Влияние родительского отношения на эмоциональное развитие ребенка

                                                  Консультация для родителей.
Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.
    Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
      Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью ю зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье е детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления.
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненным для ребёнка являются следующие ситуации:
– когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
– когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
– когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
– когда родители открыто или косвенно говорят ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
– когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.
           В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:

 Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливается реакция протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительно изменить ситуации.

Родители стараются поступать подчёркнуто правильно, излишне принципиально но. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во и многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. Это тип обычно приводит ребенка к постоянному внутри личностному конфликту, следователь но, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
                                                    «Семья-третий лишний»

 В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникает опасения за жизнь и здоровье е родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими. 
          Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного общения с детьми, включающий в себя диапазон от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, – это поведение родителей, по отношению к ребенку сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы.
           Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребенка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей и детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…» и т. д.
        В отличие от сформировавшейся личности ребенок дошкольник не владеет защитным механизмом, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
          Установки, по мнению Н.Л. Кряжвой, – это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость – глупость. 
        Уметь слушать ребенка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознать, что в диалоге рождается доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует способности оценить себя с позиции партнера. Взрослый проецирует переживания ребенка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что стимулирует своеобразие припоминание хранимых в глубинах сознания воспоминаний о детстве, своих собственных переживаний. Только тогда, когда взрослый сам на мгновение становиться ребенком и смотрит на мир его глазами, создается ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребенка, осознается её значимость.
         Чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. В детском саду такие дети чувствуют себя особенно одинокими и покинутыми. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребенка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. При необходимости нужно поговорить с воспитателями о трудностях пребывания в детском саду. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние обеспечить ребенку любящий родитель. 
Родительские директивы, оценки и установки.

Читайте также:  Дошколенок центр развития ребенка

Негативные установки

Последствия

Позитивные установки

– Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить!

Замкнутость, отчужденность, угодливость, льстивость.

-Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!

-Горе ты мое!

Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение.

-Радость ты моя!

– Нытик! Плакса!

Внутренняя озлобленность, чрезмерное восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

-Поплачь, станет легче.

– Ну что за ребенок! Все готов отдать!

Накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка.

– Молодец, делишься с друзьями!

-Не твоего ума дело!

Робость, отчужденность и конфликты в общении с родителями, эмоциональная отгороженность, замкнутость, задержка психического развития, нарушение самопознания и идентификации.

-А ты как думаешь?

-Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь!

Тревожность, страхи, мнительность.

– Закаляйся, будь здоров!

– Ты – копия своего папочки (мамочки)!

Неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями.

– Папа у нас замечательный!
– Мама у нас умница!

– Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, низкая мотивация к активности.

– Тебе надо попробовать еще раз, и все получиться!

– Не кричи так! Оглохнешь!

Повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, конфликтность.

– А давай пошепчемся на ушко…

– Противная девчонка! Все они вредные и капризные! (для мальчиков)
– Негодник! Все мальчишки драчуны и хулиганы! (для девочек)

Осложнения меж полового общения, нарушения психосексуального развития.

– Все люди равны между собой, но как они похожи, и это замечательно!

– Ты просто грязнуля и замарашка!

Страхи, небрежность по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях.

– Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!

– Ты плохой – обижаешь маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)!

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушение сна.

-Ты самый любимый и я тебя никогда не брошу!

-Жизнь такая трудная.… Вырастешь, тогда поймешь!

Безволие, трусость, подозрительность, пессимизм, неумение преодолевать самые незначительные препятствия.

– Все будет хорошо, ведь жизнь так прекрасна!

Уйди с глаз моих, не маячь, пройди, займись чем-нибудь!

Озлобленность, скрытость, отчужденность.

– Давай с тобой разберемся вместе, иди ко мне!

– Не ешь много сладкого, а то растолстеешь, и тебя никто любить не будет! –

Нарушение образа «Я» комплекс неполноценности, неуверенность, застенчивость, нарушение взаимоотношений, подозрительность.

Кушай на здоровье!

– В этом мире можно надеяться только на себя – все вокруг обманщики!

Подозрительность, страхи, нарушение межличностных конфликтов, тревожность, страхи.

