Влияние матери на эмоциональное развитие ребенка

Связь между мамой и ребенком сохраняется на всю жизнь, а первые месяцы и годы жизни она особенно прочная. Доказано, положительные эмоции мамы оказывают огромное влияние на здоровое развитие ребенка.

Анастасия Гавриленко – детский и семейный психолог – подробно рассказала нам, как настроение мамы влияет на состояние малыша.

Связь “мама и малыш” устанавливается ещё до рождения ребенка.

Эмоции, которые мама испытывает во время беременности, передаются малышу.

В утробе матери ребенок защищен плацентой от многих опасных веществ, но не от материнских гормонов. Поэтому когда будущая мама о чем-то тревожится и переживает, в ее крови выделяются гормоны кортизол и адреналин, которые также поступают к малышу. Под влиянием гормонов ребенок перенимает психологическое состояние мамы. Научно доказано, что ещё не родившийся ребенок уже может грустить и плакать.

Поэтому эмоциональное состояние будущей мамы очень важно.

Уже во время беременности происходит закладка психики и нервной системы ребенка, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь.

Что такое эмоциональная связь с малышом?

Эмоциональная связь – это то, что позволяет маме понимать своего ребенка без слов. Именно качественная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир ребенка и поддерживать его в нужный момент. Это работает и в обратную сторону – ребенок через звуки, интонации, прикосновения и взгляды понимает и чувствует маму. Это глубокая связь, основанная на близости и доверии.

Примеры эмоциональной связи:

• мама формулирует желания малыша, когда он ещё не освоил речь и жестикуляцию

• мама по тембру крика младенца распознает, в чем причина дискомфорта

• мама на расстоянии может почувствовать, что ребенок проснулся – у нее вдруг приходит молоко

Что помогает маме формировать эмоциональную связь?

• Развитие и доверие интуиции

• Множественный физический контакт с ребенком: носить в течение дня в разных положениях, обнимать, танцевать с ним, гладить и т.д. Именно телесный контакт знакомит малыша с границами своего тела, его возможностями и ограничениями.

• Грудное вскармливание (когда оно маме в удовольствие)

• Внимательное общение, контакт глаз.

Как настроение мамы влияет на поведение малыша?

Даже самые маленькие дети считывают мамино настроение через “невербалику” и очень чутко понимают, что сейчас маме плохо. Какой бы она ни пыталась казаться радостной и веселой.

• Дети смотрят на мимику, положение бровей, уголков рта, взгляд – тяжёлый, легкий. Они с рождения изучают маму по мимике и показывают то, что видят, копируют те же выражения лица. Как бы синхронизируются с мамой и начинают испытывать те же эмоции и чувства!

• Голос – это один из мощных инструментов влияния на ребёнка. Дети чувствуют интонацию, тембр речи.

В утробе и при рождении первые ощущения ребенка – тактильные. И только потом постепенно вступают в работу все органы чувств: он слышит, осязает, ощущает вкус. Поэтому прикосновения – это одна из базовых психологических потребностей ребёнка. Если их недостаточно, ребёнок обязательно будет об этом сигнализировать.

Задача мамы – понять о чем этот сигнал!

Если этот контакт есть, он нежный и ласковый – ребёнок это чувствует и отвечает взаимностью. Если мама нервничает, устала, обессилена, озабочена какими-то проблемами, то и ребёнок чувствует это, потому что её прикосновения менее ласковы или могут быть даже грубы.

Когда мама устанавливает качественную эмоциональную связь с малышом, это положительно отражается на всех сферах его развития:

• Возрастает познавательная активность: малыш спокойно изучает мир, чувствуя мамину поддержку.

• Физические данные развиваются по возрасту – те самые “вовремя сел, вовремя пошел”, о которых так беспокоятся мамы.

• Формируется эмоциональный интеллект: ребенок учится понимать свои и чужие чувства, лучше осознает свои потребности и желания, что станет залогом его счастливой жизни.

Ребенок способен понять гораздо больше, чем можно подумать. Когда ваш малыш капризничает “без причины”, обратите внимание на себя. Ведь вы и есть проводник в мир чувств и эмоций вашего ребёнка!

Источник

. . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru//

https://www.allbest.ru//

. – . , . , . , .. , ., . , . , . , … , , , ( , ), ( ).

, – , . , ; , ; , , .

