Влияние рисования на развитие речи ребенка
Юлия Новикова
Влияние нетрадиционных техник рисования на речевое развитие детей дошкольного возраста
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Известно, что уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой деятельности. Он знакомится со словами, создает новые слова. Однако немногие дети достигают достаточного высокого уровня. Поэтому необходимо развивать их речевое общение в дошкольном возрасте. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.
Одно из основных условий нормального развития малыша – своевременное и полноценное формирование речи. Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, он учится строить с людьми адекватные отношения.Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие речи ребёнка? Один из «практических» ответов на этот вопрос – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (а язык, по мнению одного из классиков европейской философии, «есть непосредственная деятельность мысли»).
Все этапы изобразительной деятельности сопровождаются речью. Показ, объяснение – основные приёмы, гарантирующие успешное решение изобразительных задач. Первая часть включает в себя сюжет, мотивирующий деятельность малыша, в ней определено место и предусмотрено время для разнообразных приёмов развития речи. Вторая часть практическая, где ребёнку предлагают материал, с которым предстоит работать, указываются его особенности, а также с чего начать, как потом действовать. У детей формируются навыки и умения использования нетрадиционных техник рисования. Расширяется представления о предметном окружении, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Обогащается пассивный и активный словарь.
На непосредственно образовательной деятельности широко используются такие виды рисования,как:
– рисование пальчиками, ладошкой («Солнышко», «Дождик»)
– рисование штампами (любая фигура, вырезанная из картона и приделанная палочка-ручка из пластилина, можно вырезать из картофеля)
– рисование пробками (от шампанского, пластиковой бутылки, зубной пасты и т. д.) «Шарики для зайки», «Гусеница» и т. д.
– рисование ватными палочками нарисуй силуэт овощей или фруктов и т. д.
В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. И происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процент ее точности и выразительности. Дошкольники старшего возраста приобретают способность употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве.
За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приёмов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда педагог с детьми, используют слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и т. д. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка, мы корректируем его эмоционально-волевую сферу, что положительно оказывается на динамике речевого развития.
В тоже время нетрадиционное рисование имеет ещё ряд преимуществ;
– многообразие способов рисования;
– многообразие средств рисования;
– проявляет характер ребёнка, его индивидуальность;
– вызывает целый комплекс эмоций;
– прививает любовь к изобразительному искусству;
– непринуждённо развивает творческие способности;
– формирует и активизирует словарь;
– формирует речевые навыки;
– развивает внимание детей к речи;
– обогащает предметно-глагольный словарь.
Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. На непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Источник
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Хотите узнать как заинтересовать ребенка (Р), устроить креативный досуг, используя рисование как средство развития речи? Сегодня поговорим о том, как детское творчество может помочь малышам с проблемами дикции. Влияние изобразительной деятельности на овладение навыками родного языка неоспоримо.
Дети расширяют словарный запас, тренируют мелкую моторику рук, выражают свои мысли и эмоции на бумаге, совершенствуют память и внимание. Но как быть, если у сына или дочки нет таланта художника? Не нужно быть вторым Пикассо, достаточно получать удовольствие от творческого процесса, а нетрадиционные техники помогут вашим отпрыскам преодолеть страх неудачи и создать свои первые творческие шедевры.
Развитие речи через нетрадиционные техники рисования
Во время творческих занятий:
- запоминаются новые слова;
- развивается мелкая моторика рук;
- задействуется речевой центр;
- расширяется кругозор;
- приобретаются навыки работы с новыми материалами;
- снимаются детские страхи и неудачи;
- развивается фантазия и воображение;
- проходит обучение чувству ритма, композиции, цветокоррекции;
- появляется уверенность в собственных силах;
- тренируется внимание и усидчивость.
Влияние рисования на развитие речи доказано научно. Дело в том, что моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движения рук находятся совсем рядом с центром речи и стимулируют его работу. Получается, развитие мелкой моторики нужно не только для того, чтобы держать ложку или кисть, но в первую очередь, для формирования важных речевых навыков.
