Влияние музыки на речевое развитие ребенка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
Вольского муниципального района «Детский сад № 20 «Островок»
г. Вольска Саратовской Области»
Влияние музыки на развитие речи дошкольников
(панорама опыта работы)
Выступление на педагогическом совете
Подготовила
музыкальный руководитель первой категории Казакова Ю.В.
Музыка и музыкально-художественная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть.
Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.
Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распространяется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении. Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким-то невообразимым образом подбирая их.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.
Музыка – это, прежде всего язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В младшем возрасте педагог сам рассказывает об услышанном, а в старшем возрасте ребенок самостоятельно высказывается о содержании музыки, о ее характере. Старшие дети сами придумывают небольшие рассказы или истории из жизни, связанные с тем или иным музыкальным произведением. Тем самым у ребенка обогащается словарный запас, связная речь (т.е. не просто отдельными словами, а предложениями).
Слушание музыки – это самостоятельный вид музыкальной деятельности, оно находится в основе других видов музыкальной деятельности и является ведущим.
Невозможно выучить песню без её прослушивания, разбора содержания, запоминания мелодии. Прежде чем разучить танец или игру необходимо прослушать музыку (процесс восприятия), определить характер, темп, определить характер движения.
Во время прослушивания музыки у ребёнка обогащается эмоциональная сфера, расширяется его кругозор, расширяется словарный запас, что влияет на развитие речи и формировании личности ребёнка. В решении коррекционных задач слушание музыки оказывает действенную помощь.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т.д. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.
При разучивании песни у ребенка одновременно формируется звукообразование, дикция. Вместе с педагогом ребенок проговаривает и пропевает трудные, незнакомые слова. Очень часто дети путают окончания слов. В младшем возрасте дети это делают по незнанию и педагог каждый раз пропевает эти слова вместе с детьми. В старшем возрасте дети произносят неправильно окончания слов в большинстве случаев по невнимательности (какое? – лучистое). Педагог акцентирует внимание детей на этом и дети исправляются.
Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, – а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
В музыкальном воспитании есть еще один раздел, где речь ребенка является одним из самых важных факторов – это театральная деятельность. Здесь ребенок может полностью раскрыть все свои способности (вокальные, танцевальные). И правильная речь ребенка здесь играет огромную роль. Поэтому при разучивании сценки педагог уделяет большое внимание не только на эмоции, на движения, но и на правильную речь.
Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха.
Произносительная сторона речи обладает определенной окраской («просодикой»): как и в музыке, в музыкальной речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того, музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.
Большое место в музыкально-ритмическом воспитании детей уделяется развитию движений, связанных с речью и музыкой. Движение облегчают речь, упражнения по координации речи с движениями оживляют занятия, делают их интереснее и разнообразнее. Внимание детей переключается с речи на движения, а это иногда облегчает произношение трудных звуков. Различные упражнения развивают способность к торможению у беспокойных, болтливых детей, воспитывают выдержку, переключаемость. Упражнения по координации движений с речью способствуют воспитанию слитности и выразительности фраз.
Исполняя образные танцы, дошкольники учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: лисичка – хитрая и кокетливая, медведь – неуклюжий, но добрый и т. д. Дети с удовольствием перевоплощаются в игровые образы, этому способствует речевая ситуация, которая настраивает на передачу образа. А по окончании танца, дети рассказывают, почему был создан тот или иной образ. Тексты песен, под которые проводятся игры, представляют собой рифмованные подсказки к движениям детей и имеют сюжетно – образный нрав, что также помогает детям точнее понять содержание песен или смысл новых слов.
Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
Помимо занятий, колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.
Нельзя забывать и том, что тон речи педагога и его манера общения с детьми имеют огромное значение. Эмоциональная окраска речи вызывает и поддерживает интерес детей к различным видам музыкальной деятельности, усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации. Беседе придается поэтичность или торжественность, праздничность или шутливость. На моих занятиях всегда царит доверительная обстановка. Дети не боятся высказывать свое мнение. Конечно, у них бывают затруднения в подборе нужных слов для высказываний, они допускают ошибки.
