Влияние мата на развитие ребенка

Влияние мата на развитие ребенка thumbnail

По первоначальному замыслу божьему, дар слова дан нам для того, чтобы обратится с молитвой к богу, своему небесному родителю, для общения с людьми на началах любви и мира и выражения своих творческих талантов.
Обладание словом, делает человека личностью, возвышает над животными и приближает к образу божьему. Тварями бессловесными, называют в Православном мире, животных. Для животного, язык – это орган вкуса. Для человека язык – основа проявления личности.

Чем совершеннее язык, тем выше уровень развития и культуры народа в целом. Всем миром признано, что русский язык один из самых богатых и выразительных и поэтому весьма печально, что обладая таким прекрасным, могучим и великим языком, многие русские люди отказываются от него и в общении друг с другом и используют жалкое подобие человеческой речи – мат.

Сквернословя, человек использует дар слова, для проявления своей внутренней нечистоты
, и через слово изливает из себя душевную грязь. Этим он оскверняет в себе божий образ, по которому был создан. В медицинской практике есть случаи, когда при определенных параличах, человек не может сказать ни одного нормального слова, но без запинки говорит целые выражения, состоящие только из мата. Это явление очень удивляет, так как свидетельствует о том, что матерная речь формируется по совсем иным нервным цепочкам, не так, как обычная человеческая речь. Таким образом, идет демонстрация дьявольской власти над парализованным телом. Получается что мат – это язык контакта с демоническими силами.

У древних славян мат приравнивался к проклятию.
Подобное его применение зафиксировано в славянской письменности. В болгарской хронике слово «изматерили» обозначало не «обругали», а просто «прокляли». В христианстве появились большое количество поучений в защиту человека против матерщины. Православные священники рассматривают ее как видимую черту бесовского поведения. С матерщиной вел борьбу царь Алексей Михайлович, в своем указе 1648 года он требовал не применять сквернословия. За использования непотребных слов было жестокое наказание, вплоть до казни. В XIX веке грубая брань вернулась в основу языка рабочих. Сегодня язык бесовский звучит у политиков, актеров, певцов и юмористов. Всех не перечислить.

Ученые, исследуя феномен мата, пришли к выводам
, что от его использования страдает нравственность и общее здоровье человека. Они доказали эмпирическим путем, что произнесенное или услышанное матерное слово несет в себе энергетический заряд, который негативно воздействует на человека. Несколько лет ученые вели наблюдение за двумя группами людей. В одну входили те, у кого в речи был только мат, а вторая группа наблюдаемых не использовала вообще грубых слов. И что же показали эти наблюдения? У людей, применяющих мат, обострились хронические заболевания. У другой группы состояние организма было на много лет моложе их паспортного возраста.

Приходят все новые и новые подтверждения нехорошего воздействия мата на человека
. Влияет он на мужскую потенцию и женственность. Мужчина, разговаривая нецензурной лексикой, получает в награду бесплодие. А организм женщины перевоплощается на мужской лад. Бранные слова приводят человека к темным силам. А как спасаться детям от такого наводнения мата? Ребенка, который постоянно слышит сквернословие, покидает чувство стыда, а это мостик к будущей деградации. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети заметно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан.

Современная литература и кинематограф сильно засорен сквернословием, в самых разнообразных формах. Бывает открытым текстом, где под пищалку, а порой заменяют похожими словами, когда герои, как бы спотыкаются на первых буквах, при этом дают понять, что хотели сказать, если было бы разрешено. Якобы так все более жизненно, натурально и значительно ярче. Конечно же, ярче, но не художественнее. Порой страх казаться человеком необразованным толкает человека на просмотр фильмов, телепередач или чтение грубых произведений. Культура человека начинается именно с умения сознательного ограничения животных грубых инстинктов.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит о грехе сквернословья с болью:
«Что у нас пользуется меньшим уважением как слово? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? — О, окаянные мы человеки! С какой драгоценностью так мы обходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например на молитве, при Богослужении, в проповедях, при совершении таинств! Христианин! дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни»

(Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 212).

Надо помнить великую значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и на Суде нам будет предъявлено!

