Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка

Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка thumbnail

Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения. Выше, давая периодизацию подросткового развития на основе биологического подхода, где созревание и развитие являются основными понятиями, мы рассматривали некоторые их показатели. Остановимся подробнее на этих вопросах.

Понятия созревания и развития тесно связаны с другим понятием – ростом. Обычно под этим имеют в виду биологические изменения, увеличение массы организма за счет увеличения числа и размеров клеток и внеклеточных образований. Рост организма зависит от времени суток, сезонов года и характеризуется биологической ритмичностью. Когда говорят о росте человека – в нашем случае подростка – имеют в виду физические изменения, т. е. длину и массу тела. Это показатели физического развития человека. Обычно физический рост имеет цикличность, определяется наследственностью, зависит от внешнесредовых факторов и определяется многими веками эволюции. Например, авария на Чернобыльской АЭС, по данным исследований, задела южные районы Тульской области. Школьники–подростки стали медленнее расти, у них отмечена недостаточная масса тела по сравнению со своими сверстниками из других регионов России (Екимова, 2002). Физический рост завершается у мужчин в18–20 лет, ауженщин – в 16–18. Особенно бурно рост тела проходит с 12 до 15 лет. Девочки–подростки ниже своих сверстников–мальчиков на 8–11 см.

Не случайно бурные изменения во внешнем облике и в физиологии ребенка ученые предпочитают описывать в выражениях «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм» и т. п.

Созревание – постепенное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков, заложенных еще до рождения человека как биологического существа. Оно начинается во внутриутробном развитии и заканчивается с наступлением биологической зрелости. Созреванию подвержены различные структуры организма: происходят изменения в больших полушариях мозга (он покрывается миелиновой оболочкой), в легких и сердце (увеличиваются объем легких и масса сердца). Вместе с тем на этот процесс влияет не только наследственная программа, но и питание, режим, внешние условия и пр.

Рост и созревание – неразрывные процессы – становятся основой для развития. Развитие – это процесс изменения психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.

К примеру, подростки бурно начинают расти, у них увеличивается окружность грудной клетки. Но масса тела увеличивается медленнее, хотя пропорции тела сохраняются. Поэтому подросток выглядит неуклюже: длинные руки, большие ступни, сутулый, с нарушенной осанкой. Вследствие развития лицевой части черепа изменяется лицо, но выделяется нос. У мальчиков выдается кадык, и голова по сравнению с телом кажется маленькой. С точки зрения подростка, это не вполне привлекательные черты, но они влияют на его поведение и самооценку: в новой обстановке он чувствует себя неуверенно, а потому застенчив. Конечно, подросток начинает сравнивать себя с другими и страдает от несоответствия идеалу.

Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности (о них будет сказано ниже).

Примерно полвека назад был впервые отмечен сдвиг в физиологическом развитии и половом созревании подростка – акселерация (ускорение). Если в прежние времена деятельность гипофиза, передняя доля которого вырабатывает гормоны, отвечающие за рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников), активизировалась в 11–13 и 1315 лет у девочек и мальчиков соответственно, то сейчас это происходит на три года раньше: в 8–10 лет у девочек и 10–12 – у мальчиков. Однако имеет место и противоположный процесс – ретардация,т. е. замедление физиологического развития примерно на 2–3 года.

Все физиологические изменения в организме подростка стали предметом обсуждения ученых различной теоретической ориентации. С точки зрения социологизаторского подхода можно сформировать любую черту личности, если только создать необходимые условия для ее появления. Те, кто придерживаются другого подхода – биологизаторского, полагают, что в личности детерминантой всего является только биологическое, врожденное. Второе утверждение присуще психоанализу. Но и первое и второе мнение не совсем верны. Тем не менее игнорировать значение бессознательного, т. е. врожденного, в формировании личности ребенка и подростка, на чем настаивали представители биологизаторского подхода, не целесообразно. Обратимся к некоторым исследованиям.

