Влияние семье на развитие диалогической речи ребенка

Влияние семье на развитие диалогической речи ребенка thumbnail

«Влияние семьи на развитие речи ребенка»

«Если вы сумеете понять своего ребенка,

то вашу семью ожидает прекрасное будущее»

Д. Карнеги

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к развитию понятийного мышления.

Нарушения речи (в зависимости от характера речевых расстройств) отражаются на общем развитии ребенка: ограничивают его познавательные и эмоциональные проявления, порождают нежелательные особенности поведения, мешают развитию его коммуникабельности и адаптации в современном социуме.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление звукопроизношения, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей – логопатов к школьному обучению.

В процессе речевого развития детей логопед решает комплекс задач, не только по коррекции звукопроизношения, но и ряд других, касающихся обучения и воспитания ребенка.

Специфика работы логопеда заключается в том, что он работает в тандеме с родителями, так как одна деятельность логопеда не принесет желаемых результатов без активной помощи со стороны семьи.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

В процессе работы я веду наблюдение за детьми, за динамикой развития, коррекции речи, и выявляю, что одним детям дается все намного легче, чем другим. Они лучше усваивают материал, внимательней на занятиях. Более того, эти дети работают с отдачей, чувствуют ответственность за качество речи, за выполнение домашних заданий.

Постепенно, ближе к середине учебного года, выявляется одна закономерность – чем больше заботы и внимания родителей к ребенку. Его проблемам, тем лучше конечный результат обучения.

Речь одних детей, особенно это проявляется на занятиях по развитию связной речи, более глубоко эмоционально окрашена. Дети ведут повествование или отвечают на вопросы с явным интересом, допуская ошибки, они не стесняются, не комплексуют, а сами себя поправляют. Они очень заинтересованы на занятиях, открыты.

Другая категория детей менее активна, на вопросы отвечает неохотно, как бы прячась, уходя от ответа. На замечания реагируют по разному: либо сразу плачут, либо еще больше замыкаются в себе.

На вопросы отвечают однообразно, словарный запас скудный. О семье рассказывают мало, ограничиваясь ответами: спал, ел, гулял. В их лексиконе нет уменьшительно- ласкательных слов – мамочка, папочка и т.д.

В результате всех наблюдений напрашивается вывод: речь ребенка (лексическая сторона, словарный запас, построение предложений, эмоциональная окраска) зависит от внутрисемейных отношений.

Ведь на речевое развитие влияют различные факторы. Понятно, что существуют биологические причины. Это неблагоприятные периоды внутриутробного развития и родов, наследственность, мозговые инфекции и травмы, перенесенных ребенком после рождения.

Но наряду с биологическими факторами немаловажное значение имеет социально – психологический. Известно, что образовательный потенциал родителей, речевая среда, стиль семейного воспитания, психологический климат в семье могут по разному воздействовать на речевое развитие детей.

Уровень развития лексико-грамматического строя, произносительной стороны речи, накопление словарного запаса у детей в семьях, где родители имеют высшее образование, высокий культурный уровень, чаще соответствуют возрастной норме.

Психологи также отмечают: родители, удовлетворенные своим супружеством, проявляют больше теплоты по отношению к детям, употребляя более экспрессивную и не директивную речь, что в свою очередь, вызывает теплоту и привязанность со стороны ребенка и способствует формированию лексико -грамматического строя речи.

Таким образом, для нормального речевого развития ребенка необходим благоприятный психологический климат в семье.

При наличии речевых нарушений у ребенка характер внутрисемейных отношений может тормозить или способствовать формированию отдельных сторон речи.

В семье с неблагоприятным психологическим климатом у детей диагностируется эмоциональное неблагополучие (тревожность, агрессия), затруднен контакт со сверстниками и взрослыми.

В семьях, где есть взаимопонимание, у детей коррекция нарушений в речевом развитии происходит быстрее, без каких- либо последствий.

Ежедневно, работая с детьми в индивидуальном порядке, я веду наблюдение не только за коррекционным процессом, но и за эмоционально- волевым поведением ребенка, его общением с окружающими.

Чтобы лучше понять и объяснить поведение ребенка, необходимо познакомиться с его семьей. Зная семью в целом, я получаю достаточно полное представление о применяемых методах воспитания, об отношениях и устоях семьи.

