Влияние на развитие ребенка во время беременности

Если женщина подхватила коронавирусную инфекцию во втором триместре беременности, это может привести к замедлению развития плода, заявила председатель организации «Совет матерей», врач-педиатр Татьяна Буцкая.
При этом существует вероятность, что влияние COVID-19 на ребенка сохранится и после выздоровления будущей мамы, считает эксперт. «Так, в первом триместре вирус, перенесенный беременной, может повлиять на рост плода, а во втором — вызвать замедление развития ребенка», — сообщила медик.
По ее словам, такие последствия связаны с дыхательной недостаточностью – у женщины на поздних сроках беременности живот давит на легкие, таким образом уменьшая их объем.
Помимо этого, коронавирус также поражает эритроциты (красные кровяные тельца, обеспечивающие снабжение организма кислородом, — «Газета.Ru»), рассказал акушер-гинеколог Владимир Сурсяков.
«Эритроциты теряют возможность переносить кислород, соответственно плод начинает испытывать кислородное голодание, поэтому автоматически замедляется и его рост, и развитие»,
— пояснил врач «Газете.Ru».
В свою очередь доктор медицинских наук, акушер-гинеколог клиники «Семейная» Камиль Бахтияров в разговоре с «Газетой.Ru» подчеркнул, что опасаться стоит только больным, у которых COVID-19 проходит в среднетяжелой и тяжелой формах, и именно в период второго или третьего триместра.
По словам медика, при таком течении болезни плоду может настолько не хватать кислорода, что врачи — для того, чтобы облегчить состояние ребенка — нередко прибегают к прерыванию беременности путем кесарева сечения.
В этом случае от невозможности дышать зачастую страдает и сама женщина, поэтому данную операцию проводят также и для того, чтобы сохранить жизнь роженицы, сообщала ранее профессор Оксфордского университета в Великобритании Мариан Найт телеканалу «Би-би-си».
Британский гинеколог больницы Королевы Шарлотты и Челси Эд Муллинс также заявлял, что при развитии дистресс-синдома (дыхательное расстройство, — «Газета.Ru») у плода роды ускоряют искусственным образом. «Это делается для того, чтобы обеспечить более эффективное лечение при низком уровне кислорода у женщины», — поясняла медик.
В то же время Татьяна Буцкая считает, что искусственно вызванные преждевременные роды повышают риски осложнений и вероятности рождения недоношенного малыша, поэтому прибегать к ним необходимо только в крайних случаях.
Кроме того, в первом триместре тяжелое течение коронавирусной инфекции может привести и к выкидышу. «Чаще всего так происходит при высокой температуре, которая долго держится и влияет на плод», — отметил Бахтияров. Он добавил, что повышенная температура на ранних сроках также может спровоцировать нарушение закладки органов ребенка, в том числе и жизненно важных.
Риск подобных осложнений увеличивается, если у беременной есть предрасположенность к гиперкоагуляции (снижение способности крови сворачиваться, — «Газета.Ru»), считает гинеколог. «Это приводит к повышенной вероятности образования тромбов, а, согласно практике медиков, большинство пациентов с COVID-19 умирают именно из-за тромбозов (состояние, при котором в одной или нескольких венах организма образуется сгусток крови, — «Газета.Ru»)», — объяснил врач.
Помимо этого, плод может пострадать из-за интоксикации и воспалительных процессов, рассказал Владимир Сурсяков.
«Все, что будет происходить с матерью, будет сказываться также и на ребенке»,
— подчеркнул эксперт. По его словам, такие осложнения возникают не только при COVID-19, но и при любых других вирусных заболеваниях. «Такое действие есть и у гриппа, и ОРВИ, и у любой пневмонии», — уточнил гинеколог.
Что же касается передачи коронавируса от матери к ребенку внутриутробно, то таких случаев еще не было зафиксировано. «Плод не прямая мишень для COVID-19. Вирус не имеет доказанного тератогенного воздействия (нарушение эмбрионального развития из-за воздействия внешних факторов, — «Газета.Ru») на плод. Плацентарный барьер — реально хороший для него. Как правило, детки рождаются здоровыми», — заявила главный акушер-гинеколог Минздрава РФ Лейла Адамян «Российской газете».
Она добавила, что во избежание серьезных нарушений в организме беременной и плода будущих матерей с коронавирусом необходимо вовремя изолировать и помещать под медицинский надсмотр. «Помните, что стресс — главная опасность благополучного течения беременности. Не читайте непроверенных новостей, соблюдайте все гигиенические меры и будьте позитивны», — отметила медик.
Вместе с тем Владимир Сурсяков порекомендовал будущим мамам, больным COVID-19, довериться врачам и не затягивать с лечением. «Также хорошо принимать витамины и препараты железа, которые повышают уровень гемоглобина в крови, тогда у женщин будет резерв сил, чтобы защитить плод от влияния коронавируса. Поможет организму и витамин D», — заключил акушер-гинеколог в разговоре с «Газетой.Ru».
Источник
Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.
К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.
Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.
Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.
Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?
Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.
Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?
Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.
Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.
Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!
А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?
В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.
Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.
Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.
В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.
Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.
Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.
Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?
Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.
Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.
Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.
Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.
Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?
Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.
На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?
Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.
Давай поговорим?
Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.
За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).
Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.
Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.
Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.
Маленькие слушатели
В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.
Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!
Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.
Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».
Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.
