Влияние музыки на умственное развитие ребенка

Влияние музыки на развитие ребенка

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку.

Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков – все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Важно правильно подобрать произведения и как можно раньше начать знакомить с ними своего малыша.

Когда начать? Один из основных каналов восприятия человека – слух. Ребенка звуки окружают еще в утробе мамы – есть мнение, что звук льющейся воды успокаивает малыша именно потому, что он слушал что-то похожее до рождения. В 2-3 месяца ребенок на звуки уже реагирует эмоциями, а с 7-8 месяцев пытается подражать тому, что слышит.

Ребенок с самого рождения охотно прислушивается к негромким мелодиям и мягкому, спокойному и ласковому тембру голоса. А вот резкие звуки, шум, гневная речь его раздражают. Поэтому и мелодии для новорожденного стоит выбирать спокойные, негромкие, включать их дозированно.

Но нужна ли вообще младенцу музыка? Может быть, ему пока рано слушать мелодии? Ученые считают, что музыка может и, в идеале, должна присутствовать в жизни малыша начиная с момента его зачатия.

Установлено, что с определенного момента внутриутробного развития плод слышит музыку, доносящуюся извне, и реагирует на нее. Более того, есть предположения, что музыка влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на умственное развитие.

Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще – она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила:

1. Детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии – пусть даже зачастую они самые красивые.

2.Дети, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор – Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество – вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее воздействие на интеллект. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий – неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Детям больше всего нравятся его “Маленькая ночная серенада”, Турецкий марш, а также арии из опер “Волшебная флейта”, “Дон Жуан”, “Свадьба Фигаро”.

Еще один композитор, чье творчество несомненно понравится детям, – Петр Ильич Чайковский . Например , фрагменты из его балетов “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро” , пьесы из “Детского альбома” и “Времен года”. Все эти произведения Чайковского активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений (“Времена года”), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира (“Детский альбом”), либо… просто потанцевать.

Замечательные мелодии можно найти и у Иоганна Себастьяна Баха, который создал не только потрясающие трагические вещи, но и прелестную “Шутку” (из Сюиты №2), и божественную Арию (Air) из Сюиты №3.

А еще можно дать малышам послушать увертюры Дж. Россини и вальсы Штрауса, пьесы Л. Бетховена, старинные марши.

Родители могут и сами подобрать репертуар для своего малыша. Критериями отбора должны стать:

1. живые (не электронные) инструменты, использованные при записи,

2.красивая мелодия,

3. светлый настрой,

4. реакция самого ребенка.

Музыка и здоровье

Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны.

В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические):

– благотворно влияют на общее состояние;

– успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;

– способствуют нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, уменьшают боль (например, детям с нарушенной перистальтикой кишечника хорошо слушать ритмичные мелодии);

– способствуют концентрации на цели, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите малышам предлагают слушать музыку перед едой, бравурные марши полезно включать во время зарядок и активных игр.

Есть целое направление – музыкотерапия: мелодиями и пением лечат многие заболевания и отклонения, в том числе у недоношенных детей, на которых наиболее благотворно влияет Моцарт. Впрочем, замечено особое влияние музыки великого композитора и на умственное развитие любого ребенка.

Музыка и способности

Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на:

– коммуникативные способности детей,

– развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,

– усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,

– аккуратность, грамотность, творческие способности,

Читайте также:  6 месяц внутриутробного развития ребенка

– усвоение учебного материала,

– формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.

Масаро Ибуку, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, в своей книге «После трех уже поздно» рассказал об одном эксперименте: он исследовал детей, которые благодаря музыке развивались быстрее, чем их сверстники. Причем дети в эксперименте только слушали музыку, а не играли на музыкальных инструментах.

Очевидно, что музыка воздействует на рост нейронов мозга. Но очевидно и то, что детей полезно развивать музыкально, и здесь очень многое зависит от родителей.

Музыка и слух

По статистике только у 5% людей нет музыкального слуха. У остальных 95% если его и недостает, то можно развить занятиями. Поэтому вместо того чтобы с младых ногтей пытаться определять, есть ли у малыша слух, стоит как можно раньше начинать стимулировать его развитие – тогда у крохи и слух вскоре прорежется, и страсть к музыкальным занятиям проявится. И тем самым удастся избежать распространенного феномена – когда слух есть, а желания заниматься музыкой – нет.

