Влияние моделирования на развитие речи ребенка

Слайд 1

Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста Воспитатель: Ерусланова М.И. первая категория Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 г. Йошкар-Ола «Жемчужинка» Йошкар-Ола 2019

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для них так же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»; В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Слайд 3

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский МОДЕЛИРОВАНИЕ – исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. МОДЕЛЬ – это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя . НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.

Слайд 4

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: НАГЛЯДНОСТЬ . Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Овладев алгоритмом действия, последовательно составлять связный текст. Второй вспомогательный фактор- создание ПЛАНА-ВЫСКАЗЫВАНИЯ , где в предварительной схеме есть все элементы высказывания.

Слайд 5

Закономерности формирования наглядного моделирования у дошкольников Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни. Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер. Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений. Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д. Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения. Процесс обучения моделированию заканчивается преобразованием внешних действий во внутренний, осознанный план.

Слайд 6

ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Слайд 7

ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ: Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней; Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены; Облегчать познание. Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах.

Слайд 9

ЭЛЕМЕНТЫ И МОДЕЛИ: геометрические фигуры опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) мнемотаблицы, мнемодорожки сенсорно-графические схемы опорные схемы карточки карточки – символы

Слайд 10

Геометрические фигуры

Слайд 11

Графические схемы

Слайд 12

Пиктограмма – рисунчатое письмо Пиктограмма сказок «Колобок» и «Маша и медведь»

Слайд 13

Мнемотаблицы Сказка «Маша и медведь» (схематичное изображение основных этапов сказки) к русской народной сказке «Курочка Ряба»

Слайд 14

Опорные картинки

Слайд 15

Сравнительные схемы

Слайд 16

Сенсорно-графические схемы

Слайд 17

Пересказ текста цепной структуры с опорой на вертикальную пространственно-временную модель (по В.К.Воробьёвой )

Слайд 18

Лучевая структура рассказа

Слайд 19

Символические изображения Силуэты и контуры

Слайд 20

Вывод: Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление . Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов.

Источник

5

:

5

2011

:

5

:

5

:

5

. , .

, 47 . , , , .

充…3

1. 腅7

1.1 腅……10

1.2. 腅..12

2. .15

2.1 酅16

2.2 ⅅ.21

2.3 ……24

2.4 酅….25

充……26 …29

1 黅.. ….30

2 뻅41

3 .44

4 , 軅…47

5 ໅…52

, , . , , . , : , , , , , , , . . , . , . , – . , , , , . , , :

Читайте также:  Ребенок один год и восемь месяцев развитие

– , ( ). ;

– . ;

– ( ), ;

– : , , ;

– : , , ; ( !)

– ;

– : , . .;

– ;

, , . , , .

[5] , , . , , . [4]

, ( , ), .

, , , , , , , .

.

, , , , . , , .

, .

.

:

– ;

– ;

– .

.

, , , , .

: , , , .

5, . , , , , . , . , , , ; , ; , . , . , , .

1.

. , , , .

, , , , , .

, , , – . , , , .[8]

– . , . , , , [3,8] . . , , , . , , . , [3] 3 :

1. . , , .

2. .

3. .

, , , , . [4]

, :

– , , – ;

– , – , .

. , , , . , , . – , , . , , . , , – . [4]

, : ; . , .

, , – , . . , – – . , , . – , -, – , , , , .

1.1

, , . : .[2]

– , , . , .

(, , , ), . , , , , . , , . .

. , , , , , , , , . (, , ), . ( ) .

. – . ( . ), ( . ), ( . ).

, , , .

, , , , ( , , ).

, . , .

1.2.

: , , .

– , , ; , , , ; , . , , , .

, , , .

, , , , . – .

– , . – , .

, , . – , , (, , ).

( , – , ).

, , .

: , , .

.

:

– ;

– ;

– ; ( , )

– .

– , – , , . , , .

, , : . , .

, , , , , .

, , , , .

3-4 , , , . [6] -.

– , , , , . ( , ). , , – . : -. , . – (-, , ), (, -, ). ( )

, , – . ( )

, ,

2. .

, , , -, , , .

. :

– ;

– ;

– ;

– ;

– .

2.1

.

. – , , , ; ( ) , : , .

, , , . , , , , , , , , .

. . , , , , , , , , . , , .

– . . () . , . , .

. : , ? : , , , , .

, . : , (, ). , , . : (), (), (), (), ().

: . . .

, . , , – . , . . , . , , , . .

, , – . , , – .

, -, , . , , , – .

, , , , , . . , . . , , , .