Источник

Маты – не обычные слова. Их никто не учит в учебных заведениях, но они всем известны. Их можно услышать на улице, в маршрутке или кабинете, но если произнести самим в присутствии чужого ребенка – на вас оглянуться и злобно хмыкнут.

Мы поговорили с учителем и психологом, чтобы узнать так ли страшна нецензурная лексика, узнали почему эти слова когда-то запретили и что думают дети о матерящихся педагогах.

Что такое маты и откуда они взялись

Мат – это экспрессивная и табуированная лексика, которая включает в себя вульгарные, грубые и непристойные выражения, употребление которых порицается общественной моралью. В русском языке к матам относят 4 слова: «*уй», «*изда», «*бать» и «*лядь» и их всевозможные производные.

Когда именно возник мат неизвестно. Одни из первых письменных упоминаний мата есть в древнерусских берестяных грамотах XII—XIII вв. Например, в записке от Радослава к Хотеславу написана фраза: «ѧковебратеебилежѧ» («Якове, брате, *би лежа»), которая означает «не оригинальничай, будь как все».

Советский филолог, семиотик и лингвист Борис Успенский пишет, что мат использовался в славянских языческих ритуалах, связанных с плодородием. В язычестве Земля считалась женским символом, а небо, оплодотворяющее ее дождем – мужским. Земля была «беременна» урожаем и «рожала» хлеб. Мифологический мотив оплодотворения Земли и стоит за представлением славян о матах как о лексике, связанной с совокуплением. Матерные слова оскверняют Землю-мать, которая в представлении славян должна быть чиста (поэтому самоубийц «нельзя» хоронить на хорошей земле, а покойников специально подготавливают к захоронению).

Влияние мата на развитие ребенка

Филолог Алексей Плуцер-Сарно считает, что мат произносили в трудную минуту, обращаясь за помощью к магической силе, которая содержится в половых органах.

После появления христианства, вместе с обрядами исчезла и культовая магическая функция мата. В то же время табу на его употребление вне священных ритуалов сохранилось в бытовом языке и закрепилось в культуре.

Матерщина стала считаться чертой бесовского поведения и приписывалась чертям, лешим и домовым. Христианство запретило мат как и другие проявления язычества.

Считалось, что употребление мата оскорбляет трех матерей: ту, что родила человека, Богородицу и Мать – Сыру Землю.

Почему в языке есть маты?

Лингвист Михаил Осадчий считает, что бранная лексика есть в любом языке и чем больше людей говорят на этом  языке, тем больше в нем матов. По его мнению, языку нужны матерные слова, иначе они бы уже исчезли из обихода.

Использование матов, то есть табуированной, нелитературной лексики, по мнению Бориса Успенского – это выражение антиповедения, желание человека нарушать существующие культурные запреты. Возможно, тяга к табуированному и есть причина живучести и необходимости этой лексики.

Читайте также:  Головоломки для развития ребенка

Украинский лингвист Леся Ставицкая считала, что употребление нецензурных слов в литературе когда-то стало вызовом и формой сопротивления писателей. По ее мнению, хорошие тексты с такой лексикой пишут Юрий Андрухович, Сергей Жадан и Лесь Подревянский.

Какие бывают маты?

В каждом языке маты посвящены какой-то конкретной теме и это связано с культурными особенностями народа. Например, самое большое оскорбление для немцев – это обвинение в нечистоплотности, так как в их культуре высоко ценится телесная чистота. Поэтому матерные слова Германии связаны с темой удовлетворения естественных потребностей тела.

Влияние мата на развитие ребенка

В русском и английском языках маты затрагивают сексуальную сферу жизни, а в украинском – больше распространена копроректальная лексика.

Четкого официального перечня ни русских, ни украинских матов нет. Законодательно в РФ к русским матам причисляют слова «*уй», «*изда», «*бать», «*лядь» и все их производные. По мнению автора нескольких томов «Словаря русского мата» Алексея Плуцер-Сарно, таких выражений как минимум 3,8 тыс.

В украинском словаре нецензурной лексики Леси Ставицкой «Українська мова без табу. Словник нецензурної лексики та її відповідників» около 5 тыс. слов и стойких выражений, среди которых около 30 – непроизводных украинских обсценных (т.е. грубых бранных) слов. Главными среди них можно считать: «*івно» и «*рака».

