Влияние рукоделия на развитие ребенка

Влияние рукоделия на развитие ребенка thumbnail

Дата: 02.03.2018

Влияние рукоделия на умственное развитие ребенка.

Многие родители уже знают, что для развития речи ребёнка необходимо развивать «мелкую моторику», то есть движение мелких мышц кистей рук.

Но есть и ещё кое-что, о чём обязательно нужно упомянуть: «мелкая моторика» рук развивает не только речь. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений кистей рук и пальцев. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

А за координацию, управление движениями отвечает мозг – сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть центральной нервной системы. Кроме того его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом – мышление.

Для всестороннего развития ребёнка важно развитие обоих полушарий головного мозга. Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга можно изобразить схематично:

Еще жители Древнего Китая усматривали связь между движениями рук и развитием головного мозга. Они полагали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на память. Действительно, рефлекторные точки, расположенные на кончиках пальцев, подают импульсы центральной нервной системе. Стимуляция этих точек благотворно воздействует на внутренние органы. Развитие «Мелкой моторики», тоже в своём роде – стимуляция рефлекторных точек.

Неврологи высказывают мнение, что вязание — йога для мозга, так как эффект от работы спицами оказывается таким же, как и от всестороннего массажа.

Исследования показывают, что вязание, так же как и шитье, ткацкое дело и вышивание, развивают внимательность и имеют очень много общего с медитацией. Во время медитации и занятий рукоделием становятся активными одинаковые зоны головного мозга.Позитивное влияние медитации на здоровье и умственные способности доказано не раз, а вот вязанию раньше не уделялось достаточного внимания.

Во время онлайн-опроса, в котором участвовали более 4 000 вязальщиц со всего мира, выяснили, что состояние счастья очень часто возникает во время вязания. Релаксация, снятие стресса, творческая реализация становятся доступными для людей, вовлеченных в рукоделие.

Польза от вязания

1. Улучшится психическое состояние, решение психологических проблем будет отнимать меньше твоих душевных ресурсов.

2. Внимательность и концентрация станут твоими постоянными спутниками.

3. Развитие мелкой моторики даст тебе возможность делать сложные бытовые дела, перед которыми у тебя раньше опускались руки.

4. Творческие способности будут развиваться и радовать тебя неожиданными проявлениями.

5. Самооценка достигнет нового уровня — чувство гордости за красиво выполненную работу и уверенность в своих силах дадут почувствовать тебе свою значимость.

6. Простой путь развить терпение и настойчивость — вязание. Ничто не выведет тебя из равновесия!

7. Память станет намного лучше, а мозг будет работать в разы быстрее.

В заключение хотелось бы порекомендовать родителям ознакомиться более подробно с материалами о влиянии разных видов рукоделия на здоровье и развитие центральной нервной системы, размещёнными на нижеследующих сайтах.

1. https://takprosto.cc/kak-vyazanie-vliyaet-na-mozg/

2. https://slavculture.ru/slav-kult/642-vozdejstvie-rukodeliya.html

3. https://www.myjane.ru/articles/text/?id=14196

Учитель технологии МБОУ «Первомайская СОШ»

Е.А. Фадеева

Источник

Елена Петрова
Значение детского рукоделия в воспитании и творческом развитии ребенка

Девочек куда проще представить увлеченными тихими играми или занятыми творческим процессом, чем мальчиков. Изготовление поделок своими руками требует усидчивости, непоседе вряд ли окажется это под силу. Виды рукоделиядля детей могут быть следующими:

Декоративно-прикладной. В конечном итоге результатами такого творчества можно будет украшать дом. Это всевозможные фигурки, слепленные и расписанные вручную, и многое другое.

Творческий. Эта разновидность требует проявить огромную долю фантазии, чтобы создать что-то своё, не похожее ни на кого другого.

