Влияние общения со взрослыми на развитие ребенка раннего возраста

Неотъемлемой частью предметной деятельности является общение детей со взрослыми. Общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка, называется ситуативно-деловым. Ситуативно-деловое общение происходит на фоне совместных со взрослым действий ребенка с предметами и характеризуется потребностью в сотрудничестве со взрослым, деловыми мотивами общения и предметно-действенными средствами. В процессе ситуативно-делового общения со взрослым ребенок овладевает предметными действиями, приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми, постепенно входит в мир человеческой культуры. В этом возрасте сохраняется ранее сложившаяся потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, закладываются предпосылки внеситуативно-познавательного общения. Но доминирующей формой общения является ситуативно-деловое.
Дети в этом возрасте очень чувствительны к обращениям взрослых, охотно откликаются на их инициативу и сами проявляют выраженную инициативность в общении. Ребенку необходимы внимание и ласка взрослого, его помощь и доброжелательное соучастие в действиях с предметами. Дети стараются подражать взрослым, их роль как носителей образцов действий очень велика. Дети очень чувствительны к оценке взрослого. Положительная или отрицательная оценка взрослого вызывает интенсивные эмоциональные реакции ребенка и оказывают существенное влияние на его деятельность. В связи с эмоциональным и речевым развитием на протяжении раннего детства увеличивается репертуар коммуникативных средств общения, к которым относятся: экспрессивно-мимические средства, предметные действия и речь. Общение ребенка со взрослым постепенно все больше опосредуется словом.
Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только источником обнаружения самих предметов, но и образцом действий с предметами в соответствии с их специфическими функциями. В раннем возрасте доминирующей формой общения является ситуативно-деловое общение, характер которого существенно меняется на протяжении данного возрастного этапа. Совместная деятельность ребенка со взрослым уже не сводится только к непосредственной помощи или к демонстрации предметов и действий с ними. Важным теперь является соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одной и той же общей деятельности. В процессе такого взаимодействия ребенку обеспечивается внимание взрослого, его участие в делах ребенка, а также новые, адекватные способы действий с предметами.
Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.
Практический пример
Света П„ 2 года 3 месяца. Мама научила Свету пользоваться расческой. Подвела девочку к зеркалу и слегка взлохматила ей волосы, затем объяснила, что волосы будут лежать красиво, если их причесать. Дала Свете расческу, взяла ее ручку в свою и объяснила, как нужно проводить по волосам, чтобы причесаться. Мама повторяла такие действия ежедневно. Со временем она начала постепенно отпускать руку дочки, позволяя ей справляться с задачей самостоятельно. После этого она хвалила Свету и говорила, какой красивой она стала.
В раннем возрасте общение со сверстниками только начинает складываться и решающая роль в этом принадлежит организации взрослым субъектного взаимодействия между детьми, которая осуществляется по ходу совместной деятельности. Стихийное формирование взаимодействий детей происходит медленно и может осложняться различными негативными проявлениями, что объясняется неумением ребенка учитывать интересы сверстника, видеть в нем такое же существо, как и он сам.
Коммуникативная потребность складывается у детей постепенно, на протяжении раннего возраста. В начале второго года жизни у малышей есть лишь интерес и эмоциональное отношение к сверстнику. К концу второго года у детей изредка появляются инициативные действия с целью привлечь к себе внимание сверстника, продемонстрировать ему свои умения. Чувствительность к воздействиям ровесника проявляется слабо, ребенок в основном пытается заинтересовать сверстника собой, а инициатива другого ребенка не часто вызывает ответную активность. Поэтому контакты детей чаще являются односторонними и не приводят к взаимодействию. И лишь на третьем году жизни инициативные действия по отношению к сверстнику входят в репертуар поведения детей раннего возраста. Постепенно увеличивается разнообразие, длительность и интенсивность игровых действий детей. Появляется ответная активность детей, заключающаяся в поддержке инициативы сверстника путем повторения его действий, отклика на его вокализации, предложения нового вида игры. Контакты сверстников становятся цикличными, возникают совместные игры.
