Влияние наследственности среды и воспитание развития ребенка
1. Общие основы педагогики
1.2. Формирование творческой личности
Человек развивается, формируется как творческая личность в течение всей своей жизни. В этом процессе сочетаются, тесно переплетаясь, воздействия внешней среды, наследственности и воспитания.
1.2.1 Влияние наследственности, среды и воспитания на формирование личности
Человек рождается как индивид, как общественный субъект, с присущими ей природными задатками и формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целенаправленному воспитанию.
Развитие человека – процесс физического и психического становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение.
Процесс развития человека сопровождается физическими и психическими, количественными и качественными изменениями.
К физическим изменениям относятся рост, развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, нервной системы и т.д. Психические изменения охватывают умственное развитие, формирование психических черт личности, обретение социальных качеств.
Развитие человека зависит как от внешних воздействий, так и от внутренних сил.
К внешним относят воздействия на индивида окружающей природной и социальной среды и целенаправленной деятельности педагогов по формированию у ребенка качеств, необходимых для ее участия в жизни общества (воспитания). Эффект внешних воздействий зависит от внутренних сил и процессов, которые определяют индивидуальное реагирование на них каждого человека.
Развитие человека не сводится к усвоению, простого накопления знаний, умений и навыков. Поэтому его не следует рассматривать только как количественный рост. Ведь развитие заключается прежде всего в качественных изменениях психики, в переходах от низших ступеней к высшим, в формировании личности.
Формирование личности – становление человека как социального существа вследствие влияния среды и воспитания на внутренние силы розвитку.Поняття «развитие человека» и «формирование личности» очень близки, их нередко употребляют как синонимы. На самом деле понятие «личность» означает социальную характеристику человека, т.е. те ее качества, которые формируются под влиянием общения и установления отношений с другими людьми, обществом в целом. Развитие человека и формирование его личности является единым, целостным процессом.
Источником, внутренним содержанием формирования личности являются такие внутренние и внешние противоречия:
– в нервной системе – между возбуждением и торможением;
– в эмоциональной сфере – между удовольствием и неудовольствием, радостью и горем;
– между наследственными данными и потребностями воспитания (ребенок – инвалид благодаря воспитанию достигает высшего уровня развития);
– между уровнем сформированности личности и идеалом (поскольку идеал всегда совершеннее конкретного питомца, он побуждает личность к самосовершенствованию);
– между потребностями личности и моральным долгом (чтобы потребность не вышла за пределы общественных норм, она «сдерживается» моральным долгом человека);
– между стремлениями личности и ее возможностями (когда индивид стремится достичь определенных результатов в обучении, а уровень его познавательных возможностей еще недостаточен, ему нужно усиленно работать над собой).
Формирование личности зависит от наследственности, среды и воспитания.
Роль наследственности в формировании личности.
Самым первым фактором, влияющим на формирование личности, является наследственность.
Наследственность – воспроизведение у потомков биологических особенностей родителей.
От биологической наследственности зависит как то общее, что определяет принадлежность индивида к человеческому роду в целом, так и то отличное, что делает людей разными за внешним видом и внутренними качествами.
Человек как представитель своего биологического вида наследует прежде всего тип нервной системы, на базе которой формируется тип темперамента (меланхолический, флегматический, сангвинический, холерический); некоторые безусловные рефлексы (ориентировочный, оборонительный, слиновидільний); конституцию тела, внешние признаки (цвет волос, глаз, кожи). К чисто физических задатков относятся и группа крови и резус-фактор (особое вещество, которое содержится в крови и обусловливает совместимость крови матери и плода донора и реципиент). Родители могут передать потомкам также некоторые болезни: гемофилия, шизофрения, сахарный диабет, венерические болезни. Самыми опасными для физического здоровья детей является алкоголизм и наркомания родителей.
Особую роль в формировании личности играют собственно человеческие задатки (высокоорганизованный мозг, за датки речи, хождения в вертикальном положении).
Сложной в педагогике является проблема способностей в определенной области. Особого внимания заслуживает вопрос о наследовании интеллектуальных способностей. Результаты генетических исследований свидетельствуют, что здоровые люди имеют задатки к неограниченному духовному развитию, и подтверждают предположение о больших возможностях человеческого мозга.
На этом основании в педагогике и психологии разработана концепция развивающего обучения. Она основывается на том, что правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие человека.
