Влияние общения на развитие качеств личности ребенка
Фастова Елена Аркадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №19
Московского района Санкт-Петербурга
Одной из определяющих задач детского сада на современном этапе является формирования общей культуры личности детей, создание эмоционального благополучия воспитанников.
Детский сад — как второй социальный институт после семьи в жизни ребенка, способен научить детей жить в социуме, приобрести необходимые навыки общения, взаимодействия с окружающими людьми.
Общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из глобальных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития, формированием коммуникативных навыков.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
– желание вступать в контакт с окружающими;
– умение организовывать общение;
– знание норм и правил.
Нарушение общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.
Ребенок научается в семье, в детском саду, в общении с взрослыми – педагогами и родителями согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотнося свои действия с общественными нормами поведения.
В детском саду осуществляется обучение основным существующим законам общения: дети учатся искать и находить компромисс между собственными желаниями и интересами окружающих его людей, отстаивать собственную точку зрения и вместе с этим сдерживать себя и свои эмоции в разрешении споров. Воспитание детей в детском саду дает возможность научиться отстаивать свое мнение, путем аргументов, а не слез и истерик, как часто случается дома. В особенности ценным является то, что в коллективе сверстников данные навыки формируются естественным образом, как бы сами собой — в процессе общения и во время игры с другими детками.
Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений, устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже при проявлениях отрицательных действий, поступков. Отношение к ребенку как к субъекту, как к самоценности предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали, раскрытию потенциальных возможностей, творчества и активности ребенка.
Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнера. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.
В процессе работы по формированию навыков общения, ребенок начинает понимать, как важно любить окружающую природу, чувствовать её, заботиться о ней, учиться у неё доброте, чуткости, бескорыстию, приобретают умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Постепенно у дошкольника появляются представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации. Понимание собственного «Я» формирует самооценку детей, что способствует правильному оцениванию своих поступков и на их основе различию по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых. У ребенка воспитываются добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье. Дети ценят хорошие отношения и получают радость от общения со своими близкими, проявляют о них заботу и предлагают посильную помощь. Навык общения с взрослыми постепенно и переходит на общение со сверстниками. Дети проявляют заботу и внимание, чувства доброты, чуткости, доброжелательности, соучастие и сотрудничество в процессе общения друг с другом. Ребенок способен научиться управлять своим настроением, проявлять положительные эмоции в различных ситуациях, доставлять радость себе и другим при общении с окружающим миром. Имея представление о поступках и привычках людей, дети в дальнейшем смогут выработать социально значимые мотивы положительного поведения, развить у себя желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности. Не менее важно дать детям знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Это поможет им применять правила этикета в разных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения. Навыки общения так же включают в себя представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек. Дети научаться понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
Все эти навыки у детей хорошо усваиваются в процессе игровой деятельности. Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем. Важный момент – выбор игры. Хорошо если игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа существует последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов
При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.
Таким образом,чтобы ребенок вырос и стал полноценной и развитой личностью, он еще в самом раннем детстве должен приобрести опыт межличностного общения, так как без него процесс социализации будет неполным, и вхождение в мир людей станет болезненным. Этот процесс называется развитием социальной компетентности, он является неотъемлемой составляющей в развитии человека,
Список использованной литературы:
1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.– Ярославль «Академия развития» 1996
2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В.- Азбука общения.- СПб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2000
3. Источник: https://psychlib.ru/mgppu/SOo/SOO-001.HTM]
Источник
Влияние общения на формирование личности ребенка
Общение-основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности , один из главных видом деятельности человека, устремлённой на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки, вы—вы первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа-ваш дом-окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы всё равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает ссылаться на то, чему меня учили дома, чему учила меня моя мать, что показал отец. Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает этот фон , который ведет к развитию речи ,умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычислению смысла слов.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:
— Для ребёнка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребёнок будет говорить так, как его домашние. Вам например, приходилось слышать: да он разговаривает точь-в-точь как его отец! . Ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
— Речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности в любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
— Вам принадлежит исключительно активная роль в общении вашего малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
— Нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удаленных от него.
— Следует уделять больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и когнитивное развитие, приобщение ребёнка к жизни общества является решающим. Именно в эти годы закладывается основы уверенности в себе и успешного общения вне дома, что способствует дальнейшему продвижению ребенка в школе, в компании сверстников, а в дальнейшем- и на работе.
