Влияние русские народные сказки на развитие ребенка дошкольного возраста

Влияние русские народные сказки на развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3 «Ромашка»

МО, г. Реутов, ул. Комсомольская, д.17 тел. факс 8(495)528-15-06

Сайт: www.ромашкаРФреутов e-mail: snv3103@mail.ru

Влияние русской народной сказки на социально-нравственное воспитание дошкольников

составитель:

музыкальный руководитель

Шиянова Юлия Владимировна

г.Реутов 2018

Содержание

  1. Введение

    1. Актуальность

    2. Цели и задачи

    3. Классификация сказок и их специфика

    4. Противоречие

  2. Основная часть

2.1 Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников

2.2 «Сказка-ложь, да в ней намек…»

2.3 Выводы и итоги

3 .Заключение

4. Список литературы

1.Введение

1.1 Актуальность

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К. М. Фофанов

Сказки любят все дети, а также и взрослые. Значительно влияние этого сказочного жанра и его невозможно переоценить. Именно сказка дает представление детям об окружающем мире, учит нравственным нормам и жизненным закономерностям. С помощью художественных образов и яркому сказочному языку с самого младенчества прививается чувство прекрасного. Дети дошкольного возраста обучаются и развиваются в рамках своих народных традициях, приобщаются к народному творчеству. Поэтому народные сказки являются лучшим воспитателем каждого ребенка. Огромное значение сыграли русские народные сказки в воспитании нравственного и духовного мира воспитанника.

Русская народная сказка, несущая в себе долголетний опыт людей, постоянно оказывала благотворное воздействие на формирование детей дошкольного возраста: именно сказка помогает разрешить собственные трудности, учит различать где добро, а где зло, справляться с любыми жизненными преградами, учит настойчиво идти к собственной цели и всегда оставаться оптимистом. И все это вместе является развитием психологического состояния здоровья ребенка, что способствует моральному процветанию и жизненному успеху в дальнейшем.
Желательно, уже с самого раннего возраста закладывать основные ведущие принципы нравственности, а также способствовать развитию у детей нравственных значений, взаимоотношений к обществу.

Используемым материалом для создания русских народных сказок послужила жизнедеятельность людей: их борьба за благополучие, верования, нравы, и находящаяся вокруг них сущность. В верованиях людей существовало много предубеждённого и смутного. Данное беспроглядное и консервативное – результат нелегкого многознаменательного прошедшего рабочих. В основной массе  сказок отображены наилучшие особенности русского народа: усердность, способность, преданность в сражениях и труде, безмерная верность народу и отечеству. Олицетворение в русских народных сказках самых лучших качеств людей и сделало сказки результативным орудием передачи данных качеств с поколения в поколение. Непосредственно вследствие того, то что такие сказки показывают и отображают жизнедеятельность народа, его наилучшие особенности, воспитывают в растущем поколении данные особенности, народность как оказалось одной из отличительных черт данных сказок.

1.2 Цели и задачи

Объектом постоянного изучения и применения русской народной сказки в дошкольном образовательном учреждении является обогащение и развитие внутреннего мира каждого ребенка; формирование языковой культуры; приобщение к народным традициям;

Важные задачи сказок – это формирование и развитие добродушных чувств, доброты. Доброта нынче стала наиболее редким явлением в нашей повседневной жизни. Знаменитый учитель Ш.А.Аманашвили писал, что «именно чувство доброты соединяет основу высоконравственной целостности личности человека. Сопереживать и жалеть умеет лишь добродушны человек. Такому человеку не свойственно не ценить людей. Он не может быть  завистливым, наглым, грубым и невоспитанным. Он не может не являться честным и заботливым. В этом случае чувство доброты считается основанием для развития всех положительных качеств человека».

1.3 Классификация сказки

Существуют несколько видов сказок: сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые и сказки смешанного типа.

Самыми любимыми детьми сказками стали сказки о животных. В них все животные персонажи не похожи на реальные. Они разговаривают, танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, зачастую становятся лучшими друзьями человека в сказке.

