Влияние окружающей среды на развитие речи ребенка

Влияние речевой среды на детскую речь.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи и, если взрослые общаются с детьми, поощряя их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и психическое развитие ребенка. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка. Общение – один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают, и он растет “один”, если ребенок все время лежит и смотрит в потолок, речь у такого малыша будет развиваться медленно, с задержкой, которая скажется в последующие годы.
Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка.
Для развития речи очень важно общение ребёнка сразу после рождения – с членами семьи, с другими людьми, с детьми. Играть, а не просто быть пассивным сопровождающим. Игра создаёт необходимость выразиться, стимулирует к высказыванию. Общение со взрослыми не должно носить формальный характер, « на ходу». Говорить с ребёнком надо медленно и внятно, чтобы он смог уловить каждый звук в потоке речи, понять каждое слово взрослого. Ведь язык так многообразен и столько длинных и сложных слов мы говорим, что многие звуки ребёнок не может воспринять правильно, особенно в малолетнем возрасте. Важно, чтобы общение с ребёнком происходило на уровне его лица. При этом он видит, как вы говорите, как двигаются ваши губы, что помогает осваивать произношение звуков. Хорошо читать детям книги, но этого недостаточно. Важно чтобы ребёнок понимал и вслушивался, о чём вы ему читаете. Главное – его способность воспринимать и понимать текст. Для этого надо его заинтересовать – читать эмоционально, выразительно, с разной интонацией, ведь маленький ребёнок впитывает то, что более ярко и выражено. А после чтения попросите его назвать героев сказки, пересказать услышанное, нарисовать вместе с ним или слепить, поиграйте в театр, вспомните выражения, которые говорили лиса, заяц или волк. И еще один совет: книги выбирайте по возрасту, а не то, что попалось под руку. Отрицательно влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребёнка речевого слуха и умения различать речевые звуки.
Большую ошибку допускают родители, когда перегружают нервную систему ребёнка и водят в 4-5 лет на английский язык. Чем позже ребёнок узнает, что такое телевизор, – тем лучше. У телевизора или компьютера детям с речевыми проблемами можно проводить не более 20 минут в день. Речь с экрана не способствует речевому развитию, так как темп ускорен и формирует у ребёнка непроизвольный тип внимания, а освоение речи требует наоборот произвольное внимание ( сознательное, требующее усилий). У ребёнка должно быть достаточное количество игрушек, соответствующих возрасту. Но не слишком много – это вызывает пресыщение и теряется интерес ко всему новому. А интерес и любознательность является важным стимулом как для развития речи, так и для общего развития в целом.
Активное «ручное манипулирование» с различными предметами положительно влияет на развитие речи и мышление детей. Детям надо играть с игрушкой, исследовать её со всех сторон, пощупать пальцами, разобрать на составляющие части и собрать её. Играйте в пальчиковые игры, собирайте пуговицы на шнурок, собирайте мозаику, позволяйте играть с макаронами и крупой, резать ножницами и лепить. Развитие мелкой моторики является стимулятором для речевого развития ребёнка в независимости от возраста.
Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
Речь развивается в процессе подражания. Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).
В детском саду ребенок в своих речевых действиях будет подражать воспитательнице, в школе — учителям, кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, и со временем, если останется жить там же, речь его будет иметь все те общие для данной местности особенности языка, которые отличают его от строгой литературной нормы, т. е. ребенок будет говорить на местном диалекте.. Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети тоже оказываются картавыми, пока не попадают в детский сад или школу, где с ними начинает заниматься логопед.
Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития (в случае если с ребенком общаются люди с правильной речью, если они постоянно реагируют на его «речь», в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т. д.) и неблагоприятной (когда общение с ребенком ограничивается только кормлением, когда с ним не говорят, т. е. не реагируют на его «речь», а также если речь окружающих ребенка людей неправильная — с плохой дикцией, а то и явными дефектами — картавостью, шепелявостью и т. д.).
В детских учреждениях — в яслях, детском саду, в школе — специально организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Речевая среда с нарочно установленным высоким развивающим потенциалом называется искусственной речевой средой.
Источник
Лейсан Низамова
Окружающая среда как фактор речевого развития и воспитания детей раннего возраста
Тема моего выступления «Окружающая среда как фактор речевого развития и воспитания детей раннего возраста»
Речь для нас является одной из главных потребностей и функций. Именно она отличает человека от других представителей живого мира. Через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Большую роль в развитии речи оказывает окружающая среда (люди, социум, предметы быта, информационное поле и т. д.)
