Влияние музыки на развитие ребенка проект

Влияние музыки на развитие ребенка проект thumbnail

ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

ИПК ПР по г.Астана

D:Desktopлоготип 1.jpg

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема: «Влияние музыки на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

C:UsersadminAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSCN7776.jpg

Выполнил:

Педагог дополнительного образования

Дворца школьников Акимата г. Астана

Бугинас Бронислав Казисович

2014

Влияние музыки на развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

«Душа ребенка – это душа чуткого музыканта. В ней – туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» – писал В. А. Сухомлинский

Введение:

«Элементарное музицирование» является музыкальной учебно – педагогической программой, направленной на решение вопроса общего музыкального воспитания детей дошкольного и раннего школьного возраста.

Под названием «элементарное» Карл Орф имел ввиду исходные элементарные музыкальные средства и элементарные музыкальные инструменты, которые может освоить и на основе которых может музицировать любой ребёнок, даже с отклонением в развитии.

Программа обучения дошкольников и младших школьников музыке, рассчитанная на два года, предлагает свой путь решения задачи сохранения и развития музыкальных способностей, которые обнаруживаются ещё до школы.

Программа является содержанием «элементарного музицирования» и несёт в себе функции введения ученика в элементарные формы музыки, подготавливая его тем самым к последующему обучению.

Открытый в 2013 году во Дворце школьников центр раннего музыкального развития для детей 4-6 летнего возраста, рассматривает эстетическое воспитание как обязательный аспект развития каждого ребенка,  а не только отдельных одаренных детей.

Дети обучающиеся в нашем центре с успехом могут продолжить обучение в музыкальных кружках дворца, в музыкальных школах и детских школах искусств. Но даже если ребёнок не продолжит музыкальное обучение, на занятиях он приобретёт знания и умения, опыт общения в коллективе, избавится от каких – либо комплексов.

Программа, включающая в себя открытые, показательные, тематические уроки для родителей, позволяет привлечь родителей к творческому совместному сотрудничеству, дает уникальную возможность родителям по-новому открыть для себя черты характера, способности своего ребенка.

Цели и задачи:

“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества” – писал В. Сухомлинский и именно в этот мир входят малыши, переступая порог центра раннего музыкального развития.

Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующим целям:

– Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно-эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

Основная задача заключается в организации совместных действий при решении музыкальных учебных задач.

  • дать детям простые сведения о музыке (расширение музыкального кругозора)

  • познакомить детей с музыкальными инструментами казахского народа и инструментами других народов (приложение №4)

  • развить элементарные навыки владения игрой на детских музыкальных инструментах

  • использовать в работе с детьми простые элементы вокально – хоровой деятельности, освоить песенный репертуар на казахском и русском языках.

  • развивать музыкально – ритмические способности у детей

  • Программа, включающая в себя открытые, показательные, тематические уроки для родителей, позволяет привлечь родителей к творческому совместному сотрудничеству, дает уникальную возможность родителям по-новому открыть для себя черты характера, способности своего ребенка.

  • Нацелить все занятия на здоровьесбережение – наполнить каждый момент урока улыбками и смехом.

Основная часть:

Дети очень близки к Природе, и поэтому творчество является неотъемлемой частью их жизни. Задача педагогов и родителей – помочь ребенку сохранить творческое отношение к жизни.

Музыка – воображение – фантазия – творчество – таков путь, идя по которому, ребенок развивает свои духовные силы.

Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником воспитания.

Музыка – одно из средств самовоспитания и могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыка пробуждает энергию мышления даже у самых инертных детей.

Музыкальное воспитание способствует:

– развитию эмоций;

– развитию речи;

– развитию движений;

– обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.

У детей 4 – 6 лет повышенная чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений; в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые дети могут точно воспроизвести несложную мелодию.

Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат.

У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

Эти годы жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения.

Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; быстрая или медленная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие, на каком инструменте играют мелодию (рояль, домбра, кобыз, скрипка, баян).

Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижном танце.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Виды деятельности:

ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (приложение №1)

Певческая деятельность детей характеризуется достаточно высокими показателями. Формируются вокальные навыки – звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки – ансамбль.

Песенное творчество является одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства.