Читайте также:  Связь дополнительного образования и школы в развитии ребенка

Основатель психоанализа З. Фрейд все изменения в личности подростка объяснял биологическими законами, которые, с его точки зрения, и создают кризисы, приводят к непослушанию. Поэтому трудности взросления обойти невозможно. Любопытно, что некоторые из представителей фрейдизма доказывали: бурление страстей служит признаком нормальности подростка, а отсутствие такого бурления становится признаком задержки психического развития. Например, А. Фрейд считала, что само по себе аномально быть нормальным в подростковый период. Очень многие реакции в подростке фрейдизм объяснял инстинктами. Например, агрессивность понималась как проявление инстинкта донатос (смерти и разрушения), если подросток не находил достойного сексуального замещения.

За рубежом и в нашей стране в последнее десятилетие стала популярной идея о том, что агрессивность подростка влияет на его социальное развитие и имеет последствия во взрослой жизни.

В Швеции были проведены исследования школьников–подростков в возрасте 10–15 лет. Мальчики с ранней агрессивностью и непоседливостью (гиперактивностью) совершали больше правонарушений и антиобщественных действий при переходе в юность – следующий жизненный период. Кроме того, раннее непослушание оказалось связанным с другими проблемами уже взрослых людей. Выяснилось, что существует прямая зависимость между ранним непослушанием и неуживчивостью (или другими взрослыми проблемами, такими как алкоголизм, суицидальные намерения и иные психиатрические диагнозы).

Другой подход, также традиционный, перепады настроения и непредсказуемость поведения подростка объясняет иначе. Представители культурной антропологии М. Мид и Р. Бенедикт доказали, что в культурах, где подростки рано принимают на себя обязанности взрослых, не происходит кризисов, нет и непредсказуемости в их поведении. К примеру, китайские подростки из Гонконга имеют меньше конфликтов с родителями, чем их сверстники из западных культур. Ученые объясняют это особенностями культурных традиций и хорошей адаптацией. У подростков, которые плохо приспосабливаются к меняющимся условиям, «буря и натиск» проявляются и на следующем этапе. Кроме того, Мид показала, что наличие кризисов и конфликтов не является неизбежным. Существует гармонический, бесконфликтный переход от детства к взрослости. Изучив подростков Самоа, она описала условия жизни и воспитание девочек. Наступление половой зрелости не является для них важным фактом, поскольку племя решает, стоит ли готовить их к брачной церемонии.

С точки зрения Р. Бенедикт, есть два типа перехода от детства к взрослости: 1) между детскими обязанностями и способами поведения взрослых существует разрыв; 2) нормы и требования к детям и взрослым схожи.

Представляет интерес портрет современного нормального подростка, составленный американскими психологами Р. Герригом и Ф. Зимбардо. Они просили подростков выразить согласие с предложенными утверждениями. На первом месте оказалось утверждение «При нормальных обстоятельствах я чувствую себя спокойно». C ним согласились 91 % подростков. Довольны жизнью и обычно владеют собой – по 90 %. Чувствуют себя сильными и здоровыми 86 % подростков, счастливы 85 %, способны радоваться любой шутке, когда плохое настроение, 83 %.

Немецкий психолог и философ Э. Шпрангер рассматривал подростка в культурном аспекте. Он стремился доказать, что переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в деятельности «Я». Подросток в этой связи движется к объективному духу истинности, полезности, самовыражению, общественной деятельности, власти как к ценностям и смыслу жизни. Подросток «врастает» в культуру тремя способами. Первый – резкий, бурный, кризисный. Это своего рода второе рождение подростка, когда он понимает свое «Я». Второй – плавный, постепенный, бескризисный. Подросток приобщается к культуре и взрослой жизни без потрясений. В третьем случае он начинает воспитывать себя сам, так как обладает высокой сознательностью.

Исследования других ученых, например М. Мид, показали, что биологические факторы у всех подростков в разных культурах остаются неизменными, а изменениям подвержены прежде всего интересы и направленность личности. Было установлено, что подростки в культурах Запада и Востока значительно различаются психологически Б. Заззо, изучая подростков–буржуа и подростков–рабочих, обнаружила существенную разницу между ними: вторые взрослели иначе, их беспокоило и тревожило совсем не то, что их сверстников из обеспеченных семей. Это беспокойство было обусловлено разным социальным положением подростков.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка интересно

Исследования М. Кле также показали, что процессы развития обусловлены обществом и связаны с развитием тела, мышления, с социальной жизнью и самосознанием. Ученый отождествлял развитие подростка с развитием юноши и полагал, что это последовательное изменение тела, мышления и его самосознания.