Какую музыку слушать?

Конечно, мы не призываем вас воспитывать ребенка в «стерильных условиях», строго определяя, что ему слушать, а чего – нет. Повзрослев, малыш обязательно познакомится с мировым музыкальным наследием, от классики до рока. Но пока психика маленького ребенка, в силу ее хрупкости и незрелости, нуждается в очень бережном выборе музыкального окружения.

Здесь придется учитывать и темперамент малыша, и его настроение, и даже время суток, когда вы поставите ему диск с песенкой или мелодией. Что полезно слушать детям?

Во-первых, классику. Правда, не всю: органные фуги Баха, минорные сочинения Шопена, «взрослые» оперы тяжелы для детского восприятия, они могут тревожить, нервировать их, возбуждать и т. д. Желательно внимательно относиться и к «детским» обработкам: некоторые из них выхолащивают всю палитру звучания, добавляя взамен довольно однообразные «звуки природы». Начинать знакомство малыша с музыкой лучше не с симфоний, а с простых пьес, например, Листа, Глинки. Дети хорошо воспринимают Моцарта, Вивальди, Брамса, Чайковского, Гайдна, Шумана.

Родителям важно следить за реакцией ребенка на то или иное произведение. Ведь то, что нравится одному, может отнюдь не понравиться другому. Внимательно наблюдайте за своим малышом: как он ведет себя во время и после прослушивания? Какой очевидный эффект оказало произведения? Не стал ли малыш капризничать после того, как прослушал? Развеселила музыка или, наоборот (как вы и хотели), успокоила малыша?

Понятно, что чем возбудимее ребенок, тем более спокойные мелодии ему стоит слушать – например, вторые части сюит и инструментальных концертов. А малышам, чья активность оставляет желать лучшего, ставьте мелодии в темпах «аллегро» и марши. Означает ли это, что в доме, где растет ребенок, исключена любая музыка, кроме классики, звуков природы и избранных детских песен? Что мамы-папы обречены отказаться от любимого джаза, рока или регги?

Отнюдь. Речь идет лишь о двух важных вещах – особенностях детского восприятия и воспитании музыкального вкуса. Даже если кто-то очень любит тяжелый рок, придется признать – существует музыка, однозначно вредная для нежной детской психики: рок, металл, электронная музыка, клубная танцевальная, мелодии с четкими однообразными ритмами. Почему не рок?

Потому что сверхнизкие и сверхвысокие частоты крайне негативно воздействуют на весь организм. Почему не современная поп-музыка? Потому что музыка, которую слышит малыш должна быть гармоничной и соразмерной жизненным ритмам детского организма, а большая часть сегодняшней «попсы» даже в исполнении «звезд», диссонанса, ее ритмы нерегулярны, в ней отсутствует форма. Кстати, это касается и некоторых современных «песен для детей» – не все диски с песенками из мультиков стоит слушать малышам.

Да и проверенные советские песни подойдут деткам постарше – от года, например. Вы сами предпочитаете джаз, рэп, русский рок? Не расстраивайтесь! По мере роста малыша ему можно и нужно будет включать самую разную (но только настоящую!) музыку. Музыка действительно способна помочь в воспитании и в уходе за малышом.

Считается, что разные произведения воздействуют по-разному.

– Успокаивают, расслабляют: флейта, скрипка и фортепиано; звуки природы – шум леса, моря, негромкие трели птиц; «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Свет луны» К. Дебюсси, сочинения Р. Шумана.

– Снижают чувство тревоги: мажорные произведения с невысоким темпом, народная музыка, народные детские песни, «Мазурка» и «Прелюдии» Ф. Шопена, вальсы Р. Штрауса.

– Снижают возбуждение: «Симфония» Й. Гайдна, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Л.В. Бетховена.

– Повышают настроение: сочинения В.А. Моцарта, «Менуэт» Г. Генделя.

– Повышают активность: «Шестая симфония» (часть 3) П.И. Чайковского, увертюра «Эдмонд» Л.В. Бетховена, «Прелюдия 1» (опус 28) Ф. Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Ф. Листа.