Все же от природы разные дети имеют неодинаковые интеллектуальные задатки. Поэтому, организуя учебно-воспитательный процесс в школе, следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, то есть внедрять дифференцированное обучение. В значительной степени эта проблема актуальна и в высших учебных заведениях.
Роль среды в формировании личности.
Не меньшее значение в формировании личности имеет влияние на нее окружающей среды.
Среда – совокупность внешних явлений, стихийно действующих на человека и влияют на ее развитие.
Среда, которая окружает индивида от его рождения до конца жизни, условно можно разделить на природную среду и социальное. Факторами природной среды являются климат, рельеф, географическое положение и т.д. Социальная среда образуют социальные группы, которые непосредственно или косвенно влияют на человека (семья, детский сад, школа, внешкольное учреждение, двор, общества сверстников, средства массовой информации и др.).
В социальной среде человек социализируется – усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, активно привлекается к системе социальных связей, самостоятельно находит пути эффективного самоопределения в обществе. При этом ребенок не только зависит от среды, но и сама является активным, деятельным существом.
Одним из самых действенных факторов социализации является целенаправленное воспитание. «Главное дело воспитания как раз в том и состоит, – считает Сергей Рубинштейн, – чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых она привлекается. Это важно потому, что главный источник нравственных невзгод, всех отклонений в поведении – это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к жизни, что их окружает, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, – тогда все им становится ни к чему».
Особое влияние на формирование личности ребенка имеет домашнюю среду, а также ближайшее окружение. Именно здесь дети осваивают умение общаться, налаживая отношения с близкими людьми – родными, сверстниками, соседями, учатся жить с людьми и для людей, любить свою нацию и уважать другие народы.
Вместе с тем именно в ближнем окружении дети могут столкнуться с такими патологическими явлениями общественной жизни, как курение, пьянство, наркомания, воровство, рэкет, проституция и т.д. Поэтому с целью профилактики нужно формировать у несовершеннолетних умение противостоять таким явлениям.
Ощутимое влияние на формирование личности имеют средства массовой информации (телевидение, радио, пресса) как компоненты социального окружения. Правильно организованная информация об значимые события, процессы, явления в обществе воспитывает у подрастающего поколения сознательное, ответственное отношение к жизни, способствует его духовному обогащению, формированию активной жизненной позиции. Поразительным является и пагубное влияние информации, которая пропагандирует патологические, сомнительные ценности, стандарты поведения, которые негативно влияют на еще не сформированное сознание молодого человека. Учитывая это, педагоги должны помогать ей правильно оценивать увиденное, услышанное или прочитанное.
Главным критерием социализированые личности является не степень ее приспособления, а мера независимости, уверенности в себе, раскрепощенности, инициативности, что проявляется в реализации социального в индивидуальном и обеспечивает реальное воспроизведение человека и общества. На разных возрастных этапах становления личности наблюдаются определенные особенности развития самосознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, разные процессуальные характеристики социализации. Свидетельством социализации индивида является обретение им на каждом этапе онтогенеза соответствующего уровня самости и самосознания как предпосылок формирования индивидуальности. Чем более развитыми являются самосознание и самоопределение индивида, тем больше он индивидуален и в то же время социально-определен.
Роль воспитания в формировании личности.
Решающую роль в формировании личности играет процесс воспитания, который выполняет такие функции:
– организация деятельности, в которой формируется личность;
– отбор содержания обучения и воспитания, направляет формирование личности в нужном направлении;
– устранение воздействий, которые могут негативно сказаться на формировании личности;
– изолирование личности от неблагоприятных для ее формирования условий, которые невозможно устранить.
Как целенаправленная, планомерная деятельность педагогов воспитание призвано развивать природные задатки, формировать личность.
Изменить такие физические качества, как цвет кожи, глаз, волос, конституцию тела воспитание не способно, но оно может существенно повлиять на состояние здоровья, сделать ребенка крепкой и выносливой путем специальной тренировки и упражнений. Воспитание не может изменить врожденный тип высшей нервной системы, но способно внести коррективы в силу и динамичность нервных процессов.
Природные задатки могут развиться в способности только под влиянием воспитания и приобщения человека к соответствующему виду деятельности. Воспитание определяет проявление и совершенствованию задатков и способностей: в процессе правильного воспитания можно развить очень слабые задатки, в то время как неправильное воспитание тормозит развитие сильных задатков или совсем подавляют слабые.
