Влияние педагогического общения на развитие ребенка
Фастова Елена Аркадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №19
Московского района Санкт-Петербурга
Одной из определяющих задач детского сада на современном этапе является формирования общей культуры личности детей, создание эмоционального благополучия воспитанников.
Детский сад — как второй социальный институт после семьи в жизни ребенка, способен научить детей жить в социуме, приобрести необходимые навыки общения, взаимодействия с окружающими людьми.
Общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из глобальных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития, формированием коммуникативных навыков.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
– желание вступать в контакт с окружающими;
– умение организовывать общение;
– знание норм и правил.
Нарушение общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.
Ребенок научается в семье, в детском саду, в общении с взрослыми – педагогами и родителями согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотнося свои действия с общественными нормами поведения.
В детском саду осуществляется обучение основным существующим законам общения: дети учатся искать и находить компромисс между собственными желаниями и интересами окружающих его людей, отстаивать собственную точку зрения и вместе с этим сдерживать себя и свои эмоции в разрешении споров. Воспитание детей в детском саду дает возможность научиться отстаивать свое мнение, путем аргументов, а не слез и истерик, как часто случается дома. В особенности ценным является то, что в коллективе сверстников данные навыки формируются естественным образом, как бы сами собой — в процессе общения и во время игры с другими детками.
Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений, устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже при проявлениях отрицательных действий, поступков. Отношение к ребенку как к субъекту, как к самоценности предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали, раскрытию потенциальных возможностей, творчества и активности ребенка.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнера. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе работы по формированию навыков общения, ребенок начинает понимать, как важно любить окружающую природу, чувствовать её, заботиться о ней, учиться у неё доброте, чуткости, бескорыстию, приобретают умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Постепенно у дошкольника появляются представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации. Понимание собственного «Я» формирует самооценку детей, что способствует правильному оцениванию своих поступков и на их основе различию по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых. У ребенка воспитываются добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье. Дети ценят хорошие отношения и получают радость от общения со своими близкими, проявляют о них заботу и предлагают посильную помощь. Навык общения с взрослыми постепенно и переходит на общение со сверстниками. Дети проявляют заботу и внимание, чувства доброты, чуткости, доброжелательности, соучастие и сотрудничество в процессе общения друг с другом. Ребенок способен научиться управлять своим настроением, проявлять положительные эмоции в различных ситуациях, доставлять радость себе и другим при общении с окружающим миром. Имея представление о поступках и привычках людей, дети в дальнейшем смогут выработать социально значимые мотивы положительного поведения, развить у себя желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности. Не менее важно дать детям знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Это поможет им применять правила этикета в разных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения. Навыки общения так же включают в себя представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек. Дети научаться понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Все эти навыки у детей хорошо усваиваются в процессе игровой деятельности. Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем. Важный момент – выбор игры. Хорошо если игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа существует последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов
При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.
Таким образом,чтобы ребенок вырос и стал полноценной и развитой личностью, он еще в самом раннем детстве должен приобрести опыт межличностного общения, так как без него процесс социализации будет неполным, и вхождение в мир людей станет болезненным. Этот процесс называется развитием социальной компетентности, он является неотъемлемой составляющей в развитии человека,
Список использованной литературы:
1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.– Ярославль «Академия развития» 1996
2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В.- Азбука общения.- СПб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2000
3. Источник: https://psychlib.ru/mgppu/SOo/SOO-001.HTM]
Источник
В данной статье рассматривается влияние характера педагогического общения на психическое развитие детей, раскрываются содержательные характеристики общения в системе отношений учителя и учащихся. Используя методику «Контрольно-оценочная деятельность учителя» И. Ю. Кулагиной, определили, что характер педагогического общения, основывающийся на дружественности, создает ощущение психологического комфорта, стимулирующее деятельность и психическое развитие учащихся. Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.
Знаете ли вы своего ученика? Почти всегда этот вопрос вызывает недоумение. Если вдуматься: что действительно знает учитель о каждом своем ученике, какие качества он считает определяющими успех обучения и воспитания. Знание и понимание ребенка дает в руки учителя «волшебный ключик», позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые ни им самим, ни их родителям ларчики способностей и возможностей.
