Влияние родительского воспитания на личностное развитие ребенка
Внутрисемейные отношения очень часто являются для ребенка образцом для подражания, и развитие его личности во многом зависит от того, как родители воспринимают ребенка и как ведут себя с ним.
Специалисты выделяют четыре основных типа семейного воспитания, в основе которых два критерия: уровень эмоционального приятия ребенка взрослыми и контроль с их стороны. Необходимо учитывать, что стили воспитания чаще всего смешанные, ведь человек – существо гибкое, вписать его поведение в рамки какой-либо концепции невозможно. Тем не менее, в каждой семье есть основной стиль воспитания, черты которого проявляются ярче остальных.
Стили воспитания
Авторитетный стиль
Родители являются для ребенка авторитетом – с них берут пример. В таких семьях царит демократия – при решении важных вопросов учитывается мнение всех ее членов. Родители устанавливают для ребенка правила с учетом потребностей и интересов, всегда принимают чувства и эмоции своего чада, готовы предоставить ему автономию в решении тех вопросов, которые ему уже по силам. Одна из главных черт такой семьи – гибкость: родители меняют систему правил и норм в зависимости от возраста ребенка. Уровень контроля со стороны взрослых высокий, физическая и вербальная агрессия отсутствует.
Ребенок, воспитанный в семье, использующей авторитетный стиль воспитания, будет отличаться высокой самооценкой, целеустремленностью, силой воли, ответственностью. Такие дети уверены в себе и своих силах, они знают, к чему стремятся, чаще всего дружелюбны. Они готовы к выполнению социальных норм, обладают высоким уровнем самоконтроля и саморегуляции, соответственно, риск возникновения девиантного поведения в таких семьях достаточно низкий.
Авторитарный стиль
Подразумевает жесткие методы воспитания: «Как я сказал, так и будет» – родители устанавливают правила и не готовы их менять, ребенок в семье не обладает правом голоса и вынужден подчиняться. Родители жестко контролируют ребенка, не принимают, а иногда даже отвергают его чувства и переживания. Ребенка любят, стремятся дать ему все лучшее – все, кроме ласки и понимания.
Вследствие такого воспитания малыш вырастет пассивным, будет всегда ориентироваться на авторитетных личностей и не сможет проявлять инициативу. В семьях, использующих авторитарный стиль воспитания, любые лидерские проявления подавляются. Такие дети попадают в группу риска по возникновению зависимого поведения.
Либеральный стиль
Этот стиль воспитания близок к анархии. Ребенку можно все — он растет в атмосфере полной вседозволенности. Родители тепло относятся к своему чаду и принимают его эмоции, всецело доверяют ребенку, освобождая себя от ответственности за результат. Уровень контроля низкий — родители не способны требовать и организовывать, по факту не помогая ребенку и не поддерживая его.
Дети вырастают тревожными, нервозными, поскольку у них нет четких правил и норм — они не знают, как правильно. Склонны к непослушанию, агрессивности, импульсивности. Проблемы в саду и школе часто возникают из-за необходимости соблюдать правила.
У этих детей высока вероятность попасть под влияние асоциальных групп.
Индифферентный стиль
Это самый неблагоприятный стиль воспитания, в котором отсутствует и принятие чувств и эмоций ребенка, и контроль. Родители эмоционально холодны к ребенку, не замечают его интересов и не занимаются им, при этом они очень придирчивы — требуют соблюдать порядок и подчиняться требованиям.
Дети из этих семей наиболее подвержены формированию отклоняющегося от норм поведения вплоть до совершения правонарушений. Сложно прогнозировать, каким именно вырастет ребенок в подобной семье – он может быть очень агрессивным и импульсивным, а может — тревожным и неуверенным в себе.
Стоит понимать, что на формирование личности ребенка влияет множество факторов, и даже в семьях с неблагоприятной обстановкой может вырасти достаточно гармоничная личность, но, тем не менее, исследования показывают, что стиль воспитания оказывает существенное влияние на развития ребенка.
Рекомендации
Анализ стилей воспитания показывает, что авторитетный стиль — наиболее благоприятный для формирования гармоничной личности. Самое главное при его использовании – обозначить границы еще в раннем детстве.
Либеральный стиль может показаться привлекательным тем родителям, что радеют за свободу и независимость ребенка, но на деле он не приносит должного результата.
