Влияние речи на развитие памяти ребенка

Развитие речевой памяти и её влияние на совершенствование

речи младшего школьника

Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности – одна из важнейших, на мой взгляд, проблем начальной школы. Научить ребенка говорить – значит научить его мыслить.

Трудности детской самостоятельной речи объясняются как раз неразработанностью оперативной речевой памяти. Запоминание есть результат определенной активной деятельности человека с запоминаемым содержанием. Запоминается то, что вызывает интерес, обусловлено необходимостью. Влияют на запоминание установка на длительность сохранения запоминаемого, эмоциональное состояние, подготовленность к восприятию; чувство ответственности и многое другое.

Речевое запоминание требует мобилизации всех видов памяти: образной, смысловой, эмоциональной и двигательной, – в соответствии с запоминаемым материалом. Основное условие действенного длительного сохранения в памяти – это осмысление текста, понимание его и усвоение рациональных способов запоминания, как фактов внеязыковой действительности, так и слов, моделей словосочетаний, предложений и т.д.

Словарный запас у детей может успешно обогащаться на основе формирования представлений об окружающей жизни. Но для формирования этих представлений нужен достаточный богатый материал восприятий. Сам характер восприятия учебной деятельности детей с каждым днем совершенствуется. Дети овладевают так называемой «реакцией детального видения», что особенно важно для наблюдения окружающего и восприятия читаемого текста. Чтение, навыки которого постепенно совершенствуются, необычайно обогащает внутренний мир ребенка, его представления.

Представления – это воспроизведенные и переработанные образы тех предметов, которые когда-то в прошлом действовали на наши органы чувств.

В процессе познания действительности представления играют важную роль. Они являются необходимой переходной ступенью от непосредственного конкретного отражения объективного мира (в форме ощущений и восприятий) к опосредствованному, обобщенному познанию – в форме отвлеченного логического мышления. Наличие представлений дает возможность оперировать образами предметов при отсутствии самих предметов.

Яркость и точность представлений возрастают под влиянием упражнений. Пути формирования представлений разнообразны. Это развитие наблюдательности детей («зоркость глаза»), совершенствование речевого слуха («чуткость уха»), расширение круга наблюдений и материала чтения. В этом смысле формирование представлений об окружающем мире является ступенькой, ведущей к обобщенным представлениям, затем к понятиям, к системе понятий – знаниям.

Представления, наглядные образы и схемы у человека складываются постепенно. Они «сами по себе непередаваемы, поэтому их необходимо замещать словами». Основная долговременная память на слова формируется в речедвигательном анализаторе. Здесь сохраняется активный словарь, а в слуховом и зрительном анализаторах формируется память на узнавание слов в звуковом и буквенном кодах – это пассивный словарь. Пассивный словарь больше, чем активный. Активное применение слов помогает запомнить их, а также расчленить речевой поток на составляющие его элементы.

Необходимо, чтобы родители стали единомышленниками учителя и продолжали дома работу, начатую им в школе. Психологи рекомендуют использовать серию «Игры с ребенком дома» – семейные игры по развитию памяти. Игры, расположены с учетом их сложности, поэтому желательно придерживаться определенной последовательности:

– кто больше запомнит;

– запоминаем, рисуя;

– цвета;

– форма предметов;

– чей предмет.

Игра «Кто больше запомнит»

Взрослый называет любое слово (например, яблоко), ребенок должен повторить это слово и назвать любое свое. Эти два слова повторяет взрослый и называет свое третье, ребенок уже повторяет три слова и называет четвертое и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок воспроизводит услышанные слова. Игру можно проводить несколько раз.

Игра «Запоминаем, рисуя» так же успешно может быть проведена родителями. От взрослого, который выполняет роль ведущего, потребуется лишь заранее приготовить список из 20 слов, листок бумаги и ручку для ребенка. Взрослый будет последовательно называть эти слова ребенку, а тот должен как-либо зарисовать названное слово. Потом взрослый просит ребенка по порядку назвать слова. Чем больше слов воспроизводит ребенок, тем лучше у него развита память.

А вот игра «Цвета» может быть организована дома родителями несколько иначе. За 2 минуты ребенок должен назвать 10 предметов какого-либо предложенного взрослым цвета (красного, зеленого, желтого, синего, черного, и т.д.)

В заключении необходимо добавить, что процесс обучения ребенка в школе станет более успешным, если у него развиты все виды памяти.

Советы ученикам и их родителям:

1.Усталость и утомление – враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.