Учитель, выстраивая взаимоотношения с учащимися, не имеет готовых рецептов, но знание, рождающее понимание, не нуждается в них, наоборот это основа творчества учителя, поисков собственных путей решения всех проблем.
В.А. Сухомлинский считал, что «учитель — это прежде всего человек, который любит детей, находит радость общения с ними».
По своей природе педагогический труд — повседневное общение с детьми — усугубляет любовь к человеку, веру в него. Многочисленные наблюдения за работой учителей, изучение детей в процессе общения с педагогами убеждают, что именно в характере педагогического общения кроются огромные резервы влияния на психическое развитие учащихся.
При построении коммуникативной задачи педагог исходит из обучающей функции, которая является ведущей, но не самодавлеющей, помогает учащимся выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть. Заинтересованность в успехе своего ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации учащегося и его дальнейшему развитию.
Анализируя, в какой степени реализуется в процессе общения с учащимися весь репертуар функций педагогического общения, прослеживая, не подменяется ли информационным срезом весь спектр общения, мы сможем выявить влияние педагогического общения на психическое развитие учащихся.
Цель исследования — это выявление влияния педагогического общения на психическое развитие учащихся.
В состоянии комфортного общения две личности — учитель и ученик — начинают образовывать некое общее эмоционально-психологическое пространство, в котором разворачивается творческий процесс приобщения ученика к человеческой культуре, разностороннего познания окружающей его социальной действительности и себя самого, своих возможностей и способностей. Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.
В методике «Контрольно-оценочная деятельность учителя» И. Ю. Кулагиной прослеживается характер и эмоциональный фон создаваемых учителем на уроке оценочных ситуаций, отражающих отношение учителя к школьникам, специфику их взаимодействия. При анализе результатов диагностики, нами были использованы обобщенные данные пяти учителей, было выявлено, что у всех них сумма баллов в интервале от 28 до 33. Следовательно, стиль общения учителя квалифицируется как демократичный. Ориентация учителей на результативность обучения сочетается с ориентацией на личностное развитие учащихся.
Для тестирования учеников использована анкета «Учитель — ученик».
Ее основой стала адаптированная методика «Оценка отношений «учитель — ученик» Е. И. Рогова. В анкетировании участвовало 20 учащихся 10 «Б» класса.
Цель — выявить отношение учеников к учителю по трем параметрам: гностическому, эмоциональному и поведенческому.
В анкету включено 24 вопроса, выявляющих отношение учеников к учителю по трем параметрам (по 8 вопросов) — гностическому, эмоциональному, поведенческому.
Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то — «нет».
№ | Суждение | да/нет |
1 | Учитель умеет точно предсказать успехи своих учеников. | |
2 | Мне трудно ладить с учителем. | |
3 | Учитель — справедливый человек. | |
4 | Учитель умело готовит меня к контрольным и экзаменам. | |
5 | Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми. | |
6 | Слово учителя для меня — закон. | |
7 | Учитель тщательно планирует работу со мной. | |
8 | Я вполне доволен учителем. | |
9 | Учитель недостаточно требователен ко мне. | |
10 | Учитель всегда может дать разумный совет. | |
11 | Я полностью доверяю учителю. | |
12 | Оценка учителя очень важна для меня. | |
13 | Учитель в основном работает по шаблону. | |
14 | Работать с учителем — одно удовольствие. | |
15 | Учитель уделяет мне мало внимания. | |
16 | Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей. | |
17 | Учитель плохо чувствует мое настроение. | |
18 | Учитель всегда выслушивает мое мнение. | |
19 | У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель. | |
20 | Я не стану делиться с учителем своими мыслями. | |
21 | Учитель наказывает меня за малейший проступок. | |
22 | Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны. | |
23 | Я хотел бы стать похожим на учителя. | |
24 | У нас с учителем чисто деловые отношения. |
Обработка результатов
Каждый вопрос, совпадающий с «ключом», оценивается в 1 балл.
Гностический компонент включает вопросы: ответ «да» — 1, 4, 7, 10, 19, 22; ответ «нет» — 13, 16. Эмоциональный компонент включает вопросы: ответ «да» — 8, 11, 14, 23; ответ «нет» — 2, 5, 17, 20. Поведенческий компонент включает вопросы: ответ «да» — 3, 6, 12, 18; ответ «нет» — 9, 15, 21, 24.