Воспитание не только определяет развитие, но и постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Однако главная его задача заключается в опережении уровня развития. Такую идею выдвинул Л. Выготский. В то же время он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, утверждая, что программа и методы обучения должны соответствовать не только достигнутом ребенком умственном развитии, но и «зоне ближнего развития». В соответствии с его концепцией существуют два уровня умственного развития ребенка. На первом ребенок выполняет определенные задания самостоятельно. Этот этап называют «уровнем актуального развития». Второй уровень – «зона ближнего развития», на котором ребенок получает задание, с которым она еще не может справиться самостоятельно. Поэтому, предлагая способы выполнения задания, объясняя приемы работы и т. д., взрослый одновременно помогает ребенку выполнить задание и учит ее делать это самостоятельно. Цель воспитания, по мнению Л. Выготского, заключается в том, чтобы создать «зону ближнего развития», которая позже достигла «уровня актуального развития». Следовательно, формировать личность способно такое воспитание, что побуждает развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся на стадии становления.
Эффективно развивает только такое воспитание, которое умело включает молодого человека в различные виды деятельности, направленной на выполнение поставленных задач. В течение обучения школьник участвует в игровой, учебной, трудовой, художественной, спортивной и общественной деятельности, которые обеспечивают его всестороннее развитие. Однако «только та деятельность дает счастье души, – писал К. Ушинский, – сохраняя достоинство, которое исходит из нее самой, следовательно, любимая деятельность, свободная деятельность; а потому, насколько нужно воспитывать в душе стремление к деятельности, настолько же нужно воспитывать и стремление к самостоятельности или свободы: один развитие без второго, как мы видим, не может подвигаться вперед». Поэтому важным условием эффективности воздействия всех видов деятельности на формирование личности является ее активность, которая проявляется в общении, познании окружающей действительности, труда.
Активность в общении дает возможность приобрести нравственного опыта, развивает организаторские способности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна как потребность решать интеллектуальные проблемы, так и умение творчески применять теоретические знания в учебной и практической деятельности. Трудовая активность практически и психологически готовит ученика к участию в будущей трудовой деятельности.
Движущей силой любой деятельности и проявления в ней активности являются потребности. Вот почему перед педагогом всегда стоит задача не только направлять активность своих воспитанников в общественно полезное русло и сдерживать от вредных увлечений, но и формировать потребность в положительной активности.
Источник
Äàëåå: Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ
Ââåðõ: Òåìà IV. Óñëîâèÿ è
Íàçàä: Ëåêöèÿ 9. Ïîíÿòèÿ ëè÷íîñòè
Ëåêöèÿ 10. Íàñëåäñòâåííîñòü, ñðåäà è âîñïèòàíèå êàê ôàêòîðû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè
Íàñëåäñòâåííîñòü – ýòî îòðàæåíèå áèîëîãè÷åñêîãî â ÷åëîâåêå,
ïåðåäà÷à îò ðîäèòåëåé ê äåòÿì îïðåäåëåííûõ êà÷åñòâ è îñîáåííîñòåé. Íîñèòåëè
íàñëåäñòâåííîñòè – ãåíû (â ïåðåâîäå ñ ãðå÷. – “ðîæäàþùèé”), ëîêàëèçîâàííûå â
ñòðóêòóðàõ ÿäðà êëåòêè – õðîìîñîìàõ.
