолговечных отношений с друзьями, учителями, соседями или коллегами. Воспоминания о прошлых взаимодействиях передаются в стандартах, ожиданиях, восприятии и чувствах по отношению к другим членам семьи.
В семье люди ждут поддержки, когда им нужно справиться со стрессом. Говоря словами Роберта Фроста (1959): “Дом – это место, где, если тебе придется туда вернуться, им придется тебя принять.”
Разведенные женщины с детьми часто возвращаются в родительские семьи. Члены семьи могут помогать друг другу в период безработицы или финансовой нужды, родители могут обратиться к своим взрослым детям за помощью в старости или немощи.
ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ
Только недавно социализация рассматривалась как сложный процесс влияния членов семьи друг на друга, а не как процесс, посредством которого родители формируют поведение детей. Дети играют активную роль в собственной социализации (Bell & Harper, 1977). Они реагируют на поведение окружающих уникальным образом на основе своих способностей, темперамента, личностных качеств и прошлого опыта. При этом даже корреляция между физическим наказанием, неприятием и непоследовательной дисциплиной у родителей и агрессией и непослушанием у детей не обязательно означает, что именно дисциплинарные практики привели к девиантному поведению у ребенка. Трудное по темпераменту, непослушное, антиобщественное поведение у детей также имеет тенденцию вызывать карательные реакции у родителей. То есть в некоторых случаях именно антиобщественное поведение детей первично и приводит к отвержению и наказанию со стороны родителей.
Взгляд на семью, как на взаимозависимую систему, которая функционирует как единое целое, является результатом работы терапевтов, которые обнаружили, что часто поведение проблемного ребенка невозможно изменить без изменения всей семейной системы (Steinglass, 1987; Reiss & Klein, 1987), а также работы экологических психологов, озабоченных более широким социальным окружением и особенностями семьи (Bronfenbrenner, 1986). С точки зрения экологических семейных систем, существует семь основных принципов семейных процессов.
1. Холизм (целостность). Вся семейная система отличается от суммы ее частей. Для понимания функционирования семьи недостаточно знать характеристики отдельных членов семьи или даже отношения между двумя членами семьи. Необходимо изучить организацию семейных отношений и всей семьи как взаимодействующей единицы.
2. Организация. Семьи организованы по образцам отношений и функциональным ролям. Часто эти роли распределяются по возрасту или полу, где у взрослых больше власти и ответственности, чем у детей. В традиционных семьях матери берут на себя роль опекуна, а отец отвечает за экономический доход. Однако с появлением новых форм семьи стало больше разнообразия в организации и ролях.
3. Взаимозависимость. Каждый член семьи и подсистема семьи влияют друг на друга. Родители, состоящие в несчастливых, ожесточенных браках, становятся более неумелыми и раздражительными в отношениях со своими детьми, что ведет к еще большему антиобщественному поведению детей. Это стойкое антиобщественное поведение детей может, в свою очередь, усугубить проблемы в супружеских отношениях. В данном случае антиобщественное поведение ребенка это одновременно причина и следствие супружеского конфликта.
4. Границы. У семей есть границы, которые различаются по своей проницаемости и уязвимости от внешних влияний. В семьях, где между ее членами очень тесная связь, людям может быть трудно разлучиться в нужное время (уйти в колледж, вступить в брак, использовать ресурсы вне семьи). Изолированные родители (имеют мало социальной поддержки и позитивных контактов с окружающими) с большей вероятностью будут непоследовательными в воспитании и наказаниях своих детей. Такие родители чаще воспринимают своих детей негативно, чем менее замкнутые родители(Dumas & Wahler, 1985; Wahler & Dumas , 1987). Однако семьи со слишком прозрачными границами могут быть дезорганизованными и уязвимыми со стороны внешних сил (навязчивые родственники, друзья, подрывающие брак, группы сверстников, которые отклоняются от семейных стандартов в отношении приемлемого поведения).
5. Гомеостаз. Семьи достигают определенного баланса в своих образцах функционирования и сопротивляются силам, которые могут покушаться на это равновесие. Вследствие чего многие модели взаимодействия становятся очень жесткими и ритуализированными. Семейные распорядки и ритуалы могут способствовать формированию чувства семейной истории и идентичности, а также облегчению прогнозирования семейных отношений и их согласования. Однако они также могут поддерживать неадаптивные семейные отношения. В несчастливых супружеских парах (Gottman, 1989) или в семьях с агрессивным ребенком (Patterson, 1982) характерным и предсказуемым паттерном является нарастание враждебности и даже насилия. В отличии от благополучных семей здесь нет попыток рационального общения для решения проблем. Семейные терапевты хорошо знают, что такие семьи даже после успешной терапии, могут оказаться заблокированными в паттерне взаимодействий, который поддерживает психопатологию у одного или нескольких членов семьи. Паттерны, которые побуждают к неправильному поведению одного члена семьи или семейной подсистемы (супружеская, детско-родительская, братско-сестринская) могут защитить других членов или подсистему. Например, родители могут избегать проблем друг с другом или указывать на недостатки только одного ребенка, которого делают козлом отпущения, обвиняя его во всех семейных трудностях.