, , , . , , , , . , , , .

, , – . – – , . . , . .

, , (, , , ), , , . , , .

. , .

: .

:

: .

:

1. .

2. .

3. .

4. .

: – ; , , , .

1.

1.1

. , . , , , , – : , , , . , , . .., .. , , , , . , , , , , , . , . . . – . . , . , , , .

3- – . 3 . – . , . 4 . , , . , , , [3, .51].

, , – . . , . (, ), , .

. -, – – , . -, . -, , . 4-5 . . 8 . , 1,5- 2 .

– – , , . , , , .

. , , , . , , . , , . , . , . , . , . , [3, .57].

– , , , , (.. ). , . , , . : , , . . , , , . . , , , . . . 3-4 . , . , , , , . , , . 4-5 . . , , , . 5- . , , . , , .

5-6 . . – . , , . , , . . , , . , . , , .

, , . 6 . . , . , . , , . , , , , , . , , , .

, . , , , [6, .92].

.

. , , . ? . – .

:

– , ;

– ;

– – , ;

– – , , , ;

– – , .

: ( — ), ; , , , , . , , , . , . , , . 10 , , – .

, . .. .. , . () [13, .103].

, , -, .

. 1- , . 2- , 3- — , — . , , 5-9 . , , . 10-12 , . . , , 7-9 — . , . — 6,5 , — 7 , ( ) — 8 , — 10,5 .

3- , , .

. , . , .

– ( , . .). — , ; : , [8, .92].

, , , , . .

– – , , . .

– , . , . . , ( ) , . , , , , , — , . PI , , , , . , ( ).

:

1) , , ;

2) .

, , — , . : PI , . [14, .85].

A. W. Burgess , , .

:

– ;

– ;

– , ;

– , , ;

– .

:

– ;

– , , ;

– , , ;

– , — ;

– (, ), , .

:

– ;

– , ;

– ;

– , , ;

– ;

– ( ).

:

– ;

– , , ;

– , , ;

– , , , , , ;

– ( ), , .

, . . , .

1.2

. , , . , , . — , . , . , . , , [3, .71].

, . , . , . , , . . , , 2–20- . , , . , , . , . , () ( ). , , , . , , , , , . -, , (). -, .

, , :

– , , , , , ;

– ( , );

– , .

L.J. Yarrow , , . 6 . : , , [8, .92].

— . , . . — ( ). ( ) ( ). , . (), , , . — . , . () , , — , . — 24 . , , . . . , — . – , , ( ), . . , . .

6- . , . , , . , . , , , , . , . [9, .106].

, :

1) ;

2) , , ;

3) , ;

4) — ;

5) (, );

6) .

1.3

, , . , . ( 18 ) . , , , , (13,7% ). , , . , , , . , , . , . , , . — , . , , , . , . , — , . , – , . 5% , –. , , , , , . , , , [8, .90].

, 3- , . , 40% , 35% , 30% . , — . . . , . , . , . , 26 40%. , : , , . , , : , , . .

, (. , . , . , . .). , .

, , – . , , , . , . , , .

, . (, , ). — , , . [11, .121].

, , . , . , . , , . . , , . , , .

, – , .

, . , , . .

. , . , , . . , .

. . . . , . , , .

, , . . . : , , .

, , , . . [13, .84].

, , .

1. ( )

, , ( ), , . , . , . , , , , . , , . – [10, .92].

( ), . ( , ). , . , – , . . – . , .

, , :

– .

, . ( ..), .

– .

, . , , , , , . – , . : , !. , , .

– , , .

, , , , . , – : () , !

2. , ( )

. , , – , – . , , :

– : , , .

, , . , , , , , . , ( ). , . , , , [12, .131].

– (, , )

– , , . , , . ( ) , ,, , ( ). , , : , , , , , .

, , . . 6 . . – . . . – . , – .

2.

2.1

: .

:

1. .

2. .

3. .

1. . . , .

.

, 3- , 2 .

, .

2 , 4 , 1,5 . .

, . 2.1.

2.1.

, , , , , .

, . 2.2.

2.2.

, , .

, .

. 1 , 1 2 .

. .

2.3.

2.4

, , , .

. , 2 , – 6 , 1 5 .

2.5 2.6.

2.5

2.6.

, 1 2 . .

, . , , , , .

2.2

, . .