Ñîâðåìåííàÿ íàóêà äîêàçàëà, ÷òî ñâîéñòâà îðãàíèçìà çàøèôðîâàíû â
ñâîåîáðàçíîì ãåííîì êîäå. Ãåíåòèêà ðàñøèôðîâàëà
íàñëåäñòâåííóþ ïðîãðàììó ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà, êîòîðàÿ âêëþ÷àåò:
äåòåðìèíèðîâàííóþ ÷àñòü – îïðåäåëÿåò òî îáùåå, ÷òî äåëàåò
÷åëîâåêà ÷åëîâåêîì:
äåòåðìèíèðîâàííàÿ ÷àñòü ïðîãðàììû îáåñïå÷èâàåò ïðîäîëæåíèå ÷åëîâå÷åñêîãî
ðîäà;
îáåñïå÷èâàåò âèäîâûå çàäàòêè ÷åëîâåêà êàê ïðåäñòàâèòåëÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà,
çàäàòêè ðå÷è, ïðÿìîõîæäåíèÿ, òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, ìûøëåíèÿ;
îò ðîäèòåëåé ê äåòÿì ïåðåäàþòñÿ âíåøíèå ïðèçíàêè (îñîáåííîñòè òåëîñëîæåíèÿ,
êîíñòèòóöèè, öâåò âîëîñ, ãëàç è êîæè);
æåñòêî ãåíåòè÷åñêè çàïðîãðàììèðîâàíî ñî÷åòàíèå â îðãàíèçìå ðàçëè÷íûõ áåëêîâ,
îïðåäåëåíû ãðóïïû êðîâè, ðåçóñ-ôàêòîð;
ê íàñëåäñòâåííûì ñâîéñòâàì îòíîñÿòñÿ îñîáåííîñòè íåðâíîé ñèñòåìû,
îáóñëîâëèâàþùèå îñîáåííîñòè ïðîòåêàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (ïàòîëîãè÷åñêèå
íåäîñòàòêè íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè ðîäèòåëåé, âûçûâàþùèå, íàïðèìåð, øèçîôðåíèþ,
ìîãóò ïåðåäàâàòüñÿ ïîòîìñòâó); íàñëåäñòâåííûé õàðàêòåð èìåþò áîëåçíè êðîâè
(ãåìîôèëèÿ), ñàõàðíûé äèàáåò, íåêîòîðûå ýíäîêðèííûå ðàññòðîéñòâà (íàïðèìåð,
êàðëèêîâîñòü), îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íà ïîòîìñòâî îêàçûâàþò àëêîãîëèçì è
íàðêîìàíèÿ ðîäèòåëåé.
ïåðåìåííóþ ÷àñòü – îïðåäåëÿåò òî îñîáåííîå, ÷òî îòëè÷àåò
ëþäåé äðóã îò äðóãà, îáåñïå÷èâàåò ðàçâèòèå ñèñòåì, ïîìîãàþùèõ îðãàíèçìó
÷åëîâåêà ïðèñïîñîáèòüñÿ ê èçìåíåíèþ óñëîâèé åãî ñóùåñòâîâàíèÿ; êàæäûé
÷åëîâåê äîïîëíÿåò ýòó ÷àñòü ïðîãðàììû ñàìîñòîÿòåëüíî ïóòåì ñàìîðàçâèòèÿ è
ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèÿ, òàêèì îáðàçîì, íåîáõîäèìîñòü âîñïèòàíèÿ çàëîæåíà â
÷åëîâåêå ïðèðîäîé.
Ñ ïåäàãîãè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿþò 3 ãëàâíûå
ïðîáëåìû:
1. Íàñëåäîâàíèå èíòåëëåêòóàëüíûõ êà÷åñòâ.
Äåòè íàñëåäóþò íå ãîòîâûå ñïîñîáíîñòè ê îïðåäåëåííîìó âèäó äåÿòåëüíîñòè, à
òîëüêî çàäàòêè – ïîòåíöèàëüíûå âîçìîæíîñòè äëÿ ðàçâèòèÿ
ñïîñîáíîñòåé. Ïðè ýòîì èìåþùèåñÿ ðàçëè÷èÿ â òèïàõ âûñøåé íåðâíîé
äåÿòåëüíîñòè èçìåíÿþò ëèøü ïðîòåêàíèå ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ, íî íå
ïðåäîïðåäåëÿþò êà÷åñòâà è óðîâíÿ ñàìîé èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
Óíàñëåäîâàííûå ÷åëîâåêîì çàäàòêè ðåàëèçóþòñÿ èëè íå ðåàëèçóþòñÿ â
çàâèñèìîñòè îò îáñòîÿòåëüñòâ (óñëîâèé æèçíè, ñðåäû, ïîòðåáíîñòåé
îáùåñòâà, îò ñïðîñà íà ïðîäóêò òîé èëè èíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà).
Èçâåñòíûé ãåíåòèê, àêàäåìèê Í. Ï. Äóáèíèí ñ÷èòàåò îøèáî÷íûì
ðàñïðîñòðàíåííîå ìíåíèå î òîì, ÷òî óðîâåíü èíòåëëåêòà ïåðåäàåòñÿ îò
ðîäèòåëåé ê äåòÿì. Âìåñòå ñ òåì ïåäàãîãè âñåãî ìèðà ïðèçíàþò, ÷òî
ñóùåñòâóåò íåáëàãîïðèÿòíàÿ äëÿ ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòóàëüíûõ
ñïîñîáíîñòåé íàñëåäñòâåííîñòü (âÿëûå êëåòêè êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà ó äåòåé
àëêîãîëèêîâ, íàðóøåííûå ãåíåòè÷åñêèå ñòðóêòóðû ó íàðêîìàíîâ, íàñëåäñòâåííûå
ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ). Ñîâðåìåííàÿ ïåäàãîãèêà äåëàåò àêöåíò íå íà
âûÿâëåíèè ðàçëè÷èé è ïðèñïîñîáëåíèè ê íèì âîñïèòàíèÿ, à íà ñîçäàíèè
ðàâíûõ óñëîâèé äëÿ ðàçâèòèÿ èìåþùèõñÿ ó êàæäîãî ÷åëîâåêà çàäàòêîâ äëÿ
ðàçâèòèÿ ñâîèõ óìñòâåííûõ ñèë.