6. Морфогенез. Морфогенез – это противодействующая гомеостазу сила. Морфогенез относится к адаптации семей к внешним и внутренним изменениям. Изменения неизбежны, так как со временем дети вырастают, идут в школу, уезжают из дома, устраиваются на работу, женятся и создают новые семьи. Родители в свою очередь могут перейти на этап кризиса среднего возраста, поменять работу, выйти на пенсию, состариться и стать зависимыми от своих детей. Члены семьи должны приспосабливаться не только к внутренним изменениям жизненного цикла семьи (занятость матери, развод, повторный брак, сожители родителей, дети, рожденные от незамужних матерей), но и к изменениям историческим. К ним относятся: войны; изменение отношения к женщинам, меньшинствам и образованию; рост преступности и злоупотребление психоактивными веществами. Адаптивность – центральное условие хорошо функционирующей семьи. В хорошо функционирующей семье не обязательно меньше проблем, чем в неблагополучной семье, но она лучше способна адаптироваться к проблемам, вызовам и изменениям, с которыми сталкивается.
7. Экологический релятивизм. Семьи существуют в широкой социальной, культурной и физической среде. Экология бедности, голода, социальных беспорядков и болезней будет влиять на функционирование семей иначе, чем экология, характеризующаяся достатком и социальными привилегиями. Одна и та же семья будет по-разному действовать в разных ситуациях и при разных обстоятельствах.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА
Теперь мы переходим к изучению того, как различные подсистемы в семье – супружеская система, система родитель-ребенок и система братьев и сестер взаимодействуют, приводя к различным результатам в развитии и поведении детей.
Брачная система
Удовлетворительные супружеские отношения часто рассматриваются как краеугольный камень хорошего функционирования семьи, что прямо или косвенно способствует эффективному воспитанию детей, позитивным отношениям между братьями и сестрами и развитию компетентных, адаптивных детей.
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Важно помнить, что у родителей есть, как отношения друг с другом, так и со своими детьми. Родители в роли опекунов служат источником эмоциональной и физической поддержки и комфорта для своих детей. Когда у супругов нежные взаимоотношения и они поддерживают друг друга это благоприятно отражается на их отношениях с детьми (Cowan, Cowan, Heming, & Miller, 1991; Cox et al., 1989; Crnic, Greenberg, Ragozin, Robinson, И Basham, 1983; reldman, Nash, & Aschenbrenner, 1983). Двойное участие в домашнем хозяйстве и уходе за ребенком может освободить обоих родителей для более веселых и приятных развлечений со своими детьми и облегчить часть бремени, которое испытывают матери с маленькими детьми. В таких условиях грязные подгузники, кормление и плач больного ребенка в 2 часа ночи более терпимы. Помимо этого приятные этапы развития ребенка (первые слова, ошеломляющие поступки, академические, социальные или спортивные успехи) более увлекательны, если есть возможность поделиться с вовлеченным в семью супругом.
Домашняя среда, характеризующаяся ссорами, ворчанием и постоянными разногласиями, пагубно влияет как на родителей, так и на детей (Dix, 1991). К сожалению, конфликт между родителями ассоциируется с негативными чувствами и поведением в отношении детей. Это приводит к разрушению социальных и когнитивных компетенций, что в дальнейшем ведет к антисоциальному поведению у детей ( Emery, 1982; Hetherington, Cox, & Cox, 1982; Cowan et al., 1991; Hetherington & Clingempeel, 1992).
Мальчики гораздо больше, чем девочки восприимчивы к негативным последствиям семейного неблагополучия. (Block, Block, & Morrison, 1981; Hetherington et al, 1982; Rutter, 1977). Их чаще ругают и наказывают, чем девочек (Hetherington et al., 1982). Помимо этого родители чаще и дольше ссорятся в присутствии сыновей. Если родительские разногласия возникают в присутствии девочки, они с большей вероятностью будут быстро прекращены фразой «поговорим об этом позже», выражением бровей или кивком головы, указывающим на присутствие дочери. Родители больше защищают дочерей, и эта защита распространяется, в том числе и на защиту от родительского конфликта.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
https://псиблог.рф/s/5377
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: детская психология, научная психология, социализация, влияние семьи на ребенка, влияние родителей на ребенка, ссоры при детях, ссоры в семье, экологическая психология.
Источник