Таким образом, социальные обстоятельства определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей взросления и особенности перехода от детства к взрослости. То есть в личности подростка чисто природное наполняется социальным и психологическим содержанием, а чем становится та или иная природная особенность, зависит от выполняемой деятельности (например, высокий рост может побудить заняться баскетболом).

Итак, главное в подростке одни ученые видели в биологических, естественных особенностях, другие – в социальных условиях его жизни. Между тем независимо друг от друга они не проявляются. На это обращала внимание Л. И. Божович, полагавшая, что биологическая особенность на каждом этапе выступает с приобретаемой социальной в единстве и по–новому.

Что лежит в основе периодизации подросткового возраста и какие особенности подростка непременно следует отметить? Мы будем опираться на критерии, разработанные отечественными психологами.

Психология bookap

Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский выделил основные новобразования подростков, выявил социальную ситуацию развития, где происходит формирование личности в ведущей деятельности, каковой является учение, сделал акцент на отношениях взрослых и подростков, занимающих в мире взрослых определенное место. На последнее положение следует обратить особое внимание, потому что путь к взрослому состоянию лежит через обретение определенных прав и выполнение конкретных взрослых обязанностей.

Обратимся к особенностям развития всех систем организма подростка.

Источник

Пока интернет пополняется мемами о совместном времяпрепровождении детей и родителей дома, каждый из нас продолжает жить свою жизнь, внутри своей семьи. И адаптироваться.

Бывает безумно сложно. Потому что в «замкнутой реальности» число конфликтных ситуаций с ребенком, как правило, растет:

· ребенок протестует и не хочет решать проблему, «нет» на все;
· не слушается или «как будто не слышит»: ноль реакции на слова и просьбы;
· устраивает истерики, кричит и громко требует.

Чаще всего мы ищем причины с помощью психологии. Что-то меняем в себе, пробуем новые способы коммуникации, пытаемся с ребенком договориться.

Сегодня предлагаем Вам немного другой подход. Поговорим о физиологии детей.

Олег Леонкин
детский реабилитолог, кинезотерапевт, иппотерапевт, специалист по сенсорной интеграции и детскому массажу. 25 лет опыта, из них 18 ― с «особенными» детьми. Отец 5-х детей.

Как физиология влияет на поведение?

На поведение ребенка влияют физиологические особенности, особенности его восприятия (работы сенсорных систем), возрастные и индивидуальные потребности и еще несколько десятков факторов.

Физиологические причины не всегда очевидны.

Например, небольшие сложности с кровоснабжением мозга или родовая травма могут быть скомпенсированы и в обычном состоянии никак не проявляться. Но в момент нагрузки у ребенка резко наступает истощение.

Тогда он начинает искать способы себе помочь: бегает, стоит на голове в прямом смысле, кричит. Или ребенку нужны мощные, телесные ощущения.

Ребенок редко может объяснить, что конкретно для него нужно сделать. Поэтому он просто провоцирует на мощное поведение другого.

Если рядом есть другие дети, то начинает толкаться, драться. Родителей всеми способами выводит из себя: кидается на пол, выгибается, убегает в самый неудобный момент.

У каждого поведения есть причина и спусковые механизмы. И эти причины нужно найти.

У нас есть сенсорные системы — это наши зрение, слух, ощущение своего тела в пространстве и т. д. Через них мы получаем информацию. От того, насколько качественно мы ее получаем и обрабатываем, зависят наши реакции. То есть поведение.

Давайте посмотрим на примерах, как особенности физиологии отражаются на поведении.

1. Истерика, протесты, крики как способ компенсировать слабый мышечный тонус

В практике Олега Леонкина встречается очень много гипотонических детей. Это «обычные», здоровые дети, у которых в разной степени снижен мышечный тонус.

К чему это приводит?

Такому ребенку, чтобы совершить какое-то действие, необходима дополнительная встряска. Крик, истерика, протест — это способы повысить свой тонус.

— Пойдем гулять?
— Нет!

Потом ребенок идет на улицу. И там все нормально.

— Будешь кушать?
— Нет! Ничего не буду! Не хочу! Нет!

Читайте также:  Значение игрушки в развитии ребенка дошкольного возраста

Но через какое-то время садится и ест. Хорошо ест, с аппетитом.