2. Íàñëåäîâàíèå ñïåöèàëüíûõ êà÷åñòâ.
Ñïåöèàëüíûìè íàçûâàþòñÿ çàäàòêè ê îïðåäåëåííîìó âèäó äåÿòåëüíîñòè
(ìóçûêàëüíûå çàäàòêè, õóäîæåñòâåííûå, ìàòåìàòè÷åñêèå, ëèíãâèñòè÷åñêèå,
ñïîðòèâíûå è äð.). Óñòàíîâëåíî, ÷òî äåòè, îáëàäàþùèå ñïåöèàëüíûìè
çàäàòêàìè, äîñòèãàþò çíà÷èòåëüíî áîëåå âûñîêèõ ðåçóëüòàòîâ è ïðîäâèãàþòñÿ â
èçáðàííîé îáëàñòè äåÿòåëüíîñòè áûñòðûìè òåìïàìè. Ïðè ñèëüíîé âûðàæåííîñòè
òàêèõ çàäàòêîâ îíè ïðîÿâëÿþòñÿ â ðàííåì âîçðàñòå, åñëè ÷åëîâåêó
ïðåäîñòàâëÿþòñÿ íåîáõîäèìûå óñëîâèÿ.
3. Íàñëåäîâàíèå ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ.
Âåäóùèì ïîëîæåíèåì îòå÷åñòâåííîé ïåäàãîãèêè äîëãîå âðåìÿ áûëî óòâåðæäåíèå î
òîì, ÷òî âñå ïñèõè÷åñêèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè íå íàñëåäóþòñÿ, à ïðèîáðåòàþòñÿ â
ïðîöåññå âçàèìîäåéñòâèÿ îðãàíèçìà ñ âíåøíåé ñðåäîé. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ðåáåíîê
íå ðîæäàåòñÿ íè çëûì, íè äîáðûì, òî åñòü â ãåíåòè÷åñêèõ ïðîãðàììàõ ÷åëîâåêà
íå çàëîæåíà èíôîðìàöèÿ î ñîöèàëüíîì ïîâåäåíèè (äóøà íîâîðîæäåííîãî –
“÷èñòûé ëèñò”). Äåéñòâèòåëüíî, ðàñøèôðîâûâàÿ ãåíåòè÷åñêèå ïðîãðàììû,
ó÷åíûå íå îáíàðóæèëè íè ãåíîâ äîáðà èëè çëà, íè ãåíîâ àãðåññèè èëè
ïîêîðíîñòè, íè äðóãèõ ãåíîâ, ïðè÷àñòíûõ ê íðàâñòâåííîñòè.
Âìåñòå ñ òåì â çàïàäíîé ïåäàãîãèêå (Ì. Ìîíòåññîðè, Ê. Ëîðåíö, Ý. Ôðîìì è
äð.) äîìèíèðóåò óòâåðæäåíèå î òîì, ÷òî íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà
÷åëîâåêà áèîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåíû, òî åñòü ëþäè ðîæäàþòñÿ äîáðûìè èëè
çëûìè, ïðèðîäîé ÷åëîâåêó äàåòñÿ àãðåññèâíîñòü, æåñòîêîñòü. Òàêèå âûâîäû
äåëàþòñÿ íà îñíîâàíèè ïðèçíàíèÿ íàëè÷èÿ èíñòèíêòîâ (èíñòèíêòû íàñëåäóþòñÿ) è
ðåôëåêñîâ ó æèâîòíûõ è ëþäåé, òî åñòü ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà ïðèçíàåòñÿ
èíñòèíêòèâíûì, ðåôëåêòîðíûì. Â ïîëüçó íàñëåäñòâåííîé îáóñëîâëåííîñòè
íðàâñòâåííîñòè ÷åëîâåêà è åãî ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ îòêðûòî âûñêàçûâàþòñÿ
àêàäåìèê Ï. Ê. Àíîõèí, Í. Ì. Àìîñîâ è äð. ó÷åíûå, óêàçûâàÿ, ÷òî ÷åëîâåê êàê
áèîëîãè÷åñêèé âèä ïîäâåðãñÿ î÷åíü íåçíà÷èòåëüíûì èçìåíåíèÿì çà âñþ èçâåñòíóþ
ëþäÿì èñòîðèþ ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ, – ýòî ÿâëÿåòñÿ äîêàçàòåëüñòâîì
íåèçìåííîñòè ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäû.