Зачем люди матерятся?

Значение главных обсценных слов, из которых постоянно рождаются новые матерные слова всем известны. Однако мы используем слова, образованные от них, чтобы выразить совсем другие смыслы: начиная от эмоций негодования и заканчивая восторгом.

Российский лингвист Владимир Жельвис выделяет 27 функций ненормативной лексики, вот некоторые из них:

  •      для эмоциональной разрядки,
  •      чтобы понизить социальный статус адресата,
  •      чтоб установить контакт между равными людьми,
  •      для дружеского подбадривания или подтрунивания,
  •      чтоб устроить словесную дуэль,
  •      чтобы насмехаться вдвоем над третьим,
  •      для самоподбадривания,
  •      для самоуничижения,
  •      чтобы показать себя «человеком без предрассудков»,
  •      чтобы оспорить культурную норму,
  •      как символ сочувствия угнетенным классам,
  •      для эпатажа,
  •      чтобы «передать адресата во власть злых сил»,
  •      чтобы реализовать магическую функцию мата,
  •      чтобы ощутить власть над «демоном сексуальности»,
  •      чтобы демонстрировать половую принадлежность говорящего,
  •      как бунт,
  •      для искусства, чтобы подчеркнуть язык,
  •      выразить агрессию,
  •      как восклицание.

Какие плюсы использования матов?

Кроме того, что маты помогают объяснять местным гопникам, что это тоже ваш район, с их помощью можно выражать эмоции и понимать эмоции других людей, снимать напряжение, делать свою речь более серьезной и проявлять агрессивность. Также ругань помогает легче справляться с болью.

Психологи колледжа Марист в США обнаружили, что испытуемые, которым позволили повторять ругательное слово во время неприятной процедуры, справлялись с болью дольше и оценивали процедуру как менее дискомфортную по сравнению с людьми, которые повторяли во время процедуры нейтральное слово.

В чем минус использования матов?

Мат это табуированная лексика. Кроме того, что людей, которые ее используют, общество может считать невоспитанными и не подчиняющимся общественным нормам правилам, употребление нецензурной брани в общественных местах это нарушение Административного кодекса Украины. По статье 173 нецензурная брань – мелкое хулиганство. За него можно получить штраф от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан, попасть на общественные работы на 40-60 часов или на исправительные работы на 1-2 месяца с отчислением 20% заработка. Также можно получить административный арест на срок до 15 суток.

Влияние мата на развитие ребенка

При этом в законодательстве нет определения нецензурной брани. То есть если ваше дело о нарушении общественного порядка дойдет до суда, суд сам будет определять было ли высказанное вами слово нецензурным.

Как дети воспринимают маты в разном возрасте?

Отвечает Мирослав Гринберг — педагог, психолог, методист, тренер нескольких детских лагерей в Украине и Грузии:

Бранная лексика — часть лексики любого языка. Изучая язык, дети осваивают и эту его составляющую. Это закономерно и необходимо. Ругань — это эмоциональная реакция на ситуацию, и ругаются даже маленькие дети, едва овладевшие речью. Ребенок учится матерным словам у окружающих взрослых — в семье, потом у других взрослых и детей.  

Реакция ребенка на маты зависит от его окружения. Если в семье принято материться — ребенок относится к матам спокойно и легко их употребляет. В детском саду, а потом в школе ребенок начинает понимать, какие слова где можно говорить, а какие — нет. В большинстве случаев маленький ребенок реагирует на мат с удивлением или возмущением: «Дядя (тетя) говорит плохие слова!».

Подростки реагируют на мат по-разному. Для них матерная ругань может являться показателем «взрослости». Они чаще понимают, когда и где можно использовать такие слова. Неуместная матерщина вызывает у них негативную реакцию.

Дети примерно до 2-го класса считают, что учитель никогда не говорит плохие слова. Потом начинают догадываться, что педагог тоже человек и тоже может ругаться.

Если учитель матерится в присутствии детей, это сразу резко снижает его авторитет, ведь такой педагог не понимает элементарных вещей — когда и где можно употреблять бранные слова. Педагог материться не должен.