Дело не в том, что ребенок не хочет гулять или есть. Дело в том, что ему необходимо повысить свой тонус до нормального, чтоб совершить это действие.

Такому ребенку могут быть нужны сильные телесные ощущения. Но он не скажет: «Мама, я проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что меня необходимо обнимать не менее 60 минут ежедневно и массировать здесь и здесь».

Даже взрослые не всегда осознают свои истинные потребности. Поэтому в данном случае мы сталкиваемся с тем, что ребенок толкается, задирает других детей, пинается.

Поняв причину, можно работать с тонусом ребенка. Что постепенно приведет к изменению поведения.

2. Ребенок постоянно бегает в новом помещении

Причиной может быть работа зрительного анализатора. Речь об «обуженном» (ограниченном) зрении.

Один из маркеров такого зрения — постоянный бег в новом пространстве. Обратите внимание, именно в новом.

Из-за особенностей своего зрения ребенок не может воспринимать все пространство. А ему надо его изучить. И он начинает бегать. Чтобы все попало в его ограниченное поле зрения.

А теперь представьте, класс пришел в музей или ребенок пришел на занятие.

Все сидят, стоят, а ему нужно двигаться. Он начинает бегать. И никакие уговоры не помогают. Как он будет выглядеть? Как учитель отреагирует на такое поведение? Как одноклассники и одногруппники будут реагировать?

3. Ребенок подходит слишком близко к другим при общении

Он это делает в силу особенности работы своего зрения. Снова мы возвращаемся к зрительному анализатору, к работе сенсорной системы.

Но как все выглядит со стороны?

Один ребенок подходит близко к другому. Тот его отодвигает или отталкивает. Возникает конфликт. Подходит ко следующему. Ситуация повторяется. К третьему. Снова конфликт.

Реакции окружающих могут сформировать у ребенка установку, что с ним что-то не так, что его не принимают, он хуже других, он отличается.

Это формирует новое поведение — нежелание общаться с другими, ходить в школу, проблемы с учебой и т. д. Такое поведение закрепляется.

Что может указывать на проблемы со зрительным анализатором:

· вынужденный поворот или наклон головы;
· небольшое кручение головы, движение немного похожее на тик;
· постоянные промахи (поставил что-то мимо, поставил на край, насыпал сахар, половина мимо);
· проблемы с чтением;
· слишком близко подходит к объектам или людям;
· зажмуривается на 1-2 секунды, трет глаза, как будто «перезагружается».

Таких маркеров довольно много. При особенностях работы слухового анализатора они другие. При сложностях тонической регуляции — третьи. Но, как правило, эти проявления можно найти. Надо только понимать, как.

Зная, как физиология связана с поведением, мы можем гораздо быстрее помогать ребенку справляться со сложным поведением. Ведь для ребенка оно часто не менее дискомфортно, чем для родителей.

Всегда ли сложности в поведении связаны с физиологией?

Нет, не всегда. Но физиология — это основа.

Сложности на уровне физиологии — это блок-факторы.

Мы можем пытаться корректировать поведение психотерапией или менять себя, но результат всегда будет на несколько порядков ниже, чем при отсутствии блок-факторов.

Поэтому, если сложное поведение у ребенка проявляется снова и снова, Вы уже многократно попробовали разные подходы и методики, но ничего не помогает, есть смысл проверить физиологию.

Подробнее о том, как физиология влияет на поведение ребенка и что с этим делать, можно узнать на онлайн-курсе детского реабилитолога Олега Леонкина «Они не специально. Почему дети так себя ведут и как помочь им и себе (в примерах и упражнениях)»

В лекциях объясняются:

  • Связь сенсорных систем с нежелательным поведением. Как помочь ребенку.
  • Что такое адекватное и неадекватное поведение?
  • Cенсорные системы (зрение, слух, тактильность, проприорецепция, вестибулярный аппарат) и взаимосвязь их работы с поведением ребенка.
  • 4 базовых этапа развития сенсорных систем. Что с ними происходит на протяжении жизни. Как можно влиять на сенсорные системы в 2 года, 10, 20 и 40 лет?
  • Игры, примеры и упражнения для развития сенсорных систем по возрастам.
  • Простые приемы, которые легко вписать в ежедневную рутину семьи, не выделяя на них дополнительного времени и сил.

Источник