Òàêèì îáðàçîì, âîïðîñ î íàñëåäîâàíèè ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ ÿâëÿåòñÿ äî
ñèõ ïîð îòêðûòûì è ñëîæíûì.
×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ëè÷íîñòüþ òîëüêî â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, òî
åñòü âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà äóõîâíîå,
ñîöèàëüíîå, ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèòü íå ìîæåò.
Íàóêå èçâåñòíî 15 ñëó÷àåâ âñêàðìëèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ äåòåíûøåé âîëêàìè, 5 –
ìåäâåäÿìè, 1 – ïàâèàíàìè, äðóãèìè ïîðîäàìè îáåçüÿí – íå ìåíåå 10 ñëó÷àåâ,
1 ðåáåíîê áûë âñêîðìëåí ëåîïàðäîì, 1 – îâöîé. Â 1920 ã. â Èíäèè äîêòîð Ñèíã
îáíàðóæèë â âîë÷üåì ëîãîâå äâóõ äåâî÷åê – 2 ëåò è 5-7 ëåò: âûâåçåííûå èç
äæóíãëåé äåòè õîäèëè è áåãàëè íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïðè÷åì òîëüêî íî÷üþ, à äíåì
ñïàëè, çàáèâøèñü â óãîë; ìëàäøàÿ äåâî÷êà – Àìàëà – ñêîðî óìåðëà, òàê
íè÷åìó è íå íàó÷èâøèñü, ñòàðøàÿ – Êàìàëà – ïðîæèëà äî 17 ëåò (äâà ãîäà
ïðèøëîñü ó÷èòü åå ñòîÿòü, çà 10 ëåò îáó÷åíèÿ ëåêñèêîí äåâî÷êè ñîñòàâèë ñòî
ñëîâ – äàëüøå ÿçûêîâîé ïðîãðåññ íå ïîøåë, äåâî÷êà íàó÷èëàñü åñòü ðóêàìè,
ïèòü èç ñòàêàíà, â 17 ëåò ïî óðîâíþ ðàçâèòèÿ Êàìàëà ñîîòâåòñòâîâàëà
4-ëåòíåìó ðåáåíêó).
Ñðåäà – ýòî ðåàëüíàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü, â óñëîâèÿõ êîòîðîé
ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ÷åëîâåêà:
ñîöèàëüíàÿ ñðåäà (îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ
îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè, äð.); ñîöèàëüíóþ ñðåäó îòíîñÿò ê
îòäàëåííîìó îêðóæåíèþ;
áëèæíÿÿ ñðåäà (ñåìüÿ, ðîäñòâåííèêè, äðóçüÿ).
Ïåäàãîãè âñåãî ìèðà ïðèçíàþò îãðîìíóþ âàæíîñòü ñðåäû, îäíàêî ïðè îöåíêå
ñòåïåíè âëèÿíèÿ ñðåäû âçãëÿäû ïåäàãîãîâ íå ñîâïàäàþò, òàê êàê àáñòðàêòíîé
ñðåäû íå ñóùåñòâóåò – åñòü êîíêðåòíûé îáùåñòâåííûé ñòðîé, êîíêðåòíûå
óñëîâèÿ æèçíè ÷åëîâåêà, åãî ñåìüÿ, øêîëà, äðóçüÿ. Êîãäà ïåäàãîãè ãîâîðÿò î
âëèÿíèè ñðåäû, òî èìåþò â âèäó, ïðåæäå âñåãî, ñðåäó ñîöèàëüíóþ è äîìàøíþþ.