Обязательное изучение песенного репертуара на двух языках (казахском и русском). На занятиях дети исполняют песни как в ансамбле, так и сольно, получая тем самым навык пения с микрофоном.

D:DesktopФото на презентациюDSCN7540.JPGПение в ансамбле

D:DesktopФото на презентациюссс.jpgD:DesktopФото на презентациюDSCN7529.JPG

Пение соло Пение в дуэте

ПРИОБЩЕНИЕ К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (Приложение №2)

Приобщение детей к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах рекомендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем.

Большой интерес у детей вызывает игра на синтезаторе. Дети играют простые песенки. Играя и пропевая песенки у них развивается чистота интонации.

D:DesktopФото на презентацию7S4A9937.JPG

Игра в ансамбле «Весёлая кухня»

D:DesktopФото на презентацию7S4A9952.JPG

Игра в ансамбле «Весёлая детская»

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (Приложение №3

Подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

С помощью предлагаемого педагогом материала по психогимнастике дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными разнообразным движениям. В основном используется материал без использования слов, поэтому педагогу очень важно уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений.

Читайте также:  Периоды развития ребенка стоматология

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

D:DesktopФото на презентацию7S4A9915.JPG

Музыкальная игра «Лётчики»

C:UsersadminAppDataLocalMicrosoftWindowsTemporary Internet FilesContent.WordDSCN9205.jpg

Музыкальная игра «Три весёлых зайчика»

Мы каждый день начинаем с того, что здороваемся с родителями, друзьями, близкими и при этом улыбаемся им, но никто из нас не задумывается, почему мы улыбаемся и что это значит для нас и для окружающих.

В своей работе я исследую природу улыбки, её виды, роль улыбки в процессе общения, а также вижу на примерах, что человек, который улыбается, больше располагает к себе окружающих, в отличие от того, кто улыбаться не привык.

Если человек улыбается, то:

  • Он располагает к себе окружающих;

  • Он более успешен в жизни;

  • Он становится более здоровым.

Как же влияет улыбка и смех на здоровье ребёнка и взаимоотношения с другими детьми.

D:фото видео уроки 2013-2014IMG_3053 (2).jpg

РОЛЬ УЛЫБКИ В ПРОЦЕСЕ ОБЩЕНИЯ

Надо помнить, что улыбка – важное средство общения. Улыбка – способ показать окружающим, что все идет хорошо и что вы рады их видеть.

Хорошо бы и в нашей стране возвести улыбку в закон жизни. Сколько бы это принесло здоровья и счастья всем людям!

Правило, которому надо следовать всем деловым людям, всем, кто работает с людьми: «Не обращай внимания на невзгоды, а плохое настроение и заботы оставь только для себя, чтобы они не читались на твоем лице. Улыбайся! Улыбка – обезоруживает!»

Самое замечательное в улыбке – ее заразительность. Когда вы улыбаетесь кому-либо, человек обязательно улыбнется вам в ответ, даже если при этом оба собеседника будут лишь имитировать искренность чувств.

Вот почему постоянная улыбка должна стать важной частью нашего языка телодвижений. Улыбайтесь даже тогда, когда вам этого не хочется. Улыбка непосредственно воздействует на других людей и влияет на их отношение к вам.

СМЕХ – ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО

Смех, как и улыбка, помогает человеку находить друзей, укрепляет здоровье и продлевает жизнь. Смех оказывает позитивное воздействие на все органы тела. От смеха учащается дыхание, разрабатывается диафрагма, шея, живот, лицо и плечи. Смех увеличивает содержание кислорода в крови, улучшает кровообращение и расширяет кровеносные сосуды, прилегающие к поверхности кожи. Вот почему от смеха у людей краснеет лицо.

Смех уменьшает частоту сердцебиения, расширяет артерии, стимулирует аппетит и сжигает калории.

Невропатолог Генри Рубинштейн обнаружил, что одна минута здорового смеха обеспечивает расслабление организма на последующие сорок пять минут.

Профессор Уильям Фрай из Стэнфордского университета заметил, что продолжительный смех дает организму физическую нагрузку, сопоставимую с десятью минутами занятий на тренажере. Вот почему настоящий, искренний смех исключительно полезен для здоровья.

