Влияние моделирования на развитие речи ребенка
Слайд 1
Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста Воспитатель: Ерусланова М.И. первая категория Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 г. Йошкар-Ола «Жемчужинка» Йошкар-Ола 2019
Слайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Слайд 3
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский МОДЕЛИРОВАНИЕ – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. МОДЕЛЬ – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя . НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.
Слайд 4
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: НАГЛЯДНОСТЬ . Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Овладев алгоритмом действия, последовательно составлять связный текст. Второй вспомогательный фактор- создание ПЛАНА-ВЫСКАЗЫВАНИЯ , где в предварительной схеме есть все элементы высказывания.
Слайд 5
Закономерности формирования наглядного моделирования у дошкольников Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер. Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений. Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д. Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. Процесс обучения моделированию заканчивается преобразованием внешних действий во внутренний, осознанный план.
Слайд 6
ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Слайд 7
ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ: Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней; Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; Облегчать познание. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах.
Слайд 9
ЭЛЕМЕНТЫ И МОДЕЛИ: геометрические фигуры опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) мнемотаблицы, мнемодорожки сенсорно-графические схемы опорные схемы карточки карточки – символы
Слайд 10
Геометрические фигуры
Слайд 11
Графические схемы
Слайд 12
Пиктограмма – рисунчатое письмо Пиктограмма сказок «Колобок» и «Маша и медведь»
Слайд 13
Мнемотаблицы Сказка «Маша и медведь» (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»
Слайд 14
Опорные картинки
Слайд 15
Сравнительные схемы
Слайд 16
Сенсорно-графические схемы
Слайд 17
Пересказ текста цепной структуры с опорой на вертикальную пространственно-временную модель (по В.К.Воробьёвой )
Слайд 18
Лучевая структура рассказа
Слайд 19
Символические изображения Силуэты и контуры
Слайд 20
Вывод: Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление . Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов.
Источник
5
:
5
2011
:
5
:
5
:
5
. , .
, 47 . , , , .
充…3
1. 腅7
1.1 腅……10
1.2. 腅..12
2. .15
2.1 酅16
2.2 ⅅ.21
2.3 ……24
2.4 酅….25
充……26 …29
1 黅.. ….30
2 뻅41
3 .44
4 , 軅…47
5 …52
, , . , , . , : , , , , , , , . . , . , . , – . , , , , . , , :
– , ( ). ;
– . ;
– ( ), ;
– : , , ;
– : , , ; ( !)
– ;
– : , . .;
– ;
, , . , , .
[5] , , . , , . [4]
, ( , ), .
, , , , , , , .
.
, , , , . , , .
, .
.
:
– ;
– ;
– .
.
, , , , .
: , , , .
5, . , , , , . , . , , , ; , ; , . , . , , .
1.
. , , , .
, , , , , .
, , , – . , , , .[8]
– . , . , , , [3,8] . . , , , . , , . , [3] 3 :
1. . , , .
2. .
3. .
, , , , . [4]
, :
– , , – ;
– , – , .
. , , , . , , . – , , . , , . , , – . [4]
, : ; . , .
, , – , . . , – – . , , . – , -, – , , , , .
1.1
, , . : .[2]
– , , . , .
(, , , ), . , , , , . , , . .
. , , , , , , , , . (, , ), . ( ) .
. – . ( . ), ( . ), ( . ).
, , , .
, , , , ( , , ).
, . , .
1.2.
: , , .
– , , ; , , , ; , . , , , .
, , , .
, , , , . – .
– , . – , .
, , . – , , (, , ).
( , – , ).
, , .
: , , .
.
:
– ;
– ;
– ; ( , )
– .
– , – , , . , , .
, , : . , .
, , , , , .
, , , , .
3-4 , , , . [6] -.
– , , , , . ( , ). , , – . : -. , . – (-, , ), (, -, ). ( )
, , – . ( )
, ,
2. .
, , , -, , , .