Äîìàøíÿÿ ñðåäà îêàçûâàåò îãðîìíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà,
îñîáåííî â äåòñêîì âîçðàñòå. Ñåìüÿ âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò êðóã èíòåðåñîâ è
ïîòðåáíîñòåé, âçãëÿäîâ è öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé ðåáåíêà; ñåìüÿ ïðåäîñòàâëÿåò
óñëîâèÿ (â òîì ÷èñëå ìàòåðèàëüíûå) äëÿ ðàçâèòèÿ ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ ðåáåíêà;
â ñåìüå çàêëàäûâàþòñÿ íðàâñòâåííûå è ñîöèàëüíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè. Êðèçèñ
ñîâðåìåííîé ðîññèéñêîé ñåìüè (ðîñò ÷èñëà ðàçâîäîâ, íåïîëíûõ ñåìåé, ðîñò
÷èñëà ñîöèàëüíî îáåçäîëåííûõ äåòåé) ÿâëÿåòñÿ, ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòîâ,
ïåðâîïðè÷èíîé ðîñòà ïðåñòóïíîñòè ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ – çíà÷èòåëüíîå
÷èñëî ïðàâîíàðóøåíèé â ñòðàíå ñîâåðøàåòñÿ ïîäðîñòêàìè è ìîëîäûìè ëþäüìè â
âîçðàñòå 14-18 ëåò.
Ïî âîïðîñó î òîì, ÷òî îêàçûâàåò áîëüøåå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå
÷åëîâåêà – ñðåäà èëè íàñëåäñòâåííîñòü – ñóùåñòâóþò äâå ïîçèöèè:
ïðèâåðæåíöû áèîãåííîãî (áèîãåíåòè÷åñêîãî) íàïðàâëåíèÿ â ïåäàãîãèêå îòäàþò
ïðåäïî÷òåíèå íàñëåäñòâåííîñòè;
ïðèâåðæåíöû ñîöèîãåííîãî (ñîöèîãåíåòè÷åñêîãî) îòäàþò ïðåäïî÷òåíèå ñðåäå.
Àíãëèéñêèé ïñèõîëîã Ä. Øàòòëåâîðò (1935) óñòàíîâèë êîëè÷åñòâåííûå ïðîïîðöèè âëèÿíèÿ ñðåäû è íàñëåäñòâåííîñòè íà óìñòâåííîå ðàçâèòèå: 64% – íàñëåäñòâåííûå
âëèÿíèÿ, 16% – ðàçëè÷èÿ â óðîâíå ñåìåéíîé ñðåäû, 3% – ðàçëè÷èÿ â
âîñïèòàíèè äåòåé â ñåìüå, 17% – ñìåøàííûå ôàêòîðû (âçàèìîäåéñòâèå
íàñëåäñòâåííîñòè ñî ñðåäîé).
Îáùèé âûâîä ñîñòîèò â òîì, ÷òî ÷åëîâåê äîñòèãàåò áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ
ðàçâèòèÿ òàì, ãäå áëèçêîå è äàëåêîå îêðóæåíèå ïðåäîñòàâëÿåò åìó íàèáîëåå
áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ. Êàæäûé ÷åëîâåê ðàçâèâàåòñÿ ïî-ñâîåìó, è
“äîëÿ” âëèÿíèÿ íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû ó êàæäîãî ñâîÿ.
Âëèÿíèå íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû êîððåêòèðóåòñÿ âîñïèòàíèåì.
Ýôôåêòèâíîñòü âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â
öåëåíàïðàâëåííîñòè, ñèñòåìàòè÷íîñòè è êâàëèôèöèðîâàííîì ðóêîâîäñòâå. Âìåñòå
ñ òåì ñëàáîñòü âîñïèòàíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíî îñíîâûâàåòñÿ íà
ñîçíàíèè ÷åëîâåêà è òðåáóåò åãî ó÷àñòèÿ, òîãäà êàê íàñëåäñòâåííîñòü è ñðåäà
äåéñòâóþò áåññîçíàòåëüíî è ïîäñîçíàòåëüíî.
Äèàïàçîí îöåíîê ðîëè âîñïèòàíèÿ øèðîê: îò óòâåðæäåíèÿ ïîëíîé áåññèëüíîñòè âîñïèòàíèÿ (ïðè íåáëàãîïðèÿòíîé
íàñëåäñòâåííîñòè è îòðèöàòåëüíîì âëèÿíèè ñðåäû) äî ïðèçíàíèÿ åãî
åäèíñòâåííûì ñðåäñòâîì èçìåíåíèÿ ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäû. Ñïðàâåäëèâûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ âûñêàçûâàíèå ôðàíöóçñêîãî ïðîñâåòèòåëÿ
Ä. Äèäðî î òîì, ÷òî âîñïèòàíèåì ìîæíî äîñòèãíóòü ìíîãîãî, îäíàêî âîñïèòàíèå ðàçâèâàåò òî, ÷òî äàëà ðåáåíêó ïðèðîäà.