Знакомство с семьей осуществляю в основном через маму при составлении речевой карты ребенка. Собираю анамнез беременности, родов, раннего развития ребенка и т.д. И уже на стадии обследования можно выявить, в какой семье растет ребенок.

Как разговаривает мама ребенка, какие речевые обороты использует, как эмоционально окрашена ее речь, с какой интонацией отзывается о ребенке, проявляет ли интерес, задает ли дополнительные вопросы или равнодушно отмалчивается.

Чтобы более объективно оценить поведение ребенка, я использую классификацию типов семьи, предложенную педагогом Барбарой Колорозо.

Существуют три основных типа семьи. Называются они условно так: кирпичная стена, медуза и осевой стержень. Различие между этими семьями определяют те взаимоотношения, которые удерживают членов семьи вместе.

Основные характеристики семьи типа кирпичной стены:

– родители обладают абсолютным авторитетом, осуществляют контроль, являются всегда и абсолютно правыми;

– постоянные и жестокие правила;

-невозможность для ребенка самостоятельных действий; любое неповиновение или изменение поведения карается наказанием;

-родители используют сарказм, подтрунивание для манипулирования и контроля над поведением ребенка.

Семьи типа кирпичной стены дают своим детям лишь незначительную возможность для того, чтобы определиться, кто же они на самом деле. Дети не имеют права открыто выражать свои чувства и высказывать свое мнение.

Очень часто дети из таких семей проецируют «законы» семьи на законы жизни и общества и, занимая в семье самое ничтожное положение, соответственно ведут себя в обществе.

Пример поведение ребенка из семьи типа кирпичной стены: Кирилл С., 6,5 лет (речевое нарушение – ФФН с дизартрическим компонентом). Мальчик с первых занятий очень замкнутый. На вопросы отвечает однообразно, шаблонно, редко смотрит в глаза. Речь маловыразительная, с запинками, долго обдумывает ответ. Занимается явно неохотно, но при этом в конце занятия всегда сам подводит итог вопросом: «Я же сегодня хорошо занимался? Мама меня похвалит?»

Второй тип семьи – медуза.

В этих семьях родители начинают смешивать в своих воспитательных приемах элементы полного беспорядка и жесточайшего контроля и наказаний, и дети, подверженные такому воспитанию, оказываются полностью растерянными и дезориентированными. Они не знают, что можно ожидать от родителей в каждую последующую минуту и как себя вести.

Дети стремятся приблизиться к тем людям, которые могут обеспечить хотя бы незначительный покой, они находятся в поиске структурированности, порядка и традиций.

Становясь взрослыми, они не способны любить своих близких. Стремление к унижению и манипулированию людьми становится стилем их жизни.

Пример поведения ребенка из семьи типа медузы.

Оля П. 6 лет (речевое нарушение – ФН, логоневроз). Поведение девочки на индивидуальных занятиях очень непредсказуемое: то полная необузданность, поведение без правил и границ; то – проявляется неуместная робость. Особенно это сказывается на голосе. Диапазон – от крика до шепота. Речь может быть как развернутой, так и ограничиваться словами – да, нет, не хочу. Часто занятия заканчиваются фразами: «Хочу есть», «Хочу к маме», «Ну почему так долго?». Любимое занятие в группе – наябедничать и ждать наказания обидчика.

Третий тип семьи – осевой стержень.

В этих семьях отсутствует иерархическое деление, нарушение прав и свобод других людей, затягивание времени при решении различных вопросов.

Функция родителей – не требовать выполнения каких-либо действий, а личным примером учить делать так, как считаешь правильным. Дети растут не только под контролем родителей, но и под собственным контролем.

Семьи типа осевого стержня строят отношения, в которых отсутствует страх и угрозы. Спокойствие и миролюбие являются основными их составляющими. Ребенок с детства приучается отвечать за совершенные поступки и с самого раннего возраста отличается самостоятельностью. Дети растут при уважении к ним самим и поэтому, безусловно, уважают и окружающих.

Пример поведения ребенка из семьи типа осевого стержня.

Андрей К., 6,5 лет (речевое нарушение – ФФН). Очень открытый, легко идущий на контакт ребенок. На занятиях всегда видна его увлеченность. Если что-то не получается, то пробует сам справиться, но при этом не злится и не отчаивается, очень заинтересован в конечном результате. Речь мальчика часто сопровождается уменьшительно-ласкательными словами, выразительна. Старается четко описать свои чувства и эмоции, активизирует свой словарный запас, чутко реагирует на окружающих.