Содержание общения детей раннего возраста включает игровые и практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и т.п. Но эти действия не имеют деловой цели в отличие от ситуативно-делового общения ребенка раннего возраста со взрослым. Общение детей друг с другом отличается яркой эмоциональной окрашенностью, однако дети взаимодействуют как субъекты слабо, поверхностно реагируют на индивидуальность субъекта-партнера, они стремятся главным образом выявить самих себя.
Можно выделить несколько линий влияния общения со сверстником на психическое развитие ребенка раннего возраста (рис. 5.1). Общаясь друг с другом, дети раннего возраста в своеобразной, доступной для них форме познают самих себя, постоянно сравнивают себя с ровесниками и при восприятии их изображений, и при реальном взаимодействии. Ощущение своего сходства с ровесником вызывает у малышей интенсивные положительные эмоции и стремление вновь пережить состояние общности с другим ребенком, а на фоне сходства для каждого ребенка ярко выделяется его собственная индивидуальность. В общении с ровесником наиболее полно удовлетворяется потребность детей в активности и развивается эмоциональная сфера. Общение со сверстником создает условия для творческого самовыражения детей и реализации своей самобытности и непосредственности. Существенный результат общения с ровесниками – формирование у детей инициативности. Если взрослый часто предвосхищает проявления инициативы ребенка, умеет понимать его желания с полуслова и всегда готов вступить с ним в общение, то при взаимодействии сверстников от ребенка требуется умение четко формулировать свои намерения и планировать совместную деятельность.
Рис. 5.1. Влияние общения со сверстником на психическое развитие ребенка
Общение в форме совместной деятельности, речевого общения составляет необходимое и специфическое условие развития ребенка. Все факторы, способствующие общению ребенка со взрослыми, являются сильными стимуляторами его психического развития. Значение общения для развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что предметные, игровые, изобразительные, трудовые действия возникают и развиваются при условии усвоения их в общении со взрослыми людьми как носителями общественно-исторического опыта человечества. Общение со сверстниками является также значимым. Благодаря ему дети овладевают некоторыми видами деятельности, которые невозможно осуществлять в одиночку, учатся применять на практике нормы поведения, упражняются в нравственных поступках. Общение со сверстниками тесно связано с предметной деятельностью и постоянно преломляется через призму общения со взрослым.
Источник
светлана тубасова
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать,что:
1) оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
2) оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
3) оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Это влияние, по мнению А. А. Бодалева, прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому,что:
– для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);
– при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
– взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
– ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
– экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства – внимание, интерес и т. п.
– предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
– речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.
Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый.Эта активности проявляется в форме:
– внимания и интереса ребенка ко взрослому;
– эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;
– инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;
– чувствительности ребенка к отношению оценке взрослого.
Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М. И. Лисина отмечает, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических)по принципу:
– появление дискомфорта;
– крик;
– внимание взрослого;
– устранение дискомфорта этим взрослым.
Другая схема – это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку – опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.
А. П. Воронова, О. В. Защиринская отмечают, что в случае лишения ребенка возможности общения с близким взрослым в этом периоде происходит следующее. Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в:
– отсутствии сформированной речи;
– отставании в умственном развитии;
– трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
– недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;
– двигательной вялости и компенсационных движения.
– сниженном общем коэффициенте развития.
Три вида деприваций – сенсорная, двигательная и социальная – присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный – материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы два условия,которых лишены дети из интернатов: теплота материнской заботы и ее постоянство.
Одно из последствий материнской депривации – это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.
В результате анализа литературы, найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44 «Сказка» комбинированного вида города Белово»
Консультация
«Особенности общения детей раннего возраста с взрослыми».