По результатам исследования мы выявили, что на первое место ученики поставили эмоциональный компонент (87%), который определяет степень симпатии ученика к учителю. Другими словами, особое значение для школьника имеет доверие к учителю, удовольствие от взаимодействия с ним. И это для него гораздо важнее, нежели умение педагога предсказать его успехи в преподаваемом предмете.
Гностический компонент, который выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика, занимает второе место (76%).
У десятиклассников происходит по-настоящему осмысленное разделение отношения к учителю как к человеку с его личностными особенностями, и как к профессионалу, обладающему специальными умениями и навыками. Они отмечают способность учителя дать разумный совет в преподаваемом предмете, его умение формировать устойчивый познавательный интерес на основе направленности личности учеников.
На последнем месте оказался поведенческий компонент (64%), который показывает, как складывается реальное взаимодействие ученика с учителем. Некоторые учащиеся отмечают прямую зависимость между отношением к учителю и отношением к предмету, который учитель преподаёт.
Исследование показывают, что учащиеся предъявляют высокие требования не только к сути взаимоотношений, но и к средствам, которые использует педагог для выражения своего отношения к ученику. Вот почему характер педагогического общения, основывающийся на дружественности, создает ощущение психологического комфорта, стимулирующее деятельность и психическое развитие учащихся.
Эффективное педагогическое общение имеет развивающее значение. Оно изменяет поведение человека, его отношения и его личность. По мнению К. Роджерса, в результате эффективно организованного общения возникают следующие знания и изменения:
- Человек начинает по-другому смотреть на себя.
- Он более полно принимает себя и свои чувства.
- Он больше доверяет себе, может лучше управлять собой.
- Он становится более похожим на того человека, каким бы он хотел быть.
- Он становится более гибким, менее застывшим в своём восприятии.
- Он ставит для себя более реальные цели.
- Его поведение становится хорошо обдуманным.
- Он готов отказаться от вредных привычек.
- Он начинает более принимать других.
Учителю следует направлять всю свою энергию не на формирование личности ученика «в заданном русле», а на создание условий, в которых ребенок развивает свою уникальную сущность. Педагогическое общение должно строиться на сотрудничестве и живом мотивированном взаимодействии учителя и учеников, проявляя стремление к соучастию, принятию друг друга. Общий язык с детьми — это не язык команд, а язык доверия.
Формам и методам трудовой деятельности человек учится много лет, способами познания мира мы также овладеваем длительное время, а вот общению человек ни учится нигде и никогда. Нет у нас такой школы, в которой учили бы сложному искусству общения. Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете.
Источник
Богрякова Виктория
Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка
Педагогическая статья.
Тема: «Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка».
Разработала;
Воспитатель МДОАУ «Детский сад №17» г. Оренбург
Богрякова Виктория Александровна.
Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Успех в деятельности педагога во многом связан с культурой профессионального общения. Она предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог родители», «ребенок – ребенок», «педагог – коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им, всячески поддерживает авторитет родителей, коллег.
Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.
От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский, многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, – его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. И в силу того, что это первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными. Если ребенок живет в обстановки нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.
Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству порой невидимых или неосознаваемых воздействий. В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге – для прогресса человечества.
Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.
Термин общение говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг другу. Под общением понимается такая деятельность, которая заключается во взаимодействии людей с целью обмена и обогащения информацией как познавательного, так и аффективно-оценочного характера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.
Результатом общения являются обмен опытом, положительное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятельности ребенка.
В жизни ребенка существует две сферы общения — со взрослыми и сверстниками. На различных этапах жизнедеятельности роль тех и других изменяется.
Решающую роль в развитии ребенка играет его общение с взрослыми. Этот вид общения развивается на основе доверия и защищенности, сильнейшей эмоциональной тяге к близким взрослым. Дети начинают им подражать. В основе общения с взрослым лежит потребность в контактах с ним, доверчивость. Педагоги и родители поддерживают потребность ребенка в активности, самостоятельности, используют поощряющее внушение, развивают способность к самооценке собственного поведения. К пяти годам у ребенка складывается свобода поведения. Он сам становится инициатором общения с взрослыми, к которым обращается за помощью, советом. В таком общении ребенка старшего дошкольного возраста привлекает способность взрослых понять его, авторитет и знания, любовь и забота.
Педагогическое общение.