— По возможности нужно присоединиться к ребёнку, когда он смотрит телевизор, и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
— У каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребёнка реальные цели.
— Старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и в разнообразии впечатлений, но не терзайтесь , если вы не в состоянии выполнить все его просьбы и желания.
Лозница.Т.В. 2019 год
Источник
Тема № 5. Влияние общения на психическое развитие ребенка
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Важность общения для развития ребенка. 4
Глава 2. Пути влияния общения на психическое развитие детей. 8
Заключение. 10
Список литературы.. 11
Введение
Общение представляет собой взаимодействие двух и более людей. Оно, как правило, ориентировано на объединение совместных усилий с целью установления и улучшения отношений и достижения необходимого общего результата.
Значение категории общения определяется тем, что оно помогает выявить общественную суть человека и его личности, а также понять развитие психики ребенка как процесс, происходящий путем присвоения детьми общественно–исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослым, живым носителем этого опыта.
Следовательно, целью данной работ является изучение важности общения в контексте психического развития ребенка.
Задачами являются:
1. Изучение имеющей информации по данной теме
2. Выявление неких особенностей, характеризующий важность общения для ребенка.
Глава 1. Важность общения для развития ребенка
Личность людей формируется лишь в случае их взаимоотношения с окружающими, и только в подобных связях развивается. Судя по всему, имеется определенная истина в тезисе – что формирование внутреннего мира индивида тесно взаимосвязано с его общением. Все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И только со временем данные функции становятся внутренними, изменяются из «интерпсихических» в «интрапсихические»[1]. Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию советскими психологами оригинальной концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно–исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества. Опыт подобного рода представлен в продуктах материальной и духовной культуры человечества, однако спрятан таким образом, что изначально увидеть его нельзя. Только представители следующего поколения могут извлечь данный опыт посредством тесного общения с хранителями знаний. Взаимодействие со старшими для маленького ребенка является единственно вероятной возможностью постичь и понять важные общекультурные ценности. Именно поэтому общение является важнейшим фактором общего психического развития детей. Следует добавить, что в данном случае общение представляет собой решающую роль не только в формировании содержания детского сознания, но и устанавливает и формирует базис психических основ человека.
Тремя группами фактором объясняется важнейшая роль общения для правильного психического развития малыша:
1) исследование феномена «детей–маугли»;
2) изучение природы и факторов «госпитализма»;
3) явное выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
«Дети–маугли» периодически обнаруживаются в среде животных, преимущественно волков, и каждый раз подобный случай притягивает к себе внимание ученых и исследователей психики человека. Результаты проведенных обследований показывают сильный разрыв в психическом развитии обычного ребенка и ребенка, выросшего в среде животных. На сегодняшний момент нет сомнений, что окружающие существенно влияют на путь и качество развития малыша. Без поддержки взрослых ребенок не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, судя по всему, и вовсе ее теряет.
Явление госпитализма было обнаружено при первых попытках исправить воспитание детей, оставшихся без родителей. В начале прошлого века образовались государственные и частные дома для детей (приюты), которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» – так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Те же дети, что продолжали жить, существенно отставали в своем развитии, как физическом, так и психическом. К трехлетнему возрасту они не владели базовыми навыками самообслуживания, были неопрятны, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, в другом случае, суетливость и агрессивность. Данный феномен и был назван госпитализмом. Грубые его формы привлекали внимание общественности также в период второй мировой войны, когда в европейских странах многократно увеличилось количество сирот.
Тем не менее, для малыша нет ничего смертельно опасного в разлуке с матерью. Разумеется, если мать жива и может воспитывать ребенка, естественно, проще и лучше всего, когда она сама занимается своими детьми. Ее интерес к ним, ласка, забота имеют, в первую очередь, некую биологическую основу, как у всех видов, детеныши которых рождаются беспомощными. Но природная основа – лишь то, с чего начинается развитие родительской любви у человека. Если у животных инстинкты продолжения рода и заботы о потомстве – темное, слепое чувство, то любовь родителей к своим детям – это светлая, высокая, истинно нравственная эмоция, сочетающаяся с пониманием того, что дети – наследники дела отцов, его вершители и продолжатели. Именно по этой – социальной – причине другой человек, испытывающий подобные эмоции к ребенку, вполне способен заменить ему биологическую мать. В данном случае является важным, чтобы человек четко понимал свою ответственность и осознавал, что и как он должен делать с ребенком. И вот здесь необычайно важна роль науки – нормальной физиологии, педиатрии, педагогики и, конечно, психологии.