– Уменьшают боль: «Симфония No 40» В.А. Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Ф. Листа, сюита «Маскарад» А. Хачатуряна, «Фиделио» Л.В. Бетховена, Полонез Огинского, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона.

– Успокаивают перед сном: «Грезы» Р. Шумана, «Мелодия» К.В. Глюка, пьесы П.И. Чайковского, «Пер Гюнт» Э. Грига.

– Активизируют умственную деятельность: отрывки из фортепьянных сонат и концертов В.А. Моцарта, Рондо из его «Маленькой ночной серенады».

– Нормализуют дыхание: григорианские песнопения, народная музыка. Впрочем, у каждого свое восприятие музыки. Если вам не нравится какое-либо произведение или вы видите, что кроха, слушая его, вместо того чтобы успокоиться, наоборот, возбудился, не включайте эту музыку.

Правила безопасности

Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия. Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от малыша. Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные). Понятно, что если малыш адекватно реагирует на мелодию или песенку, не утомляется и не капризничает, вы станете включать ее чаще. Однако «островки тишины», когда кроха отдыхает или слышит только ваш голос, необходимы – нервная система и мозг малыша нуждаются в паузах.

Читайте также:  Кризисные периоды развития ребенка до 7 лет

Живая музыка

Особое значение для ребенка имеет живое пение его родных – мамы, папы, бабушки (а затем уже и собственное). Для младенца мамин голос, говорящий или напевающий, – лучшее успокоительное. Напевая крохе колыбельные, частушки и потешки, вы не просто развиваете его музыкально, но и вступаете в эмоциональный контакт. Есть ли у родителей музыкальный слух или его нет, это их волновать не должно – ведь важен сам факт музыкального общения с ребенком. Не стесняйтесь петь своему малышу. Не знаете колыбельных – напевайте спокойные народные песни, сочиняйте песенки по ходу жизни, перелагайте стихи на музыку. Но пару колыбельных все же выучите. Русские колыбельные протяжны, монотонны, напевны, под них любой малыш засыпает быстрее. Они развивают и будущую речь – малыш слышит и запоминает слова родного языка – красивые, многозвучные, разные…

Музыкальные игрушки выбирайте особенно тщательно. Многие из них пользы не принесут: слишком громкие, не выключающиеся, пока не проиграют мелодию до конца, с неестественными для человеческого уха и мозга звуками, произведенными компьютером. Мелодии, которые воспроизводят электронные забавы, должны быть приятными на слух и не раздражающими. А общение с ними малыша пусть будет дозированным.

Отдельная тема – игрушечные музыкальные инструменты. В большинстве своем они вредны – не соответствуют реальному звучанию и расстроены. А вот настоящие музыкальные инструменты, подходящие детям, особенно народные – ложки, трещотки и маракасы с мягким звучанием, бубны, треугольники, ксилофоны и т. д. – отличное решение. С ними, в отличие от музыкальных игрушек, можно творить – простукивать ритмы, сочинять свои первые мелодии, повторять звуки вслед за мамой, подыгрывать звучащим мотивам.

Как заниматься музыкой

В первом полугодии жизни занятия с малышом музыкой, во-первых, носят ознакомительный характер, а во-вторых, укрепляют физическое здоровье крохи, благотворно влияя на его нервную систему. С 6 месяцев можно приступать к развитию у крохи чувства ритма, например, ладошками малыша отхлопывать ритмы, махать с ним ручками и делать массаж под веселые детские мелодии.

После года учим ребенка различать музыкальные инструменты. Для этого выбираем музыку, где есть периоды, когда один инструмент звучит четко, ясно. Инструменты должны быть простыми, с характерными звуками – дудочка, колокольчик и т.п. Для занятий подойдут русские народные песенки, особенно в детской обработке.

Позднее можно подключить и собственную игру на этих инструментах: вы предлагаете ребенку узнать, какой инструмент звучит, а затем просите его найти такой же и произвести звук.

По мере взросления крохи можно будет перейти к изучению жанров, строения музыки и т.д. – но это все потом. А пока главный фактор успеха в музыкальном развитии малыша – отношение к музыке родителей. Если воспринимать занятия как «обязаловку» и главный мотив определять словом «НАДО», можно сформировать не любовь, а только отвращение к музыке.