А вот индифферентного и авторитарного стилей надо избегать…
Итак, знания о многообразии стилей воспитания подразумевают их эффективное и своевременное использование. В любом случае детям необходима душевная теплота, эмоциональное общение, понимание и приятие.
Любите своих детей, будьте внимательны к ним и соблюдайте баланс между строгостью и добротой.
Автор: Екатерина Головин
Источник
Рейтинг Шесть вариантов родительского влияния на ребенка, которое может сказываться на его будущем |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Как родители мы часто думаем, что раз мы любим своих детей, проводим с ними время, общаемся и правильно дисциплинируем, то обеспечиваем им оптимальное развитие. Это верно. Однако более фундаментальную основу формирования личностного развития ребенка закладывают не только наши методы воспитания, но и то, кто мы есть как личности. Наши личностные качества, наше собственное поведение и отношение – это основные факторы, влияющие на формирование самоощущения ребенка, восприятие им самого себя, знаем мы об этом или нет.
Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У нас, родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые мы либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для нас людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. Это универсальное и неизбежное условие.
Родителям полезно знать, каким образом они формируют личность ребенка, и пытаться по возможности предотвращать репликацию нежелательных поведенческих привычек, которые они считают недостойными для собственных детей. Эта статья рассматривает некоторые руководящие принципы и помощь в формировании личности ребенка с точки зрения психологии и эйдетических образов (т. е. в воображении воспроизведенных во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы).
В идеале, мама является для маленького ребенка источником жизненного опыта. Если она дает тепло, чутко реагирует на потребности малыша, он будет развиваться с сильным чувством целостности. Если мать ребенка подавляет его, проявляет холодность, угнетенность, гнев или враждебность, развитие ребенка будет нарушено.
Отцы же предназначены для того, чтобы подталкивать маленького ребенка к активному взаимодействию и установлению взаимоотношений с миром за пределами материнских объятий. Отец рассказывает ребенку о мире, он берет его с собой в различные места, занимается различными совместными видами деятельности и демонстрирует ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Если у ребенка отец – уверенный в себе человек, любящий и способный увлекательно рассказать о мире вне материнской зоны безопасности, этот мир воспринимается ребенком как приветливое и интересное место, с которым он может смело взаимодействовать. Однако если сам отец испытывает трудности при взаимодействии с окружающим миром, то ребенок может перенять аналогичный образ мыслей, и ему не хватит инструментов для собственных успешных взаимодействий.
Даже самые любящие родители могут передавать детям нежелательные симптомы негативных воззрений, сами не зная об этом. Вот некоторые распространенные примеры:
- Чрезмерная назойливость родителей может привести к противоположному результату – ребенок будет скрытным и не слишком щедрым. Когда дети растут в атмосфере излишней навязчивости, назойливого вторжения родителей, скрытное поведение часто входит у них в привычку. Это может иметь последствия для ребенка в будущем, когда он захочет создать глубокие дружеские или романтические отношения, и обнаружит, что не способен делиться своими глубокими чувствами.
- Если родители чрезмерно критикуют ребенка, пытаясь научить его делать все правильно, это может привести к тому, что ребенок станет пассивным и нерешительным, опасаясь, что его решения могут подвергнуться критике и осуждению.
- Дети, воспитанные в доме, где родители их любят, но при этом постоянно ссорятся друг с другом, могут стать неуверенными в себе, потому что их чувство внутренней целостности и безопасности будет находиться под угрозой.
- Тревожащиеся родители могут воспитать беспокойных детей, так как дети не могут расслабиться из-за нервной энергетики своих родителей.
- Родители, которые слишком опекают своих детей, могут способствовать развитию у ребенка симптомов депрессии, потому что вынуждают его сдерживать естественную потребность в исследованиях и свободе.
Поэтому при взаимоотношениях ребенка с родителями могут обнаруживаться явные или скрытые симптомы личностных проблем родителей, а жизнь в атмосфере неразрешенных эмоциональных проблем родителей влияет на сознание ребенка в процессе взросления.
Мы часто неосознанно подражаем своим родителям в подходах к воспитанию. Вероятно, вы не раз слышали такие слова: «Я поражена тем, что поступаю так же, как моя мать, когда я была ребенком. Еще прежде чем я успеваю осознать, те же слова, которые говорила мне мама, вылетают из моих уст в адрес дочери».
