Влияние музыки на эмоциональное развитие ребенка
Влияние музыки на
эмоциональное состояние
дошкольников
Консультация для родителей
Подготовила:
музыкальный руководитель
МДОБУ № 7 Григорьян К.С.
ст. Прочноокопская
Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя и мира для себя. Важнейшая задача, для детей – это общение с окружающими, с природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере детей. Меняются их взгляды на жизнь и отношения к окружающим. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. И вот здесь на помощь приходит музыка.
Музыка оказывает целительное воздействие на психологическое состояние человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему человек.
Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием современной практической и духовной деятельности. Эмоционально чувствительные дети лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих.
именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности. Эта проблема требует особого внимания по отношению к детям старшего возраста, так как именно в этом возрасте ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Ведь сам процесс общения невозможен без сопровождения сочувствия, содействия другому.
Игра – это один из основных видов деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений ч другими детьми. Это и есть развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольников.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности.
Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальность, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
В детском саду коммуникативное развитие осуществляется во всех видах детской деятельности: коммуникативной, познавательной, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной.
Музыкальная деятельность дает возможность развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно-эмоционального мира ребенка, ведь музыка – искусство, обращенное к душе человека, что дает возможность эффективно использовать ее в коммуникативном развитии детей.
Основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со сверстниками, со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строиться здание всей последующей жизни личности. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка.
Музыкальные игры занимают достаточно много времени, поэтому их целесообразнее использовать в досуговой деятельности старших дошкольников. Они дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха.
Коммуникативная музыкальная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сферы.
Важной особенностью коммуникативных танцев-игр, является простота исполнения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Коммуникативные игры-танцы – это коррекционная работа с детьми. Материал является доступным, привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включить и в коррекционную работу с детьми, имеющими различные патологии развития
Коммуникативные игры – это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств – а это синтез музыки с речью, движением, с зрительными ощущениями ребенка.
Коммуникативные игры-танцы – это эффективное средство развития навыков общения. Он помогает ребенку научиться общаться в детском коллективе, находить с ним общий язык и активно с ним взаимодействовать.
«Музыкально-ритмические движения» это вид деятельности, где нужно систематический работать над синхронностью и точностью движений. Для этого можно использовать небольшие упражнения, этюды. Основная задача – развитие взаимопонимания со сверстниками с помощью невербальных средств, формирование положительной самооценки, развитие слухового и зрительного внимания старших дошкольников. Эти упражнения выполняются в парах, малых группах.
Литература
1.М.В.Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста». Пермь 2009-198
2.Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров «Эстетическое творчество: о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе М. Знание, 2004-112
3.А.А.Мелик-Пашаев «Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников» Вопросы психологии 1989, №1 15-23
4.Буренина А.И. «Коммуникативные танцы-игры для детей» «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург 2004
5.Т.И.Суворова «Танцевальная ритмика для детей» «Музыкальна палитра» Санкт-Петербург 2006
5.Куликова О.Л. «Развитие коммуникативных умений дошкольников в музыкально-игровой деятельности. Ярославский педагогический вестник – 2011-№1 Том -2 (Психолого-педагогические науки).
Источник
ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
«Музыка должна высекать огонь из души человека»
Людвиг ван Бетховен
Педагоги мира ведут спор – какова роль музыки в жизни ребёнка. Музыка – предмет образования или воспитания. Позицию советской педагогики в этом вопросе высказал композитор Д.Кабалевский. В своём вступительном слове на Московской конференции Международного общества по музыкальному воспитанию он сказал: « Главной задачей массового музыкального воспитания детей является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь мир детей, прежде всего на их нравственность». «Обучить детей искусству очень трудно, – пишет Д.Кабалевский в одной из своих статей о музыкальном воспитании, – и основная трудность здесь заключается в том, что по- настоящему научить ребёнка чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь его этим искусством эмоционально».
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболевания сердечно – сосудистой системы. Она влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Музыкой можно изменить развитие: ускорить рост одних клеток и замедлить рост других. Но главное ею можно влиять на эмоциональное самосознание человека. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности плод и положительное её воздействие на человека в дальнейшем.