Оба типа имеют место быть в жизни ребенка, их можно комбинировать и дополнять. Освоить тот или иной вариант должны помочь мама или папа, они же обязаны первое время контролировать процесс. Такое взаимодействие положительно повлияет на отношения чада и родителей в дальнейшем. Малыш будет усердно выполнять свою «работу», чтобы получить заслуженную похвалу от мамы с папой.

Техники рукоделия для детей

Чем заняться, какой вариант выбрать, зависит от возраста и детского характера. Неусидчивым малышам точно не подойдут техники, требующие скрупулезности.Сделать выбор можно при помощи этого списка:

Шитье. Увлечь данной техникой проще девочек, это сможет пригодиться им во взрослой жизни. Полезный навык можно начать приобретать с шитья костюмов куклам или предметов домашнего обихода, таких как прихватки.

Вязание. Желание заняться самостоятельным созданием вязаных изделий ребенок может выявить и в совсем юном возрасте. Как и шитье, вязание крючком или спицами является занимательным процессом.

Плетение. Сюда относится, например, изготовление украшений из бисера и бусинок или сборка корзиночек из плотной бумаги.

Аппликация. Для этого варианта подойдут разные материалы, но простейший – цветная бумага. Сделайте вместе причудливые картинки, которые потом можно подарить родственникам.

Вышивание. Как и вязание, эта разновидность требует повышенного внимания. Глазам будет требоваться обязательный отдых.

Лепка. Начать лепить оригинальные фигурки можно из соленого теста, без использования сложных инструментов.

Занятия рукоделием для детей

Учиться чему-либо с малых лет интереснее в коллективе. Происходит не только развитие способностей, но и зарождение духа конкуренции. Ребенок стремится превзойти своих сверстников, получая от борьбы не меньше удовольствия, чем от самого творческого процесса. Занятия для детей оказывают воздействие на характер, формируют личность. Важность их не может быть преувеличена, ведь творческая деятельность призвана помочь развивать нужные качества в малыше.

Читайте также:  Песенки для развития речи для ребенка 2 лет

Рукоделие в детском саду

Когда речь идет о групповом обучении, первыми на ум приходят люди, окружающие малыша большее время. Рукоделие в детском саду является не только способом заполнить время, но и распространенным педагогическим приемом. Дети под беспрестанным присмотром воспитателя выполняют то или иное задание, попутно сравнивая свои изделия с поделками сверстников. Этот момент имеет колоссальное значение в жизни и формировании характера ребенка, поскольку дает ему почувствовать себя непохожим на других.

Детские кружки рукоделия

Если у ребенка наблюдается предрасположенность к созданию чего-либо своими руками, это может стать причиной подыскать ему обучающую программу. Для этого отлично подойдут детские кружки рукоделия, направленные на более углубленные занятия. Здесь педагоги более внимательно относятся к каждому ученику, проявляют индивидуальный подход. Благодаря этому, наравне с фантазией, развивается аккуратность, ведь важно претворить свою оригинальную задумку в жизнь красиво.

Детское рукоделие дома

Привычка некоторых родителей откладывать воспитание детей на школьный период может привести к упущению заветного времени. Детское рукоделие дома – элемент воспитания, шаг навстречу ребенку, ведь он воспринимает это как игру, как возможность лишний раз пообщаться с родителями. Будьте для ребенка примером: выполняйте одно и то же задание, условившись сделать как можно более качественно. Если у малыша что-то не получается, указывайте на это сразу, а затем попытайтесь совместными усилиями исправить.

Интересное рукоделие для детей

Профессионалы, занимающиеся изучением детской психики, считают, что выявить таланты у дошкольника нельзя. Не рекомендуется также отдавать чадо в кружки или секции только, если вы считаете, что из него мог бы получиться отличный художник или спортсмен. Всегда ориентируйтесь на пожелания ребенка. Обязательно спросите, чем бы он хотел заниматься или какой профессией планирует овладеть, когда вырастет. С интересным рукоделием для детей ситуация обстоит практически аналогично. Предложите малышу сделать что-то своими руками или покажите, как это делаете вы. Одни виды рукоделия могут приносить удовольствие, другие же, наоборот, быть в тягость. Если он подключится и с интересом будет выполнять задание, то подобные занятия можно будет практиковать и дальше.