Процесс создания рисунков у детей с речевой патологией заменяет мощную тренировку моторики, поэтому изобразительные упражнения необходимо включить в план коррекционных занятий. Задача родителей и педагогов — помочь малышу вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в обществе ровесников, наладить коммуникацию. Пальчиковые игры и творческие задания помогут подрастающему поколению преодолеть языковые нарушения.
Каждое изобразительное упражнение сопровождается разговором — вопросами, объяснениями, описаниями: ребенок не только развивает мелкую моторику, но и пополняет словарный запас. Предложения становятся более грамотными и осмысленными, ребята сами стремятся к общению. Также полезно проводить тематические занятия, например, чередовать тему времен года с животными, птицами и растениями: так ребенок узнает больше информации об окружающем мире.
Как наладить контакт с ребенком?
Вы уже поняли, что рисунок помогает ребенку расширить общие знания, получить новые навыки и умения. Но как же заинтересовать маленького исследователя и превратить скучное занятие в настоящее приключение? Деткам с особенностями развития, например с аутистическими чертами, необходимо почувствовать эмоционально-комфортную обстановку, которая будет способствовать интересу, самовыражению и творческим порывам ребенка. Следует определить уровень подготовки будущего творца и узнать о его собственных интересах.
Темы для творческих упражнений нужно подбирать так, чтобы дети сами хотели вникнуть в задание и высказаться на бумаге. Во время занятия необходимо общаться с юным художником, показывать новые приемы и материалы, предлагать ребенку выбрать нетрадиционную технику самостоятельно. Однотипные занятия быстро наскучивают, а вот интересные креативные решения подарят яркие эмоции и стимул к изобразительной деятельности.
А это именно это и нужно для успешного развития моторики и речи! Часто чередующиеся упражнения помогут быстрее усвоить понятия формы, цвета, интенсивнее задействовать центры речи. Спрашивайте, что он хочет нарисовать и почему, а в конце занятия разузнайте о том, что получилось.
Самые необычные и наиболее креативные техники
Итак, давайте рассмотрим самые популярные техники нетрадиционной изобразительной деятельности, которые понравятся малышам с разным уровнем художественных способностей.
Рисование пальчиками
Попробуйте развивать речь на занятиях, макая пальчиками в краски, и вы поймете, что это не только эффективно, но и весело! Такой вариант отлично подойдет для дошкольников, которые еще не могут виртуозно держать кисточку или карандаш. Упражнения будут полезны не только для речевого развития, но и для повышения тактильной чувствительности крохи, знакомства с цветом. Итак, что делать?
Начать занятие можно с яркого отпечатка детской ладошки, которая легко превратится в птицу или зверька, например в ежика или бабочку, а отпечатки пальцев — в ягоды или листья. Рисовать можно на большом листе бумаги (ватмане), на кафельных стенах в ванной комнате и даже на обоях — пальчиковые краски быстро смываются с любой поверхности и оставляют после себя лишь радость и положительные эмоции.
Не стоит ограничивать детское творчество, позвольте художнику раскрыться и получить удовольствие от креативного занятия. В наборы пальчиковых красок также входят трафареты и печати, которые разнообразят досуг.
Штампование
Простая и интересная техника. Вместо обычных магазинных штампов предлагаем вам использовать подручные средства: листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку. Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции, которые помогут детям понять форму разных предметов и попробовать себя в роли декоратора. Во время упражнения можно выучить новые слова, например, названия цветов или деревьев.
Паспорту
Техника, которая превратит любые «каляки-маляки» в настоящее искусство. Задача родителя или педагога — подготовить плотный лист однотонной бумаги, вырезав в середине форму, например, круг, звезду или бабочку. На втором листе Р проявляет все свои творческие таланты и рисует все, что он хочет — ограничений быть не должно. В итоге, полученные узоры подкладываются под заранее вырезанную форму, и получается интересная и креативная композиция, которую можно повесить на стену.