Влияние музыки на психоэмоциональное развитие ребёнка безгранично. Дети обладают очень чувственным восприятием того, что их окружает. Ребёнок на музыку реагирует по-особенному, более открыто, непосредственно. Музыка активизирует у малышей все виды восприятия: слуховые, зрительные, чувственные. Она может мотивировать и веселить, придавать сил и наполнять эмоциями. Музыка развивает пространственное восприятие, благотворно влияет на умение ребёнка писать и говорить, учит выражать свои мысли, причём не только речью, но и другими средствами – например, танцем, рисунком, на письме.
Успех музыкального развития детей зависит от методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности, но прежде всего от качества используемого репертуара, т.е. от содержания музыкального воспитания Важно использовать с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это прежде всего – классика и народная музыка. Тот репертуар, который слышат дети, влияет на формирование отношений к музыке.
Дети способны ощущать чувства композитора, поэтому ребёнка надо знакомить с миром классической музыки как можно раньше, чтобы сохранить в нём непосредственное восприятие, чувственность и открытость.
Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку Баха, Вивальди, Моцарта, Шуберта – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную.
Вместе с восприятием развивается и память. Так же классическая музыка способна восстановить рефлексы у новорожденного. Кроме того, её используют для лечения заикания у детей. Ведь, как оказывается, петь человеку намного легче, чем говорить. Если грудной ребёнок постоянно слушает классическую музыку, он раньше остальных произносит свои первые звуки и слова, так как она стимулирует его шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность, побуждает к общению.
Понимание ребёнка педагогом позволяет ему составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений. Часто выбирая из фонотеки произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит включить танец или марш.
Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребёнка, но её нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах и других психологических заболеваниях различной степени сложности. Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния малыша, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также отклонений в личностном развитии.
Бесспорно, дети должны слушать музыкальные произведения только в хорошем исполнении, будь то запись или живая музыка. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает эстетическое наслаждение, которое часто пробуждает дальнейший интерес к музыке, желание самому играть или петь. В хорошей музыке почти всегда есть позитивное настроение. Поэтому, чем устойчивее связь и взаимодействие детей с музыкой, тем успешнее будет их душевное развитие.
В мировой классике есть ряд композиторов, чья музыка необычайно «выпукла», образна, ярка. Многие зарубежные и отечественные композиторы – классики писали специально для детей. Можно уже в раннем и младшем возрасте использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.И.Чайковского, Э.Грига, А.Гречанинова, Шумана, Майкопара. Кроме фортепианной музыки, можно слушать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей. Например, «Детская симфония» Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева.
Психологи и взрослым советуют чаще слушать классиков и , тогда, музыка станет гармоничной частью нашей жизни, наполнив её новыми красками и эмоциями.
Подготовила муз.руководитель ВВК Черникова И.Б.
по материалам Интернет-ресурсов
Источник
МАДОУ г. Нижневартовска
ЦРР-ДС № 44 «Золотойключик»
Консультация для педагогов
Влияние музыки на эмоции детей
Составил: музыкальный руководитель Ниязова И.В.
г. Нижневартовск 2012г.
Влияние музыки на эмоции детей
Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации
П.В.Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Реальным подкреплением для выработки условного рефлекса является награда. Получение награды ассоциируется с возникновением положительных эмоций. Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была исследована на экспериментальной модели «эмоционального резонанса», предложенной П.В.Симоновым.
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.
По-видимому, можно говорить и о коммуникативной функции эмоций. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Известно, что между эмоциями существует полярность. Например, радость и печаль, гнев и страх, отвращение и стыд и презрение. Согласно Ч.Дарвину, противоположные эмоции (например, антипатии и симпатии) могут выражаться противоположными движениями.
Эмоциональная сфера к концу дошкольного возраста претерпевает ряд изменений: происходит обобщение переживаний, у ребенка появляются устойчивые чувства, как результат обобщения эмоционального опыта, происходит дифференциация внутреннего и внешнего, привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком [Выготский Л.С., 1983].
От дифференциации и нахождения тождественных эмоций по отдельным, бросающимся в глаза, признакам в раннем возрасте дошкольник переходит к целостному восприятию мимики взрослых, затем к соотношению всех признаков лица.
