Влияние развития мелкой моторики на речь ребенка
Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников
“Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев…”
В.А. Сухомлинский
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.
Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”, “Рука – это инструмент всех инструментов”, – заключал еще Аристотель. “Рука – это своего рода внешний мозг”, – писал Кант.
Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Мелкую моторику рук развивают: пальчиковая гимнастика; упражнения с массажным мячом; пальчиковый театр; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; пластилинография; игры моталочки; игры со счетными палочками; ниткография; вырезальный тренажер; рисование пальчиками, ладонью; игры с предметами домашнего обихода:
*с макаронными изделиями, с крупой
*с прищепками
*с резинками, бусами, заколками;
Упражнения с использованием бумаги, бумажных салфеток, ваты; игры с песком и водой.
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
Источник
Людмила Тютимова
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста
Ф. И. О. Тютимова Людмила Анатольевна.
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста»
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста 3
Список использованной литературы 14
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста
Аннотация: Данная статья содержит информацию о взаимосвязи развития моторики руки и речи ребёнка дошкольного возраста. Представлены конкретные рекомендации, упражнения. Статья представляет интерес для воспитателей детских садов, родителей.
Ключевые слова: мелкая моторика, дошкольный возраст, речь, развитие речи.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук дошкольников не теряет своей актуальности. [2]
Еще век назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка. Ученые – физиологи подтвердили практическое наблюдение, установив, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу и проекция кисти руки занимает почти треть площади участка коры головного мозга, отвечающей за двигательную активность. [4]
Стимуляция центра, отвечающего за движение пальцев, приводит к активизации процессов в речевом центре. Таким образом, развитие ловкости пальцев нужно нам не только для того, чтобы правильно держать ложку и карандаш, но в первую очередь для того, чтобы у малыша происходило правильное и более быстрое формирование речевых навыков.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детейбыла выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. [3]
Язык – совершеннейшее орудие социального общения людей – в наших условиях является могучим фактором развития культуры. Наши дети должны владеть этим орудием. Мы должны позаботиться о том, чтобы их речь была ценна не одним гладким внешним построением, а ее содержанием, претворяющееся в убеждение и дело, должно быть в полном соответствии с содержанием нашей эпохи.
Поэтому целью данного опыта является развитие активной речи детей через развитие мелкой моторики рук. Пальчиковые игры, игры – сказки, физические минутки, артикуляционная и дыхательная гимнастика помогут развить навыки, без которых невозможен процесс формирования речи.
В МБДОУ №42 “Черемушки” у детей у кого в больше, а у кого в меньшей степени наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур, нарушено произношение и различение звуков, плохо усваиваются навыки словопроизношения, словообразования, словарный запас отстает от возрастной нормы как по количественным, так и по качественным показателям; недоразвита связная речь с первично сохраненным интеллектом.
Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, повышенная раздражительность, обидчивость, некоторым присуща агрессивность.
В работе по развитию мелкой моторики дошкольниковя руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
2. Принцип поэтапности. Занятия составляются с учётом возрастных особенностей ребёнка.
3. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.
4. Принцип наглядности обучения. Тщательно продумываются дидактические цели, использование наглядности, методика показа, количество наглядного материала и последовательность демонстрации.
5. Принцип интегрированности. Используются различные методы в работе с детьми, осуществляется интеграция упражнений и разные виды детской деятельности.
6. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.
7. Принцип прочности, заключающийся в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.
Все мероприятия делятся на три этапа:
1-й этап. Упражнения для кистей рук.
2-й этап. Упражнения для пальцев рук.
3-й этап. Использование различных пальчиковых игр с элементами оригами; техника — тестопластика; различные виды театра — театр «Петрушек», «театр рукавичек»; «театр пальчиков»; произведения устного народного творчества, использование счетных палочек, пуговиц, пробок и так далее; средства для массажа рук – это грецкие орехи, шарики, детские грабельки и деревянные бигуди, прищепки, сухой бассейн с фасолью, сухой бассейн с песком и ракушками, колечки Су- Джок, природного материала.
На первом этапе дети учатся выполнять сгибательные и разгибательные движения кистей. Для этого я использовала игры с кусочками поролона, резиновыми грушами, кольцами, игрушками из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно в руке).
