Влияние микросреды на развитие личности ребенка

Влияние семейной микросреды на формирование личности ребенка

Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего человека. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей.

Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.
Каково же влияние семейной атмосферы на формирование отдельных свойств личности детей, некоторых особенностей их поведения? Изучением этого вопроса занимались как психологи, так и психотерапевты.
Детские психиатры и психотерапевты утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор для невроза навязчивых состояний (обсессивно-компульсивного расстройства) и ряда других форм нарушений развития личности.
Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребенка, формирование его личностных качеств представлен в работах отечественных педагогов и психологов А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского (1973), Э. Г. Эйдемиллера (1990, 1999) и др. Интересные данные содержатся и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог Г. М. Красневская изучала проблему неуверенности в своих силах у учащихся 1-го класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая и крайне неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и совсем отсутствует.
Исследователь обратила внимание, что родители неуверенных в себе детей стремились изолировать своего ребенка от детского окружения при домашнем воспитании, лишали его элементарной самостоятельности. Для них характерно было постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, положительному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообразных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отношений отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, спо-собствовали формированию неуверенности в своих силах.
В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индиви-дуальные отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «Демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).
Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетво- ряющие их любознательность. «Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.
Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей детского возраста «авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических» семей чаще проявляли стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма), обнаруживали больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях.
В ряде исследований, проведенных в русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т.

п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом ребенка среди сверстников.
Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый ха-рактер. Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявле-ние) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Макаренко).
Влияет ли размер, состав семьи на формирование личности ребенка? Сказывается ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной (1979), была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчивость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей степени проявляет сочувствие к окружающим, более доброжелателен к лю-дям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организаторскими качествами.
Роль, влияние каждого члена семьи на развитие определяется в значительной степени тем, как ребенок воспринимает и оценивает каждого из них, какое у него сложилось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность, чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками, и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживаниях радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисунках, высказываниях детей.

Источник: Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер,2004. —480 с.. 2004

Источник

Ближайшим социальным окружением, в которое по­падает ребенок, является, как правило, семья. Огромно влияние ее на формирование личности растущего челове­ка. Особая значимость семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей. Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в дан­ный период детства такую побудительную силу, что слу­жат регулятором поведения и стимулом психического развития.

Каково же влияние семейной атмосферы на формиро­вание отдельных свойств личности детей, некоторых осо­бенностей их поведения? Изучением этого вопроса зани­мались как психологи, так и психиатры.

Психиатры утверждают, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов — предрасполагающий фактор для невроза навязчивых со­стояний и психастении. Большой и ценный для науки и практики материал о влиянии семьи на состояние ребенка, формирование его личностных качеств представлен в рабо­тах советских педагогов Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. Интересные данные содержатся и в ряде психологических исследований. Так, например, белорусский психолог Г. М. Красневская изучала пробле­му неуверенности в своих силах у учащихся I класса. Для таких детей были характерны прежде всего замкнутость, робость, пассивность, беспомощность, низкая самооценка и уровень притязаний. Как правило, неуверенные дети не проявляют инициативы в общении, речь их робкая и край­не неразвернутая, круг товарищей очень узок, а то и сов­сем отсутствует.

Исследователь обратила внимание, что родители неуве­ренных в себе детей стремились изолировать своего ребен­ка от детского окружения при домашнем воспитании, ли­шали его элементарной самостоятельности. Для них ха­рактерно было постоянное навязчивое назидание и мора­лизирование с целью приучения к хорошему, положитель­ному, за промахи и неудачи — оскорбление, унижение, высмеивание и физические наказания, внушение ребенку его слабости и неполноценности. Действуя в разнообраз­ных сочетаниях и комбинациях, эти особенности отноше­ний отрицательно влияли на самооценку и притязание ребенка, способствовали формированию неуверенности в своих силах.

В каждой семье между ребенком и родителями склады­ваются особые индивидуальные отношения, и в то же вре­мя в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобла­дают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «демократическую» и «авто­ритарную» («контролируемую»).

Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, боль­шой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стрем­ление родителей избегать решений по произволу, разъясне­ние принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их. любознательность.

«Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преоб­ладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.

Отмечено различие в личностных качествах в поведе­нии детей дошкольного возраста «авторитарных» и «де­мократических» родителей. Дети из «демократических» се­мей чаще проявляли стремление к творчеству, инициатив­ность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрица­ние конформизма), обнаруживали больше эмоционально­сти в своих социальных взаимоотношениях.

