Влияние неполной на развитие ребенка

Влияние неполной на развитие ребенка thumbnail

Татьяна Дикальчук
Специфика неполных семей как условие эмоционального развития ребенка

По данным статистики, в Российской Федерации в 50-е годы ХХ века только у 11% детей родители были в разводе, в 80-е годы уже 45%. Пик числа разводов пришелся на 90-е годы 50% детей воспитывались в неполных семьях.

Развод – это расторжение брака, юридическое прекращение его при жизни супругов.

Среди причин и корреляторов разводаупоминаются следующие:

• поздний или ранний возраст вступления в брак;

• размытые внешние границы семьи, что обуславливает вмешательство родителей супругов в их отношения;

• разочарование в партнере;

• низкий уровень дифференциации супругов, отсутствие личного психологического пространства;

• личностные особенности супругов;

• профессиональная занятость женщин, в том числе бикарьер-семья;

• неравенство образования и социального статуса;

• добрачная беременность(«стимулированный брак»);

• бесплодие одного из супругов;

• рождение ребенка в первые 1-2 года брака;

• супружеская дисгармония (ревность, измена, сексуальная неудовлетворенность);

• алкоголизм и наркомания одного из супругов;

семейные сценарии, включающие конфликты или развод родителей одного из супругов.

Дети, как и взрослые глубоко переживают неблагополучие в семье. Переживания ребенка, которые следуют непосредственно разводу, называют послеразводный кризис ребенка. Реакция детей на развод бывает разной, например, гнев и враждебность, шок и отказ верить в случившееся. Ребенок может чувствовать вину и самоосуждение, если у родителей возникают конфликты из-за детей, они могут переложить на себя ответственность за расставания взрослых или решить, что один из родителей не хочет жить с детьми.

Реакция на развод родителей зависит от возраста ребенка. Развод оказывает меньшее влияние на детей до 3-х лет. От 3 до 6 лет дети часто испытывают чувство вины самоуничижения. С 7 до 8 лет часто ведут себя агрессивно и винят в развале семьи обоих родителей. С 10 до 11 лет они чувствуют себя обиженными, заброшенными, стыдясь семейных проблем. С 13 до 18 испытывают чувства потеpи.

Ребенок переживающий разводсемьи часто сталкивается с целым рядом проблем:

• супруги отрицательно относятся друг к другу и передают эти эмоции (могут рассказывать нелицеприятное о своих супружеских отношения);

• родители манипулируют ребенком (отправляют ребенка в качестве «разведчика» понаблюдать, как живет бывший супруг);

• родители психологически меняются, к чему ребенок может быть не готов;

• родители перекладывают вину на ребенка за развод (родитель указывает на то, что причиной развода стала болезнь или размолвки в воспитании);

• обман;

• внешние изменения семьи (переезд, другая школа, уменьшение материального благосостояния и др.);

• уменьшение воспитательных возможностей обоих родителей;

• дефицит общения с обоими родителями и другими родственниками;

• у ребенка может появиться истерическая пугливость (страх потерять второго родителя, страх его смерти или его болезни);

ребенок может воспринять уход второго родителя как отказ от него;

• ухудшение отношений со сверстниками.

Сами родители могут помочь ребенку в ситуации развода, родителям важно уделять больше времени и внимания ребенку, участвовать в его личной жизни, необходимо поощрять общение с ушедшим супругом, желателен минимум перемен в повседневной жизни ребенка.

По данным Е. П. Ильина, в нашей стране количество детей растущих без отца становится угрожающим.

Неполная семья – это нуклеарная семья, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. По мнению Т. А. Гурко, следует анализировать такие семья по источникам их формирования. Существуют различные семьи внебрачных или незамужних, разведенных или вдовых матерей, в частности, в отношении возможностей и реального участия отца в материальной поддержке и контактов с детьми. Отцовские семья, которые могут образоваться в результате овдовения, развода и внебрачного рождения ребенка так же следует различать при изучении. Западные ученые вводят понятие бинуклеарной семьи. В этом случае развод разрывает брак, но не семью. Расторгаются отношения между женой и мужем, но не обязательно между отцом и детьми, матерью и детьми между матерью и отцом, они могут продолжать общаться друг с другом, хотя уже и по-другому.

Для нашей же страны, наиболее характерны неполные семьи, где мать одна воспитывает ребенка или нескольких детей. Выделяют три основных источника распада семей:

• внебрачная рождаемость;

• распад семьи в следствие развода;

• pост смертности мужчин от неестественных причин в трудоспособном возрасте.

Острой проблемой неполных семей является проблема их функционирования как института социализации и воспитания детей.