 – На свете много добрых людей, которые готовы прийти на помощь!

– Ну, в кого ты такой?! Настоящий гадкий утенок!

Застенчивость, нарушение образа «Я», трудности в общении, заниженная самооценка, неверие в собственные силы и способности.

Читайте также:  Поэтапное развитие ребенка в утробе

– Как ты мне нравишься!

– Чего ты своевольничаешь?! Надо у взрослых разрешения спрашивать!

Робость, безынициативность, безволие, тревожность, зависимость от чужого мнения.

– Ты какой молодец, можешь и сам все сделать!

– Да подожди ты! Вечно ты не вовремя!

Скрытость, отчужденность, излишняя самостоятельность, снижение порога дозволенного, повышение психоэмоционального напряжения.

-Если хочешь, я могу тебе помочь.

– Никогда не сноси обиды, давай сдачу!

Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности.

– Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом!

(На основе классификации Н.Л. Кряжевой)

             Принятие ребёнка взрослым, его чувств и особенностей, со всеми его проблемами и радостями, способствует формированию у него чувства собственного достоинства, способности понимать себя и окружающих, учит с уважением относится к ним, развивает потребность в общении. Такое принятие является следствием, прежде всего искренней любви родителей и знания взрослыми личностных особенностей ребёнка.

Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

Источник

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

«Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка».

Цели:
– Раскрыть причины появления тревожности у детей;
– Убедить родителей в том, что “острый недостаток ласки в семье” – причина повышенной заболеваемости, агрессивности, тревожности, страхов, одиночества, жестокости у детей;
– Убедить родителей в том, что внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Условия проведения.
В кабинете стулья расставлены в виде эллипса или круга.
В тренинге принимают участие родители, классный руководитель.

Оборудование.
Мяч, фломастеры, чистые листы бумаги, разноцветные бумажные лепестки.

Ход тренинга.

Учитель. Детские годы — самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, учителей, воспитателей.

        Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Задача школы – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступени школьного возраста и убедить родителей в том, что неталантливых детей не бывает.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь проявить. Они знают, что ребенку нужны одежда, дом, еда, образование, любовь. Секрет любви к ближнему и к детям прост: это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (поступков, возраста и так далее). Нужно любить независимо ни от чего.

         Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок усваивает прежде всего в семье. Если его любят, с ним считаются разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознательный, здоров, счастлив. У него активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда.
         Тип семьи и ее социально-экономический статус связаны с личностным развитием ребенка. Полная, неполная, материнская, отцовская, многодетная, альтернативная (отношения не оформлены юридически),  и другие – с такими типами семей встречаются психологи в своей работе. По статистике, каждые две семьи из трех оказываются проблемными. По наблюдениям и результатам психологической диагностики можно констатировать у младших школьников высокий уровень тревожности. Это проявляется в наличии отклонений в эмоциональном развитии, в общении (логоневрозы); страхов; агрессии, негативных эмоций (замкнутости). У детей низкий уровень саморегуляции. Как мы видим, картина печальная.
Наша прямая обязанность – выявить причины спада положительных эмоций у детей.
Как при недостатке кислорода человек начинает задыхаться, так при дефиците ласки он болеет, становится нервным и раздражительным, у него случаются серьезные психические срывы. Часто это становится причиной болезней желудка, сердца, бессонницы и ослабления иммунитета. Вы, наверное, замечали, что плачущий ребенок, который просит помощи, скачала утыкается в подол матери или в ноги отца, а уже потом, немного успокоившись, начинает рассказывать о случившемся. Что делает взрослый человек в это время? Он гладит ребенка по голове, по спине. Это один из способов успокоить его. Важную роль играет частота поглаживания (40 движений в минуту), получается своеобразный массаж. Есть подтверждение, что после сеанса массажа дети гораздо лучше справляются с математическими задачами.
Больше всего от отсутствия ласки страдают дети. Даже если таких детей завалить игрушками, это не помогает: не до ласканные дети не умеют играть. Ведь у них нет опыта проявления любви и заботы. А потому и со сверстниками они не находят общего языка, со злости ломают чужие игрушки, становятся неуправляемыми и могут даже ударить.
Это так называемый “синдром детдомовских детей”, которые не умеют правильно обнять, избегают взрослых. Такие дети часто болеют, тяжело переносят даже простуду. Из-за неумения выразить свои чувства они часто прибегают к агрессии.

