Влияние на разносторонние развитие ребенка
Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.
Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Аспекты всестороннего развития ребёнка
- Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
- Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
- Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
- Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
- Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
- Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Взаимосвязанные принципы
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
- Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
- Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
- Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.
Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | • * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка. • * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. • * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | • * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. • * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. • * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы. • * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | • * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. • * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. • * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие | • * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас. • * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания. • * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы. |
Творческое развитие | • * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок. • * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал |
Духовное развитие | • * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали. • * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность |
Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).
Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.
Источник
Всестороннее развитие личности ребенка – этот термин сейчас популярен. В чем же принцип методики, которую настоятельно рекомендуют практиковать родителям и педагогам?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие ребенка – развитие всех аспектов личности, когда нет преимущества в каком-то одном направлении. Всесторонне развитые дети активны физически и умственно, непринужденно чувствуют себя в обществе и способны поддержать разговор на любую тему.
Принцип всестороннего развития – это совокупность постулатов, которые нужно применять на практике во время воспитания детей разных возрастных категорий.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребенка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Аспекты принципа всестороннего развития
- Физическое развитие: комплексная забота о состоянии здоровья и физической формы – спорт, питание, закаливание.
- Интеллектуальное развитие: действия, направленные на развитие умственных способностей, творческого и логического мышления, воображения, умения осознавать свои действия и их последствия.
- Социальное развитие: выработка навыков, необходимых для адаптации в социуме – умение выражать мысли, общаться, развивать коммуникативные навыки.
- Эмоциональное развитие: способность понимать и принимать чувства окружающих, выражать или сдерживать свои чувства, подавлять негативные эмоции, уметь управлять ими.
- Творческое развитие: реализация творческих навыков.
- Духовное развитие: понимание идеалов, ценностей, моральных принципов, их соблюдение.
Практическое использование описанных выше аспектов – залог успеха ребенка и его адаптации в социуме.
Всестороннее развитие детей раннего возраста делает их реализованными во всех отношениях личностями и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Взаимосвязанные принципы
- Принцип интеграции образования. Все полученные знания ребенок должен применять на практике. Так он понимает, что теоретическое образование – это фундамент практики, оно понадобится ему в будущем.
- Принцип полноты образования. Образование должно быть качественным, полноценным. Позаботьтесь, чтобы ребенок получал полные знания, умения и навыки.
- Принцип деятельности. Любые знания должны не просто применяться на практике, а направляться на достижение определенной цели.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Ребенок в любом возрасте является личностью со своими взглядами. Важно, чтобы родители воспринимали его именно так.
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребенка – это самобытный период, для которого характерны определенные особенности и необходим особый подход к воспитанию.
Возраст от 7 до 12 лет считается пиковым в познавательной активности детей. Именно в этот период формируется мотивация получать знания, учиться и практиковать. Этот период рекомендуется использовать максимально продуктивно.
Как создать условия для развития ребенка?
Первое, о чем нужно подумать, это о приоритетах ребенка. Дети, в силу возраста, ещё не могут определить, что для них важно, а что нет. Далее следует позаботиться о физическом состоянии сына или дочери. Развитие ребенка не может происходить в болезни или недомогании. Ребенок не сможет получить никакие знания и умения, если он болен. Кроме этого, нельзя забывать о социальном развитии детей. Чтобы сформировать коммуникационные навыки, малыш должен много общаться.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим методы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | · Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребенка. · Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. · Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | · Обсуждайте с ребенком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. · Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребенка. · При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребенка – например, запишите его на развивающие курсы. · Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | · Общайтесь с ребенком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. · Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребенка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. · Если ребенку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие
- Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас.
- Обсуждайте с ребенком его эмоции и переживания.
- Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребенка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы.
Творческое развитие
- Если ребенок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок.
- Поощряйте творческие занятия ребенка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал
Духовное развитие
- Общайтесь с ребенком на темы нравственности и морали.
- Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность
Описанные выше аспекты совместимы. Например, на курсах ментальной арифметики ребенок дошкольного возраста получает всестороннее развитие:
- Интеллектуальное – способность быстро считать, думать;
- Социальное – возможность общения и обмена информацией с другими детьми;
- Творческое – в процессе занятий ментальной арифметикой развивается правое полушарие, ответственное за творческий потенциал.
Для всестороннего развития необходима постоянная поддержка и работа со стороны родителей, а также желание самого ребенка. Школьная программа не в состоянии удовлетворить все потребности, поэтому принимайте активное участие в жизни детей, способствуйте их развитию.
Источник
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА
НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «НАДЕЖДА»
Влияние подвижных игр на разностороннее развитие детей с ОВЗ
Подвижные игры оказывают значительное влияние на разностороннее развитие детей.
Играть для них – это, прежде всего двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.
Кроме того, игровая деятельность – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В большой степени подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, кроме того, эти физические качества развиваются в комплексе.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности Игры с различными мелкими предметами (мячами, мешочками и др.), повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для дошкольников..
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Для того чтобы подвижные игры оказывали положительное влияние на физическое воспитание дошкольников, необходимо придерживаться методики их проведения. Для всех возрастных групп существуют определенныё порядки и правила проведения подвижных игр. Рассмотрим их.