Выделяют несколько аспектов влияния неполной семьи на развитие ребенка:

• Социально-экономический. В первую очередь в неполных семьях зачастую возникают материальные проблемы. Женщина чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

• Медицинский. Сравнивая полные и не полные семьи, отмечаются значительные различия в обpазе жизни. В неполных семьях зачастую присутствуют вредные привычки (употребление алкоголя, курения, несоблюдение гигиенических норм жизни, социально-бытовая и жилищная неустроенность, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение. Дети из неполных семей значительно чаще, чем с полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающих в более тяжелой форме. При этом неблагополучные показатели связывают не только с влиянием стрессов развода, сколько с низкой медицинской активностью матери.

• Социально-психологический. Отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу, в то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви. Отец представляет для детей наиболее естественный источник познаний о технике, труде, мире, способствуя созданию социально полезных целей и идеалов, способствуя их ориентировки на будущую профессию. Если место отца в семье занимает отчим, а иногда дедушка, депривационные влияния подавляются, но возникает благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства у детей, появляющиеся на данной основе являются весьма частыми. Ребенок, растущий без отца, лишен мужского примера, который особенно значим для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, так же отец важен и для девочек, в качестве модели их будущего партнера. Дети без отца, как правило, страдают недостатком дисциплины, порядка и авторитета. Такие дети бывают часто несоциальными, агрессивными в отношении детей и взрослых.

• Психолого-педагогический. Трудности и ошибки воспитания ребенка неизбежны, если мать воспитывает ребенка одна, т. к. в отсутствии отца система отношений «мать-ребенок» значительно усложняются. В результате издержек материнского воспитания в неполных семьях может возникнуть деформация личности ребенка.

Выделяют три типа отношений в семейном воспитании в неполных семьях:

1. Мать ни когда не упоминает об отце и строит воспитание так, как будто его никогда не было. Этот стиль целесообразен в том случае, если ребенок не знал отца с самого рождения.

2. Поведение матери характеризуется обесцениванием отца, мать старается изгладить из детских воспоминаний даже незначительные впечатления. Эта позиция является неблагоприятной для развития отношений между ребенком и матерью.

3. Мать создает у ребенка представление об отце как об обычном человеке, со своими достоинствами и недостатками. В этом случае ребенок благоразумно воспринимает авторитет матери, независимо от сложившихся семейных обстоятельствах.

В полной семье эмоциональный фон, благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности создает мать, отец же, осуществляет регуляцию поведения и выполняет функции нормативного контроля. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что не всегда получается.

Особо внимательной необходимо быть одинокой матери к выбору средств воздействия. Нужно помнить, что только она единственный источник социального научения ребенка, поэтому следует быть чрезмерно внимательной к угрозам и наказаниям, к нравоучениям. Мать в стремление оградить сына от ответственности и риска, жизненных трудностей, тем самым мешает сыну стать мужчиной, парализует его детскую волю. Чрезмерная опека сына матерью, еще одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания. В таком случае ребенок с детства отучается от инициативы и самостоятельности, боится сделать лишний шаг без мамы, мальчик становится пугливым, несамостоятельным и осторожным.

Таким образом, неправильное отношение матери к ребенку, вытекает в неправильное воспитание. Это либо чрезмерная строгость к ребенку («гипоопека», либо культ ребенка, в результате чего ребенок становится деспотом в семье («кумиром семьи», либо чрезмерная опека («гиперопека»).

Факт, что ребенок воспитывается одной матерью, сам по себе не способствует появлению каких-либо отклонений в его развитие, не накладывает ни каких специфических черт, дело лишь в том, что матери трудней в таких условиях воспитывать. В тоже время и в полной семье может быть неблагополучие в воспитании, поскольку перспективным является не разделение семьи, а психологические критерии.

Есть еще одна форма неполных семей – приемные семьи.

В России наблюдается увеличение количества беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая ситуация обусловлена pядом факторов: социально-культурных и правовых – снижением уровня жизни значительной части населения, безработицей, имущественным расслоением, деформацией морально-нравственных ориентиров, которые приводят к изменению межличностных отношений в семье, социально-экономические.

Все форма устройства детей в семьи принято называть замещающей семьей. Замещающая семья – это любая форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и родители не являются биологическими родителями ребенка. К замещающим семьям относят семьи усыновителей, опекунские, патронатные, семейные детские дома, семейно-воспитательные группы и т. др.

Момент появления в семье приемного ребенка во многих отношениях – критический. Родители, с одной стороны, испытывают положительные эмоции в связи с появление нового члена семьи, возлагая на ребенка определенные ожидания и надежды, но с другой стороны, испытывают чувства повышенной ответственности, тревожности, страх что-то сделать не так.