Поскольку именно в семье закладывается фундамент, какой будет личность ребенка и, в частности его речь, для достижения наилучшего результата работы с детьми я привлекаю родителей.

Однако, работая над проблемой организации взаимодействия с семьей в течении девяти лет, я пришла к выводу, что общение с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

Как показывает моя практика, эффективней всего индивидуальные беседы с каждым родителем, где я раскрываю речевые, эмоциональные, контактные проблемы ребенка и ищу оптимальное решение, а также занимаюсь просвещением.

Я выделяю два вида просвещения:

1.Информационное просвещение:

-знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;

-знакомство с возрастными особенностями нервно- психического развития, этапами становления детской речи;

-знакомство с методами коррекционно – развивающего воздействия.

2.Обучающее просвещение:

-привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

-обучение родителей приемам коррекционно – развивающей работы с ребенком- логопатом;

-формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Помимо индивидуальных бесед я провожу консультации, родительские собрания, оформляю в виде папок- передвижек рекомендации для родителей.

Предлагаю пример рекомендации родителям по речевому развитию ребенка дошкольного возраста.

1.Общение с ребенком должно быть регулярным. Для этого достаточно 15 минут в день. Но оно должно быть содержательным, интенсивным и полезным.

2.При общении важно учитывать возрастные и личностные особенности ребенка. Общаться следует на интересные, понятные и актуальные для ребенка темы. Например, младшему дошкольнику интересны буквально все предметы, ребенку в старшем дошкольном возрасте – история конкретных вещей, освоение окружающего пространства. Можно спрашивать ребенка о том, что он видит, чувствует, думает, делает, предлагать варианты поведения в определенной ситуации и обосновывать то или иное решение.

3.Занимаясь с ребенком продуктивной деятельностью, следует комментировать совместно выполняемые действия, этапы задания, обсуждать выполненную работу.

4.При общении с ребенком важен искренний интерес родителей к самому процессу. Играя с ребенком, родители могут строить различные предложения: простые и сложные, распространенные и нераспространенные, создавая образец использования родного языка.

5.Необходимо сопровождать игровую деятельность комментариями, описывая словами все этапы игры.

6.Важно создать комфортную, теплую атмосферу во время игры: быть доброжелательным, улыбаться, поддерживать инициативу ребенка и подбадривать его.

При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать одностороннего подхода, который присущ старым формам работы с семьей.

Конечный результат своего совместного труда радует детей и их родителей. Они начинают интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую правильную речь.

Благодаря установлению доверительно- партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутрисемейные конфликты и проблемы детей, создается благоприятный климат в семье, формируются детско – родительские отношения.

Список литературы:

1.Флерова Ж.М. /Логопедия./ Ростов н/Д: «Феникс», 2008.

2.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. /Формирование правильной разговорной речи у дошкольников./ Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

3.Королозо Б. /Дети этого достойны только потому, что они дети./ М.: «ФАИР – ПРЕСС», 2003.

4.Гиппенрейтер Ю.Б. /Родителям: как быть ребенком./ М.: «Астрель», 2009.

Источник

Влияние семьи на речевое развитие ребенка.

Обязательными условиями полноценного развития личности ребенка является его «включенность» в человеческие отношения и человеческое общение. И первой такой школой общения становится семья. Именно в ней формируется мировоззрение ребенка, закладываются основы физического и умственного развития. С самого раннего детства формируется либо исходное доверчивое отношение к миру и к людям, либо ожидание неприятных переживаний от окружающего мира и общения с людьми. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях, От того, на что и как направлено влияние семьи, во многом будет зависеть результат воспитания. Среди наиболее значимых условий воспитания педагоги отмечают, прежде всего, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, которая оказывает благотворное влияние на формирование личности ребенка.

В речи много составляющих, которые возникают в процессе индивидуального развития неодновременно и под прямым воздействием людей, окружающих ребенка.