. , . , . .

. , , . , , . , . .

:

1.. . . , , , . , , .

. , , , . , , , .

: , , , . , .

2. . , , , , (.. ) . . .

: , . , – . , .

3. . . , , , . , .

, , .

  • . . . – . .

    [52,2 K], 20.03.2009

  • . . . . .

    [25,9 K], 17.01.2012

  • , . . . .

    [47,1 K], 21.03.2016

  • , . . . – . . .

    [37,5 K], 28.10.2007

  • , . , .

    [38,3 K], 09.09.2010

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

https://is.gd/FsQBKG

Жизнь ребенка начинается еще задолго до его рождения. Как бы странно не звучала эта фраза. А суть в том, что мама чувствует своего малыша и начинает общаться с ним, уже когда он только поселился у нее в животике.

Между ними возникает связь, но не только физическая. Эмоциональное состояние матери уже в утробе хорошо передается малышу. Когда вам весело – он улыбается, когда вы напуганы – он морщится вместе с вами.

Ученые проводили исследования, в ходе которых наблюдали на УЗИ состояние детей в соответствии с состоянием будущей мамы. Плацента, которая призвана защищать детей от негативных воздействий, как оказалось, совершенно не защищает от передачи эмоций. Гормоны матери передаются плоду, и он чувствует все, что чувствует она.

Все бы хорошо, успокоилась мама, передались гормоны, и малыш бы тоже успокоился. Но как бы не так. Крохе требуется гораздо больше времени на то, чтоб прийти в себя. Поэтому беременным женщинам всегда советуют смотреть только на красивые вещи, испытывать приятные эмоции и избегать стрессов.

Пишут, что раньше были даже специальные дома для беременных женщин, где они могли спокойно подготовиться к рождению малыша.

Оно и не случайно. Женщины во время беременности могут вести себя не как обычно. Они становятся более плаксивыми и раздражительными. Тут для родственников будущей мамы важно понимать, что это не ее капризы, а серьезная перестройка в ее организме. Ей сейчас как никогда нужна помощь, внимание и защита.

Нельзя оставлять беременную женщину наедине с ее переживаниями, потому что самой справиться ей очень трудно, а пока она ищет, как исправить свои переживания, страдает еще и ребенок.

Дети, рожденные от благоприятной беременности, как правило более спокойные и приспособленные к жизни в последствии. Потому что еще до рождения получили уверенность в том, что их любят и они желанны в этом мире.

Так что же после рождения ребенка? Понятно, что с мамой происходит еще одни колоссальные изменения. Теперь все ее внимание и внимание окружающих сосредоточено не на ней самой, а на новорожденном малыше. Она больше не предоставлена сама себе, и ее потребности уходят на второй план.

Первые месяцы жизни ребенок очень тесно контактирует со своей матерью, уже конечно не так, как когда он находился в ее животе, но он очень зависим именно от нее. Именно от матери ребенок получает еду, уход и чувство защищенности.

Ребенок с мамой по-прежнему являются одним целым. Может быть замечали, что, когда вы находитесь в раздраженном и уставшем состоянии, ребенок начинает тоже капризничать. Все это не спроста. Дети все еще чувствуют эмоциональное состояние мамы, в каком настроении она находится.

https://is.gd/hNOqoY

Пока ребенок маленький – он очень часто плачет. И это нормально. Так он выражает свою потребность в чем-либо. Но бывает так, что ребенок сухой, здоровый, накормленный и спать еще не пора, а он все капризничает и плачет. Вот тут стоит присмотреться к своему собственному состоянию.

Понятное дело, кричащий ребенок радости не прибавляет, но тут важно дать себе возможность отвлечься и отдохнуть. Может, вы слишком устали или чем-то расстроены, а ваш ребенок настроился на вашу волну и таким образом пытается поддержать своего любимого человека. Да, лучше бы он в такие моменты мирно засыпал, но он еще слишком мал, чтобы уметь приободрить правильно.

В своей материнской практике я часто замечала такую вещь – мне было трудно уложить ребенка спать. Я могла по часу качать ее с бутылочкой для кормления на фитболе, потом начинала нервничать, что у меня это плохо получается, бывало даже, что срывалась и плакала потом. Но ничего не поделаешь, думала я, так вот засыпает мой ребенок.

