Влияние педагога на развитие речи ребенка

Влияние педагога на развитие речи ребенка thumbnail

«Речь педагога, как средство развития речи детей».

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога.

Перед каждым педагогом в той или иной ситуации возникают сомнения: как сказать правильно, избежать ошибки в словосочетании, произношении, как точнее выразить мысль? Такие вопросы чаще всего появляются при письменном изложении выступления на педсовете, педагогических чтениях и др. В этом случае педагог проявляет довольно высокую взыскательность к слову. Почему?

Когда мы письменно оформляем свою мысль, то хотим, чтобы она звучала аргументировано, доходчиво и поэтому заранее сознательно подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов и т.д. В общем, работаем над точным выражением мысли.

Что касается устной речи в быту, в разговоре с коллегами, воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом почти исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы.

Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка. Сензитивные периоды – периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Поэтому, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

Автор методики развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи”.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования.

Требования к речи педагога

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам.

В общении с детьми педагог использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Педагог должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Педагог в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагог заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Педагог, владеющий различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

  • Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

  • Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Таким образом, обобщая вышесказанное, речь педагога оценивается с трех сторон:

  • содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям);
  • безупречная правильность формы (как говорит);
  • возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Владеть родным языком – значит уметь связно, последовательно, полно, содержательно, образно высказывать свою мысль.

Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно. Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на фразеологизмах.

Фразеологизм – лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица.

Если мы говорим «работать, засучив рукава» – то это значит работать интенсивно, усердно. «Работать спустя рукава» – работать плохо, «вставлять палки в колеса» – препятствовать делу, «тянуть канитель» – медлить и т. д.

Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность.

Например, чтобы охарактеризовать время препровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором – лаконично, эмоционально, прицельно точно.

В разговорной речи мы часто употребляем такие выражения, как «огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т. п. Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной. Мысль высказывается предельно точно, и одновременно ей придается определенный, оттенок: одобрения, осуждения, пренебрежения и т. д.

Однако иногда употребляют фразеологизмы, не понимая их истинного значения. И тогда возникают курьезы. Так что пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.

Положительно влияет на развитие детей речь педагога, наполненная эпитетами.

У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и дети более чутки к слову, способны сами правильно и четко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима – художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик – белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле – ситцевое платье: яркое и пестрое».

Не менее важно для педагога умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями.

Афоризм – оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Использование в речи афоризмов и крылатых выражений помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков – писателей и поэтов.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах, правильно образовывать множественное число, проговаривать окончания слов.

  • Часто можно слышать: «Я кушаю».

При этом человек и не подозревает, что слово «кушать» употребляется в современном литературном языке с определенными ограничениями: «кушать» говорят, приглашая к еде, предлагая еду или обращаясь к кому-либо с вопросом о еде.

Например: «Садитесь, пожалуйста, кушать», «Кушайте на здоровье».

По отношению к детям тоже обычно говорят «кушать» и в данном случае это уместно, так как употребленное слово выражает ласку, внимание.

Но о себе всегда нужно говорить: «Я ем». («Когда я ем, я глух и нем»).

  • Нередко педагог, давая поручение ребенку, говорит:

«Пойди, пожалуйста, к Марии Ивановне и скажи ей, что я велела дать книжку».

Правильно ли это? Ведь говорить Марии Ивановне «велела» невежливо; велеть – значит приказывать. Важно, чтобы ребенок правильно понял это поручение и правильно обратился с просьбой, т. е. передал не приказ, а просьбу в вежливой форме, значит, и сформулировать поручение следует примерно так: «Скажи, пожалуйста, Марии Ивановне, что я ее прошу…»

  • Не принято, например, говорить о ком-либо из присутствующих в третьем лице: «Мы все пришли к единому мнению, а она считает, что…»

Вместо «она» следует называть человека по имени и отчеству.

  • Можно слышать, как говорят: «Мы наметили провести педсовет в октябре месяце».

Но это неправильно: слово «месяц» лишнее, так как словосочетание «в октябре» уже содержит понятие месяца.

Правильная постановка ударения – необходимый признак и важнейшее условие грамотной речи. Объективная сложность нормативной системы русского ударения (имеющая историческое объяснение и обоснование) связана с тем, что в русском языке постановка ударения в слове отличается подвижностью и разноместностью, а в ряде случаев играет смысло-различительную роль.

Например, мукА и мУка – разные слова; лаврОвые листья, но: семейство лАвровых в ботанике и т.п.

Исследователи насчитывают более пяти тысяч общеупотребительных русских слов, в которых зафиксированы колебания в ударении.

( В книге Льва Ивановича Скворцова «Культура русской речи» приведена лишь часть из них).

Причины колебания ударения различны:

  • хронологические (старое и новое ударение),
  • прогрессивные тенденции развития акцентологической системы (для нормативных вариантов),
  • диалектные,
  • просторечные,
  • иноязычные и другие влияния,
  • внутриязыковые условия (действие аналогии) – для ошибочных, ненормативных вариантов.