Значение детского рукоделия в воспитании и творческом развитии ребенка

Источник

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок

(В.А.Сухомлинский)

Что дает ребенку рукоделие?

Конечно же, возникает резонный вопрос: что может дать столь трудоемкая работа вашим детям и почему они должны выкраивать время в своем плотном графике для занятий рукоделием? Ну что ж, давайте-ка посмотрим, какую пользу кроме эксклюзивных изделий могут принести подобные занятия.

  • Слово «рукоделие» происходит от словосочетания «делать руками», а все, что задействует руки, развивает их. Таким образом, совершенствование мелкой моторики рук обеспечено.
  • Во-вторых, как уже было сказано, любой вид рукоделия — достаточно трудоемкий процесс. Такая кропотливая работа тренирует усидчивость, терпение и произвольное внимание, а это, согласитесь, очень ценные качества, особенно для школьных занятий.
  • В-третьих, было бы жаль потратить кучу времени на небрежное выполнение работы, поэтому детишки очень стараются и в большинстве случаев делают все прилежно. К тому же волей-неволей им приходится обустраивать свое рабочее место во время занятий и убирать спицы, иголки, нитки, ножницы после работы, постепенно учась аккуратности и умению организовать свое рабочее пространство.
  • Те, кто хотя бы раз вывязывал узор, орнамент или вышивал крестиком, знают, как важно в этом деле уметь считать: три петли провязать красным цветом, шесть зеленым, восемь черным и одиннадцать желтым. Потому дошкольники быстро осваивают счет, а также действие по образцу, что также будет неоценимой помощью в школе.
  • Стачивая выкроенные детали, выплетая узоры, собирая из бисера ожерелье красоты неописуемой, ребенок не только получает представление о пространстве, но и развивает воображение.

Чем бы ни занимался ваш кроха, очень важно, чтобы он доводил все до конца. Поэтому не стоит, только что научившись вязать, браться за кофточку для мамы с умопомрачительным узором, достаточно будет смастерить вязаную игрушку или повязку на голову. Главное условие — получить результат своей деятельности.

  • И уж, конечно, ваша дочка не потерпит пятен на сшитом ею наряде для Барби и не бросит его, где попало. Уважение к своему труду постепенно перейдет в уважение к труду других людей (уж если мне понадобилось столько времени, чтобы связать эту маленькую кофточку для куколки, сколько же трудилась бабушка над моей кофточкой?!). С помощью родителей уважение к чужому труду переходит в бережное отношение к вещам. Вам гораздо легче будет объяснить своему малышу, почему надо вовремя стирать одежду, не бросать ее повсюду, менять по приходе из школы, зашивать дырки и т.д. Рукоделие — процесс творческий, а любой творческий процесс способствует развитию эстетического начала ребенка, его художественного вкуса. Процесс созидания постепенно превращает его в творческую личность. Надеемся, наши доводы убедят вас в том, что не стоит скептически относиться к кружку бисероплетения или кройки и шитья. И, увидев их в списке дополнительных занятий в школе, возможно, вы отдадите предпочтение именно этим кружкам.

Лечебные свойства домашнего творчества

Но далеко не все знают, что рукоделие способно улучшить наше здоровье. Рукоделие пользуется большой любовью женщин как антистрессовое и антидепрессантное средство. Помимо этого, рукоделие способно нормализовать работу многих систем нашего организма.

Рукоделие получило такое название, потому что почти все действия производятся руками. На поверхности ладони располагается большое количество активных точек, представляющих собой проекцию различных органов и систем человека. Когда мы занимаемся рукоделием, то кроме удовольствия от самого процесса еще и стимулируем работу нашего организма.

