Влияние мелкой моторики на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма
.Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности
.Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму
.Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев, М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Источник
Влияние мелкой моторики на развитие рук ребенка
Рукам посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-к отгадайте, что это за десять братьев на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; все дело в его руках; дать волю рукам; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражается психология, внутренний мир, состояние человека.
Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Развивая мелкую моторику пальцев мы воздействуем на внутренние органы человека:
- Большой палец отвечает за голову
- Указательный — за желудок
- Средний — за печень
- Безымянный — за почки
- Мизинец — за сердце
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовку руки к письму.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками — этим органом всех органов.» – писал Дж. Бруно.
Педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей лежат на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействеие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Анализ исследований силы кисти правой руки показывает отрицательные результаты. Данные свидетельствуют о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики.
Необходимо отметить, что при коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение. Но эффективность коррекционных и профилактических мероприятий увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем.
Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии мелкой моторики сужается диапазон функциональных возможностей сердечно — сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма доказало, что дети выполняют задания на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, слово. Следовательно, чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания, что отрицательно сказывается на функциональном состоянии организма.
Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы — развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики , умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассника развит хорошо. Вот только руки не развиты. Пишут медленно, неуверенно».
Родители тоже приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет ребенок, тем хуже становится каллиграфия. Строчек не видит, интервалов между буквами не соблюдает».
Развитый мозг и не развитая рука — вполне закономерное явление при современном образе жизни. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольников можно и необходимо развивать.
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети все больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроенны максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда, обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.
И так, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Источник
Влияние мелкой моторики на умственное развитие ребёнка.
Учёными и работниками дошкольных учреждений давно замечено, что чем ловчее работает 2-3-х летний малыш руками и пальчиками, тем быстрее он осваивает навыки речевого общения. А это, в свою очередь, залог дальнейшего его успеха в школьной и будущей жизни.
Как известно, дети уже после первого года их жизни начинают интенсивно овладевать многими новыми действиями, ранее им не известными: такими, как застёгивание пуговиц одежды, нанизывание бусинок на нитки и т. д., что способствует развитию у них, так называемой, малой моторики. А это в свою очередь совершенствует его координацию движений, речь, внимание, мышление, воображение, зрительную память и т. д.
Разнообразие мелкой моторики способствует раннему речевому развитию малыша и на его общие интеллектуальные способности. Дело в том, что упражнения по развитию мелкой моторики, одновременно развивают несколько отделов головного мозга и положительно отражаются на общем интеллектуальном развитии малыша.
Развитая мелкая моторика и речь способствуют ребёнку быстрее находить общение с окружающими, в сравнении со сверстниками с плохо поставленной речью и скудным запасом мелкой моторики.
Но как определить, а хорошо ли сформирована мелкая моторика у трёхлетнего малыша?
Для этого предложите ему выполнить ряд заданий в форме игры.
Попросите его, например, собрать матрёшки, пирамидку; завязать и развязать на ленточке или шнурках узелок, нанизать на нитки бусинки, застегнуть пуговицы на верхней одежде. И при этом обратите внимание:
1. На темп выполнения задания;
2. На напряжение кистей и пальцев;
3. Правильность выполнения действий.
Если ребёнок выполнил все задания без затруднений, то это значит, что у него мелкая моторика сформирована хорошо.
Но если в процессе выполнения заданий у него что-то не получилось: например, пальчики оказались малоподвижными, то это явный признак недостаточно сформированной мелкой моторики, на что ежедневно следует уделять больше времени.
Учёными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук у малыша (мелкой моторики), положительно влияет на функциональное развитие речевой зоны коры головного мозга. А в дальнейшем это способствует более быстрому освоению техники письма.
Но как проверить степень развития мелкой моторики рук и их ловкость у малыша?
Для этого применяется ряд специальных упражнений. Одним из таких упражнений является проверка с мячом. Берётся мяч диаметром 10 сантиметров и предлагается ребёнку бросать и ловить этот мяч с расстояния одного метра. Броски и ловлю мяча можно проводить как индивидуально, так и парно.
Малая моторика и координация рук считается хорошей, если ребёнок бросил и поймал мяч более 24 раз за 30 секунд.
При выполнении упражнения необходимо, прежде всего, обращать внимание на правильность её выполнения, а затем и на скорость.
Это упражнение можно использовать для развития пальцевой моторики, как на занятиях физической культуры, так и в домашних условиях.
При формировании мелкой моторики, для развития рук и пальцев, наряду с упражнением с помощью малого мяча диаметром 10 см., можно использовать и теннисные мячи.
Следует отметить, что дети с удовольствием катают их по полу. Но задача педагога заключается не только в том, чтобы ребёнок просто катал теннисный мяч по полу и тем самым развивал свою мелкую моторику рук и ног, а чтобы при этом у него одновременно развивалось и умственное мышление. А для этого педагог усложняет это задание.
Так, например, катаем мяч по кругу только подушечками пальцев и при этом проговариваем звук «О»;
2. Катаем теннисный мяч вперёд-назад и проговариваем звук «Р»;
3. При сжимании мяча произносим звук «М»;
4. Перекатываем мяч из одной руки в другую под звук «П».
При этом очень важно видеть настрой ребёнка, его готовность к занятию, увлечённость. Если ребёнок вялый, то вначале необходимо дать несколько игровых, но не сложных заданий, как например, подбросить и поймать мяч, ударить мяч о пол и подпрыгнуть. И только после того, как ребёнок заинтересовался происходящим, можно переходить к занятию.
Занятие с мячом, обычно, рассчитано на 15-20 минут. Оно состоит из подготовительной и основной части.