. , , .

( , ), . , , , . .

, , . . , , .

. . , , . , : . : , , ; , , .

, . -, , -. , , , , .

– , , – . , , , , .

, . , , , , , . , , , , , . , , .

, , , . . , .

2.2 .

, , , , , , , , . , ; .

: .

, :

– ;

– ;

– – .

(, -, -) , , .

, , , , , .

, , , -. -, , :

. , – .

I .

– , . ( ) -, (). , ().

II .

– , (), – . () .

III .

() – , . .

IV .

(), . , , ().

, , :

– , ;

– , , ( ). .

: . ( ). : – () : ? . 5-6 , , – , . , .

2.3 .

, . : , . , – , .

, .

( ), : ?, ?. . :

: – ,

– ,

– .

, . :

: – ,

– ,

– .

, . .

2.4

. . , . , . , .

.

,

.

, , !

.

– . , , , . , – , , , , , , , , .

.

, .

, .

, , , , . , , .

, , .

[5] , , .

, , . :

– , ;

– ;

– ;

– , ;

– , ;

– ;

– .

, , . , .

, , . .

2009

, 2 15% ( , ; ; ; ), 65% ( , ; ). 20 % , ( , ; ).

, , . , 25% , 75% – .(..)

, , . , , ,

1., . ., , []: / , . – .: 356

2., []: / . 2- . – .: 1984. 252

3., . ., , . []: / , . – .: , 1988 328

4., . []: / . . . 6 . – .: 1983. .2- 340

5., . []: / . – .: 1981. .345

6., / []: / . – .: , 2006 . 346

7., . ., []: / ., . – .: . . , 2003.

8., . []: / – .: , 1962 . 410.

1

1

: ,

: 4-5 .

:

– , ;

– ;

– ;

– ;

– , .

: , , ; , , ; , , , .

, , , . , .

, , .

. , ? ? ( )

: , ? , .

, .

,

,

?

()

,

.

?

(-)

. , . , , .

( )

1. , ?

2. , . ? ?

3. ? ?

4. ?

. , .

. , , ? . – , , . .

, .

, .

, , .

.

– . .

.

, , , .

.

.

. .

, . ?

.

. , .

?

. .

. ?

. .

. – .

.

().

. . , .

.

.

, .

. . , , , . , .

.

2

:

: .

: – ;

– , , ;

– ;

– .

: , , , , , .

.

(, , 2 ). , , . ? ! ? ().

– , ? ().

– ? ( ).

– ? ( , ).

: . , . ( ) , ? ( , 2 , )

! . .

. , -. ( ) . ! : . . . . . . . .

. , – .

– ?

– ?

– ?

– ?

– ?

– ?

– ?

– ?

– ?

: .

:

– , , , ;

– , , , ;

– , , ;

– , , ;

– , , , ;

– , , , .

. ! , .

:

,

.

, ,

,

.

,

, !

.

.

, .

, .

, .

, .

, , .

. , , . , , . . . . . . .

. . . -.

?

?

?

?

?

?

?

?

?

, .

. ! , . , .

. ? ( ) . .

!

!

,

– !

,

.

,

: !

. ? , . ! , , , . .

3

: –

: .

: – ;

– ;

– ;

– ;

– .

: –

: –

: , – , , , .

:

. , ?

. !

. ?

. !

. .

. , – . , , .

. – ?

. .

. .

. ?

. ? .

, ?

. , , , .

. ?

. .

. , ?

(, , , , )

. , .

. .

. , , .

, – , ( ). ! , ? ! ? , .

. , , .

, , , .

. .

?

?

?

?

, ? ?

/ ?

, , , ?

.

: , , .

. , .

. .

. , . – .

.

3

.

: 3-4 .

:

– ;

– ;

– ;

– ; . .

: , .

: .

:

: – , , . ? ? : – !

1.

( , ), , , .

2.

. .

3

( , .) .

4.

, , . , .

Источник

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»

141613, Московская область,

г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

тел.: 8(49624)2-35-95

fediukina.nadejda2012@yandex.ru

ДОКЛАД

Тема: «Использование методов наглядного моделирования

в познавательном и речевом развитии детей»

Воспитатель:

Горай Е.В.

12.12. 2014 год.

План

1.Значение моделирования в познавательно-речевом развитии детей дошкольного возраста.

2. Виды моделей.

3.Моделирование как наглядно-практический метод обучения дошкольников.

4. Применение схем – моделей в практике работы педагога

5. Понятие мнемотехники, особенности применения в разных возрастных группах

6. Методика работы с дидактическим материалом: мнемодорожки, мнемотаблицы, тактильные дощечки.