Яркие примеры такого поведения родителей можно наблюдать в некоторых семьях во время трапезы. Некоторые родители, сами, будучи детьми, за обедом часто слышали в свой адрес следующие слова: «Ради Бога, Иван, когда ты научишься пользоваться вилкой?» или «Перестань размазывать еду по тарелке и просто ешь!». Они до сих пор вспоминают, насколько болезненной для них была такая критика. В глубине души эти дети давали клятву, что никогда не будут так разговаривать со своими детьми. И что же? Проходит 20–30 лет, и уже сами в качестве родителей они поучают детей тем же раздраженным тоном: «Михаил, ради Бога, сколько раз я учила тебя правильно пользоваться вилкой и ножом?» и «Когда ты, наконец, научишься говорить «пожалуйста» и «спасибо» маме, когда она передает тебе хлеб?».
Так же, как мы неосознанно подражаем нашим родителям, наши дети будут подражать нам или реагировать на наше поведение в разных ситуациях. Специалисты в области эйдетической психологии обнаружили, что существует шесть основных вариантов влияния, которое оказывает личность родителя на формирование личности ребенка. При каждом из них ребенок теряет часть своей истинной индивидуальности, так как подражает или реагирует на родителей.
1. Имитация
Дети подражают своим родителям. Они неосознанно усваивают отношения и эмоции своих родителей. Если дочь видит, как мать смотрится в зеркало и спрашивает: «Я выгляжу толстой?», она начнет подражать материнскому самокритичному поведению. Она тоже будет смотреть в зеркало и искать у себя недостатки. К счастью, дочери имитируют также и материнскую уверенность в себе. Ребенок злого отца имитирует сердитое поведение и набрасывается на детей на детской площадке. С другой стороны, ребенок, который видит доброго и помогающего другим людям папу, будет сам развивать подобное отношение к другим людям.
2. Идентификация
Идентификация более фундаментальна, чем имитация. Это не просто повторение поведения родителей. Это разделение их взглядов, отношений и чувств – ребенок чувствует идентичность со своими родителями в каком-либо отношении. Например, у отца, который очень консервативен, одевается в традиционном стиле, гордится людьми в погонах, считает преданность Родине превыше всего, есть дочь, которая полностью разделяет его мировоззрение и выходит замуж за мужчину, похожего на своего отца. Это дочь глубоко отождествляет себя с убеждениями и способом жизни своего отца и, возможно, теряет (истинное) самоощущение, которое на самом деле отличается от отцовского. Идентификация предполагает отождествление собственного мировоззрения и поведения с мировоззрением и поведением родителей.
3. Реакция
Реакция – это поведение, прямо противоположное поведению родителей. Реакцию чаще можно наблюдать у подростков, хотя она может наблюдаться и в течение всей жизни. Например, родитель может быть очень религиозным человеком, а его ребенок бунтарем, который считает себя атеистом и отказывается ходить в церковь. Или родитель может быть очень аккуратным, а ребенок в противоположность ему становится очень неряшливым в жизни и работе. Родитель может педантично придерживаться использования только натуральных продуктов и принимать поливитамины, на что его ребенок реагирует, питаясь нездоровой пищей и не обращая внимания на собственное здоровье. В попытке найти себя ребенок настолько старается быть непохожим на родителей, что теряет из виду то, кем он поистине является, свои уникальные особенности и жизненные ценности.
4. Потеря
Когда маленькому ребенку отказывают в основных биологических потребностях, и он испытывает такие лишения, как отсутствие тесной связи с матерью, нехватку отцовского воспитания, пренебрежение, слишком жесткую или слишком мягкую родительскую стратегию дисциплины или множество других лишений, такой ребенок по мере взросления будет страдать от чувства внутренней опустошенности. Это благодатная почва для развития расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии), наркомании, навязчивостей сексуального характера или эмоциональных вспышек, с помощью которых ребенок стремится получать любовь и поддержку. Мы все страдали от различных потерь в жизни; однако наиболее сильные из них оставляют пустоту или «дыру» в психике человека, которую трудно заполнить.
