Влияние оформления детского сада на развитие ребенка

Вы все знаете, что первые годы малыша пролетают очень быстро. Казалось бы, еще вчера он плакал в пеленках, а сегодня уже пришло время подумать о дошкольном образовании. Няня, бабушка, альтернативные методы развития, детский сад? Какой вариант выбрать?
Конечно же, отдать ребенка на попечение посторонним людям решится не каждый. Ведь он такой домашний, стеснительный, несамостоятельный и родной… А женские форумы, рассказы подруг и поучения старшего поколения так и пестрят «страшилками» о детских муниципальных учреждениях. С другой стороны, иногда обстоятельства складываются таким образом, что детский сад является единственным приемлемым вариантом дошкольного развития малыша. Да и большинство детских психологов сходятся во мнении, что посещение такого рода заведения просто необходимо ребенку.
Влияние детского сада на ребенка
– Попадая в другую, незнакомую для себя среду, малыш получает новые навыки общения. Если дома он привык получать все по первому требованию и добиваться своего с помощью крика и истерик, то в новом коллективе он вынужден учиться приспосабливаться и учитывать мнение других людей.
– Происходит скачок в эмоциональном развитии ребенка. Если раньше он сопереживал героям сказом или мультфильмов, то сейчас начинается отрезок яркой жизни, наполненной различными событиями. В детском саду проводятся мероприятия, празднуются дни рождения малышей, организовываются походы в театры и музеи. Ребенок учится адекватно реагировать на происходящие события, получает ряд эмоций, которые затем систематизирует и оценивает.
– Четкий режим дня вырабатывается буквально за 2-3 недели. Малыш приучается ходить на прогулки, играть, заниматься и принимать пищу в четко установленное время. А правильное расписание дня является одним из факторов нормального психологического и эмоционального развития ребенка.
– В саду малыш получает свои первые задания, которые он если не обязан, то должен хотя бы попытаться выполнить. Например, застелить постель, сложить игрушки, убрать тарелку после приема пищи, самостоятельно обуться и т. д. Выполнение таких простых задач способствует формированию у ребенка чувств ответственности и самостоятельности.
– В новом коллективе происходит крушение эгоцентрических установок малыша. Если раньше он мог судить о происходящих вокруг него событиях только со своей точки зрения и отрицал любые другие, то в саду такая привычка может быть быстро скорректирована его сверстниками.
– В саду, в окружении других детей, малышу будет намного интересней пробовать новые для себя занятия: рисование, лепку, аппликацию, искусство оригами. Более того, в коллективе всегда присутствует соревновательный дух, и ребенок будет заинтересован выполнить определенное задание быстрее и лучше других.
– Ребенок усваивает новые правила поведения в коллективе. Он начинает понимать, что нельзя грубить взрослым, нужно учитывать мнение других, быть вежливым и обходительным и т. д.
Стоя перед неоднозначным выбором, отдавать ребенка в детский сад или нет, родители должны принимать во внимание целый ряд нюансов. Главное – создать нормальные условия для его быстрейшей адаптации в новом коллективе и обеспечить поддержку в этот нелегкий для крохи период.
Источник
Автор: Степанова Оксана Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №46 “Вишенка”
Населённый пункт: Белгородская область г.Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: «Влияние детского сада на развитие ребенка».
Дата публикации: 12.07.2018
Раздел: дошкольное образование
«Влияние детского сада на развитие ребенка».
Несомненно детский сад влияет на развитие ребенка. Первым социальным институтом в
жизни
ребенка
является
семья.
Именно
из
общения
с
близкими
взрослыми
ребенок
получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является
детский
сад.
Для
одних
детский
сад
является
необходимостью,
для
других
–
возможностью
приобщить
малыша
к
коллективу,
а
третьи
считают
его
настоящим
наказанием. В действительности, детский сад представляет собой отдельный мир, где
действуют свои законы, адаптированные под маленьких детей. Когда ребенок приходит в
детский сад у него возникают представления о новом мире социальных отношений, где
царят
другие
нормы,
чем
в
близком
окружении.
В
этот
момент
наступает
начало
подготовки к будущей взрослой (социальной ) жизни.
Многие родители и психологи сходятся во мнении, что с четырехлетнего возраста ребенку
желательно
посещать
детский
сад
для
получения
навыков
общения
в
коллективе,
приобретения
маленького
жизненного
опыта. В
детском
саду
дети
ежедневно
учатся
доверию, получению удовольствия от общения. Ведь не каждый взрослый способен долго
выслушивать фантазии ребенка, а дети могут часами болтать ни о чем. Беседа является
важным этапом развития детей. Она жизненно необходима детям, именно стремление к
общению помогает раскрыть их таланты и способности.
В детском саду дети учатся всестороннему восприятию мира. Помогают в этом музыка,
чтение сказок, многочисленные ролевые игры, спектакли, подготовка к праздникам. Здесь
дети не просто растут, они расцветают.
Чтобы
посещение
сада
сопровождалось
положительными
эмоциями,
ребенка
нужно
подготовить
заранее. Для
ребенка
оформление
в
сад
–
очень
ответственный
шаг,
кардинально меняющий его образ жизни. Чтобы малыш не болел, следует приучать его к
закаливанию и свежему воздуху, обеспечить своеобразные спартанские условия. Тогда сад
не станет для него источником болезней, а поможет активно развиваться.