Смех стимулирует выработку организмом естественных обезболивающих веществ, а также гормонов хорошего настроения, называемых эндорфинами. Тем самым смех избавляет человека от стресса , стимулирует иммунную систему.

Основные требования к подготовке и проведению занятий:

1.Занятия лучше проводить в обширном помещении. Стулья следует располагать полукругом в один ряд, так, чтобы все могли видеть и друг друга и учителя. Желательно иметь ковровое покрытие для выполнения заданий на полу.

2.Ученикам на занятие лучше приходить в лёгкой обуви.

3. Кабинет для занятий должен иметь очень красочное оформление, что создаст благоприятные условия для занятий с детьми.

4. Наличие комнатных растений будет способствовать общению детей с живой природой, видеть и ценить красоту вокруг себя.

D:фото видео уроки 2013-2014Фото новый кабинетDSCN7662.JPGD:фото видео уроки 2013-2014Фото новый кабинетDSCN7663.JPG

D:фото видео уроки 2013-2014Фото новый кабинетDSCN7666.JPG D:фото видео уроки 2013-2014Фото новый кабинетDSCN7668.JPG

Заключение:

Главное, никогда не переживайте из-за того, что вы порой не несете ребенку «разумное, доброе, вечное», а развлекаете. Не сомневайтесь, основные морально-нравственные принципы он обязательно переймет, наблюдая за вами, а вот смех и улыбки ребенка нужно тренировать и нарабатывать.

Не забывайте о том, что ваш воспитанник в различных ситуациях первым делом смотрит на вашу реакцию, «записывает» ее в память как правильную. Учитесь «держать лицо», следите за собой, старайтесь неприятные эмоции сдерживать при ребёнке, а позитивные, наоборот, подчеркивать. Если вы бурно радуетесь на занятии, если вы умеете искренне удивляться, восхищаться, выражать восторг, — все это передастся вашему воспитаннику. Если, когда он ошибается, пытаясь сделать первый шаг, вы относитесь к этому с перекошенным от ужаса лицом, нечего удивляться тому, что он будет впадать в минор при малейшем стрессе. Поэтому постарайтесь выработать набор первых реакций на разные его действия, чтобы он, вопросительно глядя на вас в этих ситуациях, мог вас копировать. Например, когда он ошибается в том или ином виде деятельности, примите все это с сочувствующей, но улыбкой. Конечно, иногда жалеть нужно обязательно, но так, чтобы ребенок не входил во вкус этого дела. Своей реакцией вы ему как бы говорите: все в порядке, бояться нечего, это ерунда!

Литература:

  1. Справочник музыкального руководителя ТОО «МЦФЭР – Казахстан»

  1. Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. / Канд. дисс. – М., 1948. www.lib.ua-ru.net/diss/cont/119719.html

  1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /М.: Изд. Дом “Карапуз”, 2004. – 272 с., ил.

  1. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / М.: Вита-Пресс, 2009. – 112 с.

Источник

Влияние музыки на развитие ребенка

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку.

Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков – все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Важно правильно подобрать произведения и как можно раньше начать знакомить с ними своего малыша.

Когда начать? Один из основных каналов восприятия человека – слух. Ребенка звуки окружают еще в утробе мамы – есть мнение, что звук льющейся воды успокаивает малыша именно потому, что он слушал что-то похожее до рождения. В 2–3 месяца ребенок на звуки уже реагирует эмоциями, а с 7–8 месяцев пытается подражать тому, что слышит.

Ребенок с самого рождения охотно прислушивается к негромким мелодиям и мягкому, спокойному и ласковому тембру голоса. А вот резкие звуки, шум, гневная речь его раздражают. Поэтому и мелодии для новорожденного стоит выбирать спокойные, негромкие, включать их дозированно.

Читайте также:  Развитие ребенка и отношения с

Но нужна ли вообще младенцу музыка? Может быть, ему пока рано слушать мелодии? Ученые считают, что музыка может и, в идеале, должна присутствовать в жизни малыша начиная с момента его зачатия.

Установлено, что с определенного момента внутриутробного развития плод слышит музыку, доносящуюся извне, и реагирует на нее. Более того, есть предположения, что музыка влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на умственное развитие.

Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще – она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила:

 1. Детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии – пусть даже зачастую они самые красивые.

 2.Дети, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.

Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор – Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество – вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее воздействие на  интеллект. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий – неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Детям больше всего нравятся его “Маленькая ночная серенада”, Турецкий марш, а также арии из опер “Волшебная флейта”, “Дон Жуан”, “Свадьба Фигаро”.

Еще один композитор, чье творчество несомненно понравится детям, – Петр Ильич Чайковский . Например , фрагменты из его балетов “Спящая красавица”, “Щелкунчик”, “Лебединое озеро” ,  пьесы из “Детского альбома” и “Времен года”.  Все эти произведения Чайковского  активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить  картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений (“Времена года”), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира (“Детский альбом”), либо… просто потанцевать.

Замечательные мелодии можно найти и у Иоганна Себастьяна Баха, который создал не только потрясающие трагические вещи, но и прелестную “Шутку” (из Сюиты №2), и божественную Арию (Air) из Сюиты №3.

А еще можно дать малышам послушать увертюры Дж. Россини и вальсы Штрауса, пьесы Л. Бетховена, старинные марши.

          Родители могут и сами подобрать репертуар для своего малыша. Критериями отбора должны стать:

1. живые (не электронные) инструменты, использованные при записи,

2.красивая мелодия,

3. светлый настрой,

4. реакция самого ребенка.

Музыка и здоровье

Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны.

 В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические):

– благотворно влияют на общее состояние;

– успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;

– способствуют нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, уменьшают боль (например, детям с нарушенной перистальтикой кишечника хорошо слушать ритмичные мелодии);

– способствуют концентрации на цели, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите малышам предлагают слушать музыку перед едой, бравурные марши полезно включать во время зарядок и активных игр.

Есть целое направление – музыкотерапия: мелодиями и пением лечат многие заболевания и отклонения, в том числе у недоношенных детей, на которых наиболее благотворно влияет Моцарт. Впрочем, замечено особое влияние музыки великого композитора и на умственное развитие любого ребенка.

Музыка и способности

Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на:

 – коммуникативные способности детей,

– развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,

– усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,

– аккуратность, грамотность, творческие способности,

– усвоение учебного материала,

– формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.

 Масаро Ибуку, создатель новаторских концепций по воспитанию и обучению детей раннего возраста, в своей книге «После трех уже поздно» рассказал об одном эксперименте: он исследовал детей, которые благодаря музыке развивались быстрее, чем их сверстники. Причем дети в эксперименте только слушали музыку, а не играли на музыкальных инструментах.

 Очевидно, что музыка воздействует на рост нейронов мозга. Но очевидно и то, что детей полезно развивать музыкально, и здесь очень многое зависит от родителей.

Музыка и слух

По статистике только у 5% людей нет музыкального слуха. У остальных 95% если его и недостает, то можно развить занятиями. Поэтому вместо того чтобы с младых ногтей пытаться определять, есть ли у малыша слух, стоит как можно раньше начинать стимулировать его развитие – тогда у крохи и слух вскоре прорежется, и страсть к музыкальным занятиям проявится. И тем самым удастся избежать распространенного феномена – когда слух есть, а желания заниматься музыкой – нет.

Какую музыку слушать?

Конечно, мы не призываем вас воспитывать ребенка в «стерильных условиях», строго определяя, что ему слушать, а чего – нет. Повзрослев, малыш обязательно познакомится с мировым музыкальным наследием, от классики до рока. Но пока психика маленького ребенка, в силу ее хрупкости и незрелости, нуждается в очень бережном выборе музыкального окружения.

Здесь придется учитывать и темперамент малыша, и его настроение, и даже время суток, когда вы поставите ему диск с песенкой или мелодией. Что полезно слушать детям?

Во-первых, классику. Правда, не всю: органные фуги Баха, минорные сочинения Шопена, «взрослые» оперы тяжелы для детского восприятия, они могут тревожить, нервировать их, возбуждать и т. д. Желательно внимательно относиться и к «детским» обработкам: некоторые из них выхолащивают всю палитру звучания, добавляя взамен довольно однообразные «звуки природы». Начинать знакомство малыша с музыкой лучше не с симфоний, а с простых пьес, например, Листа, Глинки. Дети хорошо воспринимают Моцарта, Вивальди, Брамса, Чайковского, Гайдна, Шумана.