Чаще матерятся дети, которые слышат маты с детства или в кругу общения которых много матерятся. Матерятся все подростки — и отличники/отличницы с примерным поведением, и девочки/мальчики из интеллигентных семей.

Важно не то, что ребенок матерится, а то, где и как он это делает. Материться в своей компании или компании сверстников может быть уместно, а в чужих компаниях или при родителях и учителе — нет.

Как влияет использование мата в семье на ребенка?

Рассказывает детский психолог-консультант, преподаватель Национального педагогического университета им. Драгоманова Илона Рашковская:

Единого универсального правила, как нужно общаться в семье нет. Каждая семья устанавливает свои нормы общения и решает, какие слова у них приемлемы, а какие – нет. Также нельзя говорить по поводу уместности или неуместности использования мата. Для кого-то нецензурная лексика это нормальный способ общения, а для кого-то – абсолютно неприемлемый.  

Как реагировать на мат ребенка?

Рассказывает Илона Рашковская:

Детей не обязательно ограничивать в использовании матов. Главное не акцентировать на них внимание. Если мат сказал дошкольник, это лучше проигнорировать. Когда мат говорит ребенок младшего школьного возраста, стоит спросить, где он узнал это слово, что оно значит, но большого значения этому не придавать. Скорее всего, дети где-то услышали выражение и сами не понимают его значения. Если ребенок спрашивает вас что это значит, стоит объяснить, что это плохое слово и его не стоит употреблять.

В любом случае на мат детей стоит реагировать спокойно. Если у родителя будет эмоциональная реакция на определенное слово, то у ребёнка возникнет эмоциональная связь с этим словом. Он увидит, что именно из-за этого выражения у родителя возникают особенные эмоции и потом может использовать его, чтобы вызвать нужную реакцию родителя.

Даже если ребёнок рос в семье, где не принято материться и сам он никогда не использовал такую лексику, в подростковом возрасте ситуация меняется. Вокруг ребенка другие подростки матерятся и он тоже начинают так разговаривать. Это придаёт подросткам «взрослости и крутости». Такой период проходящий.

Источник

Аннотация: Статья представляет собой теоретическое исследование, изучающее влияние нецензурной лексики на психофизиологическое состояние человека.

В статье раскрывается этимологическое значение нецензурных выражений, история их возникновения в нашей культуре, психофизиологическое влияние на людей разных полов и возрастов, а также рассматриваются причины, по которым люди употребляют скарбезные выражения в своей речи.

Читайте также:  Скачки развития ребенка baby sleep

Влияние нецензурной лексики на человека.

“Мат бодрит и поднимает дух. Мат разряжает обстановку, снимает напряжение и помогает человеку влиться в коллектив. Мат вводит в ступор и убивает желание действовать. Мат делает человека, который на нем разговаривает, глупым, уродует его психику. Мат заживляет раны, помогает быстро восстановить силы, снять стресс. Мат разрушает женскую красоту” – все эти утверждения были сделаны после большого количества экспериментов учеными, психологами, врачами из разных стран независимо друг от друга.

Так как же все таки мат влияет на человека? Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы сначала разобраться, откуда он пришел в русский язык и что, собственно, означает?

Вообще, надо отметить, что, практически, до 18 века те слова, которые мы сейчас относим к матерным и ругательным, таковыми вовсе не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами.

Матерные выражения уходят своими корнями глубоко в древность. Считалось, что на Русь «матерщину» занесли монголо- татары, но были найдены  древние берестяные грамоты с матерными выражениями, песнями и частушками. Матерные выражения сами имеют сакральное происхождение и были связаны с ритуальными функциями. На этом уровне матерная брань не только не имела кощунственного смысла, но была магической формулой, священным заклинанием (аналогичные формулы существуют в буддизме).

Традиционно историю мата связывают с оккультными и языческими, сексуальными обрядами, игравшими важную роль в земледельческой магии. Матерные слова считались «словами силы»,потому что они имеют сильную энергию и влияние на эмоциональное состояние человека .С приходом христианства, как обряды, так и обозначавшие их “термины” попали в опалу и трансформировались в фольклор[6].

Среди очень популярных в обращении “сексуальных” ругательств можно выделить несколько крупных блоков.