2.Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение, при подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся.

3.Лень – злейший враг памяти. Постарайся избавиться от лени. Причиной забывчивости часто бывает леность вспоминать забытое.

Источник

Влияние речи на развитие памяти ребенка

VI. ,

1. . , , ” “. , , , , , .

. , , , . [ :] ” “. , , , , . : ” , “.

, , , , , , . , , * . , , , , , .

* ()

, , : ” , . , “*. , . , , , , .

* ()

, , , , , , ( ) , -. , , , , . , , .

, , – . , : , . . : ” “.

2. . ( .) – , , ( ) . *, , , – , . , , , , , . , , . , , .

* ()

, . ( ) ; – “”, , . – , , , . – , , , , , , , , . , , (” “), ” ” . , , . , ÿ – , . ., , ÿ . , , , . , , : ” -… … “. : ” ” (, ).

” “, : “Watcikesiyagicisawa!” ähinacti witämatcini ( : “”, ” “).

Wätci ( utci) “”, “”, “” . ., kesia ; gi – , : “”, “” . .; ici “”, “”, . .; isä wa – . – : ” “, , , . . – , , : ” “. , . .

: ä – , , “”, ; hi – “”; , . ., ; ã – – tsi – -. : ” “. (witämatcini wi , . ., ä – , , . .; – , ã – – , tci – -, ni . – “”. , *.

* ()

, , , : 1) (. . , ) , ; 2) , (. . , ) , . .

. , , , , ( ). , , , ; , , -. utci (“” “”, “”, “” . .). wa, utciwa, ” “.

, , , (, , ) . – ” “. , “”, , , , , , , . “” , , – , , , utciwa : ” “. : ” “. .

, , , , . otä , , . . (, ). u-mani ( ) “”, – . , utotamani utotäma (: “ÿ”), : ” – “. , , . ” “. , : ” “, ” “, ” ” . .*. . ., utotäma . , ” “, -, -, “”, “” . ., “” ; -, , , , -, . “”, ” “, , ” “, .

* ()

* , , , . , , , . , , , . rnata. . – – : “, , , …” – ta – “”. : “”, ” “, ” “, ” “, ” ” . ., . , , . ? : “”, “”, “” ( , , , , ). , , : “”, , , (, “” tagata “”, ta), , . mata , . : Matamata (: ” – “) – , , . . Mata’u ( ” “, ‘ , . .) – , , , , , ( , ). Matapua’a (: ” “) – , . . (, , , : , ). Matavale (= ” “) – , , . Matamuli (muli = “”, “”; , ), ” “, . . . Maiapeapea (: “? ?”) – , . Mataupu (upu = “”, “”) – . .

* ()

, , , , ( ) , : , , , . , , – “” – “” . *. . : “”, “”, “”, “”, “”, “”, “”; “”, “”, “”, “”, “”. , , , (, ) ( ), ( “” “”). ni. , , , – nwa, – ni. , , nwa (= “”, “”) .

* ()

ni, . . . : “”, “”, “”, “”, “”, ” -“, “”, “”, “”, “”, “”, “”, (“”, “”, “”, “”), “” (“”), ” “, “” (“”, “”). “”, (“”, “”, “”, . .) , , .

ni , , ni, – :

, . .; , , . .; -; , , , , .
, , , , , , , , , , , , , , , . “”, “, “, “”.

, . , , “” *.

* ()

, , , , : “” “”?

3. . , , : Hand – , – ta, – , gua; : sagen – , -, , , ta; sprechen – gi, gia, erzählen – ta. “” “”, “”. : , , . . .

, . , : “” “”. , , , tacu (cu = “”, “”, “” . .; tacu = “”), tautau ( – “”, “”; tautau = ” ” – ” ” – “”, “”), taumatau (= ” “) . . ta, , , tacu atu “” “”. ” , , , , dico – “”, a indico-“”.

, “”, “” . ., “”. (“” = “” = “”). , , , – “”, a noi= “”. ; , , “”, “”, “”. *.

* ()

, , . , : ” “. :

nkon ni e′ naňki.

– : nk = “”, “”, “” . .; n – ; ni = , . . ′ = “”, ′ – , , . , naňki , , . . , : ” …”. , , , ( , : “”, “”, “” ; “” ), (“”, “”) ( “” , ). : ” ” – , ” “. , , : , .