5. Проекция
Проекция возникает тогда, когда собственные субъективные мысли приписываются другим людям (а также и свои чувства, эмоции, намерения, опыт переносятся на других). Т. е. человек ошибочно рассматривает все то, что происходит внутри себя, как приходящее вовне. Если отец говорит, что одна из двух его дочерей красивая, а другая умная, то «умная» девочка может посчитать, что она уродливая, хотя это может быть далеко от истины. И наоборот, красивая дочь может почувствовать себя глупой. У отца, который не участвует в повседневной жизни своих детей, потому что должен работать на двух работах, чтобы прокормить свою семью в связи с экономической необходимостью (и, конечно, из любви к своей семье), может быть ребенок, который вообразил, что отец не любит его, потому что его никогда нет дома. Он будет расти, чувствуя себя нелюбимым, хотя это не так. Дети делают ложные предположения о себе и неточное толкование своей жизни в ответ на замечания родителей или их поведение, хотя замечание, возможно, было нечаянным. Такая тенденция неизбежна, и ее можно обнаружить только с помощью открытого общения.
6. Привязанность
Привязанность – это зависимое поведение, биологически необходимое малышу или маленькому ребенку. Однако если родители не могут отпустить своего взрослеющего ребенка и предоставить ему автономию, они мешают его самостоятельности. Ребенок становится неуверенным и не доверяет своим внутренним ресурсам, чтобы справляться с жизнью, как взрослый. Пример подобной ситуации: мама студентки университета ежедневно говорит ей, как одеваться и что делать на протяжении дня. Материнское вмешательство и зависимость от матери заставляют ее дочь с недоверием относиться к собственному мнению и чувствам. Однако надежные родители знают, когда следует дать ребенку независимость, а когда – натянуть вожжи, и способствуют развитию у ребенка чувства самостоятельности.
Чтобы понять, какое влияние вы оказываете на вашего ребенка, в первую очередь важно понять, как вы относитесь к самому себе, какую ношу самокритики вы несете и те позитивные чувства о самом себе, которые перетекают из вас в вашего ребенка при ежедневном взаимодействии с ним.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
2 оценок.
Развитие ребенка
05.01.2016
Источник
Беляева Наталья Игоревна
Магистрантка 2 курса
факультета социального образования
ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»
г. Куса, РФ
Е-mail: Natusikr-a@mail.ru
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Аннотация
В статье рассматривается роль семейного воспитания на формирование личности ребенка, также рассматривается стиль семейного воспитания отечественных и зарубежных авторов.
Ключевые слова:
Семья, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, тип семейного воспитания, детско-родительские отношения
Семья является важной ценностью для жизни и развития каждого человека, имеет большое значение в жизни общества и государства, в воспитании подрастающего поколения. Здоровая, крепкая, дружная, благополучная семья является высшей ценностью.
Основной категорией в педагогике, как науке о воспитании, является понятие о воспитании. В узком значении «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Принято считать, что данный термин ввел в науку русский просветитель в середине XVIII в. И. И. Бецким, основная деятельность которого была направлена на то, чтобы создать «новую породу людей» через воспитание [4, с.4].
Семейное воспитание играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения.
Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей это не только объект воспитания и обучения, но он также и субъект со своими правами и обязанностями [1, с.119].
В семейной среде сочетаются личностные особенности родителей, условия, в которых живет семья, стиль воспитания и др. Стиль жизни семьи оказывает большое влияние на развитие личности ребенка.
Воспитание в семье осуществляется по всем направлениям. Это физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, которое видоизменяется по мере взросления.
Основная цель семейного воспитания – это развитие таких важных качеств личности, которые помогут ей справится с трудностями, встречающиеся в жизни. Важными задачи в воспитании является развитие творчества, интеллекта, культуры, физического здоровья, первичного опыта трудовой деятельности, их счастье и благополучие – все это зависит от семьи. Именно родители – первые воспитатели – оказывают огромное влияние на своего ребенка с самых первых дней его жизни.
Стиль воспитания как стиль взаимоотношений ребенка в семье, характеризуется степенью заботы, контроля и опеки, тесными эмоциональными взаимоотношениями между родителями и ребенком (эмоционально теплый — эмоционально холодный), характером управлением поведением ребенка со стороны родителей (авторитарный, либеральный, демократический), количеством запретов (попустительский или ограничительный).
В литературе можно встретить достаточно много ученых, изучающие семью, стили семейного воспитания (Захаров А.И, Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А. Я. и т.д.). Существуют также описание и неблагоприятных характерологических черт личности родителей, которые могут привести к различным нарушениям в воспитании (Захаров А.И., Варга А.Я., Адлер А. и т.д.).
Проблемой изучения стилей семейного воспитания занимались Е.Н. Спирева, Е.В. Буренкова, в их работах отражена взаимосвязь стиля семейного воспитания с личными особенностями ребенка и родителей. Ю.В. Ильиных в своей работе рассматривала как воспитательные действия родителей и стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка.