Подготовительная часть составляет 3-5 минут. Ребёнок в это время выполняет уже знакомые ему движения. Педагог оценивает степень их освоения, вносит, при необходимости, более сложную форму выполнения задания.
В основной части занятия педагог дает новые задания с учетов индивидуальных особенностей ребенка.
Упражнения с теннисными мячами можно выполнять в любом положении (сидя, стоя, лежа и т.д) При их выполнении необходимо обращать внимание и на дыхание, так как часто при выполнении сложных двигательных действий у ребенка учащается или наоборот задерживается дыхание. И в итоге это приводит к переутомлению.
Для развития мелкой моторики и умственного развития малыша мы предлагаем комплекс упражнений, которые можно выполнять как в детском саду, так и в домашних условиях:
1. Мяч в опущенных руках на выдохе поднимаемся на носочки и поднимаем руки вверх. При этом произносим протяжно звук «УХ!».
2. Мяч прижат двумя руками к груди, сжимаем мяч и произносим «П».
3. Мяч между ладоней, катаем его с небольшим приседом и протяжно произносим звуки А, У, О , И.
4. Мяч на поверхности, катаем мяч вперед и назад ребром ладони и проговариваем Р.
5. Обхватываем мяч правой и левой рукой, проговаривая АМ., АП, АК, АВ и т.д.
6. Мяч лежит на поверхности ребенок поочередно касается каждым пальцем мяча и произносит ДА, БА, МА, КА и т.д.
7. Мяч лежи на поверхности, ребенок постукиваем по мячу, и произносит ТУК, ТУК
8. Ребенок перекладывает мяч из одной руки в другую и произносит Б, П, Ш, Ч. Все звуки произносятся на выдохе.
Данный комплекс можно использовать как в индивидуальной работе, так и в групповой. Главное, чтобы педагог мог контролировать все действия и во время поправлять.
В заключительной части выполняются упражнения на восстановления дыхания и пальчиковая гимнастика. Детям очень нравится в конце занятия потрясти пальчиками, проимитировать игру на пианино, и т.д.
Не надо забывать , что работа с детьми ведется не только воспитателями, но и родителями, поэтому все домашние задания должны выполняться в соответствии с требованиями педагогов и родителям необходимо прислушиваться к их советам.
На развитие мелкой моторики и умственного развития ребёнка немаловажное значение имеет выбор игрушек для малыша. Для этой цели более подходят игрушки с мелкими деталями, шнуровкой, палочками и сквозными отверстиями. Чем больше деталей у игрушки, тем лучше. Среди игрушек малыша обязательно должны быть пазлы, мозаика, конструктор, которые развивают одновременно мелкую моторику, мышление, воображение и полезные навыки. С возрастом детали конструктора должны уменьшаться.
Помните, что детям, чья мелкая моторика рук развита хуже, сложнее даётся письмо в начальной школе из-за того, что их пальцам и кистям не хватает элементарной ловкости. Поэтому, таким детям трудно справиться с палочками и крючками на бумаге.
Развивать мелкую моторику рук никогда не поздно. Поэтому, давайте ребёнку больше разных упражнений. И тогда письмо для него станет любимым предметом в школе. Научившись писать без усилий, учёба для ребёнка уже не будет казаться сложной, утомительной и неинтересной.
Источник
«Рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца», «идти рука об руку», «из рук вон», «чужими руками жар загребать», «ударить по рукам» — это только малая часть устойчивых оборотов, в которых упоминаются руки. Случайно ли внимание человека к своим рукам? Конечно же, нет!
С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности — это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения. Еще во втором веке китайцы заметили тесную связь между развитием мелкой моторики и умственными способностями человека. По их твердому убеждению, можно привести в гармонию разум и тело путем упражнений для рук и массажа пальцев. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма — как на отдельных органах, так и на их системах.
Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Крайне важно давать ему различные по форме, твердости и текстуре предметы. Некоторые родители часто замечают, что их дети начинают говорить позже, чем их сверстники. Каково же их удивление, когда логопед начинает работу с ребенком с элементарных упражнений для рук и пальцев! В свою очередь, другая группа родителей, которые с первых дней занимаются руками своих деток, подтверждает, что их дети очень рано начинают говорить и говорят без умолку, стремительно делая свою речь богаче и сложнее.
Статистика свидетельствует, что во второй половине двадцатого столетия было примерно 17% детей с проблемами речевого развития, а в начале этого века таких детей уже 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что это — случайность или снижение работы рук наших детей? Вспомним себя и наше детство. Садики, где маленькие дети не только играют в игрушки, но и рисуют, лепят из пластилина и даже шьют! Сколько детей сшили свою первую салфетку в детском саду!
В процессе пальчиковой гимнастики возникает особая взаимосвязь между ребенком и взрослым. Ребенок начинает подражать, запоминает последовательность движений, руки становятся более гибкими и сильными, но самое главное — активизируется работа головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует развитие речи. В дальнейшем полученные навыки пригодятся ребенку при письме — он будет лучше писать и его рука не будет так уставать.
Занявшись развитием мелкой моторики, не останавливайтесь. Она важнa не только для детей, но и для взрослых: человек отвлекается от повседневных проблем, внутренне успокаивается, появляется возможность побыть наедине с собой. И неважно, какое хобби вы себе выберете, их множество: вышивка, моделирование, строительство из спичек… Главная цель будет достигнута: повысится умственная работоспособность и общий тонус, улучшится память и иммунитет.
Кажется нереальным? Но давайте вспомним гениального Леонардо да Винчи. Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, инженер, писатель, мыслитель, музыкант, поэт и просто человек, всю свою жизнь работавший руками…
Источник