Влияние музыки на эстетическое развитие ребенка

Влияние музыки на эстетическое развитие ребенка thumbnail

Варнакова Юлия Николаевна

Музыкальный руководитель

«Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 52

Приморского района г. Санкт-Петербурга»

Влияние  музыки   на  художественно-эстетическое воспитание  дошкольников

Аннотация:

Музыка – сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности, поэтому так велико ее влияние на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Она проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства. Эстетическое воспитание включает в себя формирование эстетических вкусов и эстетических чувств. Роль музыки в эстетическом воспитании заключается в развитии у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного. Это еще и развитие вкуса к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.

Ключевые слова:

Интегра́ция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Компонент – содействующая сила, частичная причина, оказывающая влияние на продукт, на результат.

Эффективность – одно из определений человеческой деятельности, взятой с точки зрения способности обеспечить ее конечный результат.

Методика – совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.

Оптимизация – процесс выбора наилучшего варианта из возможных, процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние.

В нашей стране музыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всех их объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатого человека.

Задачи и содержание музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для эстетического воспитания ребенка. Ребенок переживает музыку, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства. Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Это очень важно в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру; любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем, их завершение. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности… Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания… В эстетическом воспитании вообще и в музыкальном в особенности важны психологические установки, которыми воспитатель руководствуется, приобщая детей к миру прекрасного… Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский.

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.

Музыкальное искусство сильно воздействует на человека с момента его рождения и занимает большое место в его общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становится переживание. Поэтому, воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкально-эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Построение индивидуального маршрута развития ребенка

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети еще открыты любому знанию. И находящийся рядом взрослый должен сделать все возможное для того, чтобы ребенок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей  последующей жизни. Учиться слышать музыку дети должны в любом виде музыкальной деятельности: и во время пения, и во время игры на детских музыкальных инструментах, и прислушиваясь к характеру ее звучания во время движения.  «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее», – говорит известный педагог Д. Б. Кабалевский.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по слушанию музыки, которые строятся на основе ознакомления детей с разнообразными произведениями, укрепляется интерес, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру. Познавательные задачи решаются в тесной связи с развитием музыкальных способностей, музыка обогащает детей переживаниями. Разнообразное содержание произведений побуждает ребенка к сопереживанию, активизирует его чувства. Возросшие возможности детей, накопленный ими опыт восприятия музыки позволяет активнее воспитывать эстетическое отношение к ней.

Важнейшим средством музыкально-эстетического воспитания, играющим существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста является и пение. Содержание программы определяется задачами музыкально-эстетического воспитания, реализующимися при ознакомлении с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребенка, побуждающими к добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса.

Занятия ритмикой также являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности детей старшего дошкольного возраста: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.  Игра на детских музыкальных инструментах тоже интересная и полезная деятельность, потому что в процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Задачи эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста реализуются в основном на занятиях познавательно-эстетического цикла и в процессе театрально-игровой деятельности. Здесь решаются вопросы обогащения их духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр); формирования эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры; развития чувственного восприятия окружающего мира, воображения; формирования эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.; развития пластической и мимической выразительности.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что роль музыки в художественно-эстетическом воспитании старших дошкольников огромна. Она является одним из самых основных, значимых средств в формировании художественно-эстетического воспитания ребёнка-дошкольника. 

Cписок литературы:

  1. Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
  1. Большая  советская энциклопедия // под. ред. А.М.Прохорова. – М., издательство «Советская энциклопедия», Т.30. – 1978. – 20000 с.
  1. Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – Донецк: Сталкер, 2005. – 301 с.
  2.  Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду:  Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошкольное воспитание» /Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др./ – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
  1. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М.: Просвещение, 1989.- 191с.

Источник

«Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника»

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом.

Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения .

Читайте также:  Методики на изучение познавательной сферы развития ребенка

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Одной из важных задач эстетического воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству, а через него — ко всему окружающему (природе, труду, быту).

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус.