Понимая важность воздействия музыки на речь детей, мы выделяем музыкально – коммуникативную детскую деятельность как одну из эффективных в речевом развитии дошкольников. В своей работе мы решаем следующие задачи:
- развивать у детей умение владеть своим телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой и учить ориентироваться в пространстве;
- развивать все компоненты устной речи детей;
- развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;
- развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память;
- совершенствовать развитие общей и мелкой моторики;
- развивать артикуляционные движения;
- развивать мелодико – интонационные компоненты, творческую фантазию и воображение.
Для успешного решения данных задач за основу работы по речевому развитию в музыкально – коммуникативной деятельности беру погружение в лексическую тему на основе музыкального материала, многократность повторения речевого материала в разных формах музыкально – коммуникативной деятельности: беседах, речевых ситуациях, играх с правилами, придумывании и отгадывании загадок.
Используемая литература:
- Н.Г. Кононова. Музыкально-дидактические игры для дошкольников;
- О.С. Боромыкова. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением;
- Г.А .Волкова. Логопедическая ритмика;
- М.А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей;
- Н.А. Ветлугина. Художественное творчество в детском саду.
- Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.
Источник
«Влияние музыки на развитие речи детей»
Музыкальный руководитель
МБДОУ №22″Росинка”
Иванова Людмила Ивановна
Казань 2017г.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей – дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.
Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Голос передает часть различать звуки на слух, воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.
Вкратце рассмотрим разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи.
Слушание ( восприятие музыки) безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Прослушав музыкальное произведение мы беседуем с детьми об услышанном, характеризуя эмоционально-образное содержание произведения и, следовательно, расширяем словарный запас детей, обогащаем его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Интерес детей повышается, если в игровой форме закрепить услышанное:
— предложить детям подвигаться под эту музыку, передавая ее характер, выражая свои чувства, свое отношение к музыке.
— предложить муз-дидактическую игру «Узнай и назови произведение».
Пение – безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Перечислю кратко некоторые преимущества певческой деятельности для развития речи:
— Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей, поэтому помогает исправить недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов.
— Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения мы совершенствуем его для речи.
— Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.
— Песни пополняют словарный запас детей, знакомят с новыми понятиями.
— Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.
Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!
Музыкально – ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л. Генералов)
Для развития речи детей мы отмечаем важной в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развития чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики – пальчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи речевого развития.
Лого ритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью лого ритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Упражнения по лого ритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному развитию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь ребенок имеет возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики. Специальные оркестрово – исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином муз. инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, ложки, маракасы, треугольники).
Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Все это развивает слух, что в свою очередь, важно для активизации речи ребенка.
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.
Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, оказывается большая помощь в работе над развитием активной речи детей.
Методическое пособие «Веселые Гонзики». (Показать и познакомить педагогов)
Список используемой литературы:
-О.Н. Арсеневская. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». Волгоград: Учитель, 2009г.
-А.Г.Гогоберидзе, В. А Деркунская «Детство с музыкой» (Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей в детском саду), «Детство-пресс», Санкт-Петербург, 2010 г.;
– Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»;
– М.Б.Зацепина Музыкальное воспитание в детском саду (программа и методические рекомендации), издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2006 г.;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования.(2013г)
Источник
МБДОУ рыбно-Слободский детский сад «БЕРЕЗКА»
Влияние музыки на речевое развитие детей.
Музыкальный руководитель: Маслов Е.И.
2017
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.
Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера – это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки и у речи есть особый письменный код – это ноты и азбука. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. К тому же музыка является самым приятным способом обучения.
Наиболее продуктивно речь ребенка развивается в таком виде музыкальной деятельности как пение. Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а так же улучшается дикция, пение издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить. Старательно пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.
Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ребенка. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии! В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей.
Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.
Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений. Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию.
Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.
Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки.
Таким образом благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.
МБДОУ рыбно-Слободский детский сад «БЕРЕЗКА»
Влияние музыки на речевое развитие детей.
Музыкальный руководитель: Маслов Е.И.
2017
Источник