В ряде исследований, проведенных в русле социомет­рии, установлено влияние особенностей семьи на статус ре­бенка в коллективе сверстников. Общая тенденция полу­ченных при этом результатов заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания (культур­ный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т. п.) сочетаются с высоким, а неблагоприятные — с низким социометрическим статусом дошкольника среди свер­стников.

Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла по­лучает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер. Психологический климат в семье, т.е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их пробле­мам, равно как и проявление (или непроявление) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формиро­вания морального облика растущего человека. Необходи­мо, чтобы в семьях складывались благоприятные отноше­ния, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство «полной защищенности» (А. С. Ма­каренко).

Влияет ли размер, состав семьи на формирование лич­ности дошкольника? Сказывается ли различие (единство) в подходе к ребенку? В исследованиях, проведенных под руководством Т. А. Репиной[138], была обнаружена прямая связь между числом взрослых, воспитывающих ребенка, и такими его качествами, как умение проявить сочувствие к другому, отсутствие агрессивности и общая зависимость, организаторские умения, самостоятельность, настойчи­вость. Если в воспитании ребенка наряду с родителями принимают участие бабушки и дедушки, он в большей сте­пени проявляет сочувствие к окружающим, более доброже­лателен к людям, но одновременно менее самостоятелен, менее настойчив, в меньшей мере владеет организатор­скими качествами.

Роль, влияние каждого члена семьи на развитие опре­деляется в значительной степени тем, как ребенок воспри­нимает и оценивает каждого из них, какое у него сложи­лось представление и отношение к каждому члену семьи. Детская привязанность, чувства к родным выражаются многими путями — они и в желании поиграть, повозиться с ними, и в требовании общества матери, когда он болен или испуган, в подаренном отцу кораблике, вылепленном собственными руками, и в букетике цветов, собранном для бабушки, в ласках, нежностях ребенка, его сопереживани­ях радостям и печалям родителей. Эти чувства и в рисун­ках, высказываниях детей.

Широк круг людей, входящих в семейную микросреду ребенка. Особо значимое место в ней занимает мать. Ей как «самому любимому человеку» отдают предпочтение де­ти всех возрастных групп детского сада. Так называли ее в беседах — 57 %, изобразили в рисунках — 49,6 % де­тей[139].

«Она очень красивая и добрая такая» (Виталик); «Моя мама мед­сестра. Она всех лечит, чтоб никто не болел. Я люблю ее» (Сережа); «Я люблю с мамой играть в шахматы» (Слава); «Мама готовит обед вкусный и купает нас с Юриком. Она все умеет делать» (Жанна).

В числе «самых любимых» у дошкольников и отец (в бе­седах — 23 %, в рисунках — 18 %).

«Папа водит меня в детский сад, а вечером читает нам сказки, катает на санках» (Лена); «Люблю папу. Он меня брал с собой на рыбалку и на лодке катает» (Игорь); «Папу люблю. Он мне всегда показывает, как рисовать или строить. И на лыжах с нами ходит, и на каток. Маме все не­когда» (Коля).

Обращает на себя внимание частое указание дошколь­никами на брата и сестру как на самых любимых членов семьи (в рисунках их образы встречаются даже чаще, не­жели образ отца,— 22 %). Среди самых любимых до­школьники называют и рисуют также бабушку и дедуш­ку (6,1 %), более дальних родственников (тетя, дядя), знакомых.

«Бабушка вкусные пироги с капустой печет и шапочку мне связала» (Ира), «Люблю бабушку, она ласковая такая и меня тоже любит» (Ла­риса) ; «Бабушка не ругает никогда и сказки мне всегда рассказывает» (Коля); «Это соседка наша тетя Лена: когда мамы нет, она со мной иг­рает» (Тома).

Проявляются некоторые половые различия в отноше­нии дошкольников к членам семьи: например, мальчики значительно чаще девочек предпочитают представителей своего пола — отца, брата, дедушку.

Взрослым членам семьи следует способствовать созда­нию наиболее благоприятной семейной атмосферы в целом для психического развития ребенка. Воспитателю — быть главным помощником в этом нелёгком процессе.

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Министерство 
образования и науки

Мурманской 
области

Государственное
автономное образовательное учреждение
Мурманской области среднего профессионального 
образования

” Ковдорский
политехнический колледж”

г. Ковдор

Контрольная работа

по 
дисциплине  “Психология”

по теме: ” Влияние 
семейной микросреды на развитие личности
дошкольника”

группа :  151 К-ЗО

специальность: 050144 “Дошкольное образование”

дата: 18.02.2013г.