К волшебным сказкам мы относим те сказки, которые наполнены волшебством, приключениями, героизмом. Чудеса в таких сказках происходят постоянно. Здесь допустимы всякие «превращения» и «колдовство». На примере сказки «Снегурочка» можно увидеть процесс превращения из снежной девочки в настоящую, живую. В другой сказке один персонаж превращается сначала в муху, затем в комара, ну и наконец в шмеля. Волшебство, да и только!

Бытовые сказки, в основном построены на взаимоотношениях главных героев, и как правило, эти герои имею прямо противоположные характеры. Если брать примеры таких героев, то ими станут хитрая лиса и глупый козел из сказки «Лиса и козел»; глупый заяц и умный еж из сказки «Заяц и еж»; работящая и добрая падчерица и ленивая, злая родная дочь мачехи в сказке «Морозко». Дети в ходе разговора с легкостью отвечают на нравственный вопрос «что хорошо и что плохо».

Сказка сама по себе уже является противоречием реальной жизни. В жизни животные не действуют как люди, не разговаривают человеческим голосом, не пытаются построить общий дом-теремок и не обладают творческими способностями. Противоречит природе и то, как в иных сказках чудесным образом появляются дети или другие члены семьи героев например, Снегурочка или Колобок. Известный богатырь русских сказок-былин Илья Муромец легко расправляется с войском врагов, Змеем-Горынычем, один захватывает в плен Соловья-разбойника. Обычный человек, конечно, не смог бы в одиночку победить своих врагов, но это же сказочный герой. И мы верим в его силу, восхищаемся и гордимся им. Однако любимым персонажем русских народных сказок является почему-то Иванушка-дурачок. Он сметливый, сообразительный, не лишен юмора и целеустремленный борец за добро и справедливость. И оружия-то ни какого у него нет….Яркий пример противоречия-сказка «Курочка-Ряба». Дед с бабой били-били яйцо, но у них ничего не получалось, а когда мышка случайно его разбила, они стали плакать. Да и утешения курочки-Рябы сомнительны: она пообещала снести им вместо простого золотое яйцо. Уж его-то дед с бабой точно не разобьют! Таким образом, мы можем видеть противоречия почти в каждой сказке. Дети с легкостью отмечают такие неправдоподобные моменты и с радостью их принимают. Их завлекает то, что они необычные и непохожие на то, что уже известно о настоящих животных, птицах. Здесь и зарождаются самые основные представления о добре и зле, героизме и трусости, доброте и жадности, хитрости и прямодушии- все это оставляет свой отпечаток в сознании детей и дают возможность детям об элементарных нормах поведения.

Читайте также:  Развитие мозга ребенка pdf

2 Основная часть

2.1 Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников с помощью сказки

Устное народное творчество являлось и является до сих пор наиболее значимым средством в воспитательным процессе, отработанным и проверенным народом в течении многих лет. За многовековой опыт жизнь и народная практика воспитания доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка сформированы друг для друга, они неразделимы и по этой причине ознакомление со сказками русского народа обязано безусловно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Такие высоконравственные категории, как плохо и хорошо, добро и зло, что можно, а что нет, разумно формировать своим принадлежащим образцом, а также с поддержкой русских народных сказок. 

В отличие от других сказок в русской народной сказке отсутствует какое-либо прямое наставление детям, где обязательно дети слушаются своих родителей, почитают старших, а также им запрещено выходить из дома без разрешения своих родителей. Именно эти сказки в своем содержании постоянно имеют такой урок, который дошкольники постепенно воспринимают, не раз возвращаясь к главному замыслу произведения.

Русские народные сказки утверждают детей дошкольного возраста в верных взаимоотношениях к обществу. Тянет репку сначала дед, потом баба, к ним присоединяется их внучка, собака Жучка, кошка тянут-потянут, а вытащить никак не получается. И только с помощью мышки они вытянули репку. Безусловно, высокохудожественное значение данной сказки будет понятным ребенку, как только он немного подрастет. Только в более старшем возрасте ребенку раскроется весь смысл и задумка этой иронической сказки и он посмотрит на нее с разных сторон.