Детский сад учит малышей общаться друг с другом, жить по законам коллектива. Многие
дети, не посещавшие детский сад, в школе испытывают трудности, не умеют делиться и
уступать,
считаться
с
чужим
мнением.
Иногда
чрезмерная
мягкость
домашнего
1
воспитания делает детей неспособными постоять за себя, дать отпор обидчикам. Поэтому
детский сад оказывает помощь в подготовке ребенка к школьным будням.
В
детском
саду
ребенок
учится
многие
вещи
делать
самостоятельно,
принимать
собственные решения, что немаловажно для дальнейшей жизни.
Еще одним плюсом является соблюдение режима дня, а, следовательно, приучение к
дисциплине и собранности.
Выбирая
детский
сад,
следует
помнить,
что
для
ребенка
важны
профессиональные
воспитатели
и
правильная
организация
дня,
а
не
евроремонт
и
куча
бесполезных
дополнительных
занятий,
требующих
значительных
денежных
вливаний.
Необходимо
подготовить малышу к тому, что он пойдет в садик, объяснить, что все детки в саду
остаются сами, вместе играют и общаются до прихода родителей. Лучше рассказать
ребенку, как знакомиться с другими детьми, как не дать себя в обиду. Так вы поможете
малышу легче адаптироваться в новой обстановке.
В
первые
дни
следует
оставлять
ребенка
в
саду
всего
на
несколько
часов.
Всегда
интересуйтесь, что он делал, в какие игры играл, узнал ли что-то новое? Не стоит пугаться
изменения поведения малыша дома, если вдруг он более капризен, перевозбужден или
закрывается в себе. Все должно прийти в норму через месяц.
Малыш,
посещающий
детский
сад,
быстрее
осваивает
правильную
речь,
становится
самостоятельным. А главное то, что здесь у него есть возможность ежедневного общения с
ровесниками, необходимого для правильного всестороннего развития ребенка.
2
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Полянка»
Влияние предметно-пространственной развивающей
среды на развитие детей дошкольного возраста.
п. Жирекен 2020г. Подготовила: Лапшаковой Татьяны Васильевны
Влияние предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста.
Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Формируя предметно-пространственную развивающую среду в дошкольной организации (групповом помещении), необходимо учитывать все нюансы влияния среды на развитие ребенка от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования (игрушек). При оформлении группового помещения необходимо помнить о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка, поэтому необходимо, чтобы цветовое оформление определялось в соответствии с законами цветовосприятия, с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации, возраста детей. В отделке детского интерьера нужна не пестрота, а тональное разнообразие цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой гаммы. Необходимо помнить, что смена цветоощущений оказывает или стимулирующее или угнетающее воздействие. Необходимо чтобы цвет в интерьере ДОУ выполнял сигнальную роль – оказывал помощь детям в том, чтобы найти необходимое помещение или зону в помещении .
Самое значимое влияние развивающая предметно-пространственная среда оказывает на здоровье воспитанников, как физическое, так и психологическое. Поэтому необходимо создавать такую предметнопространственную среду, которая бы способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников. В ряде нормативных документов регулирующих деятельность дошкольных организаций прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Так в Федеральном законе «Об Образовании» говорится, что образовательная организация обязана создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а в Типовом положении о ДОУ в пункте 5 сказано, что основными задачами дошкольных учреждений является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей .
Одним из ключевых условий создания предметно пространственной развивающей среды является создание у воспитанников чувства безопасности, во все время пребывания в дошкольной организации, безопасности как физической, так и психологической. Психологическая безопасность образовательного процесса рассматривается как составляющая успешной организации образовательной деятельности.
Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение и сопереживание. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. При взаимодействии с социальными взрослыми, психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны: -отсутствие необоснованных запретов; -продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия; -отсутствие психологического давления со стороны взрослого; -возможность выбора деятельности. Таким образом, среда-это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества.
Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом, осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий. Воспитательнообразовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра.
Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка. Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы.
Предметно развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни – это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д..
Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Её содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры: – основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.); – должна быть организована в соответствии с основными принципами- дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости – закрытости, стабильности – динамичности, комплексирования и гибкого зонирования. – учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов); – учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает:
«зоны приватности»- специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности;
«зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус);
информационные доски «Моё настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела»;
дидактические игры, зеркала и др – учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора, учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Предметно-развивающая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Так, игровые компьютеры, электронные механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития(типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т. е. предоставляют ключ к освоению действительности, законов её организации. Наконец, продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда.
Предметы – это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств. Значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты (уже с первой младшей группы) -мелки, краски, кисти, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная стена творчества, включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань, -позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание. Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, 29 предметы – заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры вводят в активную познавательную деятельность.
Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психологопедагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды, и рассматриваются её основные принципы. Данные психологопедагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер.
Так как, с точки зрения психологии, среда – это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда – это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Развивающая предметная среда детства -это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
Источник