Ф.И.О. студента

Шифр студента в соответствии с зачётной книжкой

оценка

преподаватель

Роспись преподавателя

Аминова Я.И.

  

Рожина Д.П.

 

рецензия :

Содержание

1. Влияние семьи
на формирование личности ребёнка.

2. Семья как фактор
воспитания личности ребёнка.

3. Типы и методы семейного
воспитания и их влияние на формирование
личности ребёнка.

4. Методические рекомендации.

Заключение

Литература

Введение

  Семья – это особая социальная
среда. В ней действуют правила и нормы
поведения, может существовать своя иерархия,
именно в семье ребёнок находит свои первые
примеры для подражания, видит первую
реакцию людей на свои поступки. Не имея
ни социального, ни личного опыта, ребёнок
не может оценить ни своё поведение, ни
проявления личностных качеств других
людей. В настоящее время всё больше учёных,
педагогов, психологов признают: всё, что
есть в ребёнке, – и плохое, и хорошее – он
берет из детства. Ребёнок вырастет, а
сформированные у него качества личности,
духовно – нравственные ценности, нормы
морали останутся. Именно ими будет руководствоваться
взрослый человек, проходя свой жизненный
путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления,
полученные в детстве, подчас определяют
дальнейшую работу человека, его жизненный
уклад – ведь семья передает и культурные
традиции, опыт предшественников, который
складывался на протяжении многих лет.

Влияние семьи на формирование
личности ребенка признается многими 
педагогами, психологами, психотерапевтами,
психоневрологами. Проблемы семьи и 
семейного воспитания волновали 
людей уже с древнейших времен.
В сочинениях великих мыслителей
прошлого: Платона, Аристотеля, Я.А. Каменского,
Ж.-Ж. Руссо – мы находим их отношение 
к семье как фактору воспитания,
оценку её роли в становлении и 
дальнейшей жизни каждого человека.
В России изучением этой проблемы
занимались такие выдающиеся ученые
как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский,
А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов,
К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Огромный вклад в изучение
семейных отношений внес А.С. Макаренко,
который разработал важнейшие вопросы 
семейного воспитания. В «Книге для 
родителей» он показывает, что семья 
является первичным коллективом, где 
все являются полноправными членами 
со своими функциями и обязанностями,
в том числе и ребенок.

В данной работе мы осветим 
некоторые аспекты этой проблемы,
потому что создание гармоничных 
отношений, благополучного психологически
комфортного климата в семье 
должно стать первой задачей родителей,
так как без этого невозможно
формирование здоровой полноценной 
личности ребенка. Отклонения в семейных
отношениях негативно влияют на формирование
личности ребенка, его характера, самооценки
и других психических качеств личности;
у этих детей могут возникать различные
проблемы: состояние повышенной тревожности,
ухудшение успеваемости в школе, трудности
в общении и многие другие.

1. Влияние семьи 
на формирование личности ребенка

 Определение 
и функции семьи

Одним из самых значимых
факторов развития характера ребенка 
дошкольного возраста при формировании
базовых черт его личности, первичных 
форм связей и отношений с внешним 
миром, воспринимаемых преимущественно 
через отношения с близкими взрослыми,
является его семья. Семья
– специфический социальный институт,
в котором переплетаются интересы общества,
членов семьи в целом и каждого из них
в отдельности. На современном этапе развития
педагогики семьи существует несколько
определений этого социального института.

Семья рассматривается как 
основанная на браке и (или) кровном 
родстве малая социальная группа,
члены которой объединены совместным
проживанием, ведением домашнего хозяйства,
эмоциональной связью, взаимными 
обязанностями по отношению друг
к другу.

Семьей называется социальный
институт, характеризующийся устойчивой
формой взаимоотношений между людьми,
в рамках которого осуществляется основная
часть повседневной жизни людей:
сексуальные отношения, деторождение,
первичная социализация детей, значительная
часть бытового ухода, образовательного
и медицинского обслуживания.

Зарубежные социологи 
рассматривают семью как социальный
институт при условии наличия 
трех основных видов семейных отношений:
супружество, родительство, родство. При
отсутствии одного из показателей используется
понятие «семейная группа».

В развитии семейных отношений 
в современном обществе выделяют
нормативную модель, определяемую традиционными 
брачно-семейными отношениями; квазисемейные
модели с альтернативными формами брачно-семейных
отношений и особые модели, характеризующиеся
нетрадиционными формами брачно-семейных
отношений (В.В. Бойко, Р. Зидер, И.С. Кон).