Формирование речи можно разделить на несколько периодов:

1-й – до рождения: ребенок еще в утробе матери слышит ее и окружающих.Под влиянием эмоций матери он способен делить звуки на дружеские и враждебные. Способен реагировать на различную музыку: классическая, русские народные песни, колыбельные – оказывают самое благоприятное воздействие; эстрадная, рок – оказывают серьезное раздражающее воздействие. Существует мнение специалистов, что речь окружающих, другие звуки фиксируются, записываются мозгом ребенка (как на магнитофонной ленте). Замечено, что слова, песни, которые мать произносят малышу до рождения особенно успокаивают его уже в самостоятельной жизни. Поэтому взрослым необходимо как можно больше разговаривать с еще неродившимся ребенком.

2-ой – от рождения до 4 мес. С первой минуты, ребенок даже недоношенный начинает активно общаться с помощью плача. Л.С. Выготский подчеркивал, что крик ребенка – это целая мысль, он призван информировать взрослых о своих потребностях и управлять их поведением. Но если родители придерживаются мнения, не обращать внимания на крик, не приучать к рукам, развитие речи тормозится,начинаются сбои в ее развитии, т.к. нарушается связь: крик(речь младенца) – ответ(действия взрослых).

В это время мозг ребенка фиксирует слова, мелодику речи (национальный акцент), поэтому взрослые говорят четко, в нормальном темпе. Необходимо проверить физический слух ребенка (реагирует ли ребенок на шумовые раздражители, поворачивает ли головку на раздражитель), т.к. чем раньше обнаруживаются проблемы со слухом, тем эффективнее и лечение и профилактика серьезных речевых нарушений.

3-ий – от 4 до 10 месяцев:

Продолжается запись слов в банк памяти. Но еще, ребенок начинает соотносить отдельные слова с конкретными объектами, именно поэтому необходимо называть все окружающие объекты и свои действия. Главное условие, речь должна быть четкой без искажений. Необходимо развивать понимание речи: покажи кису, дай игрушку и т.д. В свою очередь ребенок учится информировать окружающих не только о своих потребностях (криком), но и сообщать о приятных моментах. Нарушение развития речи произойдет в том случае, если взрослые не будут исполнять просьбы ребенка. Тогда радостная информация – бесполезна, а плач, для привлечения внимания, приобретает новые оттенки (истеричность или безволие). В характере ребенка из-за недоверия к окружающему миру закладываются такие черты, как грубость, бессердечие, беспомощность. Не стоит долго злоупотреблять соской – пустышкой, т.к. может деформироваться строение артикуляционного аппарата.

4-ый- от 10 мес. до 3,5 лет:

К этому периоду заканчивается восприятие речи сплошным потоком. Слова и фразы начинают восприниматься в связи с конкретным предметом, действием, самостоятельно начинаются воспроизводиться слова , а позже фразы. Именно поэтому речь взрослых должна быть очень четкой и немного замедленной. Одни и те же фразы необходимо проговаривать много раз. Нельзя использовать в речи взрослых детские варианты слов (масинька, кукилька идр.), или варианты детского словотворчества (завдилка, гладильник), т.к. эти варианты запоминаются вместе с правильными и затрудняют формирование правильной речи. Необходимо, чтобы запрещающие и поощряющие слова взрослых подкреплялись конкретными событиями, иначе в восприятии ребенка нарушается связь слово – реальный образ, действие. В этот период ребенок активно осваивает язык. К году отдельные слова, к 3 годам фразовая речь. Чтобы облегчить ребенку освоение речи взрослым необходимо как можно больше общаться с ребенком, показывать своими эмоциями, поведением, словами как им приятно общение. Собеседники общаются не только словами, но и жестами, глазами, мимикой. Формирование речи нарушается, если мать (отец) слушают ребенка с каменным выражением лица, для прядка «мг», думая о своем, или отмахиваются от ребенка «хвать молоть», «помолчи, голова идет кругом». Кроме того, важен правильный вабор тем длч разговора. В этом возрасте ребенок может говорить только осебе и о самом ближайшем окружении (своих игрушках, вещах, близких) все это должно живо интересовать близких и в первую очередь мать, ведь не смотря на все окружение первые три года жизни ребенок связан очень крепко с матерью как физически, так и эмоционально.

Зачастую любовь детей к мультфильмам родители используют с огромным перебором, это и многочасовое просматривание мультиков, передач (ведь даже познавательные передачи не могут заменить живого общения). Очень часто в комнате, где находится ребенок родители смотрят и боевики, и «ужастики» (думая «не страшно, ребенок не смотрит, еще не понимает») но ведь для него эта жуткая кокофония звуков очень травматична как для психики, так и для речевого развития.