В первую очередь педагогу необходимо познакомиться с требованиями и правилами игры, в которую дети будут играть и приготовить необходимое оборудование и материалы перед ее началом. Если игра проводиться на улице, то нужно учитывать время года и состояние погоды. Например, для зимней прогулки подходят игры более динамичные, а летом удобно соревноваться в быстром беге, однако в жаркую погоду велика возможность теплового и солнечного удара и поэтому лучше такие соревнования не проводить.
Большое значение для выбора игры имеет ее место в режиме дня. В первой половине дня целесообразно проводить игры динамичные, т.к. режим дня в детском саду предусматривает именно в первой половине дня организованную образовательную деятельность со значительным умственным напряжением и однообразным положением тела. Подвижные игры в таком случае становятся хорошим средством снятия напряжения, отдыха для дошкольников.
Во второй половине дня можно проводить разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая то, что к концу дня дети больше устают, разучивать новые подвижные игры не рекомендуется. Ближе к вечеру рекомендуется проводить игры средней и малой подвижности.
При подборе подвижных игр необходимо учитывать уровень развития детей, их умения и навыки. Лучше предлагать детям только те игры, которые доступны данной возрастной группе, соответствующие развитию детей, их двигательному опыту. Например, детям старшего дошкольного возраста подбираются игры, которые развивают быстроту, ловкость и выносливость, ориентировку в пространстве. Кроме того, у старших дошкольников создаются предпосылки для обучения играм-эстафетам, спортивным играм и с элементами соревнования. Эта категория игр основана на соревновательной мотивации, где победа команды обеспечивается вкладом каждого игрока, и дети старшего дошкольного возраста могут понять и принять правила игры.
Большое педагогическое мастерство необходимо уметь проявлять при выводе участников из игры. Дети дошкольного возраста зачастую ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за ошибки. Если же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то для выбывших участников надо определить место и выводить из игры ненадолго. К нарушениям в игре, несоблюдению правил педагог должен относиться лояльно, т.к. ошибки дети допускают в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные игры или недостаточного общего физического развития.
Важным моментом руководства является участие воспитателя в игре. С детьми младшего дошкольного возраста обязательным считается непосредственное участие педагога в игре, который преимущественно сам выполняет главную роль, а в знакомых играх исполнение главной роли может поручить и ребёнку, обязательно при этом помогая ему. С детьми старшего дошкольного возраста руководство педагога в игре опосредованное. Иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. В целом контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания, что обусловливает выбор конкретных методов и приемов руководства игрой.
Дети, охваченные радостным настроением или образом, особенно в сюжетных играх, очень часто нарушают правила. Педагогу в данном случае не следует упрекать их за это, а тем более – исключать из игры. Лучшим примером для детей будет похвала того, кто действовал правильно. Особенно в доброжелательных реакциях воспитателя нуждаются ослабленные дети, с особенностями развития. Иногда, чтобы не испортить игру, некоторых из них, нужно исключить из игры на некоторое время, придумав удобный повод (например, помочь воспитателю – подержать второй конец веревочки, под которую подлезают «цыплятки»).
Для того, чтобы подвижные игры были одним из средств по физическому воспитанию педагогу нужно всегда помнить о задачах физического воспитания. Поэтому необходимо следить за движениями дошкольников: поощрять удачное исполнение, подсказывать лучший способ действия, помогать личным примером. Однако большое количество замечаний о неправильном выполнении движений отрицательно сказывается на настроении детей. Поэтому замечания надо делать ненавязчиво, в доброжелательной форме.
Большое значение имеет помощь педагога во время игр тем детям, которые не совсем компетентны и не столь координированы, как их сверстники. Можно поручать им задания или предоставлять возможность выполнять упражнения с учетом сноровки, которой они обладают. Не нужно также очень часто обращать внимание на их ошибки или нужно осторожно поправлять их, не прерывая игры.
Особое внимание следует уделить объяснению правил игры, которое должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Принципиально важной является последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты.
Во всех возрастных группах на протяжении игры необходимо поддерживать интерес детей к ней. Особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. Приемы создания интереса тесно примыкают к приемам сбора детей.
Выбор водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы товарищей. Распределение ролей следует использовать как удобный момент для воспитания поведения детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, доверие, уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Дети старшей группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками.
Обязательным условием проведения игр является отдых между играми в соответствии с возрастом и возможностями детей. Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. При проведении подвижных игр необходимо учитывать реакцию на них организма детей. Помимо физической нагрузки, подвижные игры несут и эмоциональную нагрузку в игре.
Необходимо также и помнить об усложнении условий одной и той же игры – начинать с простейших и постепенно усложняя их по мере улучшения ловкости детей. Неоднократно повторяя игры, следует варьировать их, активизируя детей к придумыванию новых ролей, правил, способов движений, использования нового инвентаря и т.п.
Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным. При оценке игры воспитатель отмечает ее положительные стороны, называет детей, удачно выполнившие свои роли, проявивших смелость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Заканчивается подвижная игра общей ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс в норму.
Таким образом, соблюдая все условия проведения подвижных игр, повысится степень их эффективности, как средства физического воспитания.
Источник