Влияние насилия на развитие личности ребенка

Влияние насилия на развитие личности ребенка thumbnail

ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НА РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

  • Авторы
  • Файлы
  • Ключевые слова

Кравченко И.В.

Таточенко Е.В.

гидросооружения

моллюск дрейссена

гидроэлектростанция

биологическое обрастание

ремонт агрегатов

методы борьбы

адгезионные свойства

фторопласт

защитные покрытия

биссус

hydroconstructions

mollusc dreissena

hydroelectric power station

Biological fouling

repair of units

struggle methods

adhesive properties

fluoroplastic

sheetings

byssus.

Проблема влияния экстремального опыта на психику детей является одной из самых актуальных в психологии развития, поскольку нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, и приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребенка реализовать себя в будущем. Одним из самых распространенных видов насилия в настоящее время является психологическое насилие, под которым понимаются хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства, обман, может наблюдаться также лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей и т.д. В результате этого могут наблюдаться различные нарушения: например такие, как нарушения в познавательной сфере, расстройство аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм, соматические заболевания. Очень важно рассматривать последствия насилия, пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности, так как в разные периоды жизни реакция на подобную психологическую травму может проявляться по-разному:

  • для детей до 3 лет – страхи, спутанность чувств; в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми;
  • для дошкольников – тревога, боязливость, чувство вины, стыда, отвращения; в поведении отмечаются регрессия, отстраненность, агрессия;
  • для детей младшего школьного возраста – амбивалентные чувства по отношению к взрослым, чувство стыда; в поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданная разговорчивость;
  • для детей 9-13 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция;
  • для подростков 13-18 лет – отвращение, вина, недоверие, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение.

Таким образом, дети, с которыми обращались жестоко в психологическом смысле выпадают из нормального процесса социализации. В результате этим детям трудно удовлетворить свои потребности в защите и покровительстве, и им приходится быть чрезмерно уступчивыми, чтобы избежать плохого отношения к себе. В то же время такие дети постепенно учатся эксплуатировать, унижать или терроризировать других, равно как и ожидать, что любые человеческие отношения приносят боль и страдание.

Библиографическая ссылка

Кравченко И.В., Таточенко Е.В. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ НА РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 4. – С. 73-73;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=403 (дата обращения: 14.12.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Влияние насилия на развитие личности ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В настоящее время представители различных теоретических направлений сходятся в признании патогенного влияния физического, сексуального и психологического насилия на формирование личности, психики и поведения ребенка и считают, что насилие, совершенное по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Несмотря на очевидность неблагоприятного влияния насилия на формирование личности, следует отметить, что отсроченные последствия эбьюза, пережитого в детстве, лишь в последнее время становятся объектом эмпирических исследований в психологии. Это во многом объясняется отсутствием универсального представления о том, что считать насилием, дифференцированных критериев, отделяющих насилие от ненасилия, или, по выражению И. А. Алексеевой (1997), “адекватного и социально приемлемого воспитательного воздействия на ребенка”. Это в свою очередь порождает множество проблем, среди которых можно выделить следующие: отсутствие единой теоретической парадигмы и исследовательской линии изучении этого явления; трудности диагностики эбьюза в связи большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов; отсутствие в большинстве исследований корреляционного анализа; недостаток статистических данных; недостаток теоретических и эмпирических исследований по изучению психологического, физического насилия и его влияния на становление личности, в то время как в основном внимание уделяется сексуальному насилию. Спорным и далеким от разрешения остаётся вопрос о соотношении насилия и этапов личностного развития индивида.

Таким образом, проблематика изучения насилия требует новых исследовательских подходов как к самому пониманию эбьюза, к специфике его феноменологии, так и особенностям психотерапевтической и психокоррекционной работы с лицами, пережившими насилие в зависимости от его вида и этапа развития личности.