Монотипия
Простейшая творческая техника, позволяющая создавать симметричные рисунки. Наносить изображения можно гуашью или акварелью — в любом случае работы получаются яркими и уникальными. В начале необходимо сложить альбомный лист пополам, чтобы получилась четкая линия посередине, а затем распрямить обратно. На одной половине нарисовать любой предмет, например, красивый цветок.
Складываем лист, для получения зеркального отпечатка немного придавливаем и открываем. Рисунок готов! Также можно выполнить задание посложнее. На сгибе бумаги нарисовать только половину предмета, например, половину бабочки. Сложить лист, а потом наслаждаться яркой летней бабочкой с абсолютно симметричными крыльями.
Кроме листа бумаги, можно отпечатывать рисунок с целлофана или стекла. Техника та же — сначала наносим краску на поверхность и, пока она не высохла, прикладываем чистый лист бумаги. Затем аккуратно снимаем. Что может быть проще? Дети обожают монотипию — она похожа на фокус или волшебство.
Раздувание
Очень веселое занятие, которое заставляет работать воображение и раскрывает творческий потенциал. Техника пригодится для создания красивых узоров, растительных мотивов или любых линейных изображений. Надо поставить кляксу на бумаге и с помощью обычной коктейльной трубочки раздуть ее в разные направления, пытаясь создать желаемый образ.
Используем губки
Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и однообразных занятий. Все что потребуется для создания шедевра — поролоновые губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.
Разбрызгивание
Что может быть проще? С помощью обычной зубной щетки или кисти с жестким ворсом можно создать удивительный и, самое главное, уникальный фон для дальнейшей работы. Детям предлагается макнуть щетину щетки в краску и с помощью пальцев разбрызгать цвет по листу. Получаются яркие кляксы, которые потом превращаются в необычную композицию. Привычные краски можно заменить на зубную пасту или фруктовый сок — так будет еще веселее.
Креативный песок
Надоели обычные краски? Тогда будет полезны занятия по развитию речи через рисование песком. Песочная анимация — это не просто детский досуг, а настоящее творчество, создание новых форм и сюжетов, мощный инструмент развития мелкой моторики рук и, как следствие, речевого аппарата. Заниматься таким хобби можно дома, на пляже и в песочнице — фантазия безгранична.
Для профессиональных уроков используется специальный песок, который в домашних условиях можно заменить на обычную манку. Рисуем на ровной поверхности — пальцами создаем узоры, изображаем персонажей и житейские ситуации. Плюс в том, что здесь разрешено ошибаться — в любом случае можно начать заново.
Пуантилизм
Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук, но также прививает усидчивость и внимательность.Создается эскиз карандашом (или используют готовые шаблоны), схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, точечно раскрашивают композицию.
Пластлинография
Мало кто знает, что пластилином можно не только лепить, но и рисовать. Такое занятие положительно влияет на Р, помогает его всестороннему развитию. Тактильная активность запускает работу речевых центров мозга, а непринужденное общение, обсуждение форм и предметов расширяют словарный запас, помогают крохе проявить свои знания и умения на практике. Все что потребуется для упражнения — лист бумаги, пластилин и карандаш. Сначала намечаем композицию, а затем с помощью пластилина заполняем пустоты.
Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное влияние рисования на развитие речи: каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга. Интересные творческие задачи помогут юным художникам раскрыть свои таланты, узнать о новых изобразительных материалах и получить яркие эмоции! Попробуйте разнообразить детский досуг и сразу увидите результат — кроха будет в восторге.
Это все на сегодня, не забудьте подписаться на обновления и показать статью друзьям — полезной информацией нужно делиться. Желаем вам творческих успехов
Источник
Знаете ли Вы, что рисование – это первая художественная деятельность, которой ребёнок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто веселое занятие, а сложный процесс, в котором мысленному образу или чувству придают видимую форму.