Читайте также:  Развитие ребенка таблица роста

Лечебные свойства различных видов рукоделия

Шитье

Самое сильное воздействие идет на глаза, руки и косвенно на мозг. Наблюдается положительная динамика при болезнях сердца, связанные с нарушением ритма, нормализуется внутричерепное давление и снижается артериальное, облегчаются или совсем предотвращаются головные боли и нервные срывы, улучшается сон у страдающих бессонницей, снижается усталость, уменьшается склонность к вздутию живота и запорам, улучшается состав крови.

Шитье предметов интерьера

Облегчает головные боли, вызванные изменениями погодных условий, лечит заболевания почек, селезенки, печени, снимает усталость глаз, отеки век и пальцев, шум в ушах, стимулирует обменные процессы в организме и функционирование желудка.

Шитье мягких игрушек, игольниц, думок

Лечит болезни пищеварительного тракта, болезни рук, уменьшает последствия аллергических реакций, снижает агрессивность, помогает при умственной и физической усталости, нарушениях в работе вестибулярного аппарата и координации, помогает при нарушениях функций мозга, потере ориентации во времени, снижает давление.

Пэчворк (лоскутная техника шитья)

Лечит различные новообразования в организме, боли и нарушение кровообращения в ногах, судороги в ногах, головные боли, болезни голосовых связок, простуды и воспаления дыхательных путей, носовые кровотечения, плохую свертываемость крови, заторможенность.

Вязание на спицах

Помогает при сотрясении мозга и травмах позвоночника, лечит зубные и головные боли, воспаление почек, болезни нервной системы, сердечно-сосудистые заболевания, расстройства пищеварения.

Вязание крючком

Лечит простудные и кардиологические заболевания, болезни печени и почек, остеохондрозы, помогает избавиться от головных, ушных и зубных болей, склероза, Снижает повышенную утомляемость и боли из-за старых травм.

Вязание на «вилке»

 Улучшает состояние ногтей и волос, тормозит старение организма, лечит плохую свертываемость крови, носовые кровотечения, нарушения в работе вестибулярного аппарата, различные страхи, помогает восстановить силы при истощении организма, снимает нервные головные боли, боли из-за старых травм.

Фриволите

Помогает при поражениях центральной нервной системы, при лечении воспалительных процессов, гипертонии, болях в суставах, полиартритах, головных болей, при судорогах ног, носовом кровотечении, растяжении связок, повышенной чувствительности кожи, нарушениях в работе вестибулярного аппарата.

Творите с удовольствием!!!

Источник

Добрейшего всем дня! Недавний юмористический рассказ растянулся аж на четыре части, хотя изначально планировалось не больше двух. Поэтому предлагаю немножко от этой тематики отдохнуть (хотя новая идея рассказа уже есть) и поговорить о тех, без кого многие из нас не представляют своей жизни – о детях.

Фото с сайта https://www.livemaster.ru/topic/2211233-kogda-deti-ne-pomeha-tvorchestvu-lichnyj-opyt?&wf=

Про то, как я совмещала рукоделие и бытовые хлопоты с собственными дочками, я рассказала еще в одной из самых первых статьей, вот здесь. Там же есть и фотографии их рукодельных работ. Спустя полгода с хвостиком тема детей и детского творчества снова всплыла. Вот тут упор уже шел не на рукоделие, а на любимые игры и занятия детей, в том числе и по зависимости от гаджетов проехались. А сегодня поговорим о том, как можно заинтересовать детей творчеством.

Занятие рукоделием – увлечение бесспорно полезное. Список плюсов может быть огромным, перечислю только основное:

  • развитие мелкой моторики стимулирует мозговую деятельность ребенка;
  • вырабатывается усидчивость, настойчивость в достижении цели;
  • улучшается цветовосприятие, ребенок учится видеть гармонию цвета и формы;
  • развивается фантазия.

А еще не стоит забывать про положительные эмоции как от процесса, так и от результата, а также от похвалы из уст родственников, в первую очередь от родителей. Это все не только морально приятно, но еще и способствует выработке “правильных” гормонов, отвечающих за состояние счастья.