Таким образом, дошкольник активно усваивает сенсорные эталоны предметного мира, характеристики невербального поведения, в том числе лицевые выражения эмоциональных состояний.
Влияние музыки на эмоциональную сферу человека.
В искусстве жизненное содержание невозможно выразить внеэмоциональным путем, как невозможно таким путем воспринять заключенное в художественном произведении жизненное богатство. Видный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в следующих двух тезисах: 1) внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки; 2) восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир. Распространяя эти вопросы на все искусства, Б.М.Теплов высказывал мысль о том, что мы имеем здесь дело не только с разным (имел в виду конкретно – чувствительное отражение фактов, явлений, событий жизни), но также эмоциональным познанием действительности. Он писал: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается». Психолог имел в виду, что конечным результатом восприятия художественного произведения должно быть осознание его идей.
Нужно признать особую роль эмоционального начала, которое является непременной стороной содержания музыкального произведения и непременной стороной его воздействия.
Эмоции в музыке.
Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и об аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков – Аристотеля, Платона, пифагорийцев – музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.
Исследователи теории аффектов устанавливали, при каких обстоятельствах надо использовать те или иные способы музыкального выражения, чтобы возбудить в слушателях ту или иную эмоцию.
Так, теоретик Кванц в одном из своих трактатов оставил нам подробное описание выражения чувств в музыке. Он обозначил признаки, на основании которых можно определить, какой господствует в музыке аффект. Это можно узнать:
1. По тональности, мажорная она или минорная. Мажор обыкновенно употребляется для выражения весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности…
2. Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность. Напротив того, ноты кратко отрывистые, состоящие из отдельных скачков, выражают весёлое и грубое. Пунктирные и выдержанные ноты выражают серьёзное и патетическое, а смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми – величественное и возвышенное.
3. Чувства можно понять по диссонансам… Они производят не одинаковое, но всегда отличные друг от друга воздействия.
Анализируя законченности музыкальной выразительности с точки зрения теории аффектов, английский исследователь Дж. Хэррис отмечал, что выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей и что сама идея несёт в себе определенное настроение.
«Цель музыки – возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идее… На основе внутреннего естественного сходства определенные идеи возбуждают в нас определенные аффекты, под воздействием которых, в свою очередь, возникают соответствующие идеи.
Моделирование эмоций.
Согласно данным современных представлений, эмоция синтезируется из отдельных семантических значений, в которых основой для дифференциации эмоций является движение, устремленность, окраска и напряжение музыкального переживания. При этом значение целого, семантический результат, зафиксированный в правой части из предлагаемых ниже формул, не содержится в значениях, вступающих во взаимодействие.
Импульсивные, + возбужденные, быстрые движения радостная, светлая окраска = ликование
Резкие движения + печальная окраска = стремление, влечение, желание
Ожидание + напряжение = стремление, влечение, желание
Стремление + недоведенность до цели = томление
Устремленность, как отмечает В.В. Медушевкий, является отличительным признаком ряда эмоций. Она «несовместима, например, с унынием, грустью, меланхолией, созерцательным настроением. В произведениях пасторального характера избегаются средства, создающие острые тяготения – секвенции, отклонения, модуляции». Характеризуя значение напряжения, В.В. Медушевский указывает, что его отсутствие или наличие разграничивает и сходные эмоции: «Сравним радость тихую, спокойную, созерцательную с радостью – глубоким чувством, сопровождающим ощущением полноты, той радости, про которую говорят, что от неё дух захватывает».
Так как в большинстве теорий в классификации темперамента присутствуют два компонента – активность и знак переживания (положительный или отрицательный), а кодирование различных эмоциональных состояний возможно при помощи модели:
Минор (эмоции отрицательные)
I печаль
II спокойствие
III гнев
IV радость
Мажор (эмоции положительные)
Исходя из этой модели, мы получаем следующие настроения, выражаемые различной по характеру музыкой
I. Медленный темп + минорная окраска – настроения задумчивые, печальные, грустные, унылые, скорбные, трагичные.
П.Медленный темп + мажорная окраска – характер музыкальных произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный.
III. Быстрый темп + минорная окраска – характер музыкальных произведений направленно – драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно- волевой.