А также упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением, игры с песком и водой, упражнения в пальчиковом бассейне, дидактические игры; тренажёры с прищепками, тренажёры на прокатывание.
Я активно использовала массаж кистей рук, способствующий снятию напряжения, тревожности.
Когда движения кисти стали уверенными, точными, я перешла ко второму этапу, направленному на развитие различных типов захватывания – кулаком, щепотью, умение выполнять различные действия пальцами (расставлять, сжимать пальцы вместе, выделять один палец).
Отрабатывалась согласованная работа обеих рук детей с помощью игр с использованием пальчикового бассейна, («Спрячь руки!», «Найди игрушку!»). Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением; игр с песком; пособия «Золушка»; тренажёров с пробками; трудовой деятельности; игр с магнитами; упражнения на проталкивание; упражнений на шнуровку; упражнений с водой.
Особый интерес дети испытывали при работе с различной крупой. Крупа применяется при изготовлении различных поделок, в играх, развивающих мелкую моторику. Для совершенствования тонких движений кисти педагогом используется пособие «Золушка» (дети перебирают перемешанную крупу, “Письмо на крупе”.
Ежедневно проводила с детьми пальчиковую гимнастику, чтобы корригировать движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций. Упражнения подбирала таким образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
Также в работе по развитию мелкой моторики я использовала и сенсорные тренажёры с пробками, предложенные Е. В. Полозовой. Основное отличие этих тренажёров от дидактических пособий в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Работа с такими тренажёрами включала в игровую деятельность.
Благодаря развивающим тренажёрам, осуществляется не только сенсорное развитие, но и формируется наглядно – образное мышление. С помощью тренажёров отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку.
Выполняя ежедневные тренировки, меняя мотивацию игровой деятельности, мне удалось подвести детей к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособиям.
Постепенно я стала наблюдать положительные результаты работы: пальчики у детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения. Положительна динамика развития мелкой моторики, позволила мне перейти к следующему этапу работы. [1]
Я использовала следующие виды упражнений:
1. Дайте ребенку граненый карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
2. Игры с пирамидами, с кольцами. Научите малыша надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трех пальцев (не зажимая в кулак). Нанизать колечки на веревку, на шнурок.Предложите повторить за Вами такие действия:
Три кольца укладываются на плоскости вертикально.Сопровождайте упражнение такими словами: “Одно колечко – в середине, одно – сверху, одно – снизу”.
Три кольца (пять) укладываются горизонтально. “Одно колечко – в середине, одно – слева, одно – справа”.
Пять небольших колечек надеваем по одному на каждый пальчик левой руки, затем – на каждый пальчик правой руки. Надевая,называем пальчики: большой, указательный и т. д. Снимая с пальчиков колечки, укладываем их в горизонтальный ряд.
Поместите на небольшом расстоянии друг от друга пять колечек. Предложите, чтобы пальчики последовательно “прошагали” по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).
3. Игровое упражнение «Укрась дерево».
Добиваться проговаривания движение руки – вверх, вниз, вправо, влево.
Анализ выполнения.
4. Игры с предметами домашнего обихода
5. Игровое упражнение «Извилистая тропинка»
– Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, но в лесу нет прямых дорог, а лишь множество извилистых тропинок…
Выйти из леса мы сможем только тогда, когда правильно “сплетём” тропинки из проволоки; а помогут нам в этом штриховки (выставление образцов штриховки). Самостоятельная работа детей с проволокой.
6. Игровое упражнение «Пробковая мозаика»
Процесс работы с пробковой мозаикой требует от ребенка не только физических, но и эмоциональных усилий, а также происходит массаж пальцев, вследствие ребристой поверхности пробки.
7. Упражнение «С круглой щеткой для волос»
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями,приговаривая:
“У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник”
8. Упражнение «Забавная пельменница»
Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу,летающую над сотами:
“Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?”