С.И. Голод, характеризуя перспективы 
развития российских семей на современном 
этапе, отмечает, что семья – это «нуклеарная
семья, с профессионально занятыми супругами,
регулируемым числом детей, воспитание
которых осуществляется как семьей, так
и обществом, но в большей мере деловыми
контактами с родственниками, при непременной
ориентации всех ее членов на другие социальные
институты». По мнению Л.Б. Шнейдера, семейная
система продолжает дифференцироваться
и порождает многообразие конкретных
форм по направлениям: культура, материальное
благосостояние, детородность и технологизация.

Будучи первичной ячейкой 
общества, семья выполняет функции,
важные для общества и необходимые 
для жизни каждого человека. Отец
и мать реализуют различные функции 
воспитания, которые обусловлены 
целым рядом причин созданными социальными 
нормами поведения, исторического 
и культурного свойства. Под функциями семьи
понимают направления деятельности семейного
коллектива или отдельных его членов,
выражающие социальную роль и сущность
семьи.

На функции семьи влияют
такие факторы, как требования общества,
нормы морали и семейное право, реальная
помощь государства семье. Поэтому 
на протяжении истории человечества
функции семьи не остаются неизменными:
со временем появляются новые, отмирают
или наполняются иным содержанием 
ранее возникшие. В настоящее 
время нет общепринятой классификации 
функций семьи. Ряд авторов, опираясь
на концепцию системного подхода (И.С.
Кон, Л.В. Попова, Э.Г. Эйдмиллер, А.А. Кроник,
В.В. Столин, Э. Фромм, В. Сатир и др.), выделяют
функционально-ролевую структуру семьи,
жизненный цикл семьи, супружеские отношения.
Однако исследователи единодушны в определении
таких функций семьи, как продолжение
рода (репродуктивная), хозяйственная,
восстановительная (рекреативная), воспитательная.

Функция продолжения 
рода – это биологическое воспроизводство
и сохранение потомства, продолжение человеческого
рода. Заложенный природой инстинкт продолжения
рода преобразуется у человека в потребность
иметь детей, заботиться о них, воспитывать.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные
хозяйственные потребности семьи. Налаженная,
эффективная хозяйственная деятельность
семьи существенным образом меняет психологический
климат в семье, позволяет справедливо
удовлетворять потребности всех ее членов.
Справедливое распределение обязанностей
по ведению домашнего хозяйства между
членами семьи является благоприятным
условием для нравственного и трудового
воспитания детей.

Функция организации 
досуга имеет своей целью восстановление
и поддержание здоровья, удовлетворение
различных духовных потребностей членов
семьи. Восстановительная роль семьи обеспечивается
гуманными взаимоотношениями, атмосферой
доверительности, возможностью получить
от близких людей сложный комплекс сострадания,
участия, отзывчивости, без чего не может
быть полнокровной жизни. Тем более это
важно для детей, особо остро нуждающихся
в эмоциональной поддержке взрослых. Особая
роль принадлежит досугу, умело организованному
и направленному на поддержание семьи
как целостной системы. Семейный досуг
должен быть содержательным, оказывать
развивающее воздействие на всех членов
семьи, доставлять радость всей семье.

Воспитательная 
функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся
в духовном воспроизводстве населения.
В семье воспитываются не только дети,
но и взрослые, поскольку воспитание –
очень сложный, двусторонне направленный
процесс. И.В. Гребенников выделяет три
аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание 
ребенка, формирование его личности,
развитие способностей. Семья выступает посредником
между ребенком и обществом, служит передаче
ему социального опыта. Через внутрисемейное
общение ребенок усваивает принятые в
данном обществе нормы и формы поведения,
нравственные ценности. Семья оказывается
самым действенным воспитателем, особенно
в первые годы жизни человека.

2. Систематическое 
воспитательное воздействие семейного 
коллектива на каждого своего 
члена в течение всей его 
жизни. В каждой семье вырабатывается
своя индивидуальная система воспитания,
основу которой составляют те или иные
ценностные ориентации. Формируется своеобразное
«семейное кредо» – так в нашей семье не
делают, в нашей семье поступают иначе.
Исходя из этого кредо, семейный коллектив
предъявляет требования к своим членам,
оказывая определенное воздействие. Воспитание
со временем принимает различные формы,
но не покидает человека на протяжении
всей его жизни.