  • Ø Отправление ругаемого в зону женских гениталий, в зону рождающих, производительных органов, в телесную преисподнюю (“пошел в …”), – не что иное как пожелание смерти. Как показал Михаил Бахтин, женское лоно является одновременно символом рождения и смерти.
  • Ø Намек на то, что некто сексуально обладал матерью ругаемого, “… твою мать”. Кстати заметим, что обвинение в инцесте с матерью, широко представленное в иноязычных ругательствах.
  • Ø Обороты речи с упоминанием мужских гениталий (типа “пошел на …”) ставят ругаемого в женскую сексуальную позицию, что равносильно лишению мужского достоинства. [3]

Далее, приведем результаты  исследования известного российского психолога Китаева- Смыка, которые говорят о том,  что у многих народов(алтайских, индейских, у древних англичан) были мужские и женские разговорные языки. Мужчины, чтобы сохранить достоинство, могли говорить на своем, а женщины использовали женские выражения. Заметим, что у некоторых народов сексуальные инвективы обращены не к матери, а к отцу (у казахов) либо к виновникам родственного кровосмешения – инцеста (у вайнахов).

 Русский мат – это сугубо мужская речь. Важнейшая его особенность -парадоксы суждений, парадоксальные сочетания сексуальности с адресацией ее к обыденной жизни с характеристиками конкретных людей. Матерная речь – это не просто скабрезные ругательства. Это еще и эмоциональная беседа мужчин в критических ситуациях. Исконной матерной речью пользовались только в мужских компаниях, и не для того, чтобы обругать друг друга, а для того, чтобы весело, быстро, понятно и эмоционально объясниться друг с другом в экстремальных условиях, ситуациях. Такая речь обладает мощным не только психологическим, но и физиологическим действием.

 «Матершинные диспуты-соревнования», практиковавшиеся в минуты отдыха в русских артелях, сходны своими парадоксальностями с дзен-буддистскими диалогами. Но в последних нет сексуальности, активизирующей выброс в кровь андрогенов, устраняющих утомление и уныние, нейтрализуя кортикостероиды («гормоны стресса»).

Ученый  проводил исследования психофизиологических влияний матерной речи в хирургическом отделении Института им. Н.В. Склифосовского и в боевых условиях на Северном Кавказе, при подготовке межпланетного полета и в российских тюрьмах. Анализируя  позитивное и негативное влияние матерной лексики.

В ходе наблюдений ученый со своими единомышленниками убедился в том, что мат с его эротическими образами способствует выработке мужских гормонов андрогенов, которые нейтрализуют гормоны стресса. Андрогены к тому же являются мощными антагонистами гормонов, вызывающих воспаление, ускоряют восстановление (регенерацию) тканей.

Из многочисленных источников известно, что в критических ситуациях, когда, несмотря на боль из-за ранений надо действовать, сохраняя жизнь, в организмах людей и животных вырабатываются обезболивающие вещества — эндорфины. Их выброс в кровяное русло сопряжен с эмоциями трех видов: с гневом, либо со смехом, или с сексуальным возбуждением. Эти эмоции усиливают выделение эндорфинов и их обезболивающее, рождающее смелость действие. И эти три «эндорфинных эмоции» возникают при матерщине: ведь матерная ругань зла, а матерные шутки юморны и эротичны. Вот так мат блокирует гормоны стресса и способен уменьшать боль.

Психолог приводит пример, как матерные частушки после боя  помогали солдатам быстро снять стресс, отдохнуть. По его мнению, ни сон, ни еда, ни отдых не дали бы столь интенсивного рекреативного эффекта. При этом автор заверяет, что сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни [5].

На женщин мат действует иначе. У них он тоже способствует выработке андрогенов, но у нормальной женщины андрогенов не должно быть много. Косметологи обратили внимание на то, что у женщин и девушек из компаний, где мат — обыденный язык, тело обрастает волосами и начинает, как у подростков, ломаться голос. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них «выражаться» нельзя, потому что матерная речь им вредна, провоцируя гормональные нарушения. Особенно опасно увлечение ею в подростковом возрасте. Сексуально-скабрезные ругательства вредно влияют на растущий детский организм и становление неокрепшей психики ребенка [4].