Общение со взрослыми оказывает сильное влияние на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного возраста. Нет никаких оснований утверждать, что постепенно, по мере взросления, роль общения для ребенка повышается или понижается. Более правильным было бы отметить, что данное значение становится комплексней и глубже. По мере развития и обогащения душевной стороны ребенка, существенно развиваются и его связи с миром, проявляются новые навыки, интересы, способности.
Базовый и, вполне возможно, наиболее яркий и позитивный элемент общения заключается в том, что оно имеет способность ускорять развитие детей.
Влияние общения обнаруживается не только в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и в том, что оно позволяет детям преодолеть сложные этапы в жизни. Достаточно известно, что в детских учреждениях закрытого типа у маленьких детей проявляется сильная отсталость в развитии речи. В. В. Ветровой[2] был проведен научно-педагогический эксперимент, касающийся попыток облегчить образование и развитие у детей пассивной и активной речи. Систематическое прослушивание магнитофонной записи речи детьми ускорило их вербальное развитие, однако лишь при учитывании двух факторов: если у ребенка была создана потребность в понимании речи взрослых и если, слушая магнитофон, он одновременно видел взрослого, который вместе с ним воспринимал звуки разговора. Иными словами, лишь при взаимодействии со взрослыми возможно достичь значительных результатов по данной методике.
Влияние общения может также способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании. Помимо этого, воздействие общения можно отметить в разного рода сферах психического развития ребенка:
1) в области общения и взаимодействия
2) в области интересов касательно окружающего мира
3) в области эмоциональных переживаний
4) в формировании любви ко взрослым
5) в области овладения речью
6) в области формирования личности и самосознания
Глава 2. Пути влияния общения на психическое развитие детей
Для маленьких детей огромной важностью обладает тот факт, что взрослый – это поразительно богатый источник разного рода воздействий. Младенец, еще не умеющий передвигаться и вынужденный ожидать, когда неподалеку от него что–то случится, . Именно взрослые позволяют малышу тренироваться в восприятии и взаимодействии. Взрослый одновременно адресуется к разным чувствам ребенка – зрению, слуху, обонянию и осязанию; он стремится привлечь внимание младенца, варьируя, видоизменяя свои воздействия с учетом реакций младенца; взрослый сосредоточенно ловит еще такое неустойчивое, слабое внимание детей. Именно так общение с ухаживающим за ним взрослым становится для малыша источником не сравнимых ни с чем других ярких, переменчивых и лично адресованных ему воздействий, без которых младенец может испытывать недостаток впечатлений.
Еще один путь воздействия общения на развитие детей – это обогащение опыта ребенка. Взрослый знакомит малышей с книгами, берет их с собой в путешествия, он открывает для них мир музыки. Да и в самом общении взрослый, обращаясь к детям и откликаясь на их призыв, дает детям возможность испытывать сладость утешения, впервые открыть для себя радость взаимопонимания, несравненное удовлетворение от сопереживания, от чувства общности, совпадения своих мнений и оценок со взглядами мудрого и намного более опытного старшего человека.
Далее, в общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть каким–то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваются того, что ребенок с нею справляется. В качестве примера можно сослаться на овладение речью. Ничто в предметной действительности не заставляет ребенка заговорить. Лишь требования взрослых да реально создаваемая ими необходимость вынуждают ребенка проделать гигантский труд, который для этого требуется. Когда ребенок овладевает словом, перед ним раскрываются поистине необозримые горизонты для развития мышления и самосознания, для овладения самым ценным в копилке человеческого знания.
Важнейший путь влияния общения на психическое развитие детей состоит в том, что ребенок в контактах со взрослым наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Заключение
Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания. Общение – действительно решающий фактор общего психического развития ребенка в раннем и дошкольном детстве.
Список литературы
1. В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Автореф. канд. дис. – М., 1975
2. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 3
3. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. – 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
4. И. Формирование личности ребенка в общении. – Питер, 2009. – 96 с.
[1] С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 3, С 14
[2] В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Автореф. канд. дис. – М., 1975. – С. 23
Источник