В диссертационной работе Н.И. Корытченковой устанавливается влияние стиля семейного воспитание на агрессивность и тревожность. В работе раскрывается, как механизмы проявления агрессивности и тревожности связаны с неблагоприятными стилями воспитания детей.
В ряде диссертационных работ – Н.Т. Колесниковой и Е.В. Хохловой рассматривается влияние стиля семейного воспитание на эмоциональное расстройство и социальную адаптированность детей. В работах раскрывается, как различные типы семейного воспитания способствуют формированию низкого уровня социальной адаптированности и высокого уровня напряжения у детей, что может привести к эмоциональным расстройствам детей.
Актуальность проблемы влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка определяется тем, что межличностные отношения в семье, а именно – детско-родительские оказывают основное влияние на формирование личности и поведения детей.
Тенденции общественного развития, характерные в настоящее время, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи и отразил множество социальных проблем (дети, рожденные вне брака, материальные трудности семьи, сложные взаимоотношения между членами семьи, рост числа алкоголизма, наркомании, уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). В результате растет число неблагополучных семей.
Социально – неблагополучные семьи в нашей стране исчисляются сотнями тысяч. Современное состояние семьи, по мнению ряда ученых, находиться в глубоком кризисе и распаде, отмечается стремительное снижение социального статуса семьи.
Значение воспитания ребенка в семье трудно переоценить: семья является основным и первым фактором личностного, духовного, интеллектуального развития человека.
В каждой семье ребенок воспитывается уникальным, присущий только лишь семье, в которой растет. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на складывание стиля воспитания в семье: представления о воспитании родителей, образе жизни семьи, уровне культуры и образования.
Рассмотрим многочисленные исследования стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Основные стили семейного воспитания
Автор | Классификация | Стиль | Содержание | Влияние на ребенка |
Джеймс Мартин Болдуин | Родительский контроль, родительские требования, способы оценки, эмоциональная поддержка | Демократический | Между родителями и детьми общение на высоком уровне; дети участвуют обсуждение семейных проблем; родители всегда готовы оказать поддержку, верят в успех ребенка. | Ребенок активный, любознательный, самостоятельный. Ответствен за себя и близких ему людей. Ребёнок становится независимым и уверенным. |
Контролирующий | Родители к детям жестко требовательны, ограничивают их поведение, но четко и ясно разъясняют ребенку смысл ограничений. Дети воспринимают такие требования как справедливые. | Ребенок вырастает послушным, внушаемым, боязливым. В дальнейшем не настойчив в достижении собственных целей. | ||
Диана Баумринд | По способу контроля и эмоциональной насыщенности | Авторитетные родители | Родители инициативные, общительные, добрые, с высоким уровнем родительского контроля, теплые отношения с детьми. | Дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, с высокой самооценкой. |
Авторитарные родители | Высокий уровень контроля: неукоснительное выполнение требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. | Дети замкнуты, боязливы и раздражительны, склонные к конфликтам. | ||
Снисходительные (или либеральные) родители Элеонора Маккоби и Джон Мартин (Безразличные родители) | Теплые отношения между родителями и детьми с низким уровнем контроля. Желание общаться исходит от ребенка. | Ребенок становиться непослушным, агрессивным, импульсивным и нетребовательным. | ||
Д. Элдер | На основании уровня родительского контроля и давления на ребенка | Автократичный | Полноправная власть родителей над детьми, без обсуждения и объяснения своих решений. Родители навязывают свою волю. | Дети безынициативные, агрессивные, конфликтные. |
Авторитарный | Все решения принимают родители. Ребенок во всем подчиняется их воле, авторитету. Но может выразить свое мнение и точку зрения, но без права голоса. | Дети вырастают безынициативными, с низкой активностью, дети конфликтные, агрессивные, бунтующие. | ||
Демократичный | Требования к детям умеренные, в результате теплые и частные общения между родителями и детьми. Важные семейные решения принимаются совместно. | Дети ответственные и независимые. Уверенные в себе. | ||
Эгалитарный | Абсолютным равноправием родителей и ребенка, предполагает, что родители и дети несут одинаковую ответственность за принятие решения. | Дети социально активные, легко вступают в контакт со сверстниками, имеют стремление к лидерству, с трудом поддаются внешнему контролю. | ||
Разрешающий | Родители предоставляют много свободы, требуя от ребенка ответственности за поступки. В таких взаимоотношениях родители больше друзья, чем родителем. Как правило, дети воспитываются исключительно с помощью коммуникаций. | Дети поздно взрослеют и вырастают с низким уровенем самоконтроля | ||