Момент появления ребенка в семье является критическим как для приемной семьи, так и для самого ребенка. Это связано с тем, что ребенок из одной нестабильной ситуации попадает в другую. Постепенно ребенок начинает вести себя как и дpугие члены семьи, воспроизводя нормы и правила семьи.

На успешную адаптацию ребенкав семье и успешность родителей влияют следующие факторы:

умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;

компетентность родителей в вопросах воспитания;

понимание сути психологических проблем, лежащих в основе проблемного поведения ребенка;

отсутствие у родителей строгих религиозных и формальных ориентаций;

способность воспринимать нужды и потребности приемного ребенка как приоритетные;

готовность отцов кооперироваться с социальными работниками;

способность матери относится к приемному ребенку как к индивидуальности.

Замещающая семья сталкивается с множеством сложных задач компенсации последствий депривации и травматического опыта детей-сирот.

Так же к неполным семьям относят семьи, возникающие в результате повторного брака.

Повторным называется брак, создающийся человеком (людьми) ранее состоявшими в брачных отношениях.

Выделяют несколько типов повторных браков:

1)По способу прекращения предыдущих брачных отношений:

• брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод;

• брак, в котором хотя бы один из супругов пережил смерть брачного супруга;

2)По наличию опыта брачных отношений:

• брак, в котором оба супруга партнера имели опыт супружеских отношений;

• брак, в котором один из супругов имел опыт супружеских отношений;

3) По наличию детей,рожденных в предыдущих браках:

• брак,в котором оба партнера имеют детей от предыдущих браков:

• брак, в котором один из партнеров не имеет детей от предыдущего брака;

• брак, в котором ни один из партнеров не имеет детей от предыдущих браков;

4)По разнице в возрасте между партнерами:

• брак, в котором оба партнера ровесники или один незначительно старше другого;

• брак, в котором один из партнеров намного старше другого (разница превышает более 10 лет).

Семьи, у которых есть дети от предыдущих браков, испытывают особенные трудности, поскольку в такой смешанной семье, включается такие новые роли, как мачеха, отчим, падчерица, пасынок.

Можно выделить pяд факторов с нарушенным кровным родством, осложняющих формирование детско-родительских отношений. Семья травмированная разводом, такая ситуация вызывает противоречия во взаимоотношениях ребенка с матерью и родным отцом, женщины с бывшим мужем-отцом и настоящим мужем-отцом, между отцом и отчимом. Еще один факт соединение в повторно-брачной семье двух стадий жизненного цикла – процесса адаптации их к воспитательным ролям в изменившейся семейной структуре и адаптации супругов друг к другу. Еще один факт, факт рождения нового общего ребенка. Старшие дети могут испытывать чувство ревности.

Более низкая адаптация к новому браку родителей в подростковом возрасте, у детей раннего дошкольного возраста она более высокая. Подростки чувствительны к попыткам мачехи или отчима выполнять воспитательные функции и бурно протестуют против их требований. Дискомфорт в новой семье, зачастую является одной из основных причин в стремлении к ранней моральной и материальной независимости.

Изменение семейной структуры создает особую ситуацию, требующую адаптации детей, во многих случаях подобные изменения не проходят для детей гладко.

Источник

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.

Согласно мнению М.И. Буянова, структура семьи влияет на формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “…У рабочих, вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на возможность стать независимым, самостоятельным” [12, с.53].

Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.

Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины — это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца.

Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной семьи — морально-психологический. В неполной семье значительно чаще оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно. Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.

Существование неполной семьи в настоящем обусловлено в основном следующими признаками: смертью одного из супругов; относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью; распадом браков. Что касается первой причины, то в настоящее время ее удельный вес среди остальных причин не так высок. Внебрачная рождаемость занимает более значительное место в образовании неполной семьи; она поддерживается ростом внебрачных связей среди молодежи, чему способствует ослабление контроля в городских условиях со стороны семьи и недоработки в области полового воспитания.

Неполная семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее воспитательного потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается перспектива приобретения другого в результате повторного замужества матери. Это связано с тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится настоящим отцом [4, с.47].

Занимая ведущее место в образовании неполной семьи, развод в то же время сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее влияние на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде всего к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери.

Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т.д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие.

По мнению зарубежных исследователей (Байярд Р.Т., Байярд Д. и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу [6, с.108].

Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.

Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка к матери. Иногда у него возникает обостренное чувство жалости к ней, иногда он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически относиться к ней и по существу, теряет для себя и второго родителя [9, с.53].

Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до патологических изменений в области психики и криминогенного поведения несовершеннолетних.

Источник