Читайте также:  Система развития ребенка в полтора года

Когда мама инстинктивно гладит ребенка по голове, берет на руки, она даже не осознают всей значимости этих процедур: прикосновение матери не заменит никто и ничто. Если человек не познал в детстве любви и нежности, для него возможны лишь два пути: он спрячется под маской агрессивности или будет всю жизнь стремиться компенсировать недостаток ласки.

        Чтобы ваш ребенок был психически и физически здоров, необходимо оберегать его от внутрисемейных разработок, неурядиц, чаще прислушиваться к нему, ставить себя на его место. Тогда у ребенка повысится успеваемость, улучшится соматическое здоровье, он будет психически уравновешенным и избавится от страхов. Он будет уметь сопереживать другим людям.
        Любите, ласкайте своих детей!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Занятие начинается с ритуала, придуманного членами группы: все садятся в круг, берутся за руки и проговаривают вслух строчку из песни Юрия Визбора “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”.

Упражнение 1. “Знакомство”

Учитель.  Представьте, что все мы лепестки цветка. Сядьте поближе друг к другу, закройте глаза и представьте себе, какой цветок у вас получится.
Членам группы предлагаются лепестки разного цвета. Участники выбирают тот лепесток, который им больше понравился, больше соответствует их настроению. На лепестке каждый записывает свое имя в той форме, в какой ему хочется. Потом все обращаются друг к другу по имени в течение всего занятия. В центре круга на полу выкладывается цветок с разноцветными лепестками-именами.
В конце игры каждый член группы объясняет, почему он выбрал лепесток именно такого цвета.

Упражнение 2. “Здравствуй, я рад(а) тебя сегодня видеть здесь…”

Учитель предлагает продолжить фразу всем членам группы по очереди. Предлагается по кругу сказать друг другу что-то хорошее, приятное, обязательно от всей души.
В конце педагог выясняет у участников, что они почувствовали, выполняя это упражнение.

Упражнение 3. “Нарисуй свой страх и победи его”

Учитель.  Многие родители обеспокоены появлением страхов у детей. Надо отметить, что страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и другие), не является однозначно опасным и “вредным” для ребенка. Часто он защищает от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует поведение. Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. В некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Ваша задача – не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души.

Приобретение жизненного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволит ребенку справиться со своим страхом, стать уверенным в себе.
Родителям предлагается нарисовать свои страхи на листе ватмана.
После этого психолог дает рекомендации родителям по проведению этого упражнения с ребенком.
         Перед рисованием страхов с ребенком желательно поговорить, задавая ему такие вопросы: “Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли такое, когда ты сильно испугался?” и другие. Затем ему предлагается нарисовать свои страхи. Для этого необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования рекомендуется еще раз с ребенком поговорить о том, чего же он конкретно боится. После этого нужно взять ножницы и попросить его разрезать “страх” на мелкие кусочки. Когда страх разлетится на крошечные кусочки, покажите, что теперь его собрать невозможно. Положите эти мелкие кусочки в мешок, а мешок сожгите: вместе с ним “сгорает и страх, больше его никогда не будет.
Упражнение следует повторить через 1-2 недели. Повторять его нужно до тех пор, пока просьба “нарисуй свой страх” не вызовет у ребенка недоумение.

Упражнение 4. “На сегодняшнем занятии я…”

Все участники по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем занятии. Что особенно понравилось? Что хотелось бы сделать по-другому? Какие претензии есть к группе или к учителю?

Свои высказывания начинают со слов: “На сегодняшнем занятии я…”
Заканчивается занятие ритуалом: все берутся за руки и дарят друг другу самую добрую на свете улыбку.

 После окончания практической части родители занимают свои места. Им предлагается выступить, задать вопросы присутствующим. Учитель рекомендует прочесть методическую литературу. Также предлагается выставка книг по проблеме “Помоги себе и своему ребенку”.

ЛИТЕРАТУРА

  1. “Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 1998, с. 22-31.
  2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. “Школьный психолог”, №44, 1998, с.4

Источник