Так как же приобщить своего ребенка к рукодельному миру? Расскажу о том, какие методы и хитрости я применяла (да и сейчас применяю) сама.

Правило первое. Вы должны сами “болеть” рукоделием. Если окружающие, в том числе и дети, видят, какую радость вам доставляет возня с клубочками или бусинками, они тоже могут захотеть присоединиться к этой радости. Ко взрослым это относится в гораздо меньшей степени, а вот дети по своей природе во многом копируют поведение взрослых, и такой пример для подражания очень даже годится.

Конечно, есть и такие случаи, когда мама и пуговицу пришить не умеет, но, тем не менее, ее ребенок с огромной радостью бежит на курсы бисероплетения или шитья. Но это скорее исключение из правила, поскольку влияние личного примера огромно и не стоит его недооценивать.

Правило второе. Старайтесь всячески поощрять и подбадривать своего ребенка. Интересуйтесь процессом, хвалите готовый результат, спрашивайте о том, что будет делать после того, как закончит нынешнюю рукоделочку. Но не перегибайте с похвалами, здесь надо четко соблюдать меру. Если за три нанизанные на веревочку бусинки вся семья будет неделю петь оды восхищения, то стимул двигаться дальше попросту пропадет, и ребенок так и застрянет на этих трех бусинках, или же вообще занятие рукоделием станет для него неинтересным, поскольку до того, что действительно интересно, он попросту “не дорос”, задушенный чрезмерными похвалами. Необходимо поддерживать желание двигаться дальше, развиваться, совершенствоваться.

Правило третье. Критика уместна и необходима, об этом стоит помнить. Но вот в какой форме ее преподносить – задача не из простых. Ни в коем случае не стоит применять диктаторские методы или высмеивать даже самые нелепые творческие идеи ребенка. Лучше в форме доверительной беседы объяснить, почему те или иные материалы или цвета лучше не сочетать. Но если ребенок уперся насмерть – пусть делает именно то, что он хочет и как хочет. А там уже возможны два варианта: или он увидит, что вы были правы и он потратил время и силы зря, или же вы увидите, что были неправы, и то, что казалось странным или даже некрасивым, на самом деле оказалось вполне достойным творением. У меня такая ситуация не раз происходила со старшей дочкой в период ее увлечения бисероплетением. Она нередко подбирала такие сочетания цветов, которые повергали меня в плохо сдерживаемый ужас. Но не раз было, что готовый результат удивлял и радовал, и я признавала ее правоту.

Читайте также:  Особенности развитие воображение у ребенка в 4 года

Правило четвертое. Используйте самые хорошие материалы из тех, что вам доступны. Облезающие уже в процессе плетения акриловые бусинки или кривущий китайский бисер – не лучший способ приобщить ребенка к миру рукоделия. Да, поначалу шедевров от него не будет, и можно рассматривать это как перевод хорошего материала. Но, во-первых, многое можно впоследствии разобрать или распустить (если, конечно, поднимется рука разобрать первые творения своих чад), а во-вторых и в главных, гораздо проще научить ребенка плести ровно, используя ровный бисер, чем пытаться понять, почему получилось криво: из-за бисера или из-за того, что техника плетения хромает. Да и готовый результат из качественного материала порадует гораздо больше, чем поделка из пластики. Так что если поставили цель приучить ребенка к рукоделию – не стоит на этом чрезмерно экономить.

Правило пятое. Старайтесь использовать творения ваших детей по назначению. Когда я надела простейший браслетик, сплетенный моей старшей, на деловую встречу, будучи при полном параде, мой спокойный и очень сдержанный ребенок едва не прыгал до потолка. Кстати, я его не стала снимать, выйдя из дома, поскольку я за честность в отношениях, даже в таких мелочах. Самая первая вышитая картина была изначально запланирована как подарок бабушке, которая тоже рукодельница, и всячески поощряла этот процесс. Другие картины, которые она вышила позже, были оформлены в рамочки и повешены на стены, рядом с моими. Мысли запрятать их в дальний угол шкафа или повесить там, где никто не увидит, и близко не возникали. Они и сейчас висят там, где и были, на всеобщем обозрении, хотя дочь уже давно не рукодельничает.