, : ” “, – : ‘ le tagata Penei toalua ona atalii, -, , : Der Mann… dieser… es… zwai seine Söhne. , , (, , 1 = ille = ‘est). : ” , – “. , . . .

. , , : ” , “. : ” , . , . , , , , . , , – . : , , “*.

* ()

, , ( ) , – . . , : .

4. . – , -, – : , , . , .

. : , . , !. , , .

, : , . . , , , , . , , . , – , , , . , : ” “, , , : ” “, – , , . , .

– ÿ, . , ÿ : ” “. ÿ ÿ , : ” “, . . ” , “. , : ” ” – , . , , , , , , , , , , , , tzar. , : , , , . , , , – , .

: ” ” ( ÿ). “” : “, , (), “; “” – : “, “; “” – : “, , “. : ” “, . . ” , “.

, . , : ” , “. ÿ : ” () – – – – – – “. : ” ( ) , , , , , , “. , , – , , – . , , , . , , , – , , , – – .

– -, – , , . , , , . . , , -. , , -, , , , . , , . ., , () – (, ).

, , , , , . : , , . . – . , , , , .

, , , . ., , , , . , . , , , , , , . .

( , , ):

, – , . , , (: “”) , – (: “”) , (= , ) , *.

* ()

. , , : “Ein Lahmer hatte einen Solm”, : ” – ” (-: ” “, : ” – – “). – Moto /, – (), , , “” , “i”, . . . , , , , : “… “. : ” (, ) (“”) -” ( ). : . , , (” – – – “), , , , : ” “, ” “, ” “, ” “, ” “, ” “, ” “.

, , :

: . -. , (= “”) , . : ” – “*.

* ()

, ( – ), , – :

() : , : . – . : *.

* ()

, : , , “”, “” . .; , *.

* ()

, , :

: , () -, – , ,

, : ” , . “*. , , , (. . ) , , . , , ” ” .

* ()

” ” , . : “, , , , . , , : ” “. . , . : “, “. , . : ” …”*.

* ()

. : , , . , , , , , (. . ) , , . , , .

, . . . , , . , . , . , .

, :

1. , .

2. , .

3. , ().

4. .

– , . , , , , .

, , . ” , , . , ” “, , ” “, “, ” ” “. , , , , , .

, , , , , , , , . , , , ( ) .

(, , , ) . . . , , , .

: ” , , , ” (Jaime de Angulo). . , , . :

” , , , . , , , . . . : “, , , -, , “. . , – -. . , – . – . , . , . . : “, – , , ; , . . , , . , , “. . . , . , , , . ? , . , . , . , , “.

, * , . , -. , : , , .

* ()

-, -. , . , , , , . .

. , “” . , , :

“, , . … . , . . : ” ?” : ” – “. .

, . . : ” ?” : ” – “. .

, . . : ” ?” : ” – “. .

, . . : ” ?” : ” – “. .

, . . :” ?” : ” – “. .

, . . ” : ” ?” : ” – “. …

, , , , , , , . “.

, , , : ” ?” , , – , , . , -. “” , . – , , . . , “”, . . .

, , , , . , . , . , :

” – . . . , . . . , . . – , , . .

– . . , . : ” , . . . . ?” . : ” . “. . . . . : ” . ?” : ” “. “, – , , – . “.

. . : “, “. . : ” “. : “! !” . . , . , . . , : “, . “. , .

: ” “, : “, “. . . , . : “, “. . “, “. , . , . . , . . . , : “, . . , , “. : ” . , , …”*.

* ()

5. . , , , , . : (), (), , , , , , .

, , , , , . , , , , , “” (, . .) , . , , .

, , , , , . : , . , , , di 5 (“”, ” “, “”, “”, “”). , *. , , , , , – . , . , , – – “”. , , . , , , , “” .

* ()

. , : -, , . – , , , *. , , . . , , . , , , , , , n- , , . , , . “” “”, , .

* ()

, : , , , , : , , . .

, , , , . , . , – , .

, , . , – , – , , , , : . , , . . , , , , : , , . , , .

, , -. . , , , , , . , , , , ( ) , (, , . .), . , , . .

, -. , : . . – , , , , , , , . – – , , . . , .

– par excellence*. , . , , . – : , , . – , . , , – .

* ()

Читайте также:  Раннее развитие ребенка первый месяц

Источник

1слайд

Если взять один вид умственной деятельности – речь, то без памяти её будет невозможно развить, а память без мысли – это пустота, т.е. «Пустая голова не мыслит». Все виды умственной деятельности взаимосвязаны между собой.