Например:

  • ДирЕктор, мн. директорА (устарелое дерЕкторы).

Устарелое – относящееся к старой традиционной форме, вышедшее или выходящее из активного употребления, но сохраняющееся в речи старших поколений.

  • дЕньги, р. дЕнег, дат. деньгАм (устарелое – дЕньгам), тв. дЕньгами, пр. о деньгАх (устарелое – о дЕньгах).
  • КвартАл, не квАртал, во всех значениях.
  • Августовский, допустимо августОвский.

Допустимо, т.е. возможное употребление во всех стилях речи. Допустимые формы употребления (наряду со строго литературным вариантом): разговорной речи, профессиональное употребление, устарелое.

  • ДозвонИться, дозвонЮсь, дозвонИшься.
  • афЕра, не афёра.
  • КулинАрия, допустимо кулинарИя.
  • ТворОг, твОрог – допоустимо в разговорной речи.
  • СвЁкла, прилагат. – свекОльный (не свЁкольный).

«Не свекла, а свёкла. Ни Фекла, а Фёкла».

  • ЩавЕль, не щАвель

«Ты нас мама не ищи, щиплем мы щавЕль на щи».

  • Торт – тОрты (не тортЫ и не тортА).
  • ТЕфтели.
  • ОлАдья, р.п. мн.ч. – олАдий (не оладьев)
  • ЖалюзИ.
  • ТУфли, р.п. тУфель (не тУфлей), ед.ч. – 1 тУфля,-ли (не туфлЯ)
  • ОптОвый.
  • ОткУпорить.
  • ОтжИм, отжИмный, допустимо отжимнОй.
  • ПоселЁнный (не поселенный).
  • ПрИмкнутый.

Голос – это профессиональный инструмент педагога, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок.

Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке). Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями.

Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам и только вы можете им воспользоваться. Если есть возможность, запишите свой голос на диктофон и прослушайте запись. Вам понравилось? Вас устраивает тембр вашего голоса? Или вы воскликнули: “Неужели это мой голос?”. Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать собственные приемы его улучшения.

Например, если вы:

  • повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь;
  • повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой;
  • ускоряете темп речи, то вы не уверены в себе;
  • отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь;
  • взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь;
  • идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя;
  • услышав телефонный звонок, остановитесь, если вы были в движении, сделайте паузу прежде, чем ответить.

Речь педагога легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически верно построены фразы.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Источник

Выступление:

«Влияние качества речи педагога на развитие речи дошкольников»

Подготовила: Шубина Е.С.,

воспитатель высшей категории

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят “великий, могучий”. Актуальная для наших дней проблема – низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в ДОУ.

Дети общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя.

В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи”.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

В речи педагогов отмечаются следующие недостатки:

– нечеткое произношение звуков в процессе речи;

– неправильное ударение в словах;

– многословие, наслоение лишних фраз, деталей;

– использование просторечий и устаревших слов;

– засоренность речи словами-паразитами.

Правила речевой культуры педагога:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Отсутствие речевых дефектов, таких как заикание, неправильное произношение звуков, а так же наличие в речи акцентов и различных диалектных особенностей.

Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова,

грамматически правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно, короткими фразами; правильно и точно подбирать слова; не допускать многословия; не употреблять слова-паразиты («это самое», «ну», «вот так», «так сказать» и др.); исключить всякого рода огрубленные выражения, избегать просторечий, диалектизмов.

Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Поэтому воспитателю необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения. Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье». Например, слова Москва, пойду, вода, окно, волна произносятся Масква, пайду, вада, акно, вална.

  • Правильное использование интонационных средств: фразовые и логические ударения, паузы, движение голоса по высоте, силе, тембру.

Интонационная выразительность речи – немаловажный фактор воздействия на ребенка. Интонации помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку.

Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, паузы и сила голоса.

Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми – быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.

Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят. Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное может быть не понято или не дослушано. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная растянутая речь.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей (например, форсирование звука, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах) может привести к аномалиям связок. В результате голос становится тусклым, хриплым, невыразительным, человек начинает разговаривать в неудобном для него регистре.

Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и взрослого, и детей.

  • Невербальная культура общения педагога: поза, мимика, жест дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает

педагог с детьми. Особенно это важно для малышей – ведь по выражению

лица старшего им легче определить смысл сказанного.

  • Выразительность речи: использование в речи фразеологизмов, эпитетов, крылатых выражений.

Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором – лаконично, эмоционально, прицельно точно.

Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность.

У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и ребята более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима – художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик – белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле – ситцевое платье: яркое и пестрое».

Не менее важно для воспитателя умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков – писателей и поэтов.

Таким образом:

Требования к речи педагога

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе, точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.

Таким образом, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

Источник