Влияние семьи и школы в развитии ребенка

Роль семьи и школы в формировании личности ребёнка.

Цель: сблизить родителей и детей, помочь им в понимании друг друга и познакомить родителей с тем, какую роль играют они и школа в формировании их личности.

Темой моего выступления является одна из важных проблем на сегодняшний день:

Как правильно воспитать ребенка? Какое влияние оказывают родители и школа на развитие ребенка? Какую роль в формировании их личности играет семья и школа?

Что нужно сделать для того, чтобы ребенку было хорошо дома и в школе? И начать я хочу с роли семьи.

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот как правило, нарушение детско- родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет. Действует, делает открытия, учиться любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве. Формирование предметно- орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном , сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.

Однако, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом , вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, и многие другие качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся,- всё это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких- либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка, стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка , его представление о себе кажутся искаженными.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания , определяющие особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-либо областях своей жизни: не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает: он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от ребенка подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это сделать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются в себе, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку, здесь неизбежна полная потеря контакта.

Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей жизнью, приводит к пассивности, несамостоятельности , трудностям в общении со сверстниками. Очень часто дети видят и оценивают окружающую среду через призму родительских мнений и взглядов. Поэтому содружество, тесное творческое взаимодействие школы и семьи очень важно.

Школа призвана учить, воспитывать детей и создавать необходимую среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания – это очень сложный путь не только для ребенка, но и для воспитателя. Это многогранный процесс взаимодействия всех факторов, имеющих влияние на становление личности ребенка. Это, прежде всего родители, родственники, школа, друзья ребенка, среда, в которой он проводит свободное время. Без их тесного взаимодействия рассчитывать на успех в воспитании не приходится.

И школьное, и семейное воспитание направлено на то, чтобы добиться успеха. Но главное воспитательное воздействие на детей оказывает семья. Ведь в семье с раннего детства ребенок получает всевозможные виды информации, навыки жизненного поведения, приобщается к труду, познает мир прекрасного. Здесь у него появляются первые друзья, здесь он терпит свои первые поражения!

У школьного воспитания есть ряд преимуществ. Оно обладает большой информацией, большими знаниями. Но у семейного воспитания большие возможности в том плане, что семья воспитывает одного, двух, редко трех и более детей, а учитель- 30.

К сожалению роль семьи как воспитателя снижается. Причин тому много: постоянная занятость родителей, стремящихся как можно больше заработать, низкий нравственный потенциал, конфликтные отношения между родителями. В итоге мы теряем своих детей, получаем попрание нравственных принципов, отсутствие самоконтроля, циничное отношение к семье, добрым традициям. А это все ведет к кризису семьи и даже общества. Где же выход? Для этого надо, прежде всего, объединить опыт педагогической работы школы и желание семьи, направленные на воспитание и совершенствование личности ребенка.

Проблема взаимоотношений педагогов и родителей, школы и семьи, является одной из актуальнейших в современных условиях, так как именно от ее решения во многом зависит успех воспитания и развития подрастающего поколения, формирования личности каждого ребенка.

Школа как никогда нуждается в поддержке семьи, и речь должна идти о партнерстве, построенном на глубоком взаимопонимании и взаимоуважении. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, акт. И строится они по следующим принципам:

– взаимное доверие и уважение;

– взаимная поддержка и помощь;

– терпение и терпимость по отношению друг к другу.

Это помогает педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

Источник

МБОУ «Гимназия №125»

Советского района города Казани

Тема: «РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

Выполнила:

Учитель татарского

языка и литературы

Ч.Н.Хуснуллина

Казань-2016

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье». Эти слова замечательного педагога В. А. Сухомлинского как нельзя лучше выражают принцип, утвердившийся на сегодняшний день в работе российских школ.

Нет нужды доказывать, что без глубокого интереса к вопросам воспитания и образования, без понимания единства задач, стоящих перед педагогами и родителями, без подлинной заинтересованности в общественных делах – без всего этого невозможно распознать и развить гармоничную и всесторонне развитую личность. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Однако стоит отметить, что влияние семьи в этот момент не снижается, а, наоборот, только возрастает.

По мнению большинства педагогов, наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи и школы являются: безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах, чрезмерная занятость родителей материальными заботами, ведущая к сокращению времени внимания к воспитанию детей, низкий уровень доверия и даже негативное отношение к школьному воспитанию, низкий образовательный уровень родителей, как следствие, снижение культурных потребностей (в частности, в образовании) и у родителей и у детей.

Особого внимания со стороны семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые и застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав…», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т. п.

Многие из учителей, работающих в современной школе, начинали свою педагогическую деятельность во времена, когда наше государство имело название Советский Союз. И думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинство из учителей с большой долей ностальгии вспоминают организацию учебного процесса в советской школе (одна рабочая программа, четкие государственные образовательные стандарты, грамотно составленные учебники, от количества которых не кружилась голова). Но самое главное, что, проектируя учебный процесс и внеурочную деятельность, советская школа ориентировалась на конкретный, понятный всем социальный заказ, формулируя конкретные цели своей деятельности. Деятельность всех подструктур образовательной системы (школ, досуговых учреждений, секций, клубов, художественных и музыкальных школ) была достаточно успешной, в первую очередь, потому, что базировалась на одних и тех же принципах и направлена была на формирование одних и тех же смысложизненных ориентаций, т.е. институт образования в этом смысле представлял собой целостную систему. Бесспорным центром образовательной системы была школа. Именно там закладывались основы мировоззрения, усвоения социально-ролевых установок. И помогали этому пионерская и комсомольская организации, которым нет альтернативы в современной школе.