Но однажды мы приехали к моим родителям в гости, и остались там ночевать. И там я очень долго мучилась, пытаясь уложить своего ребенка спать. Ситуацию спасла бабушка. Она взяла с свои теплые и спокойные руки ребенка. И каково было мое удивление, когда через пять минут она вышла из комнаты. Без ребенка на руках! Малыш почувствовал тепло и спокойствие и смог наконец заснуть.

Вспомните ситуацию, когда вы сильно переживали из-за экзамена, например. Вам было тяжело уснуть, а сам сон был прерывистым и коротким. То же самое и с маленькими детками.

Поэтому очень важно избегать стрессов для здоровья и крепкого сна. А эти два понятия очень тесно взаимосвязаны. Особенно у маленьких деток.

Молодой маме жизненно важно отдыхать и отвлекаться от бытовых проблем.

Нужно не стесняться и не бояться просить помощи. В конце концов это нужно не только матери, но и ребенку. Довольная мама – довольный малыш! Когда мама счастлива, она может часами играть с ребенком, заниматься им с радостью, и тогда процесс познания этого мира маленьким человечком пойдет быстрее и эффективнее.

Он не будет бояться уронить что-то, потому что мама будет его ругать. Он будет строить замки, доставать из шкафов утварь, бросать с высоты, которая ему уже доступна, предметы не для баловства, а для развития!

Будьте спокойны и счастливы сами, и тогда ваш ребенок будет расти и развиваться быстро и легко!

Источник

Маленький ребенок зависим от своих родителей. Эта зависимость проявляется во всем: питании и общении, принятии решений, возможности выбирать себе друзей, одежду, игрушки. Говоря о привязанности между взрослыми и детьми, следует заметить, что пока ребенок маленький, ему необходимо быть зависимым от родителей, потому что это обеспечивает ему безопасность жизни и здоровья, хорошие условия для обучения и развития. Зависимость также позволяет матери и отцу оказывать влияние на детей. Когда они учат его, контролируют, ругают, объясняют правила поведения, то формируют у него отношение к жизни и окружающим людям.

Взрослым стоит знать, что общаясь с ребенком, они передают ему не только свой жизненный опыт, но также влияют на то, каким человеком он станет. От отношения матери и отца к детям зависит самооценка ребенка, его уверенность в себе, способность защищать себя, уважать свою личность и желания. Не только форма общения влияет на детей, но также и то, в каком настроении при этом находятся родители. Так как мать находится с ребенком в более близкой эмоциональной связи, чем отец, то спектр ее влияния на детскую психику гораздо шире. Тогда мама, демонстрируя свое настроение, формирует особенности его личности.

Узнать о том, что происходит с малышом, когда мама злится, раздражается, пребывает в сомнениях или депрессивном состоянии, можно из этой статьи.

Настроение матери и поведение детей

Маленькие дети имеют привычку во всем опираться на взрослых, брать с них пример и после этого составляют свое мнение о жизни, отношениях и самом себе. Неурядицы и конфликты в семейной жизни, профессиональной сфере или общении с окружающими людьми могут вызывать у матери самые разные чувства, как положительные, так и отрицательные. Это нормально, ведь материнство не делает ее сверхчеловеком, контролирующим все свои негативные эмоции.

Плохое настроение у мамы. Так бывает, если женщина в жизни сталкивается со стрессом – кто-то ее расстроил или обидел, сорвались важные планы, она не может получить то, что хочет. Тогда мать, как любой другой человек, может «уходить» в свои мысли, быть грустной, рассеянной, не улыбаться и чувствовать себя подавленным. Если она в это время склонна «отгораживаться» от эмоциональной близости с ребенком, то он может подумать, что именно в нем заключается причина ее плохого настроения. Тогда он расстраивается и старается еще больше привлечь внимание мамы к себе, чтобы она вновь проявила к нему внимание тепло и любовь. Если женщина расстроена слишком сильно, и не в состоянии «переключиться» на детей, то их потребность в том, чтобы быть замеченными, может вызвать в ней раздражение. Тогда она, подсознательно желая побыть наедине со своими мыслями, может оттолкнуть от себя домочадцев – криком, неприветливым словом, «колючим» взглядом.

