Влияние музыки на развитие речи ребенка

Влияние музыки на развитие речи ребенка thumbnail

Юлия Мамаева
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на речевое развитие детей.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.

Музыка в этом вопросе – незаменимый помощник,так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи.Например: «Петушок», «Гуси», «Пошла млада за водой» и т. д.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

• Например, упражнение для детей младшего и среднего возраста:

ДВЕ ТЕТЕРИ

Как на нашем на лугу пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»

Улетели. Помахать руками

• Для детей старшего возраста:

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка,

Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга,

Указательный – в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста,

Читайте также:  Уровень развития шестилетнего ребенка

Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются,

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать? (Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

Как это ни парадоксально, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма.

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

Например:

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например: “Жаба Квака” (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

“Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.

«ТРАКТОРА» (Для старших дошкольников).

Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Описание: дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим шагом

Из колхозного двора

Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в круг

Будем землю пахать, выделяют ударные слова

Будем рожь засевать, сильным притопом

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП» (Для младшего и среднего возраста).

Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Описание: дети выполняют движения под слова песни на музыку М. Гоголевой (см. ноты ниже).

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, приставной шаг влево

Раз, два приставной шаг вправо

Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над головой

В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.

Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваютсяосновные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.

Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».

Источник

«Влияние музыки на развитие речи детей»

Музыкальный руководитель

МБДОУ №22“Росинка”

Иванова Людмила Ивановна

Казань 2017г.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей – дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания.

Связь музыки и речи очевидна: музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи. Музыка, как и речь, имеет интонационную природу. Голос передает часть различать звуки на слух, воображение и умение выражать свои мысли и эмоции словами, а также жестами, танцевальными движениями.

Читайте также:  Развитие ребенка в изодеятельности

Вкратце рассмотрим разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи.

Слушание ( восприятие музыки) безусловно, формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Прослушав музыкальное произведение мы беседуем с детьми об услышанном, характеризуя эмоционально-образное содержание произведения и, следовательно, расширяем словарный запас детей, обогащаем его различными образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Интерес детей повышается, если в игровой форме закрепить услышанное:

— предложить детям подвигаться под эту музыку, передавая ее характер, выражая свои чувства, свое отношение к музыке.

— предложить муз-дидактическую игру «Узнай и назови произведение».

Пение – безусловно, тот вид муз. деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

Перечислю кратко некоторые преимущества певческой деятельности для развития речи:

— Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей, поэтому помогает исправить недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов.

— Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения мы совершенствуем его для речи.

— Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

— Песни пополняют словарный запас детей, знакомят с новыми понятиями.

— Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга и уважать.

Пение – это всегда радость, разнообразные эмоции, чудо творчества!

Музыкально – ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на речь. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (Л. Генералов)

Для развития речи детей мы отмечаем важной в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развития чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.

Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики – пальчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно. Е. Железновой предложена методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи речевого развития.

Лого ритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Целью лого ритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Упражнения по лого ритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному развитию в группах детей с нарушениями речи. Они неизменно дают стабильный положительный результат.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь ребенок имеет возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики. Специальные оркестрово – исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином муз. инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, ложки, маракасы, треугольники).

Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Все это развивает слух, что в свою очередь, важно для активизации речи ребенка.

Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии активной речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.

Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьезные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно. А под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов, оказывается большая помощь в работе над развитием активной речи детей.

Методическое пособие «Веселые Гонзики». (Показать и познакомить педагогов)

Список используемой литературы:

-О.Н. Арсеневская. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». Волгоград: Учитель, 2009г.

-А.Г.Гогоберидзе, В. А Деркунская «Детство с музыкой» (Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей в детском саду), «Детство-пресс», Санкт-Петербург, 2010 г.;

– Журналы «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель»;

Читайте также:  Козлова теория и методика физического воспитания и развития ребенка

– М.Б.Зацепина Музыкальное воспитание в детском саду (программа и методические рекомендации), издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2006 г.;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольногообразования.(2013г)

Источник

                 МБДОУ рыбно-Слободский детский сад «БЕРЕЗКА»

     Влияние музыки на речевое развитие детей.

                      Музыкальный руководитель: Маслов Е.И.

                                                             2017

Известно, что наша речь и музыкальный язык  схожи по своему строению и многим другим параметрам. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

 Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера – это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки и у речи есть особый письменный код – это ноты и азбука. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. К тому же музыка является самым приятным способом обучения.

Наиболее продуктивно речь ребенка развивается в таком виде музыкальной деятельности как пение.  Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В нем активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а так же улучшается дикция, пение издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить. Старательно пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.

Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ребенка. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии! В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей.

 Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений. Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки.

Таким образом благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

                 МБДОУ рыбно-Слободский детский сад «БЕРЕЗКА»

    Влияние музыки на речевое развитие детей.

                Музыкальный руководитель: Маслов Е.И.

           2017

Источник