Родителям важно следить за реакцией ребенка на то или иное произведение. Ведь то, что нравится одному, может отнюдь не понравиться другому. Внимательно наблюдайте за своим малышом: как он ведет себя во время и после прослушивания? Какой очевидный эффект оказало произведения? Не стал ли малыш капризничать после того, как прослушал? Развеселила музыка или, наоборот (как вы и хотели), успокоила малыша?

Понятно, что чем возбудимее ребенок, тем более спокойные мелодии ему стоит слушать – например, вторые части сюит и инструментальных концертов. А малышам, чья активность оставляет желать лучшего, ставьте мелодии в темпах «аллегро» и марши. Означает ли это, что в доме, где растет ребенок, исключена любая музыка, кроме классики, звуков природы и избранных детских песен? Что мамы-папы обречены отказаться от любимого джаза, рока или регги?

Читайте также:  Ребенок 3 месяца развитие что умеет

Отнюдь. Речь идет лишь о двух важных вещах – особенностях детского восприятия и воспитании музыкального вкуса. Даже если кто-то очень любит тяжелый рок, придется признать – существует музыка, однозначно вредная для нежной детской психики: рок, металл, электронная музыка, клубная танцевальная, мелодии с четкими однообразными ритмами. Почему не рок?

Потому что сверхнизкие и сверхвысокие частоты крайне негативно воздействуют на весь организм. Почему не современная поп-музыка? Потому что музыка, которую слышит малыш должна быть гармоничной и соразмерной жизненным ритмам детского организма, а большая часть сегодняшней «попсы» даже в исполнении «звезд», диссонанса, ее ритмы нерегулярны, в ней отсутствует форма. Кстати, это касается и некоторых современных «песен для детей» – не все диски с песенками из мультиков стоит слушать малышам.

 Да и проверенные советские песни подойдут деткам постарше – от года, например. Вы сами предпочитаете джаз, рэп, русский рок? Не расстраивайтесь! По мере роста малыша ему можно и нужно будет включать самую разную (но только настоящую!) музыку. Музыка действительно способна помочь в воспитании и в уходе за малышом.

Считается, что разные произведения воздействуют по-разному.

 – Успокаивают, расслабляют: флейта, скрипка и фортепиано; звуки природы – шум леса, моря, негромкие трели птиц; «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Свет луны» К. Дебюсси, сочинения Р. Шумана.

 – Снижают чувство тревоги: мажорные произведения с невысоким темпом, народная музыка, народные детские песни, «Мазурка» и «Прелюдии» Ф. Шопена, вальсы Р. Штрауса.

– Снижают возбуждение: «Симфония» Й. Гайдна, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Л.В. Бетховена.

– Повышают настроение: сочинения В.А. Моцарта, «Менуэт» Г. Генделя.

– Повышают активность: «Шестая симфония» (часть 3) П.И. Чайковского, увертюра «Эдмонд» Л.В. Бетховена, «Прелюдия 1» (опус 28) Ф. Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Ф. Листа.

– Уменьшают боль: «Симфония No 40» В.А. Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Ф. Листа, сюита «Маскарад» А. Хачатуряна, «Фиделио» Л.В. Бетховена, Полонез Огинского, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона.

– Успокаивают перед сном: «Грезы» Р. Шумана, «Мелодия» К.В. Глюка, пьесы П.И. Чайковского, «Пер Гюнт» Э. Грига.

– Активизируют умственную деятельность: отрывки из фортепьянных сонат и концертов В.А. Моцарта, Рондо из его «Маленькой ночной серенады».

– Нормализуют дыхание: григорианские песнопения, народная музыка. Впрочем, у каждого свое восприятие музыки. Если вам не нравится какое-либо произведение или вы видите, что кроха, слушая его, вместо того чтобы успокоиться, наоборот, возбудился, не включайте эту музыку.