. :
– ;
– ;
– ;
– ;
– .
2.1
.
. – , , , ; ( ) , : , .
, , , . , , , , , , , , .
. . , , , , , , , , . , , .
– . . () . , . , .
. : , ? : , , , , .
, . : , (, ). , , . : (), (), (), (), ().
: . . .
, . , , – . , . . , . , , , . .
, , – . , , – .
, -, , . , , , – .
, , , , , . . , . . , , , .
. , , .
( , ), . , , , . .
, , . . , , .
. . , , . , : . : , , ; , , .
, . -, , -. , , , , .
– , , – . , , , , .
, . , , , , , . , , , , , . , , .
, , , . . , .
2.2 .
, , , , , , , , . , ; .
: .
, :
– ;
– ;
– – .
(, -, -) , , .
, , , , , .
, , , -. -, , :
. , – .
I .
– , . ( ) -, (). , ().
II .
– , (), – . () .
III .
() – , . .
IV .
(), . , , ().
, , :
– , ;
– , , ( ). .
: . ( ). : – () : ? . 5-6 , , – , . , .
2.3 .
, . : , . , – , .
, .
( ), : ?, ?. . :
: – ,
– ,
– .
, . :
: – ,
– ,
– .
, . .
2.4
. . , . , . , .
.
,
.
, , !
.
– . , , , . , – , , , , , , , , .
.
, .
, .
, , , , . , , .
, , .
[5] , , .
, , . :
– , ;
– ;
– ;
– , ;
– , ;
– ;
– .
, , . , .
, , . .
2009
, 2 15% ( , ; ; ; ), 65% ( , ; ). 20 % , ( , ; ).
, , . , 25% , 75% – .(..)
, , . , , ,
1., . ., , []: / , . – .: 356
2., []: / . 2- . – .: 1984. 252
3., . ., , . []: / , . – .: , 1988 328
4., . []: / . . . 6 . – .: 1983. .2- 340
5., . []: / . – .: 1981. .345
6., / []: / . – .: , 2006 . 346
7., . ., []: / ., . – .: . . , 2003.
8., . []: / – .: , 1962 . 410.
1
1
: ,
: 4-5 .
:
– , ;
– ;
– ;
– ;
– , .
: , , ; , , ; , , , .
, , , . , .
, , .
. , ? ? ( )
: , ? , .
, .
,
,
?
()
,
.
?
(-)
. , . , , .
( )
1. , ?
2. , . ? ?
3. ? ?
4. ?
. , .
. , , ? . – , , . .
, .
, .
, , .
.
– . .
.
, , , .
.
.
. .
, . ?
.
. , .
?
. .
. ?
. .
. – .
.
().
. . , .
.
.
, .
. . , , , . , .
.
2
:
: .
: – ;
– , , ;
– ;
– .
: , , , , , .
.
(, , 2 ). , , . ? ! ? ().
– , ? ().
– ? ( ).
– ? ( , ).
: . , . ( ) , ? ( , 2 , )
! . .
. , -. ( ) . ! : . . . . . . . .
. , – .
– ?
– ?
– ?
– ?
– ?
– ?
– ?
– ?
– ?
: .
:
– , , , ;
– , , , ;
– , , ;
– , , ;
– , , , ;
– , , , .
. ! , .
:
,
.
, ,
,
.
,
, !
.
.
, .
, .
, .
, .
, , .
. , , . , , . . . . . . .
. . . -.
?
?
?
?
?
?
?
?
?
, .
. ! , . , .
. ? ( ) . .
!
!
,
– !
,
.
,
: !
. ? , . ! , , , . .
3
: –
: .
: – ;
– ;
– ;
– ;
– .
: –
: –
: , – , , , .
:
. , ?
. !
. ?
. !
. .
. , – . , , .
. – ?
. .
. .
. ?
. ? .
, ?
. , , , .
. ?
. .
. , ?