Источник
Женщинам в положении противопоказаны нагрузки и волнения. Это подтверждают сразу два новых исследования. Специалисты выявили взаимосвязь между уровнем стресса матери во время беременности и развитием мозга младенца, риском преждевременных родов и – что более неожиданно – полом ребёнка.
Первое исследование было проведено учёными из Королевского колледжа Лондона. Команда изучила взаимосвязь между развитием мозга 251 недоношенного младенца и пренатальным стрессом матерей.
Женщины заполняли анкеты, в которых сообщали о своих переживаниях: от так называемого повседневного стресса (связанного, к примеру, с переездом или сдачей экзамена) до более серьёзных событий (например, развод или смерть близкого человека).
Специалисты рассчитали степень тяжести испытанного женщинами стресса, а затем сопоставили данные с показателями, полученными в ходе сканирования мозга младенцев.
Для анализа использовали диффузионно-тензорную визуализацию, которая была разработана для изучения структуры белого вещества.
“Мы обнаружили, что у детей, чьи матери были более подвержены стрессу во время беременности, белое вещество изменилось”, – сообщила ведущий автор работы Александра Лаутареску (Alexandra Lautarescu).
Самое заметное изменение произошло в области, называемой дугообразным пучком (uncinate fasciculus). Это тракт белового вещества, который соединяет части лимбической системы (такие как гиппокамп и миндалина в височной доле) с участками лобной доли коры головного мозга (такими как орбитофронтальная кора).
На данном этапе неясно, какие последствия могут возникнуть из-за нарушения развития дугообразного пучка. Однако специалисты указывают на потенциальные связи с тревожным состоянием, болезнью Альцгеймера, депрессией и шизофренией.
Авторы статьи, опубликованной в журнале Biological Psychiatry, уверены: необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять, ведут ли выявленные изменения в развитии мозга детей, связанные с пренатальным стрессом матери, к неблагоприятным последствиям в более позднем возрасте (и если да, то к каким именно последствиям).
Второе исследование, проведённое научной группой из Колумбийского университета, ставило целью определить, как различные типы пренатального стресса могут повлиять на время и течение родов.
Поскольку стресс может проявляться различными способами – как в виде субъективного опыта, так и при измерении физического состояния и образа жизни, в первую очередь исследователи изучили 27 показателей психосоциального, физического и “повседневного” стресса. Данные были получены из анкет, дневников и ежедневных оценок физического состояния 187 здоровых женщин в возрасте от 18 до 45 лет (наблюдения проводились на протяжении всей беременности).
Около 17% участниц испытывали психологический стресс с клинически значимым высоким уровнем депрессии и тревоги. Еще 16% испытывали физический стресс, имели более высокие уровни артериального давления и потребляли больше калорий по сравнению с другими участницами. Большинство женщин (67%) стресса не испытывали.
Выяснилось, что женщины, испытывающие физический пренатальный стресс, имеют повышенный риск преждевременных родов, а у их малышей снижена частота сердечных сокращений. Это показатель замедленного развития центральной нервной системы.
Между тем женщины, испытывавшие психологический стресс, чаще сталкивались с осложнениями при родах, чем женщины, испытывающие физический стресс.
Также исследование показало, что беременные, сталкивающиеся с физическим и психологическим стрессом, реже рожают мальчиков.
Поясним, что в среднем на каждые 100 девочек рождается около 105 мальчиков. Однако при наличии физического и психологического пренатального стресса соотношение мальчиков и девочек исказилось – 4:9 и 2:3, соответственно.
“Другие исследователи наблюдали эту тенденцию после социальных потрясений, таких как теракты 11 сентября в Нью-Йорке, после которых относительное количество случаев рождения [мальчиков] уменьшилось. Этот стрессовый фактор, вероятно, имеет древнюю природу”, – отмечает руководитель исследования Кэтрин Монк (Catherine Monk).
Влияние фактора стресса в данном случае может быть косвенным. Монк отмечает, что, как правило, плод мужского пола более уязвим к неблагоприятным внутриутробным условиям. Можно предположить, что женщины с высоким уровнем стресса реже рожают мальчиков из-за выкидышей на самых ранних сроках беременности. Причём зачастую женщина может даже не знать, что была в положении, говорит учёный.
Кстати, авторы также отмечают роль поддержки, которую беременные получали от семьи и друзей. Анализ данных показал: чем больше социальной поддержки получает будущая мать, тем выше вероятность того, что у неё родится мальчик.
Научная статья по итогам этой работы представлена в журнале PNAS.
Отметим, что обе команды не рассматривали конкретные механизмы того, как стресс матери влияет на состояние плода. Однако предыдущие исследования на животных свидетельствуют о том, что гормоны стресса, такие как кортизол, могут оказывать воздействие на развитие эмбриона.
“Стресс также может влиять на иммунную систему матери, приводя к изменениям, которые сказываются на неврологическом и поведенческом развитии плода. Из нашего исследования ясно, что психическое здоровье матери имеет значение не только для неё самой, но и для её будущего ребёнка”, – заключает Кэтрин Монк.
Кстати, ранее “Вести.Наука” (nauka.vesti.ru) рассказывали о других опасностях, подстерегающих беременных женщин и их малышей. Угрозы таятся в загрязнённом воздухе, чае и кофе, пластиковой посуде и фторированной воде. Также специалисты советуют будущим мамам не увлекаться жирной пищей, отказаться от работы по ночам и высыпаться.
Источник