Как мы видим, мат вредно влияет на растущий организм, но при этом мы можем заметить, что сейчас чаще всего нецензурную лексику использует именно молодежь.

Дети, используя  мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в  настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

Так, дети двух – пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно  младшему возрасту наравне с другими  видами деятельности.

В возрасте пяти – семи лет основной движущей силой является бунт против того “как принято, как надо”. При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где  можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторые взрослые сторонятся «матершинников», и дети, замечая это , думают что так можно заставить себя уважать и бояться.

К двенадцати – четырнадцати годам подростки, как правило,  употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка. Издревле считали, что мат это не оскорбление , а  защита. Поэтому подростки так  сильно ругаются матом. Для них мир  еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно – нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития ,это грозит проблемами в будущем. Из таких детей вырастаю тираны и диктаторы. Так что будет гораздо лучше, если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте, будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя [8].

Читайте также:  Основные закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте

Нас все же интересует, откуда берется нецензурная лексика в нашей речи и, почему мы с таким удовольствием её используем? На этот вопрос ответил Л.А.Китаев-Смык,  классифицировав «матерную речь» по типам ее происхождения [4].

– скабрезная окраска речи может быть обыденной у тех, кто пользовался ею раньше и всегда;

– матерная речь может неожиданно стать доминирующей в изолированных мужских контингентах во время опасных ситуаций, при боевой обстановке, на охоте и еще в больничных палатах;

– матерные речь и инвективы (ругательства) – нередко продукт сексуальной озабоченности. Она бывает, в частности, при незавершенности детского «пенис-вагинального» периода [7];

– акцентуация мышления и речи на вторичных половых признаках обоих полов может быть при психосексуальной недоразвитости личности, претенциозно-агрессивно, истероидно защищающейся от собственного опасения перед сексуальными неудачами;

– ременисцентная матерная речь в критических ситуациях и у больных после травмы как бы всплывает из глубин памяти, когда-либо слышанная;

– конформистски-подстраивающийся мат возникает у личностей, опущенных на нижнюю ступень социальной иерархии;

– демонстративная матерная речь у, так сказать, культурных мужчин – признак снижения у них сексуальной потенции. Они, не осознавая того, во-первых, пытаются восстановить потенцию, стимулируя себя сексуальными парадигмами, во-вторых, инфантилизируются (одитячиваются), делая якобы оправданной игру в запретные слова;

– командный мат – это архаическое, зооантропологическое проявление латентной гомосексуальности как символизации доминирования в стаде среди других особей мужского пола. В стае животных самцы утверждают свое господство иногда не в битве, а гомосексуальным актом;

– убогая нецензурщина восполняет скудность языка при дебильности, как словесными протезами.

Матерная речь различалась в экспериментах ученого в больничных палатах по эмоциональности:

– наиболее часты два вида ее звучания – радостно-смешливый и боевито-задорный. Их провоцировало естественное снисхождение окружающих здоровых людей к больным-травматикам. При этом право на бодрящие скабрезности «выскальзывало» из-под этических запретов и условностей. Говоря языком психоанализа, оздоравливающая мужская лихость как принадлежность «Я» освобождалась от давления «сверх-Я»;

– агрессивно-защитная матерная речь больных была на пути к такому освобождению «Я» от запретов «сверх-Я». Она прикрывала личностную слабость и неуверенность в себе;

– междометийный мат был у людей с неразвитой речью и заполнял интервалы подыскивания нужных слов и выражений;

– наконец, были замечены случаи эхолалийного мата как спонтанные повторы дебилами вслед за чьим-либо произнесением скабрезности. Ее эмоциональность возбуждала дебила к речевой активности, к участию в беседе. Но так как ему нечего было добавить, то он спонтанно повторял слово-возбудитель[4].

Профессор В.И. Желвис, дополняя мнение Л.А. Китаева-Смыка о полезных свойствах мата, отмечает адаптивное (антистрессовое) действие сексуально-вербальных инвектив («матерной ругани») благодаря их:

– табуированию. Нарушение запрета их гласного употребления создает у говорящего и у слышащих экстаз прорыва в недозволенное;

– эмоциональной разрядке. Будоражащие сознание сексуальные образы оживляют настроение и самочувствие;

– агрессивности. Словесная агрессия подменяет реальную. Это освобождает субъекта от угнетенности невозможностью оскорбить противника действием;

– театрализации сексуально-эмоциональных действий. Благодаря им субъект включен в «театр жизни»;

– претензии на захват субъектом статуса в социальной иерархии путем использования скабрезных ругательств.