5-й – от 3,5 до 7 лет.

В этот период происходит становление разговорной речи. Необходимой предпосылкой для этого необходимо формирование к концу 4 периода понятия «Я» и чувства собственности. «Свое» – это территория, где ребенок под защитой, чувствует себя уверенно. Формирование речи на данном этапе очень тормозит несформированность понятий «Я» и «мое». Хорошее воспитание и ограничение свободы ребенка это все таки разные понятия. Как часто мы слышим, как родители говорят «железным» тоном малышу: «Дай … свою машинку, он тоже хочет. Какой ты жадный. Не бегай, ты мешаешь. Уйди, у нас гости.» и т.д. Но ведь психологи утверждают, что прямые запреты никогда не дают положительных результатов. Таким образом взрослые разрывают связи, которые ребенок пытается установить, отвоевать себе место, а речь следствие нашей жизни в социуме. Необходимо убедить ребенка самому захотеть сделать так (если не ущемляются его интересы, у него имеются собственные интересные дела и он уверен в своей значимости и любви взрослых).

Также необходимо знать о других факторах, тормозящих развитие речи. Взрослые много читают, рассказывают, но не побуждают ре« Под влиянием эмоций матери он Звуки ребенок воспринимает еще находясь в утробе матери. Под влиянием эмоций матери он способен делить голоса окружающих на дружеские и враждебные. Однако существует ряд музыкальных жанров, оказывающих на плод объективное воздействие, не зависящее от эмоций матери. Например, плод предпочитает слушать музыку классиков, народные песни, старинные романсы и оперные арии и не приемлет какофонии грохочущей эстрадной музыки, рок музыки . Внутриутробный опыт способствует адаптации ребенка к новой внешней среде после рождения. На новорожденного малыша звуки обрушиваются мощными волнами, ведь в мамином животике околоплодные воды приглушали всю эту кокофонию. Ребенок разражается мощным воплем, так начинается путь слухового восприятия человеком. Насколько успешным будет этот путь напрямую зависит от родителей.

Живя в семье, ребенок должен быть уверен, что его любят, так как именно любовь дает ему чувство защищенности и душевного комфорта. В таких условиях ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Человечность, сердечность, чуткость, отзывчивость – этот моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений.

В настоящее время существует множество проблем, связанных с семьей и семейным воспитанием. Это и высокий процент разводов, и крайняя занятость родителей на работе, и эмоциональные перегрузки взрослых, которые негативно сказываются и на состоянии детей. Ведь важность семейного воспитания неоспорима. Пример близких – основа воспитания. Семья, в которой растет малыш, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединенной» к «нуклеарной». «Нуклеарная» семья – это родители и дети, а «объединенная» – это еще бабушки и дедушки. К чему в настоящее время сводится родительская забота о детях? Прежде всего к тому, чтоб были сыты и одеты. А потом? К тому же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста. Состояние эмоций и психики малыша зависит от «климата» в семье. Известно, что уже с первых дней жизни дети по- разному реагируют на тон обращения. В тот период жизни, когда слова еще не имеют смысловой значимости, ведущую роль в восприятии речи выполняет интонационная и ритмическая сторона фразы. Эмоционально-психическое состояние ребенка грудного и раннего возраста значительно изменяется в зависимости от эмоциональной окраски, обращенной к нему речи: возбужденной, спокойной, ласковой и т. д. Интерес к детям, желание знать их духовный мир, их запросы, потребность помочь им, когда помощь действительно требуется, – не это ли единственно правильный путь семейной педагогики?

Конечно, внутрисемейные отношения влияют на речевое развитие детей, т.к. речь социальная, «культурная»-высшая психическая функция, которая формируется в общении с близкими родственниками. Ребенок рано начинает копировать родителей, перенимает их плохие и хорошие качества, и все это усваивается чрезвычайно прочно. Практически все недостатки, которые привились на 1-2 году жизни, остаются надолго, порой на всю жизнь. С самых первых дней ребенок усваивает манеру говорить. Молодые супруги часто щеголяют употреблением ласкательных, уменьшительных слов, причем особенно стараются показать это при посторонних. В педагогической системе В.А. Сухомлинского слово – одно из главнейших воспитательных средств: пользование им требует высочайшей культуры. « Педагогическое бескультурье зачастую выражается в том, что воспитатель знает 2-3 цели словесного обращения к питомцам – запрет, разрешение, порицание. У мастера – воспитателя обращение к воспитаннику имеет множество целей, и одна из самых частых – разъяснение нравственной истины, понятие «нормы». Слово должно дать ребенку эстетические знания, что есть добро или зло, что значит быть настоящим гражданином. Подается это в форме рассказа, сказки, притчи, содержание которых – яркие, героические, запоминающиеся образы, понятные, известные ребенку.