Создание оптимальных условий для развития личности ребенка в первую очередь связано с качеством педагогического общения.
Существуют различные трактовки этого понятия. Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, организацию взаимоотношений в различных видах деятельности, создание положительного микроклимата в группе детского коллектива.
В определении В. А. Кан-Калика педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.
По мнению Н. Д. Ватутиной, педагогическое общение должно выступать не только как личное качество воспитателя, но и как главное профессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальности ребенка.
Р. С. Буре и Л. Ф. Островская видят значение педагогического общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального неблагополучия детей в условиях детского коллектива.
Таким образом, общениевзрослого с детьми реализует разнообразные функции:
— актуализации типичных и индивидуальных качеств,
свойств личности;
— информационную;
— нормативно-регулирующую;
— эмоциональную;
— перцептивную;
— материнскую.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Особое внимание уделяется развитию коммуникативной компетентности ребенка. Основным показателем и одновременно условием гармоничного социального и личностного развития
ребенка является его отношение к другому человеку как к самоценности, а не как к средству. Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого человека, за общее дело, за данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н. К. Крупская).
При общении с ребенком немаловажное значение имеют факторы,оказывающие влияние на его эмоциональное состояние:
— содержание и характер обращений к ребенку, направленных на организацию его деятельности или поведения;
— невербальные средства воздействия (мимика, интонация, прикосновения, жесты);
— эмоциональная окрашенность общения;
— стиль общения педагога, отражающий его индивидуально-типологические особенности, уровень культуры (общечеловеческой и профессионально-педагогической, жизненный опыт.
В психолого-педагогических исследованиях показана взаимосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаимоотношений между сверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослым деятельности.
Существует несколько стилей общения педагога с детьми: авторитарный, демократический, попустительский, гиперопека, либеральный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный.
Авторитарный стиль воспитания – это стиль при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.
Гиперопека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же как и первый, ограничивает
его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.
Попустительский стиль – взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).
Демократический стиль – этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.
При выборе стиля педагогу необходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами — сколько детей, столько и стилей воспитания. Ребенок имеет «Я» – реальное и «Я» – потенциальное (в форме желаний, мечты, приписывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рассказов). Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений; в устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.
Технология педагогического общения.
Технология педагогического общения направлена на организацию определенных этапов.
1. Формирование у ребенка потребности в общении, побуждение его к деловым, личностным, познавательным видам общения.
М. И. Лисина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общения взрослого с ребенком: непосредственно-эмоциональное, си-туативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. При этом необходимо учитывать благоприятный или неблагоприятный варианты развития личности ребенка (застенчивый, тревожный, замкнутый, агрессивный и т. п.).
2. Ориентировка в целях, ситуациях общения.
Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоятельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от постановки и определения цели деятельности к творческому характеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие ме-ханизмов саморегуляции, самопроектирования деятельности.
3. Ориентировка в личности собеседника, товарища, партнера.
Взрослый способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности). Важно воспитывать у детей уважение и терпение к сверстникам и взрослым независимо от социального
происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.
4. Планирование содержания своего общения.
Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную деятельность. В практике зачастую педагогическое взаимодействиепостроено на прямом указании: что делать, как делать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставлять детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождения средств и способов для реализации цели, обучать приемам саморегуляции.
Педагогическая поддержка направлена на достижение ребенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрослый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормативно-регулирующей функции общения. В программе «Радуга» раскрывается личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми в различных видах деятельности.
5. Корректирование направления, стиля, метода общения.
Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе создаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим человеком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этюды, разнообразные формы игровой терапии.
Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным – её участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой образовательной ситуации, которая определяется и конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.
Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один из разработчиков такого подхода –Эрик Эриксон подчеркивал: на различных возрастных этапах пред ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.
Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, взрослый выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает тому различные образцы культуры. С другой – выступает посредником между ребенком и культурой: поддерживая его инициативу, пытается приспособить культуру к ребенку.
Особенность образовательной работы с детьми заключается в том, что попадая в детский коллектив, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать её максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.
Литература.
1. Козлова С. А., Куликова Т. А. – дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.
2. Бабунова Т. М. – дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Учебное пособие)
3. Урунтаева Г. А. –дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -336 с.
4. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. В. В. Гербовой. Т. С. Комаровой. – м.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.
Источник