Основными факторами окружающей среды, влияющих на речевое развитие дошкольника является
– семья
– дошкольное окружение (сотрудники, сверстники, среда, условия и др.)
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Именно отношения в семье оказывают решающее воздействие на воспитание и на развитие ребенка! Навык правильной речи тоже приобретаются ребенком в семье. То, что делает семья по части упорядочивания и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей последующей жизни ребёнка. Семья может и должна быть помощником детскому саду в деле культуры родного языка и развития речи.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно. Понятие “взаимодействие с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Оно обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
В своей работе мы стараемся использовать различные формы работы с родителями:
– лекции, позволяет предоставлять большой объем информации
– педагогические беседы – обмен мнениями
– тематические консультации – обсуждение различных аспектов
– день открытых дверей
– мастер – классы
– проекты
– экскурсии и походы, субботники
Вторым не менее важным фактором окружающей среды, влияющим на развитие речи дошкольника это, конечно же, детский сад. Это и сотрудники, и сверстники, и, конечно же, предметно – пространственная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда группы направлена на стимулирование познавательной, речевой, двигательной и иной активности детей.
Подробнее давайте остановимся на предметно – развивающей среде, которая помогает активировать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста – центр речевого развития.
1. Чтение и разыгрывание потешек.
Потешки относятся к малому жанру устного народного творчества. Потешки – это короткие, весёлые стишки для игры с ребёнком. В первую очередь, потешки нужны для развития ребёнка – физического, умственного, эмоционального, речевого.
2. Пальчиковые гимнастики и самомассаж рук.
Всем известно знаменитое высказывание Василия Александровича Сухомлинского «Ум ребёнка на кончике пальцев. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребёнок». Для этого воспитателями используются
пальчиковые гимнастики (разнообразные стихи с движениями) и самомассаж рук (Различные массажёры или карандаши с гранями).
3. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
– пальчиковый театр
– теневой театр
– перчаточный театр
– костюмированный театр
– кукольный театр и др.
4. Шнуровки.
Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры- шнуровки.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что немаловажно, игры – шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
5. Пазлы
Пазлы являются одной разновидностью мозаики. Конечно, пазлы дают лишь одну возможность использования – собирание картинки по образцу. Но при этом развивают мелкую моторику.
6. Рамки – вкладыши.
Идея рамок-вкладышей, впервые реализованная Марией Монтессори, оказалась настолько гениальна, что была подхвачена и расширена множеством авторов по всему миру. Сейчас существует огромное разнообразие игрушек с общим названием «рамки-вкладыши».
Соответствующие пособия и игры, наглядный и дидактический материал в течение года периодически меняются.
Предлагаем вам некоторые игры, которые используем.
Для активизации речи детей, расширения словаря, развития внимания и памяти, моторики рук можно использовать такой вид работы, как «Расскажи сказку». Для этого мы используем игровое пособие с крышками, на которых изображены герои хорошо знакомых детям сказок, например, «Колобок», «Репка».
Увлекательные задания – игровое упражнение «Пальчиковые шаги» не только развивают моторику рук ребенка, но и его память, воображение, наблюдательность, зрительно-пространственное восприятие, и конечно способствуют речевому взаимодействию с взрослыми. Пособие оформлено в виде цветных полос из плотного картона с приклеенными на них деталями из различных материалов.
Цель: вызвать у детей интерес к играм пальчиками. Помочь детям научится координировать движения кистей и пальцев рук. Развивать память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, наблюдательность. Способствовать развитию речевого взаимодействия. Формировать умение сохранять положение пальцев в процессе прохождения всей игровой дорожки.
Дидактическая игра «Назови, одним словом» («Дидактический кубик слов»)оформлена в виде кубиков с картинками на классификацию предметов по нескольким темам: «Домашние животные», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи». Грани одного кубика содержат картинки по одной теме.
Целевое назначение: упражнять детей в умении рассматривать картинки, правильно называть предметы, изображенные на гранях кубика. Формировать представление детей о классификации предметов по одному основному признаку. Расширять знания обобщающих понятий (фрукты, одежда, транспорт и т. д.) за счет новых названий. Развивать зрительное восприятие, память, словарный запас детей, речевую активность.
Дидактическое пособие «Киндеры – шумелки» издают различные звуки от громкого, звонкого до глухого, тихого.
Развивая речь детей, необходимо научить их правильному дыханию, которое влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голосовых связок.
