Влияние пластилинография на развитие ребенка
Влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики кисти рук у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Сухова Светлана Евгеньевна
Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»
Населенный пункт: Нижегородская область г.о.г. Кулебаки
Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.
Поэтому своим кредо я считаю высказывание этого замечательного педагога: « Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Во ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является: у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
На фоне вышесказанного развитие мелкой моторики рук выступает актуальной проблемой.
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор.
Многие учёные занимались проблемами взаимосвязи общей, мелкой и речевой моторики
Крупнейшие учёные, такие как Павлов, Лурия, Леонтьев пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи ребёнка тонкие движения пальцев рук. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому стимулируя мелкую моторику, мы стимулируем речевые центры, что в свою очередь активизирует речь.
Отечественные специалисты в области художественной педагогики утверждают, что процесс развития мелкой моторики у детей, представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний.
Исследователь детской речи Марианелла Максимовна Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения у первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки.
О значимости руки говорится и в народной мудрости: в загадках и пословицах.
Исходя из выше сказанного, я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику через нетрадиционны техники лепки – пластилинографию.
Задачи достижения поставленной цели:
Изучить практический опыт работы педагогов детских садов.
Выявить уровень развития мелкой моторики у детей при условии применения нетрадиционных техник лепки.
Показать эффективность использования нетрадиционной техники лепки для развития мелкой моторики рук у детей.
Создавать условия для развития кинестетических ощущений, развития силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений.
Ведущая педагогическая идея моего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка в ДОУ.
Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:
– внедрение новых педагогических технологий в работе;
-творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии, стимулировать их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
– постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира.
Важным условием для развития детей является создание предметно-развивающей среды
Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
– специально организованная образовательная деятельность в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (НОД);
– свободная самостоятельная деятельность детей;
– образовательная деятельность в семье
В работе использовала следующие педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии.
Применяла такие методы как динамические паузы, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, игровой самомассаж.
Результатом использования технологии проблемного обучения стало повышение интереса детей к учебному процессу, потребности в самостоятельной деятельности, познавательных и творческих способностей.
Личностно-ориентированные технологии обеспечили комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.
Благодаря использованию технологии сотрудничества у детей стали формироваться такие качества, как сочувствие, отзывчивость, коллективизм.
Технология по созданию портфолио воспитанников.
Но основными в моей работе были игровые технологии. С помощью их я развивала творческие способности детей, развивала речь, память и воображение.
Использовала интеллектуальные игры, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и т. д.
В результате систематического использования игровых технологий, программа на данный момент большинством детей была усвоена на оптимальном уровне.
Повысился темп работы в процессе НОД, возросла активность дошкольников.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи:
Подготовительный.
Освоить приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; овладеть приемом отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами, жгутиков, косичек, выполнение рельефа, наложение деталей; научиться работать на ограниченном пространстве.
Основной.
Научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки, горошки и т.д.) для придания большей выразительности работам; создавать изображения из большого количества деталей, использовать разные детали для создания образа, освоить умение пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции, восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя.
Итоговый.
Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому; сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
Для успешного освоения навыков пластилинографии используются следующие приемы:
Воспроизведение движений в воздухе.
Совместные (или «пассивные») действия.
Работа детей на общем фоне.
Стихи, загадки, вопросы к детям.
Игровая мотивация и педагогическая оценка.
Вся работа с детьми строится согласно перспективному плану. При планировании я опираюсь на времена года, праздники, интересы детей, соблюдение следующих принципов.
1. Принцип развивающего обучения.
Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность, закрепляю у детей знания по цветовосприятию, развиваю эстетический вкус.
3. Принцип свободы выбора.
Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.
При использовании этого принципа особенно повышается интерес к активной творческой деятельности.
4. Принцип личностно – ориентированного обучения заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.
В соответствии с этим, научила детей с различным уровнем творческого развития, следующим важным умениям:
– самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания;
– принимать самостоятельные и ответственные решения;
– планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты, т.е. рефлексировать свою деятельность;
– строить с детьми отношения сотрудничества.
5. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию выразительных образов, знаний детей о мире вещей и природы, обогащение активного и пассивного словаря детей.
Своеобразие и диапазон опыта заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии творческих способностей и формировании мелкой моторики пальцев рук, через нетрадиционную технику рисования – пластилинографию , включая игры и упражнения в различные виды деятельности.
Новизна моего опыта заключается в создании системы работы по использованию пластилиновой живописи в сочетании с другими нетрадиционными техниками рисования, именно в условиях детского сада. Эта система включает в себя методику использования, способы получения новых оттенков и этапы работы в соответствии с возрастными особенностями детей. На каждом этапе ставятся определённые задачи.
Занятия лепкой дают свои результаты. Это видно проводя мониторинг в начале работы, в конце
В результате целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, меняется нажим при работе с карандашом, повысилась творческая активность воспитанников
Дети, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Работы детей стали более интересными, содержательными, идея и замысел богаче. А дети обрели уверенность в себе и начинают чувствовать себя маленькими творцами. Возрос
интерес к изобразительной деятельности, а вместе с ним и желание.
В результате целенаправленной работы, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, меняется нажим при работе с карандашом, повысилась творческая активность воспитанников
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами в детском саду, на собственном сайте и на сайте ДОУ.
В моей работе мне помогает следующая литература.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. – Ж. «Логопед», №4/2007.
Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками. – Ж. «Логопед». №2/2005.
