Влияние музыки на развитие ребенка консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей

«Влияние музыки на здоровье детей»

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

Одна из самых актуальных и “больших” проблем, стоящих перед современным обществом – это проблема здоровья детей. Немалое количество детей, гиперактивны, не могут совладеть со своим телом и эмоциями. И наоборот, некоторые дети пассивны, вялы, находятся как – бы вдали от внешнего мира. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Ни для кого не секрет, что наши дети сейчас намного чаще болеют. Болеют не только простудными заболеваниями. В наше, непростое для детей и взрослых время, ребёнок перенасыщен информацией из СМИ, владеет компьютером и как кажется на первый взгляд – развивается не по годам. Чем же это грозит ребёнку? Ребёнок не может адекватно воспринять информацию, он впитывает её по-своему, т. е. неадекватно. Естественно, вследствие этого изменяется внутренний мир ребёнка, его психика. Это даёт своё отражение на здоровье дошкольника, поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.

Музыка и красота объединяются еще до рождения ребенка. Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности, но и на внешние данные ребенка.

Цель  и задачи музыкально- оздоровительной работы в ДОУ

– организовать работу , обеспечивающую каждому ребенку укрепление физического и психического здоровья,

-выявлять  и развивать музыкальные и творческие способностей, формирующие привычки к здоровому образу жизни.

Сегодня уже доподлинно известно, что от качества музыки, которую слушают дети, зависит состояние их здоровья.

Музыку сейчас достать не проблема – диски продаются на каждом шагу, можно также скачать с интернета любую мелодию. Попробуйте в действии эту музыку, возможно, это действительно помогает или усиливает лечение.

     Но следует знать также некоторые подробности при прослушивании музыки с детьми:

Нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники, т. к. это может испортить слух, уши у ребенка воспринимают только рассеянный звук.

Музыку следует слушать не громко, а примерно как разговариваете, это самое оптимальное прослушивание.

При прослушивании музыки работа сердца и дыхания подстраивается под ритм музыки.

Доказано учёными и врачами-практиками, что музыка способна улучшать язык и память детей? При серьёзном изучении музыки стимулируется левая височная (слуховая) доля головного мозга, тем самым улучшая устную память.

Применение музыки в организации жизнидеятельности детей в ДОУ помогает бороться с монотонией, способствует преодолению нарастающего утомления

Слушание необходимо и эффективно на занятиях музыкой, оно помогает восстановить дыхание, снять напряжение, снизить утомление, подготовить ребенка к дальнейшему восприятию музыкального материала. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Пение способствует правильному формированию дыхания. Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” все наши трахеи и бронхи. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов, и очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей

При разучивании песен часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Мы помогаем каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью  специальных упражнений  артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика полезна после перенесенной простуды, когда уже закончился острый воспалительный процесс, но голосовые складки еще не полностью смыкаются.улучшается музыкальная память и внимание

Музыкально-ритмические упражнения ,танцы мобилизуют физические силы, вырабатывают координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму,позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость. По данным исследователей, они способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений.

Игра на каком-либо музыкальном инструменте улучшает  лингвистические навыки. Даже если взрослый человек задумает обучаться игре на музыкальных инструментах, то его занятие музыкой может помочь ему справиться с потерей памяти после перенесенных травм  мозга.

В ходе исследований психологами  из китайского университета Гонконга выяснилось, что дети, занимающиеся музыкой, т. е. проходящие обучение игре на музыкальных инструментах, обладают намного большим словарным запасом, по сравнению с теми, кто совсем не умеет играть ни на одном музыкальном инструменте. И если их период музыкального обучения увеличивается, то, соответственно и  словарный запас становится более объёмным.

Таким образом, психологами и врачами-педиатрами доказано,что  если приучать ребёнка к хорошей музыке, то он вырастет здоровым, эмоционально и психически уравновешенным и спокойным человеком.

PS

ЕСТЬ СЧАСТЬЕ — ПЛЯШИ, НЕТ СЧАСТЬЯ — ПОЙ.

МУЗЫКА ВМЕСТО ТАБЛЕТКИ (из статьи Александра Казакевича)

Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человеческого характера. Авиценна называл музыку «нелекарственным» способом лечения, наряду с диетой, запахами и смехом. Британский драматург Уильям Конгрив был убежден, что «музыка обладает магической силой и может усмирить дикаря, смягчить камень и согнуть кряжистый дуб»… Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может многое, в том числе и лечить.

Читайте также:  Развитие ребенка младшего дошкольного возраста

Древние китайцы считали, что она избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам. Сегодня в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для европейца названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце» и даже «Концерт для почки с оркестром». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники музыки издаются также в Японии и США. В Индии национальные напевы исполняются как профилактическое средство во многих больницах. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.

Американские ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: правильно подобранные мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, например, романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена, Листа помогает снять стресс, сконцентрироваться. Эту музыку лучше всего использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь. Мажорные мелодии джаза, блюза, регги поднимают настроение, избавляют от депрессии, разряжают накал чувств. Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая идеально подходит для учебы или творчества. Классическая музыка (Гайдн, Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие. Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно. Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия. Рок-музыка в небольших дозах может пробудить чувства, стимулировать активные движения, ослабить боль и напряжение. Хотя, даже при небольшой передозировке, эта музыка способна вызвать диссонанс, стресс и боль в организме. Большой оздоровительный эффект  оказывают мелодии Моцарта. Этот загадочный феномен так и называется — «эффект Моцарта».

 Источник: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13906/

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 492 СП «Кораблик»

Консультация для педагогов

Тема: «Влияние музыки на развитие ребенка».