Òàêèì îáðàçîì, âîñïèòàíèå – ýòî çàïîëíåíèå ïðîáåëîâ â
ïðîãðàììå ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Îäíà èç âàæíåéøèõ çàäà÷ ïðàâèëüíî
îðãàíèçîâàííîãî âîñïèòàíèÿ – âûÿâëåíèå ñêëîííîñòåé è äàðîâàíèé, ðàçâèòèå â
ñîîòâåòñòâèè ñ èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè ÷åëîâåêà, åãî ñïîñîáíîñòÿìè è
âîçìîæíîñòÿìè. Ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî âîñïèòàíèå
ìîæåò îáåñïå÷èòü ðàçâèòèå îïðåäåëåííûõ êà÷åñòâ, òîëüêî îïèðàÿñü íà
çàëîæåííûå ïðèðîäîé çàäàòêè. Èññëåäîâàíèÿ Í. Í. Ëàäûãèíîé-Êîòñ ïîêàçàëè,
÷òî âîñïèòàíèå äåòåíûøåé îáåçüÿíû â îäèíàêîâûõ óñëîâèÿõ ñ ðåáåíêîì – ïðè
íàëè÷èè òåõ æå êîíòàêòîâ ñ ëþäüìè, õîðîøåãî ïèòàíèÿ è óõîäà, – íå ïðèâåëî ê
ïðèîáðåòåíèþ äåòåíûøàìè îáåçüÿíû íè îäíîãî ïñèõè÷åñêîãî êà÷åñòâà,
ñâîéñòâåííîãî ÷åëîâåêó.
Âîçäåéñòâóÿ íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, âîñïèòàíèå ñàìî çàâèñèò îò ðàçâèòèÿ è
ïîñòîÿííî îïèðàåòñÿ íà äîñòèãíóòûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ, òî åñòü
ðàçâèòèå – ýòî öåëü, à âîñïèòàíèå – ñðåäñòâî. Ýôôåêòèâíîñòü
âîñïèòàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ óðîâíåì ïîäãîòîâëåííîñòè ÷åëîâåêà ê âîñïðèÿòèþ
âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ, îáóñëîâëåííîãî âëèÿíèåì íàñëåäñòâåííîñòè è
ñðåäû. Ëþäè ïîääàþòñÿ âîñïèòàíèþ íåîäèíàêîâî – îò ïîëíîãî íåïðèÿòèÿ
âîñïèòàòåëüíûõ òðåáîâàíèé äî àáñîëþòíîãî ïîä÷èíåíèÿ âîëå âîñïèòàòåëåé.
Ñèëà âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ çàâèñèò îò ðÿäà óñëîâèé. Îòå÷åñòâåííûé
ïñèõîëîã Ë. Ñ. Âûãîòñêèé îáîñíîâàë çàêîíîìåðíîñòü, ñîãëàñíî êîòîðîé
öåëè è ìåòîäû âîñïèòàíèÿ äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü íå òîëüêî óðîâíþ
ðàçâèòèÿ, óæå äîñòèãíóòîìó ðåáåíêó (óðîâíþ àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ),
íî è çîíå åãî áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, êîòîðàÿ îïðåäåëÿåòñÿ òåìè
âîçìîæíîñòÿìè ðåáåíêà, êîòîðûå îí ìîæåò ðåàëèçîâàòü â íàñòîÿùèé ïåðèîä
òîëüêî ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî è êîòîðûå, áëàãîäàðÿ ñîòðóäíè÷åñòâó ñî âçðîñëûì,
áóäóò ñîáñòâåííûì äîñòîÿíèåì ðåáåíêà â áëèæàéøåå âðåìÿ.
Çàäà÷à âîñïèòàíèÿ ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ñîçäàòü “çîíó áëèæàéøåãî
ðàçâèòèÿ”, êîòîðàÿ â äàëüíåéøåì ïåðåøëà áû â “çîíó àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ”.
Äàëåå: Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ
Ââåðõ: Òåìà IV. Óñëîâèÿ è
Íàçàä: Ëåêöèÿ 9. Ïîíÿòèÿ ëè÷íîñòè
ßÃÏÓ, Îòäåë îáðàçîâàòåëüíûõ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé
09.06.2010
Источник