К примеру всем известная сказка «Курочка-ряба» несет в себе немаловажную идею для воспитания ребенка. Снесла курочка яичко, рядом пробегала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Стали дед и баба плакать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились. Столько шума из ничего! Из-за разбитого яйца. Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Сказка «Рукавичка» расскажет детям о сочувствии друг к другу и научит ребенка доброте; в сказке «Зимовье зверей» показано как нужно правильно дружить; что такое жадность расскажет сказка «Два жадных медвежонка»; как любить труд и быть терпеливее показано в сказках «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка»; выходить из трудной жизненной ситуации дошкольникам поможет сказка «Маша и медведь»; трогательная забота о близких раскрыта в сказке «Бобовое зернышко».

Между сказкой и пословицей, или поговоркой можно уловить связь, которая носит нравственный урок.

Пословица поговорка

«Гуси-Лебеди»

«Слезами горю не поможешь»

«Рукавичка»

«В тесноте, да не в обиде»

«Морозко»

«Мир не без добрых людей»

«Крошечка-Хаврошечка»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«Зимовье»

«Там где дружат-живут, не тужат»

«Лисичка со скалочкой»

«Как аукнется, так и откликнется»

На занятиях полезно давать детям такие творческие задания, которые изменяют ход повествования, а также полезно дошкольникам выдумывать различные концовки на свой лад, но с положительным итогом. Главный герой меняется в лучшую сторону, добро побеждает зло и зло наказано, но в пределах разумного. Занятия такого плана дают детям возможность понять, что все можно изменить к лучшему и договориться по-доброму. К примеру, если изменить концовку в сказке «Лиса и кувшин», ребята понимают, что брать чужое это не только не красиво, но и нельзя этого делать вообще без разрешения хозяина. Полезно также проводить некоторые упражнения, которые помогают детям приобретать определенные умения и навыки, носящие социально-воспитательный характер: умение договариваться друг с другом и чем-то делиться, а также помогать ближнему-все эти умения возникают на основе содержания русских народных сказок. Благодаря этому, сказка стала мощным инструментом социально-нравственного воспитания дошкольников. Дети взаимодействуют с окружающим миром; развиваются творческие способности каждого ребенка; развивается характер воспитанников; улучшается социально-эмоциональная сфера.

2.2. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…»так сказал когда-то великий русский поэт и сказочник А.С.Пушкин. Эти слова имеют свою актуальность и по сей день. Она является незаменимой помощницей родителей в воспитании своих детей. Чем раньше мы приучаем своих детей слушать сказки, тем раньше у них развивается такое понятие как человечность. Ребенок учится сострадать, радоваться, понимать и слушать других, а также мечтать. Где же сбываются все загаданные желания и мечты наших детей? Конечно же, в той самой волшебной стране, под названием сказка. Сказка помогает детям, а иногда и взрослым пофантазировать. Как бы я поступил, попадись мне в руки золотая рыбка? Кем бы я стал, на месте того или иного сказочного героя? Но и много других вопросов, на которые мы находим ответы в сказках.

С помощью сказки дети могут осознать свои проблемы и придумать несколько вариантов их решения. Таким образом, благодаря широкому применению народного творчества в педагогике у детей формируется здоровая психика, сказка дает надежду, успокаивает, обещает хороший конец. Малыши учатся с помощью сказки различным формам поведения. Вот, к примеру, «Колобок» дает ответ на вопрос, весьма важный для детей: как далеко можно уходить от мамы: на один шаг – недалеко; на два шага – интересно; на три шага – не страшно; на четыре – могут потерять. Сказка «Репка» учит взаимопомощи: не справляешься один – зови друзей и родственников.
Для дошкольника сказка – это история о повзрослении. Старшему дошкольнику разрешается гораздо больше, чем маленькому, и у него просыпается желание стать взрослым еще быстрее. Невольно сопоставляя себя с героями сказок, малыш и взрослеет-то вместе с ними. Так, если в начале сказки Иванушка-дурачок – инфантильный и наивный, как ребенок, ничего не умеет, то в конце ее Иван-Царевич – герой, победивший Кащея Бессмертного. И этот Иван, справившийся с врагами, уже возмужавший, поумневший, и, самое главное, – повзрослевший.