В детском саду важно развивать эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.).

Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в природе, музыке, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большой степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая эмоциональное отношение к художественным образам природы, воплощенным средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребенка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей.

Решая задачи эстетического воспитания дошкольников, важно учитывать существующие взаимосвязи между природными явлениями и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки эстетических качеств. Прежде всего у детей развивают способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенности природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц и т.д.), человеческие переживания.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.

Источник

Марина Кайгородова
Консультация «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка»

Консультация

Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка

Составила музыкальный руководитель 1 категории Кайгородова М. А.

Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка

Эстетическое воспитание — это целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т. е. формирования творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Человек не рождается с чувством прекрасного – его надо развивать и воспитывать. Во многом этому помогает музыка. Из всех видов искусства она обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Потому очень важно научить наших детей понимать музыку и общаться с ней.

Читайте также:  Центр развития ребенка игрушки

Музыкально-эстетическое воспитание – процесс сложный, длительный и многогранный. Он начинается в раннем детстве, когда ребенок восприимчив. Эта восприимчивость в зависимости от условий может или заглохнуть, или получить дальнейшее развитие. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский считал, что «овладение азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту – особенно интенсивно в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы». В связи с этим необходимо уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, формировать основы музыкальной культуры. Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Человек не рождается с чувством прекрасного – его надо развивать и воспитывать. Во многом этому помогает музыка.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства,это прежде всего классика.

Классическая музыка – это музыка, созданная талантливыми авторами, в конце 18 -19 веков, которых справедливо называют композиторами – классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Нам, педагогам, надо помочь детям войти в её мир, разнообразный и сложный, научить слушать и слышать музыку, чувствовать и сознавать её красоту.

Давая слушать детям музыку, необходимо помнить, что дети могут внимательно слушать музыку в течение небольшого отрезка времени, поэтому на слушание необходимо отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. Очень важно соблюдать чувство меры. Многие зарубежные и советские композиторы-классики сочиняли музыку специально для детей, учитывая детскую психологию, специфику возраста. В своей работе с детьми я использую музыкальные пьесы для детей таких композиторов как П. Чайковский, Н. Гречанинов, Р. Шуман, С. Майкопар, Д. Шостакович, С. Прокофьев, М. Глинка. Слушая произведения композиторов – классиков, дети начинают приобщаться к красоте и богатству выразительных средств музыки, это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и формирует основы художественного вкуса. Кроме этого рекомендуется слушать классические произведения разного времени – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, и других композиторов – классиков, тем самым формировать у детей эталоны красоты. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Беседа, правильно поставленные вопросы помогают детям раскрыть средства музыкальной выразительности. Помогают выявить интерес к музыкальному произведению и рассказы о творчестве композитора, показ его портрета. Слушание музыки, ощущение красоты музыкальных звуков вызывает у детей ответное чувство сопереживания и не может не влиять на формирование у них мотивов эстетического отношения ко всему, что их окружает.

Слушание музыки может идти не только отдельным видом музыкальной деятельности,но и прослеживаться в других видах: музыкально- ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально- дидактических играх. Например, знакомство с произведением «Вальс-шутка» Д. Шостаковича осуществляется через игру на музыкальных инструментах в оркестре, а характер музыки П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети передают в движении танца снежинок. Играя в дидактическую игру «Море», дети знакомятся с жанрами музыки; а в подвижную игру «Что услышал- покажи» у детей развивается творчество и воображение.

Музыкальное восприятие должно развиваться не только в образовательной деятельности. Музыка может звучать фоном для тихих игр, рисования, перед сном, после него и др. Вместе с воспитателем мы подбираем записи музыкальных произведений, которые они используют у себя в группе. В группе должна быть создана музыкальная зона для слушания музыки, которая содержит музыкальный центр, диски с записью музыки, портреты известных композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин.

Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, мы не ставим себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов, а стараемся вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающего мира, помогаем детям в умении слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем.

Источник