Наиболее ранимыми к проявлениям любого вида насилия являются дети. Особенно критическими являются дошкольный и подростковый возрастные периоды, которые большинством исследователей рассматриваются “возрастами риска” в отношении насилия. До недавнего времени проблема насилия над детьми оставалась практически закрытой для обсуждения, что не давало полного представления о её масштабах и серьезности, в то время как дети могут подвергаться насилию не только в семье, но и в школе, и со стороны других социальных институтов.

Читайте также:  Области развития ребенка по фгосу

Специальные исследования отношения взрослых к применения различных видов насилия над детьми, проведенные отечественными и зарубежными учёными и практиками, позволили установить, что 60% опрошенных родителей были убеждены в оправданности использованных мер физического воз­действия и считают, что физи­ческое наказание является необходимым и эффективным сред­ством контролирования детского поведения. Многие родители прибе­гают к нему хотя бы однажды в жизни в тех ситуациях, когда, по их убеждению, ребенок нарушил правила, установленные взрослыми.

Среди основных причины, провоцирующих взрослых применять меры физического воздействия по отношению к детям, указываются следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, не выполнение домашних обязанностей и т.п.

17 % опрошенных использовали или одобряют физическое насилие как последствие плохого поведение ребёнка. При этом, характеризуя такое поведение, указывались такие его характеристики как импульсивность, гиперактивность, чрезмерная возбудимость. При дальнейшем анализе поведения таких детей выяснялось, что зачастую ребёнок повышенной возбудимостью и агрессивностью пытается обратить на себя внимание взрослых, но наталкивается на агрессию с их стороны.

13% детей подвергаются физическому насилию за плохую учебу. Следует отметить тот факт, что в основе применения физического воздействия за плохую учёбу зачастую скрывается собственный неуспех родителей. Но в любом случае наказание будет иметь крайне негативные последствия. В некоторых исследованиях отмечается, что в обычной популяции детей распространенность умственной отсталости составляет 2-3%, а в популяции детей, подвергающихся жестокому обращению, эти цифры доходят до 20-40% (K. Cigno, P. Burke,1995 г., T.W. Wind, L. Silvern, 1994г.).
Как отмечают Кадушин и Мартин, агрессия родителей обычно носит умеренный характер, но иногда может принимать жестокие формы.

Школьные учителя, в основной своей мас­се, также не возражают против «физического воспитательного» средства, как стимула к лучшей успеваемости. Так две трети опрошенных учителей начальных школ, положительно отнеслись к использованию телесных наказа­ний.

Данные проведённых исследований позволяют сделать выводы о том что, физическое насилие над детьми достаточно распространено, т.к. дети находятся в зависимом положении. И, как правило, чем жестче наказываются дети, тем менее они склонны говорить об этом. Так формируется тип “забитый ребенок”.

В результате такого обращения дети могут испытывать достаточно противоречивые чувства: страх, боль, стыд, обиду, ненависть, унижение, чувства вины и др. Так у ребенка, подвергшегося физическому насилию в возрасте 3 – 6 лет может наблюдаться следующая симптоматика: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых), негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам. В младшем школьном возрасте у детей наблюдается стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущения одиночества, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы странные пищевые пристрастия (штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.). В подростковом возрасте характерны побеги из дома, суицидальные попытки, делинквентное поведение и т.д.

Физическое насилие негативно отражается на формировании личности на последующих этапах её развития. В последствии могут проявиться такие особенности характера и поведения как повышенная агрессивность, тревожность, неумение сопереживать, заниженная самооценка, низкий социальный статус, пристрастия к алкоголю, наркомании.

Так же, было обнаружено, что последствия физического насилия (избиение, телесные наказания) встречается в анамнезе больных с пограничным личностным расстройством значительно чаще, чем у больных с другими патологиями (Herman (1989) приводит цифры, соответственно, 71% и 30%).

Следует отметить, что зачастую опыт насилия, полученный в семье, воспроизводится личностью и в других социальных институтах, что может быть предупреждено только в результате совместной работе психологов, педагогов психотерапевтов, родителей.