    Подготовила воспитатель

                                                                   Храмцова О. А.

2015 год.

                                      Содержание.

      Введение.

     1. Задачи педагога.

     2. Способности, необходимые для осуществления всех видов музыкальной деятельности.

     Заключение.

    Список литературы.

Введение.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.

Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Только развивая эмоции, интересы, вкусы детей можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культуры. Если в процессе музыкальной деятельности детей будет развито их музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке. Музыкальная деятельность предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом способствует не только музыкальному, но и общему развитию ребенка.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет “комплекс оживления”. Дети постарше обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

Читайте также:  Таблица для заполнения развития ребенка

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Действия детей на музыкальных занятиях направлены на выполнение учебных и творческих заданий. Они усваивают исполнительские навыки и импровизируют собственные незатейливые мелодии, а при исполнении различных танцев стремятся по-своему передать различные танцевальные движения, музыкально-игровые образы.

Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению идейно-нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это “школа чувств”, которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.

На музыкальных занятиях активизируется также познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью.

  1. Задачи педагога.

 Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Музыка — искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное влияние ее на эмоциональную сферу способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.

Содержанием музыкального воспитания детей от рождения до четырех лет является вовлечение их в разные виды музыкальной деятельности, формирование у них внимания, интереса к музыке, подготовка их к приобретению некоторых исполнительских навыков.

Уже на первом году жизни педагог организует общение детей с музыкой, накапливая у них опыт слушания простейших мелодий (спетых или исполненных на детских музыкальных инструментах), побуждает реагировать на них голосом или движением, создает предпосылки для активной музыкальной деятельности ребенка на последующих этапах развития.
Все музыкальные способности объединяются единым понятием – музыкальность. “Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления” (Радынова О.П.“Музыкальное развитие детей”).

2. Способности, необходимые для осуществления всех видов музыкальной деятельности.

Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку – это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении, чувство ритма – для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

Современными исследователями доказано, что формировать основы музыкальной культуры, развивать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым. Для формирования основ культуры необходима соответствующая окружающая среда, которая даст ему возможность познакомиться с разнообразной музыкой, научиться воспринимать и переживать её.

Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Читайте также:  Проблемы развития ребенка при астигматизме

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально – образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. По этому та важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Заключение.

Влияние музыки на развитие ребёнка имеет большое значение и пренебрегать этим будет огромной ошибкой.  Музыка и другие виды искусства формируют культуру досуга и делают существование ребёнка интересным, осмысленным и увлекательным. Кроме того, музыка прививает чувство прекрасного. Эстетическая среда, созданная в семье, рано или поздно сыграет свою положительную роль – ребёнок сохранит полученное богатство и поделится им с окружающими и собственными детьми.

Приобщать к миру музыки нужно с самого раннего, а лучше внутриутробного периода. Знакомя малыша с музыкальным материалом, необходимо выбирать доступные его пониманию сочинения. Не нужно думать, что только классика развивает и духовно обогащает ваше чадо. Джаз, народное творчество, а также лучшие образцы современной музыки делают это ничуть не хуже! Но для того, чтобы любить или не любить что-либо в искусстве нужно знать и понимать. Влияние музыки на развитие ребёнка можно описать формулой: музыка – фантазия – творчество – умение слушать и слышать – развитие мыслительных способностей.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА — ЭМОЦИИ.

     Что есть колыбельная, исполняемая мамой для маленького? Это одно из первых музыкальных впечатлений, дарящее малышу ласку и нежность, «учащее» его человеческим чувствам. Даже у самых юных слушателей, музыка разного характера вызывает различный эмоциональный отклик. Например, бодрая, энергичная мелодия из телевизионной рекламы «заставляет» пританцовывать и подпрыгивать, а та же самая колыбельная настраивает на отдых и сон.

     Музыка для развития ребёнка должна быть самой разнообразной. Дело в том, что вкусы и потребности человека не пребывают в застывшем состоянии и нужно это учитывать в процессе воспитания. Стремительно сменяющие друг друга «хиты» и целые музыкальные направления могут быть неподходящим музыкальным материалом для вашего ребёнка. Древнегреческий философ Пифагор полагал, что «музыка много даёт и для здоровья, если пользоваться ею надлежащим способом». Не секрет, что классика успокаивает, дарит хорошее настроение и даже лечит. В противоположность ей,  так называемый  тяжёлый  рок , может нанести здоровью ребёнка серьёзный вред (конечно только в том случае, если ребенок будет слушать такую музыку часто и  достаточно громко).Английский учёный А.Уоллис провёл исследование, которое показало, что уровень громкости такой музыки намного превышает допустимые для человеческого слуха пределы. Последствием может быть глухота, вызванная звуковым шоком. Таким образом, родители маленьких детей должны быть предельно внимательны к тому, что именно слушает их чадо и что слушают они сами.

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧУВСТВА И ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА.

Важно, чтобы дети научились воспринимать звучание более точно, то есть отличали  тембры, звуко-высотность, длительность и силу. Поняв и освоив все это, ребёнок выйдет на новый, «высший», если можно так сказать, уровень слушания музыки. Сочетание звуков в этом случае станет своеобразным языком, передающим образы, настроения и оттенки человеческих чувств и эмоций. Музыка будет вызывать ассоциации, и рисовать в воображении малыша целые «живые» картины. Интерес к народной музыке поможет сформировать у ребёнка чувство патриотизма и национальной гордости.

                                  Список литературы.

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2012/09/20/vliyanie-muzyki-na-psikhicheskoe-razvitie
  2. https://sovet.kidstaff.com.ua/advice-70749
  3. https://www.gnomik.ru/

Источник