2 слайд

Основоположниками экспериментального изучения видов памяти является Герман Эббингауз, и основоположником русской педагогики внёс ценнейший вклад Константин Дмитриевич Ушинский.

3слайд

Так что же такое развитие речи?

Это широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением средствами как устной, так и письменной речи, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из этих важнейших компонентов – звукопроизношения, лексический запас, грамматический строй

тесной взаимосвязи. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

4 слайд

· Звукопроизношение – правильное произношение звуков родного языка изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи;

· Фонематические процессы:

1. Фонематический слух

– тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания звуковой оболочки слова (например: различаем звуки [а]-[у], [м]-[мь], [к]-[т], [п]-[б], [с]-[ш] и другие).

2. Фонематическое восприятие

– специальные умственные действия по дифференциации

(различению) фонем, составляющих звуковую оболочку слова (например: наличие или отсутствие звука [а] в слове МАК).

3. Фонематический анализ и синтез

– умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова (например: в слове РЫБА – 4 звука [р]-[ы]-[б]-[а], если соединить звуки [c], [у], [п], то получится слово СУП и т.д.).

· Словарь – словарный состав родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Читайте также:  Побои и развитие ребенка

· Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Грамматика – это система, которая объединяет словообразование, морфологию и синтаксис. Словообразование изучает образование слова на базе однокоренного слова; синтаксис – словосочетания и предложения; морфология изучает граммати- ческие свойства слова и его формы. (То есть, умение грамматически правильно употреблять слова в предложении, согласуя их в роде, числе и падеже.)

· Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Формы связной речи: диалогическая и монологическая

5слайд

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты (нарушения, недостатки) речи преодолеваются легче и быстрее.

6 слайд

Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах.

Как показывает опыт, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Под интеллектуальным развитием ребенка определяется комплекс познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Значение памяти в жизни человека огром­но: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Се­ченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы челове­ка вечно в положении новорожденного.

Так что же такое память?

Память это – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

7 слайд

В качестве наиболее общего основания для выделения раз­личных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизве­дению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соот­ветствии с тремя основными критериями.

8 слайд

Наиболее распространенной классификацией процессов памяти является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида, в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:

• двигательная память – это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать, практические и трудовые навыки;

• эмоциональная (аффективная) память – это память на чувства;

• образная память – это память на образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);

• словесно-логическая (вербальная) память – память на мысли и речь.

9 слайд

Остановимся на краткой характеристики видов памяти.

Все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Рассмотрим характеристики этих четырех видов памяти.

Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, ровно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т.д.

Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.

Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Выделяем два основных фактора: во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения.

Читайте также:  Когда начинается развитие ребенка

Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.

Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т.д.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;

б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу.

В словесно-логической памяти главная роль отводится второй сигнальной системе, поскольку словесно-логическая память и специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти.

Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.

10 слайд – 11 слайд

Наиболее интенсивно вопросы об речевых нарушениях, начали разрабатываться с 20-х годов настоящего столетия. В эти годы отечественные исследователи делали первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения.

Вклад в развитии отечественной логопедии и сурдопедагогики внёс советский педагог Михаил Ефремович Хватцев (1883 – 1977г.г.)

М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга, во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. М. Е. Хватцевым были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органов слуха, расщепления нёба и другие морфологические изменения речевого аппарата).

К функциональным причинам М. Е. Хватцев объяснил учением И.П.Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчёркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин.

К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Важную роль М. Е. Хватцев отводил социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

12 слайд

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно логического мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В ходе индивидуального развития ребенка именно речь перестраивает все психические процессы, становится ведущим средством общения и развития мышления. Речь – это многоуровневый, разносторонний процесс, состоящий из различных компонентов, взаимовлияющих друг на друга.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Особое внимание при обследовании интеллекта логопед и психоневролог уделяет уровню развития основных видов познавательной деятельности.

Если познавательные (психические) процессы: восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.

Список используемой литературы

1. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова.  М.: Просвещение, 1967.  300 с.

2. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.  М.: Просвещение, 1971.  415 с.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология.  М.: Учпедгиз, 1960.  328 с.

4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Сост. И. В. Дубро­вина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. – М., 2008 г.- С. 215

6. Гиппенрейтер Ю. Б., В.Я. Романова Психология памяти и речи- М.: “ЧеРо”, 2007 г. – С. 816

7. https://studentline.ru/work/274/37266/

Источник