Через общение происходит педагогическое внушение. Для успешного взаимодействия с ребенком необходимо использовать форму яркой, эмоциональной, доверительной беседы. Внушение – это не эпизод в воспитательной работе. Внушение должно носить характер постоянного, тонкого, последовательного, разнообразного влияния на ребенка. Назидание всегда портит дело. Дети, как правило, с отвращением относятся к нему. Эффективность внушения зависит и от особенностей восприятия детей, и от личности воспитателя. В конечном итоге внушением достигается мобилизация нравственных и умственных сил детей и результаты в значительной мере зависят от интонации речи. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, приобретают различный смысл и значение, и могут оказать неодинаковое влияние на собеседника. Если необходимо, речь может быть строгой, но она не должна быть грубой и резкой. С детьми нужно всегда придерживаться спокойного, доброжелательного тона. Только спокойный человек может донести свою мысль другому. Беседу необходимо строить так, чтобы ребенок чувствовал, прежде всего, искреннюю заботу о нем, тогда появится доверие, исчезнут нервозность и беспокойство. Дети, прежде всего, воспринимают интонацию речи и реагируют соответственно этому. С детьми, по возможности, надо избегать многословия, чтобы, прежде всего, не потерять нить беседы и смысл ее. В разговоре совершенно недопустимы злые насмешки, грубые унизительные сравнения, ехидные уколы, всевозможные «ярлыки», различные обидные слова. Необходимо постоянно следить за своей речью, исключить употребление грубых, бранных, обывательских выражений. Они всегда принижают достоинство человека, приземляют возвышенную душу ребенка. Нельзя пренебрегать народной мудростью: «Что у родителей слетит с языка, то ребенку скачет на язык», и «Рана, нанесенная мечем, заживает, а языком – нет».

В обращении с ребенком совершенно недопустим оскорбительно-повелительный тон. Еще у некоторых взрослых бытует представление, что при разговоре с детьми речь нужно переиначивать на «детский лад» – с изобилием уменьшительных, ласкательных и еще каких – то не всякому понятных слов. На самом деле не существует специального «детского» языка, языка маленьких детей. Язык отражает мысль человека, и никто не имеет право косноязычием уродовать психику ребенка. Дети не воспринимают и умильное сюсюканье, и грубые жаргонные слова. В раннем возрасте существует полная зависимость от условий воспитания. Культурный уровень ребенка обусловлен поведением членов семьи. Семья регулирует поведение ребенка, его взаимоотношения с окружающими. Так формируются интересы и потребности, культура общения и содержания, детские настроения, вкусы, взгляды на ценности жизни и способы их достижения. Все это обеспечивается средствами общения. Малыш ведет себя по – разному в зависимости от обстоятельств и людей, которые его окружают. В человеческом общении это одно из проявлений личности. Некоторые из членов семьи могут влиять на детей более сильно. В таких случаях дети воспринимают их речь, манеру поведения. Богатую практику человеческих взаимоотношений дети черпают в семье. Необходимо подчеркивать хорошие качества у каждого из знакомых и друзей. Делать это нужно очень тактично, ненавязчиво. У детей должна сформироваться привычка видеть, прежде всего, хорошие качества в каждом человеке, добрые побудительные мотивы в каждом поступке. В детях нужно воспитывать доброжелательность и отзывчивость. Ребенок должен видеть, что в общении с посторонними нас интересует, прежде всего, сам человек, его мысли, заботы, переживания.

Актуальность этой статьи продиктована современной ситуацией во внутрисемейных отношениях. Проблемы межличностного общения в семьях накладывают отпечаток на речевое развитие детей. Отсутствие или нехватка эмоционального и речевого взаимодействия матери с ребенком в раннем возрасте приводит к задержкам речевого и психического развития.

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи ( говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушение речи приводит к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушением речевого развития возникает чувство неполноценности. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

Источник