Автор: Г.В.Борщева,
педагог-психолог
2013
Взрослый продолжает оставаться главной фигурой для детей З – го года жизни, т.к. дети во многом еще зависят от него. Взрослые — промежуточное звено между детьми и окружающим миром. Маленькие дети не могут познавать мир, если им не объяснят смысл того, что они видят, слышат и т.д. Пожарная машина остается для них шумной пугающей, непонятной вещью до тех пор, пока взрослый не объяснит, что это пожарная машина, она спешит с пожарными тушить огонь. Без помощи взрослого ребенок не может справиться с различными бытовыми ситуациями. Раздеться? — Пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому ребенку и не всегда. Самостоятельно есть ложкой, многие уже умеют, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют.
В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно ушиб коленку, то сверстник отнял лопатку и не отдаёт или сердитая собака бежит на встречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослых.
Ребенку третьего года жизни необходимо знать чувствовать, что взрослый готов ему помочь, поддержать, защитить. Общение с взрослыми как бы вплетается в новую для ребенка сферу овладения предметными действиями. Взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка.
Потребность ребенка в поддержке и оценке взрослыми его действий — один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в своих силах, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его дел. Ведь недаром дети так любят устраивать со своими игрушками поближе ко взрослому. даже если они оба заняты своими делами, малыш чувствует себя спокойнее и увереннее в присутствии взрослого, который изредка поглядывает на него, разговаривает с ним или просто улыбается ему.
Строя свои взаимоотношения с ребенком второго года жизни, родителям необходимо знать, что ребенок лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении:
«Почему он не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по своему, как будто бы на зло». Нет, ребенок не пытается досадить Любиной маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!» сказать: «положи на место!» вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего – либо».
Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними, В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой, В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки, стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность не стоит упускать.
Не смотря на то, что на протяжении раннего возраста взрослый остается центральной фигурой для ребенка, но уже на первом году жизни младенцы начинают проявлять интерес к сверстникам. Но до 1,5 лет дети обычно действуют со сверстником как с неодушевленным предметом, игрушкой и малочувствительны к протестам и гневу сверстников, недовольного тем, как с ним обращаются.
После 1 ,5 лет в отношении детей происходит заметный перелом. Идут на убыль действия с ровесником как с неодушевленным предметом, бурно нарастают инициативные действия, чтобы заинтересовать собою сверстника, одновременно нарастает чувствительность малышей к отношению сверстников.
Со сверстниками ребенок общается на горизонтальной плоскости. Перед ним равное существо, которое так же легко освобождается от внешних окон и готово разделить стремление к самовыражению. В общении с ровесниками ребенок приобретает умение постоять за свои права, адаптироваться в обществе.
Отсутствие опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей.
К концу второго года жизни возникает особая форма общения со сверстниками – эмоционально окрашенная игра. Большинство совместных игр основано на стремлении друг другу подражать, дети вместе прыгают, падают на пол, кривляются.
Примерно с 1,5 лет дети начинают бояться незнакомых детей. Они могут переставать играть, прятаться за маму, и даже плакать при приближении других детей. К 2 – 2,5 годам эта тревога при встрече с другими детьми должна пройти. Совместные действия детей в этом возраста еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, т. к. дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать интересы друг друга. Очень часто возникают конфликты из-за игрушек. Играть игрушкой одному или уступить ее другому — решить в этом возрасте непросто. Нравиться нам это или нет, но дети в этом возрасте собственники. Поэтому, покушение на игрушку — это покушение на его безопасность, на его личное пространство, даже мы взрослые не любим делиться, но требуем этого от детей. А ведь для малыша обладание машинкой или куклой, тоже самое, что для нас владение телевизором или машиной. Необходимо осознать право ребенка на собственность — это снимет многие ненужные проблемы.
Литература
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Психология общения в детском возрасте, 3 – издание, из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. – 272с
2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001 г. – 464с.
3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 164с.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005 г. – 445с.
Источник