– ритуальной сущности этих ругательств, потребной, в частности, во многих экстремальных ситуациях;

– возможности эмоционально демонстрировать ксенофобию, используя интернациональные сексуальные образы [2].

Далее, рассмотрим  мнение на этот счет доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой психологии и педагогики Алтайской академии экономики и права Бориса Сосновского.

 Борис Алексеевич напомнил, что в классической психолингвистике с давних времен существует деление речи. Есть самая простая разновидность нашей речи – аффективная речь. Аффект, в свою очередь, – это один из видов переживаний, с которым человек совладать не может. Обычно оно связано с биологическими, жизненными потребностями. По признанию мировой психологии, это единственный вид переживаний, которым человек управлять не может. Всем известно, что до сих пор в суде нахождение человека в состоянии аффекта является смягчающим вину обстоятельством.

Когда говорят аффективная речь, то, с одной стороны, подразумевают под ней густо насыщенную эмоциями речь, с другой стороны – речь, которая действительно бывает в состоянии аффекта. Человек ничего не делает без побуждения. За речью тоже стоит побуждение. Самый примитивный мотив – наличие острого, как правило, кратковременного переживания. Так вот, по словам Бориса Сосновского, аффект стоит в начале бранной речи.

По словам психолога, один из «минусов» употребления мата заключается в том, что негативная эмоция от одного сквернословящего человека переходит на другого, заражает его. Одной из особенностей аффективной речи является очень мощное воздействие на окружающих. Бранная речь ввиду своего происхождения – как выход эмоции – заразительна. В социальной психологии известны эффекты заражения, когда чья-то эмоция действует на других как гриб. Так работает эффект толпы. Этот эффект заражения – один из тяжелейших последствий ее существования

Профессор доказывает, что  мысль влияет на речь, однако, в зависимости от того, какая речь, меняется и мысль. И если все упростить, то можно сказать: какова речь – таково и мышление. Ограничения, которая накладывает эта лексика на психику, потрясающе. Это гигантские потери. Происходит не только редукция речи, но и редукция мысли, человеческой психики. В данной связи мат не уникален. Прикольно, клево- Если бы эти слова засоряли только язык. Они засоряют психику. Это потеря личностная[1].

Итак, проанализировав положительное и отрицательное влияния нецензурной лексики на человека, возникает вопрос надо ли бороться с агрессивным засорением матерщиной (сексуализированными инвективами) русского языка?

Ответ однозначный: « Да! Со всей решительностью используя учебно-воспитательный процесс и средства массовых коммуникаций». Сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни. Ведь мат влияет не только на психическое, но и на физиологическое состояние человека, а также на нравственное и душевное развитие. Так что если мы хотим жить и растить детей в здоровом во всех смыслах обществе, то каждый из нас должен задуматься над проблемой мата в нашем языке и нашей культуре.

Список литературы:

1. Алтайский психолог: мат портит не только речь, но и в целом психику человека.9.06.2009 г. https://www.amic.ru/news/106133/

2. Желвис В.И. ,Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М: Ладомир, 2001.

3. Зеленин Д.К. ,Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии // Сборник Музея антропологии и этнографии. -Л., 1930. -Вып. IХ.

4. Китаев-Смык Л.А. ,Сексуально-вербальная защита и агрессия (матерная речь и матерная ругань). // Речевая агрессия в современной культуре. Челябинск: Изд. ЧГУ, 2005,с. 17 – 21

5. Китаев-Смык Л.А., Стресс войны: фронтовые наблюдения врача-психолога. М.: РИК, 2001

6.Успенский Б.А.,Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии // Успенский Б.А.. Избранные труды. В 3 т. М., 1996, т.2. Язык и культура.

7.Фрейд З., Психоанализ детских неврозов// Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990, с. 37-199.

8. https://referat.yabotanik.ru

Источник