Если же заниматься себе и малышу в удовольствие, с интересом вместе слушать музыку, разбирать произведения на доступном для ребенка уровне и тем самым этот уровень повышать, это станет неоценимым вкладом в развитие творческой гармоничной личности.

А что делать, если родители сами недостаточно музыкально образованы? Понятно, что – восполнять пробелы вместе с детьми. Начните с малого – найдите в музыке то, что вам самим нравится – поднимает настроение, веселит или же навевает приятную меланхолию. Просто слушайте произведения и получайте от этого удовольствие. Находите другие произведения понравившегося автора или аналогичные по настрою композиции прочих сочинителей. Возможно, вам помогут аудиокниги о том, как слушать музыку, их, кстати, можно слушать вместе с детьми, – например, аудиокнигу Александра Во «Классическая музыка. Новое восприятие». Так, постепенно, шаг за шагом, музыка войдет и в вашу жизнь, и в жизнь вашего ребенка.

Источник

Музыка – как средство интеллектуального развития ребенка

Музыка один из видов искусства. Подобно живописи, театру, поэзии, она является художественным отражением жизни.

В. А. Сухомлинский писал: «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по новому раскрывает перед людьми особенность предметов и явлений действительности».

Музыка – это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем не сравнимые возможности для развития творчества человека, в особенности в дошкольном возрасте

В.Г. Белинский отмечал: «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

Для музыки отведена отдельная роль в становлении личности в дошкольном возрасте.

Она обогащает чувство и представление ребёнка, способствует выработке умения сострадать, сопереживать, чувствовать ритм и мелодичность произведения, развивает интерес к разным музыкальным жанрам. Язык музыки – дополнительная возможность для взаимодействия между детьми.

Главным в музыкальном развитии дошкольника является его погружение в разнообразие мира музыки, ознакомление с разными средствами выразительности и образными движениями. Для того, чтобы научить ребёнка ориентироваться в музыкальном пространстве, необходимо рассмотреть основные составляющие музыки и их непосредственное влияние на организм слушателя:

  • МЕЛОДИЯ: оказывает воздействие на жизнедеятельность человека посредством пробуждения не только эмоций, но и ощущений;
  • РИТМ: влияет как на тело, так и на эмоции слушателя;
  • ТЕМБР: окраска звука, играющая особую роль в музыке и способная пробудить самые сильные чувства. Композитор, искусно сочетая различные инструменты, может довести до исступления целую толпу.
Читайте также:  Рекомендации для родителей по вопросам воспитания и развития ребенка

Стоит отметить, что музыка является одним из тех редких явлений, которые наш мозг воспринимает обоими полушариями одновременно: левое полушарие анализирует ритм и лирическую составляющую, а правое – тембр и мелодию.

Интеллектуальная деятельность ребёнка обеспечивается функциональной работой мозга. Эта деятельность связана с восприятием, передачей и переработкой информации.

Современная жизнь связана с постоянной умственной работой, поэтому очень важно, чтобы, ребенок смог с легкостью воспринимать информацию, обрабатывать ее и использовать по назначению с максимальной отдачей. В связи с этим наметилась тенденция раннего обучения детей. К тому же, современная школьная программа более интенсивная и насыщенная, чем раньше. Поэтому чем лучше ребенок будет подготовлен, тем меньше риск того, что могут возникнуть такие проблемы, как повышенное состояния тревожности, стеснительность, отставание от сверстников. И развивать интеллектуальные способности ребенка «с пеленок» поможет… музыка.

Ученые провели ряд экспериментов, связанных с влиянием музыки на интеллект детей младшего и дошкольного возраста. В методике было предложено выполнение заданий под музыку Бетховена. Эксперименты показали, что именно под музыку дети лучше усваивают материал, запоминают и выполняют задания. Благодаря прослушиванию музыкальных произведений у них возросла точность выполнения заданий, увеличился объем воспринимаемой зрительной информации, отмечена устойчивость внимания, что повлекло умственную продуктивность детей. Родители были очень довольны результатами и продолжили развитие своих детей в игровой форме в домашних условиях с использованием музыки.