Читайте также:  Центр развития ребенка иваново

Для привлечения внимания дошкольников в различных сказках используются присказки или концовки. Присказка обычно имеет мало отношения к содержанию. Вот, скажем, образец присказки: «Из-за леса, из-за гор едет дядюшка Егор. Сам на кобыле, жена на корове, детки на телятах, внучки на козлятах». Самобытность, юмор этого вступления заинтересовывает слушателей-детей, и впоследствии поддерживается уже сюжетом повествования.  Концовки, завершающие народные сказки, вроде «и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», то же имеют значение: они оповещают слушателей, что сказка окончена. Присказки и концовки хоть и не являются обязательным атрибутом всех сказок, но все же свидетельствуют о мудрости и таланте народных сказителей.

2.3 Выводы и итоги

В сказке предстают перед ребенком образцы добра и зла, честности и коварства, храбрости и трусости; закладывается верное отношение к старшим, к ровесникам и себе, к своим действиям, работе, окружающему миру и т.д. Лучшие образцы народного творчества формируют у детей нравственное отношение к реальной жизни, представляют собой правила позитивных норм поведения и в настоящем, и в будущем.

3 Заключение

Дошкольников привлекают народные сказки тем, что в них воображаемая жизнь очень похожа на реальную, каждый персонаж имеет своеобразный характер, в них действуют отважные и трусливые, скромные и кичливые, милосердные и равнодушные… Слушая или читая сказки, дети приобретают представления и знания о мире, взаимодействии людей, их характерах, поступках, традициях, быте, песнях, танцах, нарядах, кушаньях, а также сложных жизненных ситуациях.

Нравственный вывод – это основная польза сказки. Она учит уважать мнение старших, впитывать их житейский опыт, знание жизни. Кроме того, дошкольники узнают из содержания текстов много чего полезного, например: на масле не варят, а жарят, из одного топора невозможно сварить кашу, добро, как правило, аукнется добром. Устное народное творчество издавна призвано воспитывать подрастающее поколение, из уст в уста, от сердца к сердцу передавать многовековой опыт наших предков. Практика народной жизни убедительно продемонстрировала непреходящую сущность сказок.

В область задач воспитателей и педагогов дошкольного образования входит обучение детей осознанно относиться к собственным чувствам, к миропониманию, другими словами, помогать развитию собственного самосознания ребенка, а также прививать навыки владения чувствами посредством русской народной сказки.  Основы морали и нравственности преподанные ребенку в детстве являются залогом того, что в будущем наше подрастающее поколение станет еще справедливей, добрее, отзывчивее и научится с достоинством преодолевать все жизненные преграды, а также научится быть способным отстаивать собственные интересы и интересы своих родных, т.е. быть значимым человеком в социальном обществе.

Список использованной литературы

Литература.

1. Учебное пособие для педагогических училищ «Детская литература» Москва «Просвещение» 1989г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №   5. 2005г. №   8. 2005г.

3. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Изд-во АСТ 2000г.

4. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» Линка-Пресс 2003г.

5. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» Дошкольное воспитание № 1 2005г.

6. Ершова О.А. «Программа развития и обучения дошкольника» Изд.Дом «Нева» 2003г.

Источник

Роль русской народной сказки в воспитании и развитии дошкольника.

Интерес детей к сказкам общеизвестен. Испокон веков знакомство малышей со сказками начинается с одних и тех же почти канонических текстов, которые лучше всего приспособлены  для детского восприятия: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», и т.д. Незатейливые сюжеты, повторы действий и  слов – казалось бы никакой интриги. Однако именно эти сказки вызывают интерес даже у детей, имеющих отклонения в развитии, и у детей, не испытывающих особого желания читать «умные» дидактические книжки.

        В чем же секрет этих сказок? Разве взрослый человек стал бы так подробно излагать всю последовательность действий, необходимых, например, для вытаскивания репки из земли? Скорее всего, взрослый рассказал бы об этом так: «Посадил дед репку, когда она выросла, вся семья и домашние животные помогли деду вытянуть репку из земли». Почему же малыша так увлекает последовательное перечисление всех помощников деда и их однообразных действий?