Попустительский | Полная свобода действий и поступков у ребёнка. Родители часто ведут себя непоследовательно, наказывают и поощряют ребенка иногда за одни и те же поступки. | Дети несчастные, агрессивные, с высокой склонностью к совершению насилия. Они более подвержены депрессии. | ||
Игнорирующий стиль | У родителей отсутствует интерес к делам ребенка, к его душевному состоянию. Они безразличны к его потребностям и запросам. | Ребенок одинокий и глубоко несчастный, неуверенный в себе. Вырастает без желания к общению, с агрессивностью к людям. | ||
Э.Г. Эйдемиллер | Эмоциональнальная включенность родителей, степень контроля и заботы, понимание родителями содержания детских возрастных и индивидуальных потребностей | Гипопротекция: | Дети в таких семьях безнадзорные из-за недостатка опеки и контроля над поведением; внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка. | Дети растут бесконтрольными и безнадзорными, не способные к самоорганизации, контролю своего поведения. Агрессивные, способные добиваться своих целей обманом и силой. |
Доминирующая гиперпротекция | Обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. | Ребенок несамостоятельный, безынициативный, нерешительный, не умеет постоять за себя. | ||
Потворствующая гиперпротекция: | Воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание. | Детям характерно стремление к лидерству, превосходству, но с недостаточным упорством и опорой на собственные силы. | ||
Эмоциональное отвержение | Игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Недовольство ребенком, постоянное ощущение родителей, что он не «тот», не «такой». Родители раздражительны, недостаточно искренны в общении. | Дети пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей. | ||
Повышенная моральная ответственность | Родители требуют от ребенка не соответствующие возрасту и возможностям честность, чувство долга, порядочность, ответственность. Игнорирование потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточное внимание к его психофизическим особенностям. | Дети, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть. | ||
А. Я. Варга В. В. Столин | Одобряюще-авторитарный | Теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях; | Дети растут адаптированными к обществу, инициативными, любознательными, успевающими. | |
Отторжение с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации | Эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей | У детей не формируется заниженная самооценка, тревожность, неуверенность, импульсивность. | ||
Симбиотический | Родители стремятся установить с ребенком тесный эмоциональный контакт, желая быть соучастником во всех сферах его жизни; | Ребенок безответственный, несамостоятельный, неуверенные в себе. Часто вырастают закомплексованными. | ||
Симбиотически-авторитарный | У родителей тотальный контроль за поведением, психической жизнью ребенка. | Дети безынициативные, конфликтные, агрессивные, безответственные. |
Таким образом, как видно из таблицы, нет единой основы для классификации стилей семейного воспитания. Большинство классификаций основаны на родительском контроле, давление на ребенка, также за основу берут эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребенка. У многих авторов название стилей разные, но содержание стилей одинаковое. Вследствие этого, важно отметить, что при изучении семьи необходимо учитывать содержание семейных отношений, а не название того или иного стиля воспитания.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что на формирование личностных качеств ребенка оказывает большое значение образ жизни семьи, уровень культуры и образования, представления о воспитании родителей, взаимодействия в семье. Ребенок усваивает ценности, нормы, традиции семьи, а также копирует и развивает в себе те качества и черты, которые преобладают у родителей.
Очень важно, чтобы родительские отношения строились на любви, уважении, понимании и поддержки ребенка.
Список использованной литературы:
- Ежегодный информационно – аналитический доклад « О положении детей и семей, имеющих детей, в Челябинской области за 2014 год» – Челябинск.: 2014. – С. 119
- Зайцев, Д.В. Социокультурный анализ современных семей разных типов: сравнительный анализ / Д.В. Зайцев, О.В. Зайцева // Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. – 2005. -№ 4. – С. 55.
- Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л Кузьмишина, Е.С Амелина, А.А Пермякова, Е.А Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С. 16–25
- Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких . – М. : Высшее образование, 2006. – С. 4
- Спирева, Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева, А.Г. Лидере // Семейная психология и семейная терапия. – 2001. – № 4. – С. 32 – 34
- Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – Обнинск, 1992. – С.75
© Беляева Н.И., 2016
Источник