Ребенок, встретив такую реакцию, утверждается в своих догадках – мама грустная и злая, потому что я ей мешаю или я сделал что-то не так. На этих детских мыслях круг «замыкается» – женщина продолжает переживать внутри себя, не возобновляя контакт с ребенком, а он грустит, чувствуя себя лишним или виноватым. Что делать, чтобы этого не случилось?

Матери полезно иметь привычку говорить о своих чувствах, когда ею овладевают грусть или переживания, в том числе детям, даже если они еще маленькие. Когда ребенок просит внимания, а мама не чувствует в себе сил оказать его, то лучше всего так и сказать: «Я очень расстроена и мне сейчас не хочется играть». Главное заключается в том, чтобы ребенок после этих слов понял, что это не он виноват в плохом настроении мамы и, даже если она не оказывает ему внимания, то он не перестал быть любимым.

Влияние гнева на психику ребенка

Отрицательные эмоции, такие как злость, ярость или сильное раздражение, могут отрицательно сказываться на самочувствии тех, кто их переживает и кто является наблюдателем со стороны. Когда это мать и дети, и гнев предназначается младшим за то, что они провинились, плохо себя вели, испортили вещи или совершили другой проступок, ребенок может испугаться сильных эмоциональных реакций. В то время, когда она на него кричит, он не слышит ее слов и не понимает то, что она пытается до него донести. Неприятный громкий крик, жесткие или грубые слова, требовательность речи говорят ему о том, что он плохой. Если настроение матери очень часто бывает гневливым, и она не в силах справляться со своими реакциями – постоянно ругает ребенка, кричит на него или даже бьет – то очень скоро его самооценка перестань представлять важность.

Громкими криками и несдержанностью родители, в первую очередь демонстрирует детям то, что они не справляются с ситуацией и не способны контролировать себя. Тогда у детей нет правильного примера того, как владеть своими чувствами и что делать, если злость буквально «захлестывает» тебя.

Научиться управлять своим гневом можно, если уметь «отделять» эмоции от поступка ребенка. Хорошо, когда мать и отец понимают, что за чувства, которые они испытывают, несут ответственность только они сами, а не дети. Это понимание позволяет стать сильнее своих эмоций и научиться владеть ими. Что может сделать мать, чтобы унять сильное раздражение, гнев или ярость?

  • Не предпринимать никаких действий в гневном состоянии.
  • Концентрироваться на своем дыхании вместо того чтобы выражать чувства словами.
  • Не спешить наказывать ребенка, не разобравшись в ситуации до конца.
  • Сначала выслушать детей, не перебивая, и только потом делать выводы об их поведении.
  • Найти личный способ гармонизации эмоционального состояния – дыхание, чтение, физическая активность и так далее.
  • Мать может говорить о том, как она зла, расстроена или рассержена, избегая при этом оценки личности ребенка.

Когда мать находится в депрессии

Депрессивное состояние женщины особенно опасно для детской психики. В этом случае другие члены семьи должны позаботиться, чтобы ребенок не пострадал от того, что происходит с мамой. Глядя на то, что она расстроена или в ней нет жизненной силы, он нервничает, тревожится, грустит и переживает, только не может выразить свои чувства, помочь ей и себе. Когда дети не знают, из-за чего маме плохо, они склонны также винить в ее настроении себя. Что делать?

  • Создать условия женщине для проживания депрессии, горя, или потери – поддерживать, взять часть обязанностей на себя, быть рядом, обратиться к психологу.
  • Создать такие условия для ребенка, чтобы подавленное состояние матери не слишком сильно отражалось на нем. Он должен также получать внимание, любовь и тепло от близких людей.
  • Чтобы дети не винили себя и не пугались депрессивного настроения взрослых, им полезно говорить о том, что происходит с родителями. Необязательно вдаваться в подробности кризисных ситуаций или драматических событий – достаточно сказать, что у взрослых серьезные проблемы, но трудный период обязательно скоро закончится, а он, ребенок, остается таким же любимым, нужным и близким для своих родных.

Пройдите тестСтрадаете ли вы от депрессии Многим знакома ситуация, когда свет становится не мил, ничего не хочется делать, радостные эмоции исчезают. И очень трудно уловить момент, когда обычная хандра переходит в самую настоящую депрессию. С реальной депрессией практически невозможно справиться без вмешательства специалистов. При помощи этого теста вы сможете определить, насколько серьезным является ваше состояние и нет ли у вас склонности к депрессии.

Источник