        Оказывается, чтобы усвоить связь между причиной и следствием, понять, как от замысла действия приходят к конечному результату, ребенку необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Маленький ребенок не способен сам из повседневной деятельности взрослых вычленить этапы, приводящие к осуществлению цели. В сказке же подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполненных действий.

Читайте также:  Специалист по развитию ребенка

        Опытом многих поколений рассказчиков была найдена и наиболее увлекательная для слушателя – ребенка форма передачи этого непростого содержания.

        Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять. Сказка побуждает юного слушателя произносить звукоподражания «му», «мяу», «ква-ква», короткие, многократно звучащие в тексте фразы «бабка за детку, детка за репку», «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?».  Животные – герои сказок имеют не только имена, но и созвучные имена прозвища, которые невозможно не запомнить: лягушка – квакушка, мышка – норушка, зайчишка – трусишка, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок.

        Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

        Именно сказка знакомит детей с неизменными на все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок  может связать и свои собственные поступки.

        В русской народной сказке, добро неизменно побеждает  зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит  через тяжкие испытания. Так мудрый народ – рассказчик закаляет душевные силы растущего человека. Слушая  сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким  бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах  воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели.

        Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

                  КАК  ИГРАТЬ  СО  СКАЗКОЙ ?

        Сказка должна быть наглядной.

Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, пособие «Театр сказок», «Теремок» можно использовать и с другой целью – учебно-развивающей. Обыгрывая любимые сказки, дошкольник научится не только их пересказывать, но и получит ряд новых для него навыков, необходимых в дальнейшем для успешной подготовки и обучению в школе. Рассказывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

        В качестве упражнения на интонирование  можно с ребенком поиграть так: выберите несколько персонажей, поставьте их в ряд и попросите ребенка угадать, «кто сейчас разговаривает». В качестве произносимой фразы можно использовать реплику из сказки. Малышам полезно повторить за нами интонированную  фразу, с детьми 5-6 лет уже можно играть по очереди: сначала за персонажа сказки говорит взрослый, а угадывает ребенок, затем говорит ребенок, а угадывает взрослый.

        Для того чтобы научится читать, ребенок должен иметь хорошо развитое внимание и память. В сказочные занятия можно включить разнообразные игры для совершенствования психических процессов у дошкольников, такие как «Найди лишний», «Запомни и повтори», «Продолжи последовательность», «Чья песенка?», «Будь внимателен» и др.

        Игра «Кто лишний?»

Выложите перед ребенком вперемешку несколько персонажей из одной сказки и одного из другой. Пусть ребенок скажет, «кто пришел из другой сказки?» и назовет обе сказки, откуда «лишний» и откуда все остальные. Детям постарше можно предложить ввести в знакомую сказку дополнительного героя и придумать, как тогда может измениться сюжет сказки. Например, что будет, если в сказку «Колобок» придет Бычок смоляной бочок? Поможет ли он Колобку? Попытается ли тоже его съесть или вернет домой, Деду с Бабой?

        На материале сказок дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету.

        Играя с пособием «Теремок», дети учатся анализировать последовательность своих действий, развивают в себе самостоятельность, сообразительность, творческое воображение. Одновременно происходит подготовка руки к письму, развивается глазомер: дети обучаются контролю и координации при сложных движениях кисти и пальцев рук

        Перед тем как предложить ребенку выполнить какое-либо учебно-игровое задание, необходимо его подробно объяснить и попросить малыша самого повторить задание, чтобы убедиться, что он понял. Не следует огорчаться, если у ребенка что-то не получилось сразу. В этом случае взрослому нужно самому начать делать оказавшееся сложным  для малыша упражнение. Показав ребенку, ход выполнения задания, взрослый сможет заинтересовать маленького ученика, а затем постепенно предоставить ему для самостоятельного завершения.

И самое главное: взрослому необходимо как можно чаще хвалить ребенка, даже за небольшие успехи.

Источник