9. Игры «С бельевыми прищепками»
Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок.На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
“Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку”
10. Игры- шнуровки Марии Монтессори
– развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
– развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”;
– формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
– способствуют развитию речи;
– развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
11. Сухой бассейн с песком и ракушками
Ребенок опускает кисти рук в тазик, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 – 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
12. Дети старшей подгруппы любят игры со счетными палочками.Например:
• «Цветок для мамы»
• «Рыбки»
• «Дом и ворота»
Все сопровождается художественным словом.К этим играм дополнительно дается задание: «Дорисуй цветок», «Дорисуй рыбку».
13. Очень занимательно рисование кончиками пальцев на манке (манка рассыпана на зеркале). Очень интересны детям пальчиковые игры с элементами оригами.Например: игра «Стаканчики». Цель игры – учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними, совершенствовать точность мелких движений руки.
14. Увлекательная тестопластика. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса.
15. Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений было использовано специальное пособие – «каталог» тканей. Ткани подбирались различные по своему составу и фактуре (атлас, сатин, велюр, шёлк, букле и т. д.). Ребёнку предлагалось ощупать каждый образец ткани, затем рассказать о своих ощущениях и о свойствах ткани,отвечая на наводящие вопросы: «Ткань какая? Прохладная? Гладкая? Скользкая? Шершавая? Плотная?»
В дальнейшем дети распознают образцы тканей с закрытыми глазами. На занятиях продуктивной деятельностью, особенно на занятиях лепкой, успешно разрабатывается мускулатура рук, тонкие движения кисти.
11. Сухой бассейн с песком и ракушками
Ребенок опускает кисти рук в тазик, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 – 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
12. Дети старшей подгруппы любят игры со счетными палочками.Например:
• «Цветок для мамы»
• «Рыбки»
• «Дом и ворота»
Все сопровождается художественным словом.К этим играм дополнительно дается задание: «Дорисуй цветок», «Дорисуй рыбку».
13. Очень занимательно рисование кончиками пальцев на манке (манка рассыпана на зеркале). Очень интересны детям пальчиковые игры с элементами оригами.Например: игра «Стаканчики». Цель игры – учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними, совершенствовать точность мелких движений руки.
14. Увлекательная тестопластика. Работа в этой технике способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, чувства ритма и такта, художественного вкуса.
15. Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений было использовано специальное пособие – «каталог» тканей. Ткани подбирались различные по своему составу и фактуре (атлас, сатин, велюр, шёлк, букле и т. д.). Ребёнку предлагалось ощупать каждый образец ткани, затем рассказать о своих ощущениях и о свойствах ткани,отвечая на наводящие вопросы: «Ткань какая? Прохладная? Гладкая? Скользкая? Шершавая? Плотная?»
В дальнейшем дети распознают образцы тканей с закрытыми глазами. На занятиях продуктивной деятельностью, особенно на занятиях лепкой, успешно разрабатывается мускулатура рук, тонкие движения кисти.
Поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений на развитие мелкой моторики позволяет последовательно развивать разные движения рук, способствует активному познанию окружающего мира, повышению работоспособности коры головного мозга, что существенно ускоряет общее развитие ребёнка.
Одним из обязательных условий, повышения эффективности процесса развития мелкой моторики дошкольников, является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые взаимодействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения.
Для родителей оформлены папки-передвижки по теме:
1. «Развиваем пальчики – развиваем речь»;
2. «Серия пальчиковых игр»;
3. «Ладошки множество детей сердца согреют всех людей»;
4. «Вместе весело играем». [5]
Использование игр в домашних условиях позволяет закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки. Полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса дает возможность добиться положительных результатов.
Таким образом, для успешного процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствования развития познавательной активности, развития речи, творческих способностей детейможно выделить следующие рекомендации:
1. Выполнение упражнений должно быть регулярным.
2. Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
3. Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
4. Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
5. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
6. Ребенку предлагается простая, короткая, точная инструкция.
7. Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
В результате речь дошкольников стала богаче, активней; возросла активность и самостоятельность детей в играх; развилась музыкальность; возрос интерес к фольклору; расширились знания об окружающем мире.
Список использованной литературы
1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
2. Волокитина Т. В., Гусевa Е. А. Вопросы изучения, воспитания и обучения детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ. Архангельск, 2000.
3. Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержками развития / / Дефектология, 1972, № 4.
4. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому/ М. Монтессори-М.: Карапуз,1998
5. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб., 2000. – 160с.
Источник