Для этого мы используем хорошо всем знакомое приспособление, изготовленное из пластиковых бутылочек и трубочек.
Для развития мелкой моторики рук используем сухой бассейн. Вариации наполнения «Сухого бассейна для рук» могут быть самыми разнообразными. У нас он наполнен еловыми шишками, манной крупой и крупной фасолью (предварительно обработанными для гигиенической безопасности) и фигурками от киндер – сюрпризов.
Источник
Влияние речевого окружения
на раннее речевое развитие ребенка.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи и, если взрослые общаются с детьми, поощряя их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и психическое развитие ребенка. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка. Общение – один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают, и он растет “один”, если ребенок все время лежит и смотрит в потолок, речь у такого малыша будет развиваться медленно, с задержкой, которая скажется в последующие годы.
Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка.
Для развития речи очень важно общение ребёнка сразу после рождения – с членами семьи, с другими людьми, с детьми. Играть, а не просто быть пассивным сопровождающим. Игра создаёт необходимость выразиться, стимулирует к высказыванию. Общение со взрослыми не должно носить формальный характер. Говорить с ребёнком надо медленно и внятно, чтобы он смог уловить каждый звук в потоке речи, понять каждое слово взрослого. Ведь язык так многообразен и столько длинных и сложных слов мы говорим, что многие звуки ребёнок не может воспринять правильно, особенно в малолетнем возрасте. Важно, чтобы общение с ребёнком происходило на уровне его лица. При этом он видит, как вы говорите, как двигаются ваши губы, что помогает осваивать произношение звуков. Хорошо читать детям книги, но этого недостаточно. Важно чтобы ребёнок понимал и вслушивался, о чём вы ему читаете. Главное – его способность воспринимать и понимать текст. Для этого надо его заинтересовать – читать эмоционально, выразительно, с разной интонацией, ведь маленький ребёнок впитывает то, что более ярко и выражено. А после чтения попросите его назвать героев сказки, пересказать услышанное, нарисовать вместе с ним или слепить, поиграйте в театр, вспомните выражения, которые говорили лиса, заяц или волк. И еще один совет: книги выбирайте по возрасту, а не то, что попалось под руку. Отрицательно влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребёнка речевого слуха и умения различать речевые звуки.
Большую ошибку допускают родители, когда перегружают нервную систему ребёнка и водят в 4-5 лет на английский язык. Чем позже ребёнок узнает, что такое телевизор, – тем лучше. У телевизора или компьютера детям с речевыми проблемами можно проводить не более 20 минут в день. Речь с экрана не способствует речевому развитию, так как темп ускорен и формирует у ребёнка непроизвольный тип внимания, а освоение речи требует наоборот произвольное внимание ( сознательное, требующее усилий). У ребёнка должно быть достаточное количество игрушек, соответствующих возрасту. Но не слишком много – это вызывает пресыщение и теряется интерес ко всему новому. А интерес и любознательность является важным стимулом как для развития речи, так и для общего развития в целом.
Активное «ручное манипулирование» с различными предметами положительно влияет на развитие речи и мышление детей. Детям надо играть с игрушкой, исследовать её со всех сторон, пощупать пальцами, разобрать на составляющие части и собрать её. Играйте в пальчиковые игры, собирайте пуговицы на шнурок, собирайте мозаику, позволяйте играть с макаронами и крупой, резать ножницами и лепить. Развитие мелкой моторики является стимулятором для речевого развития ребёнка в независимости от возраста.
Речь развивается в процессе подражания. Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).
В детском саду ребенок в своих речевых действиях будет подражать воспитательнице, в школе — учителям. Кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, и со временем, если останется жить там же, речь его будет иметь все те общие для данной местности особенности языка, которые отличают его от строгой литературной нормы,
т. е. ребенок будет говорить на местном диалекте. Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети тоже оказываются картавыми, пока не попадают в детский сад или школу, где с ними начинает заниматься логопед.
Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития (в случае если с ребенком общаются люди с правильной речью, если они постоянно реагируют на его «речь», в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т. д.) и неблагоприятной (когда общение с ребенком ограничивается только кормлением, когда с ним не говорят, т. е. не реагируют на его «речь», а также если речь окружающих ребенка людей неправильная — с плохой дикцией, а то и явными дефектами — картавостью, шепелявостью и т. д.).
В детских учреждениях — в яслях, детском саду, в школе — специально организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Речевая среда с установленным высоким развивающим потенциалом называется искусственной речевой средой.
Источник