3. Постоянное 
влияние детей на родителей, 
побуждающее их к самовоспитанию. Чтобы стать хорошими воспитателями
для своих детей, родителям необходимо
постоянно самосовершенствоваться, заниматься
самовоспитанием. И даже если они не хотят
этого, ребенок неизбежно социализирует
окружающих его близких, пытаясь сконструировать
удобный и приятный для себя мир, расширяет
социальный мир родителей и их кругозор.

Между функциями существует
тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость,
поэтому какие-либо нарушения в одной
из них сказываются и на выполнении других.
Социально-экономические изменения, происходящие
в обществе, также вносят изменения в функции
семьи. Функции современной семьи в зависимости
от этапа семейных отношений, выделенные
Ю. Хямяляйнен (1993) (Приложении 1), который
делает вывод о том, что функции семьи
постоянно меняются в зависимости от периода
становления и развития семьи.

2. Семья как фактор
воспитания личности ребенка

Семья – ведущий фактор развития
личности ребенка, от которого во многом
зависит дальнейшая судьба человека.
Первое, что характеризует семью 
как фактор воспитания, – это ее воспитательная
среда, в которой естественно 
организуется жизнь и деятельность
ребенка. Известно, что человек уже 
с младенческого возраста развивается 
как существо социальное, для которого
среда является не только условием,
но и источником развития. Взаимодействие
ребенка со средой, и прежде всего 
с социальной средой, микросредой, усвоение
им «созданной человечеством культурой»
(А.Н. Леонтьев) играют первостепенную
роль в его психическом развитии,
становлении его личности.

Семейная среда – первая культурная ниша для
ребенка, включающая в себя предметно-пространственное,
социально-поведенческое, событийное,
информационное окружение ребенка.

Родители в большей 
или меньшей степени создают 
среду воспитания (например, обеспечивают
гигиенические условия, полноценное 
питание; приобретают соответствующие 
игрушки, книги, комнатные растения,
аквариум и другие средства воспитания;
заботятся о положительных примерах
и образцах поведения). От того, как 
организована среда воспитания, зависят 
методы воздействия на ребенка, их эффективность 
для его развития.

Вся жизнь семьи складывается
из множества социальных ситуаций:
прощание на ночь и приветствие друг
друга по утрам, расставание перед 
уходом на работу, в школу, детский 
сад, сборы на прогулку и т.д. Умение
родителей придать целевую направленность
той или иной социальной ситуации
превращает ее в педагогическую ситуацию,
когда фактором воспитания становится
буквально все: интерьер помещения,
расположение предметов, отношение 
к ним, события семейной жизни, формы 
взаимоотношений и способы общения,
традиции и обычаи и многое другое.
Так, например, день рождения бабушки:
можно ограничиться дежурным звонком 
по телефону и традиционными поздравлениями,
тогда педагогический эффект будет 
минимальным. А можно заранее 
вовлечь ребенка в подготовку
подарка, обратив при этом внимание
на то, что особенно порадует бабушку,
что созвучно ее интересам. Продуманная 
воспитательная среда, очеловеченная 
домашняя среда – это богатейшая пища
для развития чувств, мыслей, поведения 
ребенка. Социальные ценности и атмосфера 
семьи определяют, станет ли она 
воспитательной средой, ареной саморазвития
и самореализации.

Особенность воспитательной
деятельности семьи – ее непреднамеренность, естественная
включенность в жизнедеятельность этой
малой психолого-социальной группы. Специальные
воспитательные «мероприятия», направленные
на развитие, коррекцию каких-либо свойств,
качеств личности ребенка, в современной
семье занимают незначительное место,
хотя в домашнем воспитании утвердились
определенные требования, запреты, наказания
и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент
жизни вплетаются те или иные воздействия
взрослых воспитывающего или обучающего
характера. Чем младше ребенок, тем органичнее
сочетаются процессы ухода, присмотра,
обучения, воспитания. Это дает, как правило,
хороший эффект в силу того, что родители
(другие члены семьи) чувствуют настроение
ребенка, знают его возможности, видят
тенденции развития. Другими словами,
домашнее воспитание сугубо индивидуально,
конкретно, персонализировано; благодаря
этому оно благоприятно для инициирования
активности ребенка. А активность самого
ребенка, реализуясь в той или иной деятельности,
– основа формирования социально-психологических
новообразований в структуре его личности,
ведь специфически человеческие свойства
и качества развиваются в процессе взаимодействия
ребенка со средой, в его активной деятельности.

Источник