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека, когда закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Детям приходится решать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

Известно, что ребенок, использующий разнообразные средства познания, легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, обладает способами получения жизненно необходимой информации.

Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию соответствующую поставленной цели, познавать и использовать освоенные способы действий.

Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является моделирование (наглядно-практический метод обучения).

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дидактике выделены три вида моделей:

Первый вид – предметная модель в виде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных друг с другом. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи, конструктивные особенности.

Второй вид – предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модель показывает связи в изолированном и обобщенном виде.

Третий вид – графические модели, обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики, формулы, схемы и т.д.

Читайте также:  Ваш ребенок отстает в развитии

Для детей дошкольного возраста доступными являются первые два вида моделей.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом).

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.

Но главное для ребёнка – это не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков, а в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели “в уме”, решать задачи “про себя”, то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин “знаковая функция сознания” для обозначения более высокого интеллектуального уровня детей.

Схемы – модели с успехом могут использоваться в процессе освоения детьми речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, в изобразительной деятельности, а также в трудовой и игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Дошкольники с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы дошкольного образования, так и в дальнейшем программы обучения общеобразовательной школы. Работая с детьми с различной речевой патологией, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. В коррекционной работе наглядное моделирование, позволяет предотвратить быструю утомляемость, создать интерес к занятиям, научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, старшие дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений. Так, в процессе формирования математических представлений у дошкольников обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношениями части и целого. Словесные объяснения дети не всегда понимают, но при помощи схематического изображения дети легко начали понимать, что любой целый предмет может быть разделен и восстановлен из частей.

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

В сюжетно- ролевых играх, дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, выполняют игровые действия в соответствии с задуманным сюжетом.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста различные навыки и умения, в детских садах широко используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями, что заметно облегчает детям запоминание последовательности выполняемых действий.

Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними

Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату), которое представлено пятью компонентами:

Читайте также:  Первые признаки нормального развития ребенка

1.Постановка цели и мотивация трудового процесса.

2.Отбор предметов труда.

3.Трудовое оборудование.

4.Порядок трудовых действий.

5.Результат труда.

Если какой-либо компонент выпадает, то результат не может, быть достигнут.

Еще более явно выступает момент наглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемые детьми конструкции из строительного материала и различных конструкторов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются в качестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.

Однако следует заметить то, что в самых разных видах деятельности дети не просто “символизируют” или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов.

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями.

Использование моделирования в дошкольном возрасте как средства познания целесообразно, так как позволяет разрешить противоречие между обобщенностью осваиваемого содержания (свойств и отношений) и доминированием наглядно-образного мышления, непроизвольного характера памяти. С возрастом память становиться произвольной, ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведение сведений, необходимых ему для практической деятельности. Этому способствует мнемотехника.

Мнемотехника (в переводе с греческого “искусство запоминания”) – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные:

– на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

– преобразования полученной информации об объекте из абстрактных символов в образы;

– развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Этапы работы с мнемотаблицей:

Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено

Перекодирование информации (т.е. преобразование символов в образы)

Отработка метода запоминания (пересказ с опорой на символы).

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята желтого цвета, мышка – серая и др.

Опорным в таблице является изображение главных героев, через которых идет осознание происходящего в ней.

Что можно изображать в таблице.

В таблице можно изображать персонажей сказки, явления природы, некоторые действия. Важно, что бы нарисованное были понятно детям.

Для детей младшего возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка несет также обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых этапах обучения ребенка. Детям младшего возраста дают готовые обозначения с обязательным пояснением – расшифровкой. А с детьми постарше можно играть в игры – упражнения на самостоятельную шифровку слов.

Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать разнообразные дидактические игры.

Наряду с мнемотаблицами, могут использоваться тактильные дощечки для развития способности запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Цели: развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; развитие речи, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Для дошкольников можно изготовить набор из 10-15 дощечек (размер 5*10 см) с разной шероховатостью поверхностей (натуральный или искусственный мех, наждачная бумага, кусок мягкой ткани, кусок веревки наклеенный зигзагообразно, скорлупа от орехов, крупа, чешуйки от шишки и др.).

Этапы работы: предложить ребенку закрыть глаза, вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать; спросить, что это ему напоминает когда погладит дощечку (пушистый котик, зубастый волк); взять у ребенка дощечку и предложить открыть глаза.

Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, дети учатся связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни, преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Источник