Однако не всякая музыка одинаково полезна детям. Очень важно, какую музыку слушать. Тяжелая и слишком громкая музыка может навредить ребенку, поскольку негативно влияет на работу нервной системы и эндокринных желез. Это может негативно сказаться на интеллектуальном развитии малыша. Шум мешает сосредоточению на подсознательном уровне.

Доказано, что особое влияние на развитие ребенка, его интеллектуальное развитие, оказывает музыка Моцарта, которую называют «богатой». Произведения прославленного композитора рекомендуется слушать во время игр с ребенком. Они несут мощный энергетический заряд, пробуждают смекалку и креативность, способствуют творческому мышлению, поиску нестандартных решений.

Как и почему музыка повышает умственные способности детей, память?

Это связано с влиянием музыки на активность определённых генов и образование ряда белков, отвечающих за внимание и память.

Музыка способствует концентрации внимания, координации движений, укреплению памяти, увеличению скорости мышления и диапазона восприятия звуков, развитию творческих способностей, а также способностей к изучению иностранных языков.

Раннее развитие ребенка с использованием музыки, песен, музыкальных инструментов способно в целом оптимизировать деятельность мозга, повышают природный интерес к учению, повышают эффективность учебных процессов, что положительно сказывается на физическом, психическом здоровье детей и их интеллектуальном развитии.

Психологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно.

У человека доминирует одно полушарие мозга. поэтому одна из рук ведущая, а вторая «вспомогательная» Заставляя «слабую» руку работать наравне с сильной, мы даём толчок к более сильной работе соответствующего полушария мозга. В результате оно развивается не хуже доминирующего (нейронные сигналы между полушариями распределяются равномерно).

Интеллекту ребенка с раннего детства уделялось большое внимание. В числе так называемых инструментов для развития интеллекта детишек выступает именно музыка. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, следовательно, она оказывает влияние на весь организм и развитие ребёнка. А тренированный таким образом мозг быстрее обрабатывает информацию, а значит, работает лучше.

Когда же речь идет о формирующемся мозге маленького ребенка, то музыкальные воздействия (музыка, звуки, музыкальные инструменты, танцы) могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребенок с рождения, а можно и раньше, имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку. Так как ее восприятие доступно человеку еще до его рождения.

Особенность детей в том, что они способны впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой. И даже, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка. Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания.

В результате многочисленных исследований было научно установлено, что музыка действительно содействует более активному развитию детей. Многие мамы практикуют музыкотерапию даже для малышей, еще находящихся в утробе. Конечно, воспринимать текст песен ребенок начинает только в более зрелом возрасте, но способность распознавать мелодию в той или иной степени наблюдается еще до рождения. Как же конкретно проявляется это поистине магическое влияние музыки на развитие детей, в том числе дошкольного возраста? Среди положительных эффектов от ее прослушивания малышом можно выделить следующее:

• Улучшение памяти. Ребенок запоминает мелодию и текст, причем происходит это, скорее, на подсознательном уровне.

• Формирование речи. Подпевая любимым песням, малыш тренирует свои артикулярные навыки.

• Музыкотерапия как способ контролировать эмоциональное состояние ребенка. Чрезмерно активные и легко возбудимые детки лучше расслабляются под спокойную музыку. А веселые и задорные мелодии помогут растормошить и взбодрить пассивных малышей.

• Развитие творческих способностей. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, а это значит, что в процесс активно включается воображение.

• Развитие письменных и математических способностей. Удивительно, но регулярное прослушивание музыки оказывает влияние и на умение ребенка писать и считать. Есть этому и научное объяснение – музыка развивает пространственное восприятие.

Ребенок постепенно растет, учится, взрослеет и вливается в нашу жизнь со своими законами, требованиями, большим объемом информации. Поэтому так важно помочь ребенку в познании мира.

Раннее развитие ребенка с использованием музыки, песен, музыкальных инструментов способно в целом оптимизировать деятельность мозга, повышают природный интерес к учению, повышают эффективность учебных процессов, что положительно сказывается на физическом, психическом здоровье детей и их интеллектуальном развитии.

Источник