IV. Быстрый темп + мажорная окраска – музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.
Таким образом, возможно, любое музыкальное произведение расположить в системе таких координат, хотя в некоторых случаях это сделать сложно, т.к. во многих музыкальных произведениях выражаемые эмоции очень переменчивы, и более того, в большинстве случаев – несут в себе сложный комплекс различных эмоций и оттенков.
Музыка легко входит в отношения с эстетическими, моральными, житейскими и другими сферами, обогащения иными способами выражения. Её функциональность как раз и зависит от её «контактности» Ценности, существующие в культуре, служат музыке, они же, в свою очередь, как бы множатся с помощью музыки, обретают дополнительные качественные характеристики. Этот процесс взаимопроникающий и взаимообусловленный.
Музыка постоянно вбирает в себя весь культурный опыт человека, перерабатывает его своими средствами, осуществляя в этом опыте особый синтез. Д.Шостакович говорил: «Жизнь и искусство неотделимы друг от друга. Их взаимосвязь в чем-то сродни природе: одно вытекает из другого. Но главным объектом искусства по-прежнему остается человек, его духовный мир, его идеи, мечты, стремления».
Так, музыка, не будучи изобразительным или описательным искусством (подобно живописи или литературе), пытается с помощью колорита и интонации приблизиться в той или иной степени к их возможностям.
Содержание музыки представляет собой не только личное отношение автора к действительности, оно всегда – единство индивидуального, классового и общечеловеческого. Это идейно-эмоциональное типизированное отражение действительности, его выражение в определенной образной музыкальной системе.
При восприятии музыки, музыкально- слуховые ощущения трансформируются в сознании в процессы, которым мы можем придавать ценностное значение. Свойством приобретать такое значение обладают и отдельные звуки, и тем более системы звуков, организованных по интонационному принципу, имеющие сложную мелодичную, гармоничную и другие организации.
В содержании музыкальных образов отражаются особенности ценностных ориентации слушателя. Таким образом, переживания нередко возникают в ответ на наше пространственно – временное нахождение в отношении к той или иной ценности. Достижение ценностей вызывает положительные переживания, отдаление от них – отрицательные.
В постижении музыки, расшифровке её содержания определенную роль играет момент установления аналогии её движения с формой некоторых жизненных процессов, обладающих близкими темпом и ритмом: биением сердца, дыханием, «эмоциональными волнами», возникающими вследствие нарастания и спада психического напряжения и т.п. Такие музыкальные структуры (к примеру, использованные Чайковским, в коде финала Шестой симфонии) могут отсылать нас к тем или иным состояниям человека, миру его переживаний. Это касается и тех аналогий с явлениями природы, которые могут возникать в сознании. Но при этом понимание таких аналогий благодаря их особому познавательно- ценностному смыслу в ткани произведения обеспечивается не их прямым значением, а на основании проведенной композитором трансформации.
«Выразительный язык эмоций, чувств, переживаний…, – подчеркивает В.М. Злотников, – и есть тот волшебный ключик, при помощи которого художник проникает в человеческое сердце и при помощи которого он это сердце показывает другим людям в понятной для каждого экспрессии».
Образуя непременную и важную составляющую всех искусств, эмоциональность в музыке выражается непосредственно, «прямо отражая отношения в их живом становлении, развитии, столкновениях, переходах».
Подчеркивая особую функцию эмоций в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности, С.Х. Раппопорт совершенно справедливо отмечает, что эмоциональная сторона в то же время не является ни единственной, ни самой главной. Музыка, как и любое другое искусство, в первую очередь глубоко воздействует на человека, но и «на вершине самого верхнего пласта идейное содержание музыкальных произведений передается не прямо, а непосредственно – через логически организованный поток настроений, идей, «чувствуемых мыслей»…
Но сравним эмоциональное воздействие глубокого и сложного музыкального произведения с душевными переживаниями, возникающими у нас под влиянием жизненных обстоятельств, и мы столкнемся с рядом удивительных феноменов.