Рисование – одно из самых любимых занятий детей в нашем детском саду “Always You”. Рисование необходимо детям, чтобы полноценно развиваться, а нам, как воспитателям, рисование помогает больше понять каждого ребёнка. Потому, что по цветовой гамме рисунков, можно сделать выводы о проблемах ребенка. Преобладание серых и черных тонов, в рисунках, говорит об отсутствии жизнерадостности и пониженном фоне настроения, о большом количестве страхов, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Яркие, светлые и насыщенные краски свидетельствуют об активном жизненном тонусе и оптимизме.
Рисование влияет на РАЗВИТИЕ РЕЧИ. А это и является основной целью в нашем детском садике. Поэтому, я расскажу вам, дорогие читатели, как связана речь ребёнка и рисование. Итак, начнём!
Во-первых, рисование стимулирует развитие ВОСПРИЯТИЯ в детском возрасте, заставляя ребенка изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что также способствует развитию МЫШЛЕНИЯ, так как все психические процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Таким образом, по рисункам ребенка можно сделать выводы о развитии моторики и интеллекта.
Особенно большое значение в нашем детском саду мы придаем связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.
В раннем возрасте ребенок во время рисования проговаривает свои действия («сейчас я возьму синий карандаш и нарисую…»), что помогает ему их осознавать и лучше координировать. Наши воспитатели очень внимательно слушают рассказы детей о своих рисунках, задают наводящие вопросы о героях, сюжете и деталях изображения, тем самым стимулируя развитие связной речи и словарного запаса.
Речевая (и мыслительная) деятельность малыша активируется и при простом рассматривании готовых картинок. Дети охотно сочиняют по ним целые истории, причем развитие сюжета определяется именно рисунком.
Мы обучаем детей придумывать сюжет для своего рисунка. Многие дети, привыкнув, что на занятиях по рисованию дается определенная тема или пример, начинают испытывать трудности при самостоятельном выборе сюжета. Мы, как воспитатели, помогаем детям в этом. Для этого, в своей работе с детьми, обращаем внимание детей на происходящее вокруг и просим озвучивать все, что они видят. И, таким образом, постепенно приучаем ребёнка к тому, что каждое интересное наблюдение может лечь в основу нового сюжета для рисунка. Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать, также, объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект. Это очень полезное для развития мышления и речи.
Чем разнообразнее и богаче жизненные впечатления ребенка, тем ярче и необычнее будет его фантазия. Поэтому мы устраиваем выставки из детских и совместных работ, придумывая названия картин. Такие выставки помогают нам развивать речь детей, когда они коллективно обсуждают выставленные работы и видят итог своих занятий рисованием.
Мы никогда не забываем, что мышление детей первых лет жизни преимущественно образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс “сцепления” ассоциаций. Кроме того, наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов.
Еще до того, как ребенок начнет изображать что-то конкретное, он уже «рассказывает» о своих каракулях и видит в них знакомые образы. Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.
Мы против «молчаливого» рисования. «Молчаливое» рисование развивает речь менее интенсивно, образы беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Чтобы этого избежать, мы рисуем вместе с детьми. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.
Особый интерес у ребенка вызывают нетрадиционные техники рисования. Они не требуют от ребенка больших умений и навыков, работа с новым материалом почти всегда вызывает огромное наслаждение. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивать воображение, дает полную свободу для самовыражения и очень хорошо влияет на речь детей.
Сегодня мы затронули лишь одну грань развития творчества и поддержки талантов – это рисование. Но ведь есть ещё и музыка, пение, способность мастерить и многое другое, что может развивать речь вашего ребенка. Поэтому, что бы вы не делали, чем бы вы не занимались со своими детьми, всегда озвучивайте это и заставляйте детей много говорить. Уважаемые родители, помните, наша задача – создать для детей все условия для раскрытия их речевых способностей!
Желающие узнать дополнительную информацию о логопедическом
детском садике “Always You”, могут позвонить по телефону
(916) 4129998.LIC# 343618493
Источник