Комаишко С.В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников. – Ж. «Логопед», №1/2007.
Любина Г., Желонкина О. Рука развивает мозг. – Ж. «Ребёнок в детском саду», №4-6/2003, №1/2004.
Одинокова Г. Игры с тестом, развитие умения лепить. – Ж. «Дошкольное воспитание», №2/2007.
Список использованных источников
Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». – СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». – М., 1973 г.
3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000 г.
4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». – М., 1995 г.
5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998 г.
7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». – М., Просвещение, 2006 г.
8. Венгер Л.А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
Источник
Библиографическое описание:
Левочкина, Э. Ф. Роль пластилинографии и тестопластики в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Э. Ф. Левочкина. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 34-36. – URL: https://moluch.ru/th/1//54/2166/ (дата обращения: 22.04.2021).
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность и лепка.
В процессе изобразительной деятельности и лепки дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Изобразительное творчество и лепка дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Изобразительная деятельность в детском саду – эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
«Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста: восприятие – исполнительство – творчество.
Эстетическое восприятие – это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребёнка. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно – выразительными средствами, поскольку невозможно войти в искусство, не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая (конкретные умения и навыки в той или иной области). Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства, сообразно возрастным возможностям и индивидуальным способностям.
Творчество предполагает авторизацию общественного опыта и выражается в создании уникального продукта (рисунка, скульптурной фигурки или композиции).
Наличие самостоятельной творческой деятельности – свидетельство состоявшегося художественного развития ребёнка, поскольку она возникает по его инициативе, отвечает его интересам и протекает без прямого руководства взрослого. Наличие самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самих детей, говорит о влиянии правильно организованного обучения, хороших традиций быта детского сада, благоприятной атмосферы в семье.
Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира. Развитию творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином – «Пластилинография».
Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками.
«Пластилинография» («графия» – создавать, изображать, «пластилин» – материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми (Г. Н. Давыдова).
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей, так как способствуют:
– развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление,
– развитию воображения, творческих способностей;
– развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, развитию самостоятельности, произвольности поведения;
Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.). Все родители хотят видеть своего ребёнка здоровым, счастливым, активным, умным, и делают для этого всё необходимое. Уровень развития достижения ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с его самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Что же такое мелкая моторика – это совокупность действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. По данным исследованиям учёных доказано, что развитие рук находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Ведь известно насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы своего рода – воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощь которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я также использую и занимаюсь тестопластикой, где широко используются пальчиковые игры, гимнастика и массаж пальцев. Лепка – так же является одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное. Воспроизведя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. Развивается так же наблюдательность и детская фантазия. Лепить можно из разных материалов. Одним из экологически чистых материалов является солёное тесто. Лепка из солёного теста – тестопластика, является одним из видов художественного конструирования и мощным способом развития у детей умственного развития, творчества, художественного вкуса и многих других качеств. Тесто – экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Лепкой из солёного теста можно заниматься с года до самой школы, хотя и многие взрослые не прочь полепить из солёного теста. В процессе работы дети знакомятся со свойствами теста, такими как пластичность, вязкость, вес, целостность массы. Постепенно развивается умение владеть солёным тестом. Занятие тестопластикой формируют умение видеть основные формы предметов, синхронизировать работу обеих рук, координировать работу глаз и рук – формировать зрительный контроль за движением своих рук. С помощью лепки происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, стремление к самосовершенствованию. Занятие тестопластикой вызывает у детей только положительные эмоции, желание творить. Тестопластика сегодня актуальна, так как развивает мелкую моторику рук, что способствует развитию речи. Таким образом, данные показывают, что система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна предполагать развитие у детей умения находить оригинальные способы для создания художественного образа, которое возможно через пластилинографию и тестопластику.
Литература:
- Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». М. 2002.
- Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
- Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду» М. 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, развитие речи, развитие, соленый тест, дошкольный возраст, лепка, рука, детский сад, изобразительное творчество.
Похожие статьи
Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка
Речевое развитие дошкольников средствами тестопластики. соленый тест, ребенок, процесс лепки, материал, соленое тесто, природный материал, мелкая моторика, изобразительная деятельность, детское творчество, тонкий слой.
Развитие воображения в изобразительной деятельности детей…
изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная группа…
Технология развития мелкой моторики у детей младшего…
Вывод: занимаясь с детьми изобразительной деятельностью.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста… Очень важно начинать работу над развитием мелкой моторики с самого раннего детства.
Развитие художественно-эстетических способностей детей…
Развитие мелкой моторики у дошкольников через… мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж.
Развитие творчества детей на занятиях по изобразительной…
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста…
Ключевые слова: изобразительная деятельность, игровые упражнения и приемы, дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Пластилинография как средство развития творческих…
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.-М.:АСТ;СПб:Сова, 2006. Ткаченко Т. А. Речь и моторика.
Коллективное творчество в изобразительной деятельности…
ребенок, изобразительная деятельность, творческая деятельность, дошкольный возраст, развитие творчества, впечатление, творчество.
Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее…
изобразительная деятельность, ребенок, окружающий мир, развитие ребенка, развитие детей, изобразительный материал, изобразительная деятельность дошкольников, зрительное восприятие, дошкольное…
Изобразительная деятельность как один из способов подготовки…
изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, умение, лепка, рисунок, процесс рисования, нравственное воспитание, младший дошкольный возраст, дошкольный возраст.
Источник