Семья – главный институт воспитания. Всё, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней человек проводит большую часть своей жизни. Именно в семье закладываются основы личности. Она начинает формироваться у ребёнка с первых дней жизни в процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками. Семья – социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого её члена. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья способствует появлению у личности образа своего “Я”.В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Семья – это такое образование, которое ” охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Всё это позволяет вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

Семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь. В общении с близкими, в совместном бытовом труде у ребёнка формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей. Семья располагает благоприятными условиями для воспитания у детей чувства прекрасного. Это начинается у ребенка со знакомства с красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Большую воспита-тельную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться. Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

Казалось бы, переступая порог школы, наши дети, должны были бы окунуться в атмосферу понимания, приятия и помощи. И, это не было бы удивительно, ведь в школе работают десятки людей с высшим педагогическим образованием – людей, которых учили выстраивать отношения с детьми, людей, которым выпала великая честь – Быть учителем!

Но! Зачастую, ситуация выглядит иначе: переступая порог школы, ученики – «хулиганы», делают все, что им заблагорассудится, а остальные ученики попадают в зависимость от желаний школьных хулиганов. При этом, десятки, специально обученных преподавать детям учителей, не могут найти решения самой главной проблемы – Безопасности нахождения детей в школе.

Классные руководители, завучи и директора, ограничивают свои полномочия разговорами, например «Это было плохо с твоей стороны. Не делай так больше!»

А, они делают снова и снова, и снова. Они – дети, которые нуждаются в понимании их внутреннего мира, душевных проблем, неустойчивой психики и помощи в этих сложных, порой непонятных для ребенка, понятий.

Цель воспитательной системы «Вселенная – жизнь» можно определить следующим образом: создание условий для формирования социально-активной личности, гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, духовным богатством, творческой индивидуальностью, способной к саморазвитию, самообразованию; оказание детям помощи в адаптации не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях, которые возникают в детском коллективе, в повседневной жизни и могут способствовать развитию у ребенка положительного отношения к учебе, к самому себе и окружающим людям; стремящейся к здоровому образу жизни.

Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в динамичных условиях социума, адаптироваться к различным видам индивидуальной и социальной деятельности, к выработке самостоятельного мышления и общения с другими людьми в различных группах и коллективах.

В исследованиях Сидоркина А.М., Керкис С.С. была отмечена эффективность следующих групп методов:

1) методы, направленные на изменение видов деятельности и общения;

2) методы, направленные на изменение отношений в классе, семье.

Методы, направленные на изменение видов деятельности и общения:

– метод введения новых видов деятельности и общения с учетом возрастных особенностей;

– усложненные формы диспута;

– метод самоанализа;

– метод рефлексии;

– ролевые игры;

– социальное проектирование и др.

Методы, направленные на изменение отношений в классе, в семье:

– упражнение, поручение, личный пример;

– убеждение, критика;

– метод воспитывающих ситуаций;

– деловые игры;

– методы поощрения и наказания;

– метод перспективы;

– метод общественного мнения;

– метод создания новых традиций и т.д.

Другие исследователи (Генварева Ю.А. и др.) классифицируют методы взаимодействия школы и семьи по следующим разделам:

1) организационные методы взаимодействия (индивидуальные и коллективные перспективы,

задачи, проблемы, правила и нормы);

2) методы самодеятельности (индивидуальные и коллективные самоуправление, соревнование, самообслуживание);

3) методы общения (уважение, понимание, доверие, самоанализ, рефлексия, самопознание, убеждение, критика, самоконтроль и т.д.);

4) методы воздействия и коррекции (пример, разъяснение, ожидание радости, любви и красоты, обоюдная ответственность, обращение к чувству достоинства и чести, актуализация мечты, внушение, упражнение, поощрение и наказание).

Торохтий В.С. рассматривает в своих работах сущность социально-педагогического подхода в деятельности образовательного учреждения, который отражает содержание его взаимодействия с социумом, другими социальными институтами. К важнейшим методам социально-педагогического подхода он относит: метод посредничества, метод партнерства (партнерские отношения), метод консультирования, метод доверительного взаимодействия, метод совета, метод рекомендации, метод эмпатии, метод толерантности, метод социальной адаптации, метод коррекции, метод социальной поддержки, метод взаимного информирова- ния, метод согласования, метод совместной деятельности, методы социального воспитания, методы социального обучения.

Рассмотренные формы и методы педагогического взаимодействия школы и семьи содействуют активному включению родителей в процесс воспитания, способствуют эффективности процесса социализации школьников.

Библиографический список

  1. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов) : учеб. пособие для вузов. – М. : Издательский дом «Nota Bene», 1998.
  2. Кон И. С. Ребенок и общество : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Академия, 2003.
  3. Шульга Т. И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. – М., 1997.
  4. Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. – М., 2007.
  5. «Об образовании» – Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 21.07.2007). -М., 2007.
  6. Кондаков А.М. Новые стандарты общего образования. /Психолого-педагогическое обеспечение образовательной инициативы «Наша новая школа». Материалы научной сессии ПИ РАО от 08.04.2011 г. – М., 2011.
  7. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.//Вестник образования. – 2001. – №8. – с.24-33.
  8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. А-О, П-Я. – М., 2011.
  9. Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности в социокультурном пространстве. /Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости. – Екатеринбург, 2010.
  10. Торохтий В.С. Социальная педагогика: социально-педагогическая деятельность и потенциал социума.//Материалы IX научно-практической межвузовской конференции молодых ученых учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. _ М., 2007.

Источник