«Выбрав» в эмоциональном воздействии музыки то, что сходно со знакомыми каждому из нас жизненными эмоциями, мы обнаруживаем нечто не сводимое к ним, хотя и несомненно им родственное. Многочисленные исследования, предпринятые сторонниками противоположных эстетических направлений, показали, что слушателей музыки можно разбить на две основные группы. Если первая находит жизненные аналоги музыкальным переживаниям, то вторая их не находит, что не мешает ей испытывать наслаждение при восприятии музыки. Впрочем, и тогда, когда сходство вызванных музыкой эмоций с жизненными не вызывает сомнений, оно не становится тождеством. «Печаль» второй части «Героической симфонии» Бетховена или «торжество» в финале его Девятой симфонии существенно отличаются от любого состояния печали или торжества, рожденного жизнью. Искусство обладает замечательной способностью сложного превращения чувств. Самые горестные, тяжкие, резко отрицательные, как выражаются физиологи и психологи, переживания, будучи переплавленными в произведении искусства, оказывают положительное эмоциональное воздействие, доставляют особое, эстетическое наслаждение, глубокое эстетическое удовлетворение. Его приносят нам трагедийные художественные произведения, чьими прообразами являются, страшные жизненные события, вызывающие у их участников тяжелые эмоциональные потрясения. Л.С. Выготский назвал такие сложные превращения чувств важнейшим законом эстетической реакции. Он касается и направления, и содержания эмоций.
Обобщенные характеристики музыкальных произведений, выражающие сходное эмоциональное состояние.
Основные параметры музыки Основное настроение Литературные определения
( по данным музыковедческой литературы) Названия произведений
Медленная
мажорная
Медленная
минорная Спокойствие
Печаль Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная
Сумрачная, трагическая, мрачная, тоскливая, гнетущая, подавляющая, унылая, скорбная Бородин, Ноткин из струнного квартета; Шопен. Ноктюрн фа-мажор (крайние части)
Шуберт. «Аве Мария»
Сен-Санс. « Лебедь».
Чайковский. 5 симфония, вступление; его же 6 симфония финал; Григорович. « Смерть»
Шопен. Прелюдия до минор; его же: Марш из сонаты си-бемоль – минор.
Быстрая
Минорная
Быстрая
мажорная Гнев
Радость Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, мятежная, гневная, отчаянная
Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Шопен. Скерцо № 1, Этюд № 12, сочинение 10; Скрябин, Этюд № 12, сочинение 8; Чайковский , 6 симфония, 1-я часть разработка; Бетховен, финалы сонат № 14, 23; Шуман, « Порыв»
Шостакович, Праздничная увертюра; Лист, Финалы рапсодий № 6, 12; Моцарт Маленькая ночная серенада, финал; Глинка. « Руслан и Людмила», увертюра Бетховен, финал симфоний № 5, 9
Следует отметить, что такие моменты музыкальной выразительности, как тембр, ритм, динамика, ритмоинтонационные и гармонические средства представляются очень важными для моделирования в музыке той или иной эмоции, тем не менее, они являются дополнительными. Одно и то же настроение в различных музыкально-исторических и композиторских стилях может выражаться несхожими ритмоинтонационными, гармоническими и тембровыми средствами, как это можно видеть на примере произведений И.С. Баха и Д.Д. Шостаковича, А. Вивальди и И.Стравинского, С.С. Прокофьева и Ф. Шуберта. От произведений старых мастеров к произведениям современных композиторов увеличивается семантическая сложность музыкальной ткани, но сами эмоции при этом существенно не меняются.
Эстетические чувства, возникающие при восприятии музыкального произведения в отличие от базальных эмоций, имеющих место в непосредственной жизни, включает в себя комплекс близких по значению настроений, дающих динамическую картину эстетического переживания, которое может быть выражено при помощи многочисленных вербальных определений.
Одна и та же мелодия, исполненная в мажорном или же минорном ладу, быстром или медленном темпе, будет в зависимости от этого передавать другую эмоцию. Поэтому если бы мы задались целью поместить различные музыкальные произведения в предлагаемой сетке координат, то одни из них в зависимости от интенсивности выраженной эмоции будут располагаться ближе к одной из осей координат, а другие дальше. Например, очень грустное произведение будет находиться от оси ординат дальше, чем произведение, выражающее легкую элегическую печаль,
Таким образом, в традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:
1. Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде
моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.
2. Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.
3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно драматическим, взволнованным, страстным, героическим.
4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий.
Источник