Некоторые авторы отсутствие заботы о детях (пренебрежение) также считают одним из видов насилия, который является достаточно распространённым в настоящее время. Причинами такого безразличного отношения к своим детям могут быть личностные особенности родителей, наличие случаев применения насилия в прошлом, стрессы, испытываемые личностью и связанные с финансовыми проблемами, потерей работы, состоянием здоровья, взаимоотношениями в семье и т.д. Во многом взаимоотношения детей и родителей зависят и от социального статуса семьи. В большинстве случаев даже по внешним признакам можно судить, что ребёнок воспитывается в атмосфере безразличия и пренебрежения. Он плохо растет, не набирает подходящего веса, так как постоянно голодает, попрошайничает или даже крадет пищу; находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, не опрятен; не получает должной медицинской помощи (нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи и т.д.); не ходит в школу или прогуливает её. В связи с тем, что часто ребёнку некуда идти, он наоборот может приходить в школу слишком рано и уходить из нее слишком поздно. Педагоги и психологи, работая с этой категорией детей, отмечают у них повышенную утомляемость, апатичность, различного рода отклонения в поведении, иногда склонность к вандализму.

Читайте также:  Ооп для центра развития ребенка

Одним из видов насилия, привлекающим внимание специалистов разного профиля, является психологическое насилие. Воздействие психологического насилия на личность имеет самые серьёзные травмирующие последствия для ребёнка.

У большинства детей, живущих в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического, нервно-психического, речевого развития. Для них характерны такие поведенческие особенности как проявления импульсивности, взрывчатости, наличие страхов, вредных привычек (сосание пальцев, вырывание волос) и т.д. Подростки зачастую не видят смысла и цели в жизни, что способствует развитию депрессионных состояний. Зарубежные специалисты назвали такое состояние детей “неспособностью к процветанию”.

Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны, способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой – неумолимо искажает формирующийся образ Я.

Как психологическое насилие можно рассматривать и ту ситуацию, в которой оказывается ребенок в семье с аддиктивным поведением (семьи алкоголиков, наркоманов). Ребенок, пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные нужды и потребности. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Результатом такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их выражать!) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.
Лишение родительской любви в младенческом и отроческом возрасте, с одной стороны, способствует развитию неутолимого эмоционального голода, а с другой – неумолимо искажает формирующийся образ

Я. J. Bowlby (1979), известный исследователь феномена материнской депривации, вводит термин “патогенное родительствование” и выделяет следующие типы неадекватного родительского отношения: отсутствие родителя или отделение ребенка от родителя (при помещении в больницу, детское учреждение); отсутствие адекватного ответа на поиск заботы и привязанности, отвержение ребенка; угрозы покинуть ребенка, применяемые как дисциплинарная мера (родитель угрожает лишить ребенка своей любви, покинуть семью, совершить суицид и т.п.); провоцирование родителем чувства вины или переживания собственной “плохости” у ребенка. (При этом ребенок подвергается исключительной критике. Крайним вариантом является возложенная на ребенка ответственность за болезнь или смерть одного из родителей.); тревожная привязанность к ребенку, связанная с оказанием на него давления. Родитель (обычно мать) стремится таким образом стать единственным источником заботы в окружении ребенка.
Описывая пагубные последствия подобного родительского отношения, Bowlby отмечает, что “формирование той или иной психопатологии в этих случаях происходит, так как мир для таких детей всегда остается двусмысленным, неопределенным и всегда опасным”.

Не менее серьезными и негативными являются последствия сексуального насилия, особенно перенесённого в детском возрасте. Данной проблематике уделяется достаточно пристальное внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Сравнительное изучение статистических данных по внутри- и внесемейному насилию показало, что средний возраст жертв инцеста составляет 6-7 лет, средний возраст пострадавших от изнасилования значительно выше – 13-14 лет.
Отмечается, что, в зависимости от возраста, биологических и индивидуально-психологических особенностей личности жертвы, характера действий насильника, сексуальное насилие может стать специфической психологической травмой, влияющей и на физическое здоровье. Эта травма способствует социальной дезадаптации, может привести к кратковременным или пролонгированным психогенным состояниям или к обострению ранее имевшейся патологии. Подвергшийся сексуальному насилию, ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия; может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым; может жаловаться на физическое нездоровье; скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослыми или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угрозы со стороны обидчика. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников. В последствии наблюдается снижение степени доверия к людям, низкий уровень самооценки, возникают трудности в принятии самостоятельного решения. Сексуальное насилие способствует так же расстройствам эмоциональной регуляции. Для детей, пострадавших от инцеста, неизбежным является разрушение представлений о семейной любви и доверии, развитие манипуляторского отношения к близким.