 Правила безопасности

 Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия. Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от малыша. Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные). Понятно, что если малыш адекватно реагирует на мелодию или песенку, не утомляется и не капризничает, вы станете включать ее чаще. Однако «островки тишины», когда кроха отдыхает или слышит только ваш голос, необходимы – нервная система и мозг малыша нуждаются в паузах.

Живая музыка

Особое значение для ребенка имеет живое пение его родных – мамы, папы, бабушки (а затем уже и собственное). Для младенца мамин голос, говорящий или напевающий, – лучшее успокоительное. Напевая крохе колыбельные, частушки и потешки, вы не просто развиваете его музыкально, но и вступаете в эмоциональный контакт. Есть ли у родителей музыкальный слух или его нет, это их волновать не должно – ведь важен сам факт музыкального общения с ребенком. Не стесняйтесь петь своему малышу. Не знаете колыбельных – напевайте спокойные народные песни, сочиняйте песенки по ходу жизни, перелагайте стихи на музыку. Но пару колыбельных все же выучите. Русские колыбельные протяжны, монотонны, напевны, под них любой малыш засыпает быстрее. Они развивают и будущую речь – малыш слышит и запоминает слова родного языка – красивые, многозвучные, разные…

Музыкальные игрушки выбирайте особенно тщательно. Многие из них пользы не принесут: слишком громкие, не выключающиеся, пока не проиграют мелодию до конца, с неестественными для человеческого уха и мозга звуками, произведенными компьютером. Мелодии, которые воспроизводят электронные забавы, должны быть приятными на слух и не раздражающими. А общение с ними малыша пусть будет дозированным.

Отдельная тема – игрушечные музыкальные инструменты. В большинстве своем они вредны – не соответствуют реальному звучанию и расстроены. А вот настоящие музыкальные инструменты, подходящие детям, особенно народные – ложки, трещотки и маракасы с мягким звучанием, бубны, треугольники, ксилофоны и т. д. – отличное решение. С ними, в отличие от музыкальных игрушек, можно творить – простукивать ритмы, сочинять свои первые мелодии, повторять звуки вслед за мамой, подыгрывать звучащим мотивам.

Как заниматься музыкой

В первом полугодии жизни занятия с малышом музыкой, во-первых, носят ознакомительный характер, а во-вторых, укрепляют физическое здоровье крохи, благотворно влияя на его нервную систему. С 6 месяцев можно приступать к развитию у крохи чувства ритма, например, ладошками малыша отхлопывать ритмы, махать с ним ручками и делать массаж под веселые детские мелодии.

После года учим ребенка различать музыкальные инструменты. Для этого выбираем музыку, где есть периоды, когда один инструмент звучит четко, ясно. Инструменты должны быть простыми, с характерными звуками – дудочка, колокольчик и т.п. Для занятий подойдут русские народные песенки, особенно в детской обработке.

Позднее можно подключить и собственную игру на этих инструментах: вы предлагаете ребенку узнать, какой инструмент звучит, а затем просите его найти такой же и произвести звук.

По мере взросления крохи можно будет перейти к изучению жанров, строения музыки и т.д. – но это все потом. А пока главный фактор успеха в музыкальном развитии малыша – отношение к музыке родителей. Если воспринимать занятия как «обязаловку» и главный мотив определять словом «НАДО», можно сформировать не любовь, а только отвращение к музыке.

Если же заниматься себе и малышу в удовольствие, с интересом вместе слушать музыку, разбирать произведения на доступном для ребенка уровне и тем самым этот уровень повышать, это станет неоценимым вкладом в развитие творческой гармоничной личности.

А что делать, если родители сами недостаточно музыкально образованы? Понятно, что – восполнять пробелы вместе с детьми. Начните с малого – найдите в музыке то, что вам самим нравится – поднимает настроение, веселит или же навевает приятную меланхолию. Просто слушайте произведения и получайте от этого удовольствие. Находите другие произведения понравившегося автора или аналогичные по настрою композиции прочих сочинителей. Возможно, вам помогут аудиокниги о том, как слушать музыку, их, кстати, можно слушать вместе с детьми, – например, аудиокнигу Александра Во «Классическая музыка. Новое восприятие». Так, постепенно, шаг за шагом, музыка войдет и в вашу жизнь, и в жизнь вашего ребенка.

Источник