(, , , , )
. , .
. .
. , , .
, – , ( ). ! , ? ! ? , .
. , , .
, , , .
. .
?
?
?
?
, ? ?
/ ?
, , , ?
.
: , , .
. , .
. .
. , . – .
.
3
.
: 3-4 .
:
– ;
– ;
– ;
– ; . .
: , .
: .
:
: – , , . ? ? : – !
1.
( , ), , , .
2.
. .
3
( , .) .
4.
, , . , .
Источник
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область,
г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2
тел.: 8(49624)2-35-95
fediukina.nadejda2012@yandex.ru
ДОКЛАД
Тема: «Использование методов наглядного моделирования
в познавательном и речевом развитии детей»
Воспитатель:
Горай Е.В.
12.12. 2014 год.
План
1.Значение моделирования в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.
2. Виды моделей.
3.Моделирование как наглядно-практический метод обучения дошкольников.
4. Применение схем – моделей в практике работы педагога
5. Понятие мнемотехники, особенности применения в разных возрастных группах
6. Методика работы с дидактическим материалом: мнемодорожки, мнемотаблицы, тактильные дощечки.
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Детям приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
Известно, что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации.
Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию соответствующую поставленной цели, познавать и использовать освоенные способы действий.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
В дидактике выделены три вида моделей:
Первый вид – предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.
Второй вид – предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.
Третий вид – графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т.д.
Для детей дошкольного возраста доступными являются первые два вида моделей.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом).
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.
Но главное для ребёнка – это не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков, а в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели “в уме”, решать задачи “про себя”, то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин “знаковая функция сознания” для обозначения более высокого интеллектуального уровня детей.
Схемы – модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми с различной речевой патологией, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В коррекционной работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.
Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у дошкольников обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, но при помощи схематического изображения дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
В сюжетно- ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними
Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами:
1.Постановка цели и мотивация трудового процесса.
2.Отбор предметов труда.
3.Трудовое оборудование.
4.Порядок трудовых действий.
5.Результат труда.
Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.
Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.
Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто “символизируют” или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов.
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.
Использование моделирования в дошкольном возрасте как средства познания целесообразно, так как позволяет разрешить противоречие между обобщенностью осваиваемого содержания (свойств и отношений) и доминированием наглядно-образного мышления, непроизвольного характера памяти. С возрастом память становиться произвольной, ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведение сведений, необходимых ему для практической деятельности. Этому способствует мнемотехника.
Мнемотехника (в переводе с греческого “искусство запоминания”) – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные:
– на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
– преобразования полученной информации об объекте из абстрактных символов в образы;
– развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Этапы работы с мнемотаблицей:
Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено
Перекодирование информации (т.е. преобразование символов в образы)
Отработка метода запоминания (пересказ с опорой на символы).
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята желтого цвета, мышка – серая и др.
Опорным в таблице является изображение главных героев, через которых идет осознание происходящего в ней.
Что можно изображать в таблице.
В таблице можно изображать персонажей сказки, явления природы, некоторые действия. Важно, что бы нарисованное были понятно детям.
Для детей младшего возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка несет также обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением – расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры – упражнения на самостоятельную шифровку слов.
Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать разнообразные дидактические игры.
Наряду с мнемотаблицами, могут использоваться тактильные дощечки для развития способности запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.
Цели: развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Для дошкольников можно изготовить набор из 10-15 дощечек (размер 5*10 см) с разной шероховатостью поверхностей (натуральный или искусственный мех, наждачная бумага, кусок мягкой ткани, кусок веревки наклеенный зигзагообразно, скорлупа от орехов, крупа, чешуйки от шишки и др.).
Этапы работы: предложить ребенку закрыть глаза, вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать; спросить, что это ему напоминает когда погладит дощечку (пушистый котик, зубастый волк); взять у ребенка дощечку и предложить открыть глаза.
Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Источник