Очевидным является и тот факт, что в любой ситуации, где присутствует насилие, жертва переживает несколько насилий одновременно..
Так дети, подвергающиеся сексуальному насилию, неизбежно переживают и психологическое (запугивание), физическое (избиение), эмоциональное (угрозы убить или покалечить) насилие. Английский исследователь проблемы сексуального насилия Peter Dale полагает, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое автор называет “особенно коварным” и “причиняющим значительный ущерб развитию личности и формированию копинговых механизмов”.

Читайте также:  Развитие ребенка первого месяца беременности

Социологические исследования, независимо проводимые в России и за рубежом, показали, что дети-жертвы сексуального насилия в 7 раз чаще злоупотребляют алкоголем или наркотиками в более старшем возрасте, в 10 раз чаще совершают попытки суицида. 60-70% подростков, совершивших побеги из дома также были жертвами насилия. 98% девочек, ставших на путь проституции, в детском возрасте подвергались сексуальному насилию. У 85% пациентов психиатрических клиник выявляется в анамнезе история сексуального насилия в детстве.

Любое насилие, пережитое человеком в детстве, порождает риск проявления различных её последствий в более зрелом возрасте.

Различают ближайшие и отдаленные последствия насилия. К ближайшимпоследствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности. Среди отдаленныхпоследствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Обнаружено, что в анамнезе лиц с пограничным личностным расстройством значимо чаще, чем в анамнезе страдающих другими патологиями встречаются факты сексуальной травматизации и жестокого обращения в детстве. Так же очевидно, что психологическое насилие, к которым в настоящее время относят неадекватные родительские установки, эмоциональную депривацию и симбиоз, унижение и угрозы, словом, все, что разрушает отношения привязанности, или, напротив, насильственно их фиксирует, играют ничуть не менее важную роль в этиологии личностных расстройств. Как отмечает Е. Т. Соколова, “… до сих пор ранее указанные феномены родительского отношения не получали столь “острой” трактовки. Сегодня, особенно в свете накопленного опыта психотерапевтической работы их репрессивная, насильственная природа кажется достаточно очевидной. Всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением, наконец, в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие”. Как полагает автор, феномены полярно-неадекватного родительствования – эмоциональная депривация и симбиоз – равно переживаются ребенком как потеря или насилие.

Таким образом, в настоящее время у исследователей этой проблемы практически не осталось сомнений в том, что пережитое в детском возрасте насилие специфическим образом связано с формированием определенного круга личностных расстройств.

Как уже было сказано ранее, дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети – жертвы насилия – часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут в последствии развиваться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение, резкая потеря веса, тики, заикание, энурез и т.д. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто детская агрессивность проявляется в игре, порой вспышки гнева не имеют видимой причины. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, о чём свидетельствуют высокая частота депрессий, приступы беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, нарушения сна. Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Также могут наблюдаться попытки покончить с собой.

Таким образом, любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок, носит полифакторный характер, и вопрос о том, будет ли происшедшее переживаться как травма в дальнейшем, решается в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, условий, в которых протекает его развитие, характера воздействия, и многих других факторов.
Однако дошкольный и подростковый возрастные периоды являются “возрастами риска” в отношении насилия. Поэтому, физическое, психологическое или сексуальное насилие в этот период, вероятнее всего, окажут куда более разрушительное воздействие, чем его воздействие в период относительной эмоционально-личностной стабильности.



Источник