Правило шестое. Не упускайте возможности порукодельничать вместе. Это дает возможность не только научить чему-то новому или без ущерба для своих занятий проконтролировать творческий процесс. Во-первых, занятие одинаковым делом очень сближает. Во-вторых, в процессе рукоделия вы можете поговорить о чем угодно, а это тоже сближает. Не исключаю, что как раз такие вот разговоры за рукоделием помогли нам с дочкой избежать кризиса подросткового возраста и обычного для этого периода времени недопонимания, которое возникает между разными поколениями.

Правило седьмое. Развивайтесь сами. Не стойте на месте, осваивайте новые техники, новые виды творчества и обязательно посвящайте в это своих детей. Дети по природе очень любопытны, им нравится узнавать новое, и им может довольно быстро надоесть то, чем они сейчас занимаются. К примеру, увлекла вышивка, но через пару месяцев наскучила. А альтернативы-то и нет, потому что мама только вышивает запоем, и все. Вот и ушел ребенок из творчества и опять засел за гаджеты))) Конечно же, я несколько утрирую, но, думаю, смысл вы поняли.

Правило восьмое. Даже если ваш ребенок уже выдает такие шедевры, которые ваше рукоделие давно за пояс заткнули, не переставайте творить для него. Всегда можно найти, чем порадовать. Любит вязать – сделайте украшения. Творит чудесные кольешки и кулоны – свяжите носочки или свитер. Или что-нибудь сшейте. Не обязательно лично для ребенка, можно и для его игрушек. У моей старшей в числе самых любимых вещей был коврик, размером примерно 15 на 20 см, который я сама соткала из какой-то старой, сто раз связанной и распущенной пряжи. Выбросить рука не поднималась, как и у любой уважающей себя рукодельницы. Что-то приличное из нее связать уже бы не вышло. А тут свекровь подарила мне самодельную иглу для ткачества и показала, как ею пользоваться. Ну я и пошла тренироваться “на кошках”, а в итоге получилась одна из любимейших игрушек для ребенка. Этот коврик несколько лет торжественно украшал собой то подходы к ее игрушечному домику, то лежал в его главном зале. Играла с ним, пока он попросту не рассыпался из-за потрепанного исходного материала.

Вот такими нехитрыми методами я “затащила” в рукодельный мир свою старшую дочку. Ушла она из него по причине смены приоритетов. В старших классах учеба стала занимать много времени, а поскольку она сама поставила себе цель закончить школу со всеми пятерками и поступить на бюджет в вуз, на рукоделие времени не осталось вообще. Но творческая жилка в ней не угасла, она в свободное время любит порисовать, как на бумаге, так и на графическом планшете. И результат очень даже впечатляет и радует.

Сейчас провожу “вербовку” своей младшей. Уже вызвала интерес к вязанию. Первая попытка оказалась неудачной, но мы будем пробовать еще. Очень любит возиться с бусинками, которые я ей иногда выдаю для игры, но со строгим требованием ничего не потерять и убрать потом по пакетикам, как было. И очень любит рисовать. Так что творческие задатки налицо, есть что развивать, чем и занимаюсь)))

А как вы приучали своих детей к рукоделию? Делитесь своим опытом и секретами в комментариях!

И не забывайте, что еще продолжается розыгрыш кулона в честь выхода статьи №200. Заходите сюда, оставляйте комментарий и ловите свою удачу!

Всем ровных крестиков, легких петелек и послушных бисеринок! И прекрасных выходных!

#рукоделие #дети #воспитание ребенка #воспитание детей #обучение детей

Источник